Содержание

Ключевые черты лидера

Details

Просмотров: 86443

  • Предыдущая статья
    Теоретический анализ исследовательских подходов к феноменам лидерств а и эмоционального интеллекта

  • Следующая статья
    Теории происхождения лидерства

Настроить шрифт

  • Размер





  • Стиль




  • Режим чтения

При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, в последние годы многие ученые пришли к выводу, что лидеры действительно отличаются от других людей в нескольких важных отношениях [42, с.428].

Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения [1, с.31]. Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации [24, с. 16]. В отличие от собственно управления, этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».

Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления, Чередниченко И.П. с соавторами [47, с.262] перечисляет наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности: 1) личностные черты лидера; 2) представления лидера о себе самом; 3) потребности и мотивы, влияющие на поведение; 4) система важнейших убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) стиль межличностных отношений; 7) устойчивость к стрессу.

1. На успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера, по мнению Чередниченко И. П. с соавторами, является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу. Авторы выделяют наиболее характерные черты мышления, присущие лидерам: гибкость, продуктивность, скорость и аналитичность мышления. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность. Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Необходимость скорости мышления объясняется тем, что тугодум в силу естественного отбора не может стать лидером. А если у лидера нет склонности к анализу ситуации, то он долго не сохранит свои властные позиции.

2. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

3. Лидер, как и каждый человек, имеет большой набор потребностей, каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

4. Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из-за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих-то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.

5. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется: а) подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; б) характеристиками мышления — здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности; г) предпочтением определенной величины риска; д) когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.

6. Стиль межличностных отношений. Личностные черты, имеющиеся в руководителе, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад его характера, определяет то поведение, которое он позволяем себе по отношению к другим людям. Братченко С.Л. различает 6 видов направленности в общении, которые и могут определять стиль межличностных у отношений в управленческой деятельности: 1) ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии; 2) ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе; 3) ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, стремление «вычислить» собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью; 4) добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, безразличие к пониманию себя с его стороны; 5) готовность «подстроиться» под собеседника, подчинение силе авторитета, уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым; 6) доминирование ориентации на «сугубо деловые» вопросы, «уход» от общения как такового [47, с. 268–269].

7. Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.

Бэрон Р.С., с соавторами [42, с.429], рассматривая проблему ключевых черт лидеров, пишут, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость – желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; самоуверенность; креативность; мотивация лидерства – желание руководить и иметь власть над другими людьми (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики лидеров по Бэрону Р.С. с соавт. [42, 430]











Черта

Описание

1

2

Напористость

Желание успеха; амбиции; большая энергия; упорство; инициатива

Честность и прямота

Заслуживают доверия; надежность; открытость

Мотивация лидерства

Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей

Самоуверенность

Вера в собственные способности

Умственные способности

Ум; способность объединять и интерпретировать большое количество информации

Креативность

Оригинальность

Приспособляемость

Способность адаптироваться к нуждам своих подчиненных и к изменяющимся требованиям ситуации

Компетентность

Знание деятельности группы; знание соответствующих технических вопросов

Однако наиболее важной характеристикой лидера, как полагают авторы, является высокий уровень приспособляемости: способность осознавать, какие действия или подходы требуются в данной ситуации, и затем действовать соответственно им. Подчеркивается, что успешные лидеры в большей степени, чем другие люди, демонстрируют черты характера, приведенные в этом списке.

Рассматривая вопрос эффективного лидерства, Чалдини Р. с соавторами [46, с.174], отмечая, что лидеры действуют эффективно, если приспосабливают свой стиль к потребностям группы, обращают особое внимание на то, что есть некоторые лидеры, которые эффективны не потому, что изменяются сами, а вследствие того, что способны преобразовывать группу и вдохновлять ее на выполнение своих собственных целей. На основании ряда исследований психологи сделали вывод, что лидеры, способные не только вызывать одобрение своих подчиненных, но и добиваться высокой продуктивности, обладают определенными характеристиками. Людей, обладающих несколькими такими характеристиками, исследователи назвали трансформирующими (харизматическими) лидерами. Они формируют стремления и Я-концепции последователей, так что успех всей группы становится и личным успехом последователей, а цель лидера становится их собственной целью. Такие лидеры интеллектуально стимулируют своих последователей, позволяют им испытать свои жизненные позиции и ценности, убеждают последователей, что те лично играют значительные роли и вносят важный вклад в общее дело. Авторами перечисляются конкретные характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение по Чалдини Р. с соавт. [46, с.176]






