Нигилизм — что это такое и кто такие нигилисты

Обновлено 22 июня 2022 Просмотров: 92 942 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, пытаясь понять смысл жизни и своего места в ней, постоянно создают новые теории (подходы), некоторые из которых получают широкое распространение.

Одним из одиозных подходов является нигилизм, который особую популярность набрал во второй половине 19 века (вспомните Базарова из «Отцы и дети»).

Но кто такие нигилисты, почему их подход не является продуктивным, как появилось это течение в философской мысли и какие виды нигилизма (правовой, социальный) популярны сейчас.

Что такое нигилизм и история его зарождения

Нигилизм простыми словами – это ничто, пустота, разрушение идеалов предыдущих поколений, отрицание моральных и нравственных принципов.

Заполнение пустоты не входит в круг интересов нигилистов, поэтому их философские идеи носят негативный характер, так как не предлагают ничего взамен. Расцветает нигилизм на почве обесценивания жизни, потери ее смысла и цели.

«Нигилизм – это поза, а не доктрина».
Карлос Руис Сафон. «Игра ангела»

В. Даль в своем словаре дал емкое и остроумное определение нигилизму:

«…безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

Термин «нигилизм» (от лат. nihil – ничто) пришел из средневековья, так в XII веке назвали одну из ересей, которая отрицала богочеловеческую природу Христа.

Само слово использовалось в европейских языках с XVIII века в значении отрицания норм, принятых в обществе. Фридрих Генрих Якоби ввел этот термин в философию в 1799 году в труде «Sendschreiben an Fichte».

Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая

Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг. )

  1. Штирнер возводит эгоизм (что это такое?) в безусловное благо, провозглашает любую мораль призраками и призывает человечество освободиться от них.

    Причем он настолько радикален, что даже революция для него не способ изменить принятое социальное устройство, философ идет дальше: «Речь идёт не о новой близящейся революции, а о могучем, надменном, бесцеремонном, бесстыдном и бессовестном преступлении».

    Штирнер, отрицая все, дошел до оправдания убийства, правда дрогнул и добавил ремарку «убивать, но не мучить».

  2. Шопенгауэр оставляет только понятие воли, которая лежит в основе всего. История существования мира – это история бессмысленных метаний воли. Человеческая жизнь – это череда страданий, сменяющихся скукой. Единственное верное направление познания мира – это безразличное созерцание.
  3. Шпенглер считает, что нигилизм – это умозрение утомленных горожан, у которых нет ничего впереди.
  4. Фридрих Ницше выстроил целую концепцию. Он утверждает, что любая мораль создается для того, чтобы расширять границы своей власти.

    Ницшеанский сверхчеловек выходит за пределы морали и нравственности, находится вне системы координат добра и зла. Формула нигилизма Ницше в его фразе «Бог умер». Вместе с Богом умерли нравственные ценности и идеи, в нем воплощенные.

Русские нигилисты

В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.

На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина, поэтому эволюцию социума описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.

Нигилизм Базарова

Идеи нигилизма витали в воздухе, и роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, произвел в обществе фурор. Теперь, кто такой нигилист, узнали все.

Прототипом героя Базарова по воспоминаниям самого Тургенева стал поразивший его молодой провинциальный врач, идеи которого произвели на писателя сильное впечатление. Тургенев попытался ухватить суть личности с подобным складом мыслей и описать это явление в образе Базарова-нигилиста.

Перед читателем возникает деятельный человек, борец, ставящий себя в оппозицию ко всем и всему. Его не интересует мнение окружающих о себе, Базаров резок и бесцеремонен, он дает удивительное определение искусству, религии и философии – «романтизм (что это?), чепуха, гниль, художества».

Из такого отношения к жизни рождается базаровская мировоззренческая философия, отрицающая все сложившиеся человеческие нормы и идеалы и принимающая только научные факты.

«Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (слова Аркадия Кирсанова)

Базаров отрицает духовное начало в человеке, он относится к нему как биологическому виду – не более:

«Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

Тургенев с симпатией относится к своему герою, пытается понять, как рождается такая философия в людях, но не разделяет подобных взглядов. В основе романа лежит не только внешний конфликт между отцами и детьми, Базаровым и дворянским обществом, но и глубокий внутренний конфликт самого героя.

Нигилист – это человек, который пытается разрешить социальный конфликт (это как?) путем отрицания ценности старого мироустройства, которое считает несостоятельным из-за царящей вокруг несправедливости. Но отрицая, он не предлагает ничего взамен.

После романа Тургенева образы нигилистов заполнили русскую литературу – от героев Чернышевского, явно положительных, до антигероев у Достоевского, Лескова и др.

Нигилистами стали называть революционно настроенных разночинцев и молодых людей, студентов, которые выступали против дворянско-крепостнических принципов построения общества в России того времени.

Виды нигилизма в современном обществе

После бума такого подхода к жизни в XIX столетия к раскрытию этого явления обращались мыслители XX века – Мартин Хайдеггер, Герберт Маркузе, Николай Бердяев, Семен Франк, Альбер Камю.

«Любое существо рождается без причины, продолжает себя по слабости и умирает случайно».
Жан-Поль Сартр о сути нигилизма

На данный момент принято выделять несколько основных направлений нигилизма в зависимости от характера ценностей, которые отрицаются.

  1. Социальный нигилизм – широкое понятие, отрицание общественной морали, правил и стереотипов. Это явление сотрясло Россию в эпоху перестройки, когда отрицалось и сбрасывалось в утиль все, что утвердилось как ценность для советского общества.
  2. Правовой нигилизм – это специфическая форма правосознания, когда отрицаются и не принимаются правовые нормы, принятые в государстве, его законодательная база.

    Правовой нигилизм проявляется в ряде конкретных форм:

    1. осознанное нарушение законов;
    2. антиправовые настроения в обществе, оправдание противозаконного поведения;
    3. распространенные нарушения прав и свобод человека;
    4. низкий авторитет судебной системы и правоохранительных органов.

    Причины такого явления могут быть разными: деспотизм власти, репрессии (что это такое?), несовершенство законов и многое другое.

  3. Моральный, или этический нигилизм. В его основе лежит невозможность решить центральную этическую проблему оправдания зла в мире, исходя из этого, мораль (этика) не имеет смысла, моральные ценности иллюзорны.
  4. Культурный нигилизм связан с понятием контркультуры, возникшей на Западе в 60-70 годы XX века. Контркультура отвергала и критиковала всю существовавшую массовую культуру, оставляя право на существование только авангарду. «Культурный» нигилист – это хиппи.
  5. Юношеский, или демонстративный нигилизм. Здесь рассматриваемое понятие уходит в область психологии. Это возрастной этап становления личности, культивирование оригинальности, попытки демонстративно выделиться из «серой массы».
  6. Мереологический базируется на понятии части и целого. Это в большей степени математический или логический термин. Слово «мереология» введено польским ученым-логиком Станиславом Лесьневским, который попытался дать объяснение неудачам теории множеств и ввел в противовес ей теорию частей.

    Смысл ее в том, что целого не существует, так как оно состоит из частей. По этой логике леса нет – есть отдельные деревья, стада коров нет, есть отдельные коровы и т.п. Мереология активно используется в алгебраической лингвистике.

  7. Эпистемологический — по сути, крайняя степень скептицизма, отрицающая знание о реальности.
  8. Географический нигилизм – новое явление, заключается в игнорировании влияния географических факторов на общество.

Краткое резюме

Современное общество все так же подвержено влиянию нигилизма. Что это означает? Мораль, нравственность, понятия о чести, семейные ценности – все это размывается, игнорируется, провозглашаются лозунги, противоречащие общепринятым нормам и законам.

Мы ежедневно сталкиваемся с этими проявлениями на улице, дома, смотря телевизор. Опасность этого подхода в том, что он, соединяясь с радикальными, анархическими и прочими крайними идеями, принимает разрушительный характер.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Нигилизм – его представители и возможные последствия

Этот термин многим приходилось слышать, но что такое нигилизм, знают далеко не все. Он же обозначает интересное философское направление, которое ложится в основу мировоззрения преимущественно циничных людей. Понять их мотивации и взгляды попробуем в этой статье.

Нигилизм – что это?

Чтобы понимать людей, которые проповедуют нигилистические ценности, нужно детально разобраться в том, что такое нигилизм. Данное направление основывается на отрицании. Философия ставит под сомнение все безусловно принятые обществом ценности. То есть, нигилизм – это простыми словами отсутствие у людей каких бы то ни было идеалов, моральных и нравственных норм, культуры. Как правило, «отрицательные» идеи становятся особенно популярными в моменты кризиса.

Кто такой нигилист?