Характеристика

Соответствующее поведение

Идеализированное влияние, или
«харизма»

Передает чувство «совместной миссии» последователям

Демонстрирует преданность своим последователям

Апеллирует к надеждам и желаниям последователей

Желает пожертвовать своими личными целями ради блага группы

Интеллектуальная стимуляция

Формирует открытость к новым способам мышления

Создает «большую картину», включающую разные взгляды на проблему

Желает принимать в расчет идеи, даже на первый взгляд «глупые»

Воодушевляющая мотивация

Убеждает последователей, что они обладают способностями выполнить больше, чем они сначала считали возможным

Подает остальным пример, к которому надо стремиться Представляет оптимистический взгляд на будущее

Индивидуализированный подход

Признает силы и слабости отдельного человека

Открыто интересуется благополучием других людей

Поддерживает усилия других, направленные на улучшение работы

Описывая ключевые черты харизматического лидера, Столяренко Л. Д. [44, с.276] обращает внимание прежде всего то, что его индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, но лидер демонстрирует личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Во-вторых, харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер — подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. В-третьих, харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива, для общества в целом – благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т.д. Четвертое: харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. В-пятых, в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация — реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

Опровергая предположение о том, что природа трансформационного лидерства основана на определенных чертах характера, Р.С. Бэрон с соавторами  утверждают, что оно в большей степени основывается на определенном типе реакций со стороны последователей. Такие реакции включают: 1) высокий уровень приверженности, преданности и уважения к лидеру; 2) увлеченность лидером и его идеями; 3) желание последователей принести в жертву свои личные интересы ради более значительной общей цели и 4) более высокий, по сравнению с обычным, уровень активности. Таким образом, делают вывод авторы, трансформационное, или харизматическое, лидерство подразумевает особый тип взаимоотношений «лидер – последователи», при котором лидер может «заставить обычных людей делать экстраординарные вещи перед лицом несчастья» [42].

Наиболее эффективные лидеры, по мнению Мескона М.Х. с соавт. [29] способны нести ответственность за свое поведение, желают достичь поставленной цели, а также имеют образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую надо исполнить.

Адлер Ю.П., и Липкина В.В. [2] также выделяют особую роль, которая имеет ответственность лидера и, кроме нее, – системное мышление и ценностный базис. «Ответственность – это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, – подчеркивают авторы. – Даже в тех случаях, когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность».

Системное мышление позволяет создать общее видение организации, адекватно оценить ситуацию, корректно осуществить постановку задачи. Только при системном подходе процесс может стать большим, чем сумма его элементов. Основной принцип системного мышления состоит в том, что любой процесс, объект или явление рассматривается как система.

Определяющим фактором при признании лидера группой являются ценности. При этом играет роль не только система ценностей группы, но и система ценностей организации и общества [29]. В ходе исследований Далгаарда определились и основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество [2, с.18].

Мелиссой Х. были выделены четырнадцать ключевых черт глобальных лидеров: 1) мыслит глобальными категориями; 2) предвидит потенциальные возможности; 3) создает общее видение будущего; 4) способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия; 5) ценит в людях различия; 6) развивает командный подход к работе, чувство партнерства; 7) приветствует перемены; 8) демонстрирует знание технологий; 9) поощряет конструктивный вызов; 10) обеспечивает удовлетворение клиентов; 11) достигает успехов в соревновании с конкурентами; 12) демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции; 13) проявляет готовность к коллективному руководству; 14) действует в соответствии с провозглашенными ценностями [2, с. 19].

Питер Сенге в своей книги «Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации» отмечает, что большинство выдающихся лидеров, с которыми ему случилось работать, «отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. Таких людей отличает «умение формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывали с ними собственное поведение» [41]. В разработанной Сенге П. программе развития лидерских качеств автор акцентирует «индивидуальные дисциплины» – системное мышление, работу с интеллектуальными моделями и личное совершенствование. Эти дисциплины охватывают жизненно важные для лидерства умения: концептуализацию, общение и творческий подход. В свою очередь, природное лидерство, по мнению Сенге, не сводится к набору умений или знаний: люди в конечном итоге следуют за теми, кто во что-то верит и при этом способен достигать адекватных результатов. Иначе говоря, природным лидером становится тот, кто способен учиться [41, с. 373].