Люди, поддерживающие и проповедующие такие идеи, резко выделяются из общества. Человек-нигилист – это в большинстве случаев личность, которая убеждена в бесцельности своего существования. Проще говоря, люди, углубившиеся в изучение того, что такое философия нигилизм, являются абсолютными скептиками и не доверяют ничему, что их окружает. При этом никаких альтернативных способов улучшения или изменения жизни нигилисты не предлагают – их точка зрения ограничивается только отрицанием.

Черты нигилизма

Зная, что нигилист – это человек весьма интересный, можно перейти к вопросам серьезнее. Например, к изучению основных особенностей философии. Хоть приверженцы ее и не признают всего общепризнанного, свою позицию они могут аргументировать, притом четко и конкретно. Основные идеи нигилизма выглядят так:

  1. Поскольку очевидных доказательств существования бога нет, то его не существует.
  2. В жизни не существует истин, по этой причине все объективные действия не могут быть более или менее важными.
  3. Морали и нравственности, как независимых понятий, не существует.

Виды нигилизма

Разные типы философии отличаются своими принципами. Принято выделять такие виды нигилизма:

  1. Философский – последователи которого утверждают, что в существовании нет совсем никакой смысловой нагрузки, ценности, правды.
  2. Правовой нигилизм позволяет усомниться во всех нормах и правилах поведения, установленные единым органом управления. Отрицание может быть пассивным или активным.
  3. Мереологический – один из самых популярных видов. Это направление философии утверждает, что объекты, которые состоят из нескольких отдельных деталей, в действительности не существуют. Есть лишь базовые самостоятельные объекты.
  4. Географический нигилизм не понимает и из-за этого отрицает непоследовательное использование известных географических направлений, их подмену.
  5. Метафиическое ответвление пропагандирует идеи отрицания существования разных деталей и объектов в реальности.
  6. Моральный нигилизм нивелирует понятия моральности и аморальности.
  7. Эпистемологический – не признает ни единого из известных сегодня видов знаний.

Плюсы и минусы нигилизма

Данная философия – проявление скептического отношения человеку к миру. Она помогает определять социальное поведение и имеет скорее негативную окраску, потому что нигилистический скептицизм неизбирателен, но есть в нем и определенные преимущества. Иногда борьба с действующими правилами и нормами приносит немало пользы и позволяет обществу активнее развиваться.

Плюсы нигилизма

Кто-то скажет – нигилистический бред, но приверженцы этой философии видят для себя в ней ряд неоспоримых преимуществ. Выглядят последние так:

  1. Принцип деятельности нигилистов открывает личности возможность громко и уверенно заявить о себе, поделиться с миром собственным мнением.
  2. Такая философия поддерживает индивидуальные качества каждого человека.
  3. Оспаривание принятых принципов, практик, норм существенно повышает вероятность совершения новых революционных открытий.

Минусы нигилизма

Поскольку ни одно философское течение не является совершенным, недостатки у нигилизма тоже имеются. Противники идеологии отдельно акцентируют внимание на следующих минусах:

  1. Принципы нигилистов тесно связаны с категоричностью, что не всегда уместно и порой может принести вред самому человеку.
  2. Из-за острого скептического настроя люди, пропагандирующие данную философию, иногда «заигрываются» и не могут быть объективными – посмотреть шире, выйти за рамки взглядов (которые иногда бывают ошибочными).
  3. Нигилизм, делает своих приверженцев в некотором роде асоциальными людьми. Окружающим трудно понимать беспросветных скептиков и уживаться рядом с ними.

Нигилизм и его последствия

Придерживаться нетрадиционной философии всегда в моде. Революционные, бунтарские взгляды и настрои выделяют личность из общества, помогают ей быстро наработать авторитет, и это безусловный плюс для активных и инициативных людей. Главное – не увлекаться слишком сильно и не забывать, что категоричные нигилистические взгляды делают человека равнодушным, а жизнь в постоянном скепсисе резко теряет в качестве, что в определенный момент может спровоцировать депрессию.

Известные нигилисты

Философия – наука абстрактная. Ни одно из ее течений не имеет четко очерченных границ, поэтому и сущность нигилизма одними конкретизированными правилами охарактеризовать нельзя. Каждый приверженец идеологии, каждое время привносят что-то новое. Проще говоря, нигилизм и его последователи – неразрывный тандем. Ниже – несколько слов о самых известных бунтарях-скептиках:

  1. Сергей Нечаев – известный российский революционер, создавший «Катехизис революционера».
  2. Шпенглер яро выступал за идею упадка европейской культуры и традиционных для нее форм сознания.
  3. Эрих Фромм – немецкий философ и по совместительству психолог, социолог. Он плотно занимался изучением термина.
  4. Ницше отрицал всякие ценности – как материальные, так и духовные.
  5. Вильгельм Райх стал единственным учеником Фрейда, который заинтересовался анализом нигилизма.
  6. Серен Кьеркегор – философ и писатель, серьезно увлекавшийся изучением и разбором основных нигилистических постулатов и явлений.