Лидерство – это постоянная, напряженная деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане. В связи с этим А.М. Первитская разграничивает лидерскую деятельность на актуальную и потенциальную. Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и (или) на свою собственную, актуальная лидерская деятельность определяется как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность – это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы. Рассматривая специфику лидерства как роли, автор подчеркивает, что эту роль лидеру не только «дают», но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту. [34, с.9]

Таким образом, психологическую готовность к лидерству можно рассматривать как возможность мобилизации лидерского потенциала, который предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.

См. Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта (Дипломная работа)

  • Предыдущая статья
    Теоретический анализ исследовательских подходов к феноменам лидерств а и эмоционального интеллекта

  • Следующая статья
    Теории происхождения лидерства

Качества и черты личности лидера, Учебное пособие

метки:Руководитель, Лидерский, Качество, Потенциал, Студент, Определить, Перспективный, Управленческий

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

· доминантность — умение влиять на подчиненных;

· уверенность в себе;

· эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;

· креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;

· стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;

· ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;

· независимость, самостоятельность в принятии решений;

· гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;

· общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.

6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

4 стр., 1539 слов

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных …

… которых базируется его профессия; владение широким спектром творческих умений и навыков в сфере музыкального искусства; умение использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на уроках музыки … той или иной деятельностью. [2] С. И. Науменко подчеркивает, что способности есть врожденные качества индивидуальности. Свою позицию она обосновывает ранним проявлением одаренности (В. А. …

7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.

8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

 

Лидерский потенциал является профессионально важным качеством руководителя, которое необходимо оценивать и формировать уже на первом этапе профессионального становления руководителя, в период обучения в вузе и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.

Изменение и развитие лидерского потенциала современного руководителя предопределяют условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность. Руководители лучше студентов умеют управлять своими эмоциями, имеют чуть более развитую (хотя и средне) эмпатию, они лучше, распознают эмоции других, но под воздействием профессиональной среды часто утрачивают самостоятельность, а с повышением профессионального статуса их уверенность часто преобразуется в самоуверенность.

Лидерский потенциал перспективного руководителя является метакачеством, интегрирующим профессиональные, лидерские и субъектные качества личности руководителя.

Модель лидерского потенциала перспективного руководителя представляет собой структуру, первый уровень (ядро) которой образуют деятельностно-ориентированные и лидерские качества личности и социально-ориентированные, волевые и творческие ресурсы личности. Ресурсы 2-го уровня включают волевые, интеллектуальные и лидерские качества личности.

Руководитель выступает как субъект, одновременно находящийся в эпицентре взаимодействия систем разного уровня: профессиональной среды, коллектива, организации. Личность руководителя под воздействием специфики ЖДТ претерпевает изменения и выявленные различия между ЛППР и ЛПРР показали изменения и самого лидерского потенциала, который, к сожалению, развит недостаточно.

Метакачество «лидерский потенциал руководителя», в соответствии с моделью перспективных руководителей, состоит из разноуровневых интегральных качеств, имеющих связи между собой и выступающих в целостности как саморегулируемое и самоактуализирующееся двухуровневое метакачество. Основой метакачества являются деятельностно-ориентированные и лидерские качества субъекта, дополненные интеллектуальными, волевыми, социально-ориентированными ресурсами, и обеспечивающие, в своей целостности, эффективное выполнение управленческой деятельности и характеризующие ядро лидерского потенциала руководителя РЖД.

Анализ данных ассоциативного эксперимента и диагностики среди эффективных руководителей в системе РЖД показал, что наличие профессиональных знаний — это одно из главных условий эффективной управленческой деятельности в дальнейшем, но не являющееся единственным. Для эффективной управленческой деятельности необходим лидерский компонент, входящий в структуру модели лидерского потенциала руководителя и раскрывающий его личностные лидерские способности. Как подтвердил анализ эмпирических данных, современные руководители, кроме высокого уровня профессиональной грамотности, обладают выраженными способностями к лидерству. Исходя из этого, мы считаем целесообразным рассматривать, как критерий лидерства среди студентов, нормативные показатели выраженности лидерских тенденций на выборке руководителей и значения по шкалам теста Р. Кеттела, характеризующие респондентов как лидеров.