 

Нигилизм | Internet Encyclopedia of Philosophy

Нигилизм – это убеждение в том, что все ценности необоснованны и что ничего нельзя узнать или сообщить. Он часто ассоциируется с крайним пессимизмом и радикальным скептицизмом, осуждающим существование. Истинный нигилист не будет ни во что верить, не иметь никакой привязанности и никакой цели, кроме, быть может, стремления к разрушению. Хотя немногие философы назвали бы себя нигилистами, нигилизм чаще всего ассоциируется с Фридрихом Ницше, который утверждал, что его разрушительное воздействие в конечном итоге разрушит все моральные, религиозные и метафизические убеждения и ускорит величайший кризис в истории человечества. В 20-м веке нигилистические темы — эпистемологическая неудача, разрушение ценностей и космическая бесцельность — занимали художников, социальных критиков и философов. Например, в середине века экзистенциалисты способствовали популяризации принципов нигилизма в своих попытках притупить его разрушительный потенциал. К концу века экзистенциальное отчаяние как ответ на нигилизм уступило место безразличию, часто связанному с антифундаментализмом.

Прошло более века с тех пор, как Ницше исследовал нигилизм и его влияние на цивилизацию. Как он и предсказывал, влияние нигилизма на культуру и ценности 20-го века было всеобъемлющим, его апокалиптический тенор порождал мрачное настроение и изрядную долю беспокойства, гнева и ужаса. Интересно, что сам Ницше, радикальный скептик, озабоченный языком, знанием и истиной, предвосхитил многие темы постмодерна. Поэтому полезно отметить, что он верил, что мы можем — ужасной ценой — в конечном итоге преодолеть нигилизм. Если бы мы пережили процесс уничтожения всех интерпретаций мира, мы, возможно, смогли бы найти правильный путь для человечества.

Содержание

  1. Происхождение
  2. Фридрих Ницше и нигилизм
  3. Экзистенциальный нигилизм
  4. Антифундаментализм и нигилизм
  5. Заключение

1. Происхождение

«Нигилизм» происходит от латинского nihil , или ничего, что означает ничто, то, чего не существует. Оно появляется в глаголе «аннигилировать», что означает свести на нет, полностью уничтожить. В начале девятнадцатого века Фридрих Якоби использовал это слово для отрицательной характеристики трансцендентального идеализма. Однако она стала популярной только после появления в романе Ивана Тургенева «9». 0023 Отцы и дети (1862), где он использовал слово «нигилизм» для описания грубого сциентизма, которого придерживается его персонаж Базаров, проповедующий кредо полного отрицания.

В России нигилизм стал отождествляться со слабо организованным революционным движением (1860-1917 гг.), отвергавшим власть государства, церкви и семьи. В своих ранних работах лидер анархистов Михаил Бакунин (1814-1876) сочинил печально известную мольбу, до сих пор отождествляемую с нигилизмом: «Доверимся вечному духу, который разрушает и уничтожает только потому, что он является неисследимым и вечно творческим источником всей жизни. – страсть к разрушению есть также страсть созидательная!» ( Реакция в Германии , 1842). Движение выступало за общественное устройство, основанное на рационализме и материализме как единственном источнике знания и индивидуальной свободе как высшей цели. Отвергая духовную сущность человека в пользу исключительно материалистической, нигилисты осуждали Бога и религиозную власть как антитезы свободе. В конечном итоге движение выродилось в дух подрывной деятельности, разрушения и анархии, и к концу 1870-х годов нигилистом считался любой, кто был связан с подпольными политическими группами, выступающими за терроризм и убийства.