9 стр., 4373 слов

Развитие лидерских качеств руководителя

… и группы индивидов. Предметом исследования являются лидерские качества руководителя. Цель — исследовать особенности развития лидерских качеств руководителя. Основной задачей исследования является раскрытие и … т.д. Актуальность данной проблемы заключатся в том, что руководитель, обладающий выраженными лидерскими качествами, более эффективно управляет коллективом, соответственно возрастает . ..

В настоящее время наиболее востребованным качеством личности руководителя является лидерский потенциал. Необходимо подчеркнуть, что понятие «лидерский потенциал» не относится к числу общеупотребительных, не достаточно четкого определения и описания лидерского потенциала как отдельного понятия. В основном лидерский потенциал рассматривают как совокупность индивидуальных и личностных характеристик, обеспечивающих лидерство, исходя и принципиального содержания потенциала как такового.

Обобщение научных трудов по исследованию лидерского потенциала руководителя показало, что при очевидном внимании к проблеме деятельности руководителя лидера многие вопросы относительно понятия и структуры лидерского потенциал руководителя как субъекта определенной организации до сих пор остаются дискуссионными.

Более того, руководитель осуществляет свою профессиональную деятельность исходя из своих личностных особенностей, но с учетом социальных отношений и ориентаций, выстраивая свои отношения с профессией и обществом. Руководитель выступает как субъект, одновременно находящийся в эпицентре взаимодействия систем разного уровня: профессиональной среды, коллектива, организации. Поэтому личность руководителя постоянно претерпевает изменения в зависимости того, субъектом какой деятельности, организации он является, и, как следствие, может изменяться его лидерский. Но эта проблема еще менее изучена в психологических исследованиях, не определены факторы, вызывающие эти изменения. Особый интерес вызывает вопрос о том, каким лидерским потенциалом должен обладать перспективный руководитель.

Таким образом, наблюдается явное противоречие между высокой социальной востребованностью лидерского потенциала руководителя в условиях рыночных отношений, с одной стороны, и ограниченностью научного поиска в исследовании этого феномена — с другой.

 

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоя в следующем:

— выявлена категориальная структура представлений о перспективном руководителе-лидере железнодорожной отрасли современных руководителей, занимающих разный должностной уровень в РЖД;

— обоснована по данным руководителей и студентов идеальная модель лидерского потенциала перспективного руководителя и определены основные качества и ресурсы лидерского потенциала руководителя-лидера;

— определены структуры и ресурсы лидерского потенциала современны руководителей и студентов — будущего резерва руководителей в системе железно дорожного транспорта;

— показано, что лидерский потенциал руководителя-лидера как субъект системы «человек — профессиональная среда-общество» претерпевает изменения реальных профессиональных организациях.

20 стр., 9808 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

… среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и … аспект в межличностных отношениях…..……19 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………….25 2.1. Организация и методы исследования……………………… …

 

15 наиболее важных черт личности эффективных лидеров

Закройте глаза и представьте себе лидера. Вы думали о генерале? Президент? Нет ничего необычного в том, чтобы ассоциировать лидерство с властью, но я бы сказал, что для оценки эффективности лидерства власть не так уж далеко заведет вас на поле боя, в Овальном кабинете и, да, даже на рабочем месте. Чтобы добиться устойчивого успеха, менеджеры должны принять гуманистическую модель, которая подчеркивает сострадание, ценность каждого человека и уважение.

Вот 15 личностных качеств, которые являются ключевыми для эффективного лидерства:

1. Открытость и дружелюбие

Люди ценят и реагируют более позитивно, когда чувствуют, что могут доверять своему лидеру, открыто общаться и не бояться говоря неправду. Сильный лидер — это тот, с кем люди чувствуют себя комфортно, зная, что получат честный ответ.

Гуманистический лидер общителен, прост в общении и общителен.

2. Доброта

Все люди хорошо реагируют на жизнерадостных, приятных людей, которые, кажется, ставят других на первое место. Развитие доброты, даже с людьми, с которыми труднее ладить, делает лидера более эффективным.

Гуманистическому лидеру можно доверять.

3. Задумчивость

Люди получают больше удовольствия от своей работы и, таким образом, более продуктивны, когда руководитель уважает их взгляды и разделяет их взгляды. Думая о других и часто ставя их нужды на первое место, лидер может завоевать доверие и лояльность.

Лидер-гуманист проявляет сочувствие и может поставить себя на место людей, которыми он руководит.

4. Эмоциональная стабильность

Эмоции на работе меняются в течение дня, но люди ожидают, что лидеры будут эмоционально стабильны в течение дня. Это, в свою очередь, вызывает эмоциональную стабильность членов команды, и работа выполняется более эффективно.

Гуманистический лидер эмоционально устойчив.

5. Креативность

Людям нужны новые идеи и понимание от их лидеров, чтобы преуспеть в работе. Творческий ум, способный мыслить нестандартно, очень эффективен на рабочем месте.

Гуманистические лидеры, способные мыслить с разных точек зрения, системные мыслители, глубокие мыслители, полные воображения и новых возможностей!

6. Эффективные коммуникаторы

Люди с готовностью следуют за лидерами, которые могут четко объяснить, чего они хотят и ожидают, используя письменные, устные и невербальные способы общения. Сильные лидеры могут общаться с людьми посредством ясного и честного общения.

Гуманистический лидер знает, как сформулировать свои цели так, чтобы люди могли их понять.

7. Честность 

Быть честным, надежным и заслуживающим доверия – все это имеет решающее значение для лидеров, потому что люди с большей вероятностью последуют за теми, кому, по их мнению, они могут полностью доверять. Быть честным человеком означает быть человеком, который стоит за своим словом и появляется, когда вы говорите, что будете — эта черта показывает подчиненным вам людям, что они могут доверять вам не только в профессиональном, но и в личном плане.

Лидер-гуманист честен в каждом взаимодействии с людьми, которыми он руководит, и это укрепляет доверие внутри команды.

8. Самосознание

Чтобы руководить другими, лидер должен осознавать свои собственные потребности, сильные стороны и недостатки и демонстрировать это, принимая меры по улучшению, когда это необходимо. Только благодаря самосознанию лидеры смогут вносить изменения, чтобы стать более сильными лидерами. Другие хорошо реагируют на тех, кто осознает свои черты характера и то, как они влияют на других.

Лидер-гуманист находится в контакте с самим собой и использует это самосознание, чтобы лучше влиять на окружающих.

9. Эмпатия

Способность понимать и реагировать на эмоции и переживания других создает сильного, представительного лидера. Эмпатия жизненно важна для создания прочных связей с членами команды, и эти связи помогают лидеру добиться большего.

Лидеры-гуманисты реагируют на эмоции и опыт других с чутким пониманием и используют это сочувствие для принятия лучших решений, влияющих на команду.

10. Вовлеченный

Вовлеченный лидер активно взаимодействует с членами команды в течение дня. Этот лидер знает, что происходит в жизни его сотрудников, как они справляются со своими проектами и что может сделать, чтобы дела текли более свободно в течение дня.

Лидер-гуманист является активным и заинтересованным участником происходящей работы, и этот лидер не боится испачкать руки в ежедневной работе.

11. С чувством юмора

Излишняя серьезность может навредить руководству командой. Смех поднимает настроение людям в организации даже в напряженные или трудные времена. Юмор позволяет лидеру видеть светлую сторону всего, что происходит, даже если происходит что-то негативное. Люди хорошо реагируют на соответствующий юмор.

Лидеры-гуманисты понимают и используют силу смеха посредством уместного и своевременного юмора, который может помочь уменьшить стресс и улучшить общий моральный дух.

12. Увлеченность

Лидеры, увлеченные своей миссией, способны донести четкое видение до людей, которыми они руководят. Эта страсть может привести к харизматичному подходу, на который люди хорошо реагируют. Они отлично умеют сообщать о целях своих действий, и эта страсть может распространяться на других.

Гуманистические лидеры страстно увлечены своим делом и могут передать эту страсть людям, которыми они руководят.

13. Респектабельный

Уважение заслуживают, а честность и страсть сильного лидера — это то, что люди будут уважать, когда они проявляются с открытостью и сочувствием. Принимая эти черты характера, лидеры получат признание тех, кого они возглавляют. Эти лидеры ведут себя так, что требуют и вызывают уважение у окружающих.

В каждом действии и реакции гуманистические лидеры живут респектабельной жизнью.

14. Ответственность

Лидеры, преуспевающие в том, что они делают, понимают важность ответственности за свои действия. Либо через других, которые руководят ими, либо подотчетны своим собственным командам, хорошие лидеры будут проверять других, чтобы убедиться, что они хорошо достигают своих целей.

Гуманистические лидеры понимают ценность ответственности и считают себя, а не только свою команду, ответственными за свои успехи.

15. Этические

Этические лидеры верят в достоинство и ценность других и будут стремиться защищать их на протяжении всей работы организации. Этическое поведение пронизывает каждое решение, и эти лидеры будут настаивать на действиях, которые защищают общее благо.

Гуманистические лидеры имеют сильные этические ценности и используют эти ценности для принятия собственных решений.

Лидерские качества личности: ключевой вывод

Если вы хотите быть эффективным лидером, вам нужно быть добрым, вдумчивым, творческим, уметь эффективно общаться, обладать самосознанием, быть честным и сочувствующим, заинтересованным, страстным, этичным и ответственным.

Возможно, вы уже обладаете некоторыми из этих черт характера, но для других может потребоваться работа, чтобы развить эти лидерские качества, чтобы вы могли стать сильным гуманистическим лидером.

Как развивать гуманистические лидерские качества

Гуманистический лидер — это тот, кто использует лидерские качества, которые помогают ему более эффективно взаимодействовать с другими. Если вы занимаете руководящую должность и хотите добиться успеха, пришло время развивать эти гуманистические качества лидера. Начните с этого списка и определите те области, в которых вам нужно улучшиться. Затем принимайте меры, чтобы совершенствоваться каждый день, стремясь к большей открытости, честности, увлеченности или любой другой области вашей работы. Хотя это может занять некоторое время, сосредоточившись на том, чтобы стать гуманистическим лидером, вы станете более эффективно руководить людьми вокруг вас.

Узнайте больше о лидерстве сегодня

Гуманистическое лидерство ставит людей на первое место, но для многих лидеров это неестественно. Для развития этих лидерских качеств требуется время и обучение. JWU стремится создать сильных гуманистичных лидеров, которые будут эффективны в выбранной ими профессии.

Узнайте, как получить степень магистра делового администрирования в области организационного лидерства онлайн в JWU. Для получения дополнительной информации заполните форму запроса информации, позвоните по телефону 855-JWU-1881 или напишите по электронной почте [email protected].

Crystal Knows — Черты характера лидера: каковы черты хорошего лидера?

Мудрый человек по имени Уильям Шекспир однажды написал: «Некоторые рождаются великими, некоторые достигают величия, а другим величие навязывается». Другими словами, некоторым людям повезло родиться с качествами лидера, в то время как многим другим приходится учиться приобретать навыки с течением времени и опыта. Чтобы быть лидером, требуются определенные качества и навыки, которые можно развить с помощью практики и времени.

Необходимо действовать уверенно и уверенно, чтобы вдохновлять других следовать за вами как за сильным лидером. Ваши действия должны быть умными, а ваши идеи должны быть новаторскими, чтобы достичь ваших целей и привести вашу организацию к успеху. Благодаря многолетнему опыту и практике самосознания вы можете вырасти в успешного лидера.

Объяснение черт характера лидера

Лидерство определяется как способность направлять других к достижению целей или другим успехам. Хотя личностные качества лидеров, безусловно, играют роль в преуспевании на таких должностях, любой тип личности может быть великим. Хотя не существует конкретного плана личностных качеств, необходимых для достижения успеха на руководящей должности, определенные характеристики обычно ассоциируются с влиятельными лидерами.

В этой статье рассматриваются общие черты личности лидера, что делает его плохим лидером, а также общие черты характера великих лидеров, которые помогают им вдохновлять и направлять свою команду. Читайте дальше, чтобы узнать, какими чертами вы можете обладать, и определить, какие из них вы могли бы извлечь из этого выгоду.

Личность и лидерство: что делает лидера плохим?

Гораздо легче быть паршивым лидером, чем хорошим. Плохое лидерство может быть довольно распространенным явлением из-за плохого решения о найме, плохого характера или отсутствия необходимых навыков и личных качеств. В то время как различные внешние факторы способствуют тому, чтобы кто-то был плохим лидером, личностные качества также могут играть значительную роль. Личность лидера, которая не подходит для управления конкретной командой, может негативно повлиять на их эффективность. Вот некоторые важные черты личности лидера, которые могут плохо повлиять на его способность руководить: 

1. Непонимание разных личностей

Когда лидер не признает, что его команда состоит из уникальных людей с разными личностями, проблемы обязательно возникнут. Личность влияет на то, как люди реагируют на разные ситуации, работают наиболее эффективно, разрешают конфликты, общаются и многое другое. Поскольку личность диктует поведение людей, лидеры должны понимать типы членов своей команды.

2. Неправильное общение

Если лидер не понимает типы личности своей команды, он не сможет общаться наиболее оптимально и эффективно. Например, некоторым людям может потребоваться более представительное общение в офисе, в то время как другим может понравиться прямое и деловое общение. Без знания предпочтений в общении гораздо более вероятны недопонимание, напряжение и неудовлетворенность сотрудников. Если лидеры не знакомы с предпочтениями членов своей команды, они могут восприниматься как посредственные лидеры, которые не ценят своих сотрудников. Когда лидеры находят время для общения со своими сотрудниками, они показывают, что ценят и уважают их.

3. Плохое слушание

Если лидер слишком увлечен своими потребностями или идеями и пренебрегает прислушиваться к проблемам или идеям своих сотрудников, это может напрямую повлиять на моральный дух и рост. Чтобы чувствовать себя частью команды и организации, сотрудники должны чувствовать себя услышанными и оцененными их лидером. Предположим, руководитель постоянно закрывает глаза на проблемы или идеи своих сотрудников или не принимает во внимание их мнения. В этом случае сотрудники потеряют уважение к своему лидеру или в конечном итоге почувствуют себя неуважаемыми.

4. Эго

Иногда может быть трудно признать поражение или признать, что чужие идеи могут быть лучше ваших собственных. В этих случаях хорошие лидеры отложат в сторону гордость. С другой стороны, плохие лидеры могут отвергать идеи, отличные от их собственных, или отказываться видеть ошибки на своем пути, что может напрямую повлиять на успех организации. Без готовности измениться или принять свою неправоту лидеры будут бороться за сохранение своего авторитета и могут негативно повлиять на успех своей организации.

5. Отсутствие ценности развития сотрудников

Плохие руководители будут рассматривать своих сотрудников как одноразовых или заменимых, тогда как хорошие лидеры будут ценить их потенциал роста. Если лидер слишком сосредоточен на текущих процессах, он может упустить более широкую картину. Инвестирование времени и денег в развитие сотрудников выгодно как для сотрудников, так и для организации в долгосрочной перспективе. Когда плохие лидеры не ценят обучение и развитие своих людей, они рискуют увеличить текучесть кадров, снизить производительность и потенциально могут упустить серьезный организационный рост.

Хорошие качества лидера: какие качества делают хорошего лидера?

Хорошие лидеры ведут своих сотрудников и организации к успеху, представляя свою команду и прилагая усилия для создания здоровой рабочей среды. Великие лидеры используют свои новаторские, амбициозные способности и способность решать проблемы, чтобы привести свою компанию и людей к успеху. Хотя существует множество стилей лидерства и различных лидерских качеств, есть определенные черты, которые очень важны для того, чтобы стать лучшим лидером.

1. Честность

Чтобы ваши сотрудники или коллеги доверяли вам, важна честность. Целостность означает быть честным, надежным и последовательным. Поведение лидера отражает его самого и его компанию, поэтому честность также может создать или разрушить обе репутации. Когда лидеры действуют честно, они остаются верными своему слову и выполняют любые обещания или цели. Лидерам нужно доверять, чтобы добиться успеха, поэтому так важно действовать честно. Без этого лидер долго не продержится.

2. Эмпатия

Эмпатия – это одно из наиболее важных качеств, которые делают лучших лидеров, и его нельзя недооценивать. Хороший лидер найдет время, чтобы понять своих сотрудников и проявить чуткость к их потребностям. Эмпатия может принимать разные формы, например интерес к жизни сотрудников, сочувствие, когда они переживают трудности, или понимание их конкретных потребностей и целей в рамках их ролей. Когда лидеры проявляют сочувствие к своим сотрудникам, они показывают, что они важны для команды, что они в безопасности и связаны со своей компанией.

3. Эмоциональная стабильность

В организации следует ожидать взлетов и падений. Сильные лидеры будут спокойно преодолевать препятствия, не позволяя им мешать выполнению миссии или целей. Лидеры с эмоциональной стабильностью сохранят позитивный настрой в трудные времена. Они будут эффективно управлять своими эмоциями, не позволяя им затуманивать свои суждения при принятии решений. Эти люди довольны своими чувствами и способны ориентироваться в них в трудные времена. Благодаря этому они могут успокоить бурю во время кризиса и привести других членов команды к решениям, когда возникают проблемы.

4. Прозрачность

Когда лидер открыт, он держит сотрудников в курсе всего хорошего и плохого. Лучшие лидеры будут практиковать откровенность при обсуждении вопросов со своей командой, будут приветствовать их честные отзывы и вовлекать их в решение проблем. Это требует честности и уязвимости, но может привести к тому, что сотрудники будут чувствовать себя включенными и ценными как члены организации. Открытость в отношениях с сотрудниками также дает им возможность предлагать решения и идеи, которые ранее могли быть упущены из виду. Когда лидеры прозрачны, они способствуют доверию и могут создать более единую и коммуникативную командную среду.

5. Стойкость

Вне зависимости от отрасли, ни в чем нельзя быть уверенным или гарантированным, поэтому устойчивость крайне важна для достижения успеха на руководящих должностях. Устойчивые лидеры сохраняют самообладание и уверенность в себе независимо от обстоятельств. Они оправляются от ловушек или поражений и возвращаются сильнее и мотивированнее, чем когда-либо, сохраняя амбициозность и позитивный настрой, чтобы вдохновлять других. Даже во времена быстрых перемен или сильного стресса они быстро адаптируются и становятся опорой для своей команды.

6. Влияние 

Словарь определяет влияние как значительное влияние на кого-то или что-то. Эта способность особенно важна для лидера, потому что вам нужно вдохновлять людей следовать за вами и мотивировать их на достижение видения и целей вашей компании. Когда вы ведете организацию к успеху, поддержка и лояльность сотрудников имеют жизненно важное значение. Чтобы лидер имел влияние, он должен ценить установление прочных связей со своими людьми и построение отношений с теми, кого он возглавляет.

7. Уверенность

Чтобы получить влияние, лидер должен быть уверенным в своих действиях, решениях и даже в поведении. Когда лидер излучает уверенность, другие захотят его слушать. Если кто-то полностью верит в свои способности руководить или принимать решения, другие тоже будут верить. Лидер должен быть уверен в том, что реализует идеи или принимает решения, вдохновляя в процессе других.

8. Настойчивость

Успех обычно не приходит в одночасье, и чаще всего на этом пути встречаются испытания и невзгоды. Чтобы добиться успеха, лидер должен быть настойчивым в достижении своих целей, постоянно продвигаясь вперед, преодолевая любые неудачи. С другой стороны, как только успех достигнут, лидер должен оставаться настойчивым, чтобы все двигалось по устойчивой или восходящей траектории. Настойчивый и настойчивый лидер всегда держит голову в игре и всегда ищет возможность улучшить себя или свою организацию.

9. Инновации

Лидеры-новаторы часто выдвигают масштабные новые идеи, которые мотивируют и воодушевляют окружающих. Их творчество вдохновляет других на реализацию собственных идей, что является замечательным качеством лидера. Лидеры-новаторы рассматривают препятствия как возможность решить проблему с разных точек зрения и в результате не уклоняются от вызовов. Они приветствуют идеи других и часто воспринимаются как энергичные и позитивные в своем поведении. Инновационный лидер использует свою креативность, чтобы побуждать своих людей идти на риск, пробовать новое и развиваться.

10. Цель

Без видения будущего и цели того, почему они делают то, что делают, у лидера не будет фундамента для собственного успеха. Целеустремленный лидер будет вдохновлять других своим видением и использовать его, чтобы направлять их в принятии эффективных решений. У лидера нет недостатка в проблемах, с которыми может столкнуться лидер, но наличие определенной цели поможет эффективно справляться с ними. Наличие цели заставляет лидера действовать убежденно и мотивирует его к достижению целей.

Лидерство и личность: основные выводы

Не каждый рождается великим лидером, но вы можете предпринять шаги, чтобы усовершенствовать свои текущие навыки и приобрести те, которые необходимы, чтобы им стать. Среди идеальных качеств лидера — эмоциональный интеллект, сильные навыки принятия решений и общения, самосознание и уверенность — каждое из них играет жизненно важную роль в том, чтобы стать успешным и сильным лидером вашей команды.