Самые ранние философские позиции, связанные с тем, что можно охарактеризовать как нигилистическое мировоззрение, принадлежат скептикам. Поскольку они отрицали возможность уверенности, скептики могли осуждать традиционные истины как неоправданные мнения. Когда Демосфен (ок. 371–322 до н. э.), например, замечает, что «во что он хотел верить, тому верит каждый человек» ( Олинфей ), он постулирует относительную природу знания. Таким образом, крайний скептицизм связан с эпистемологическим нигилизмом 9 .0024, отрицающий возможность знания и истины; эта форма нигилизма в настоящее время отождествляется с постмодернистским антифундаментализмом. На самом деле нигилизм можно понимать по-разному. Политический нигилизм , как уже отмечалось, связан с верой в то, что разрушение всех существующих политических, социальных и религиозных порядков является необходимым условием для любого улучшения в будущем. Этический нигилизм или моральный нигилизм отвергает возможность абсолютных моральных или этических ценностей. Вместо этого добро и зло расплывчаты, и ценности, направленные на их устранение, являются не чем иным, как продуктом социального и эмоционального давления. Экзистенциальный нигилизм — это представление о том, что жизнь не имеет внутреннего значения или ценности, и это, без сомнения, наиболее часто используемый и понятный смысл этого слова сегодня.

Нападки Макса Штирнера (1806-1856) на систематическую философию, его отрицание абсолютов и отказ от абстрактных понятий любого рода часто ставят его в число первых философских нигилистов. Для Штирнера достижение индивидуальной свободы — единственный закон; а государство, неизбежно угрожающее свободе, должно быть уничтожено. Однако даже помимо государственного гнета существуют ограничения, налагаемые другими, потому что само их существование является препятствием, ставящим под угрозу индивидуальную свободу. Так, Штирнер утверждает, что существование есть бесконечная «война всех против всех» (9).0023 Эго и его собственное , пер. 1907 г.).

2. Фридрих Ницше и нигилизм

Среди философов Фридрих Ницше чаще всего ассоциируется с нигилизмом. Для Ницше в мире нет объективного порядка или структуры, кроме того, что мы ему придаем. Проникая сквозь фасады убеждений, нигилист обнаруживает, что все ценности беспочвенны, а разум бессилен. « Всякое убеждение, всякое признание чего-либо истинным, — пишет Ницше, — необходимо ложно, потому что просто нет 0023 истинный мир » ( Воля к власти [заметки 1883-1888]). Для него нигилизм требует радикального отказа от всех навязанных ценностей и смыслов: «Нигилизм есть… . . не только вера в то, что все заслуживает гибели; но на самом деле плечо к плугу прислоняют; один разрушает» ( Воля к власти ) .

Ядовитая сила нигилизма абсолютна, утверждает Ницше, и под его испепеляющим взглядом « высшие ценности обесцениваются». 0024 . Цель отсутствует, и «Почему» не находит ответа» ( Воля к власти ). Неизбежно, нигилизм разоблачит все заветные верования и священные истины как симптомы ущербного западного мифа. Этот коллапс смысла, актуальности и цели станет самой разрушительной силой в истории, представляющей тотальное нападение на реальность и не что иное, как величайший кризис человечества:

То, что я рассказываю, — это история следующих двух столетий. Я описываю то, что грядет, что уже не может прийти по-другому: приход нигилизма . . . . С некоторых пор вся наша европейская культура движется как к катастрофе, с мучительным напряжением, нарастающим от десятилетия к десятилетию: беспокойно, бурно, стремглав, как река, которая хочет дойти до конца. . . . ( Воля к власти )

Со времени убедительной критики Ницше нигилистические темы — эпистемологическая неудача, разрушение ценностей и космическая бесцельность — занимали художников, социальных критиков и философов. Убежденный в точности анализа Ницше, например, Освальд Шпенглер в The Decline of the West (1926) изучил несколько культур, чтобы подтвердить, что образцы нигилизма действительно были заметной чертой разрушающихся цивилизаций. В каждой из несостоявшихся культур, которые он исследует, Шпенглер заметил, что многовековые религиозные, художественные и политические традиции были ослаблены и, в конце концов, свергнуты коварными действиями нескольких отдельных нигилистических позиций: фаустовского нигилиста «разбивает идеалы»; аполлонический нигилист «наблюдает, как они рушатся у него на глазах»; а индийский нигилист «уходит от их присутствия в себя». Уход, например, часто отождествляемый с отрицанием реальности и покорностью, пропагандируемой восточными религиями, на Западе ассоциируется с различными версиями эпикуреизма и стоицизма. В своем исследовании Шпенглер приходит к выводу, что западная цивилизация уже находится на поздних стадиях упадка, и все три формы нигилизма работают над подрывом эпистемологического авторитета и онтологического обоснования.

В 1927 году Мартин Хайдеггер, если привести другой пример, заметил, что нигилизм в различных и скрытых формах уже был «нормальным состоянием человека» ( Вопрос о бытии ). Предсказания других философов о влиянии нигилизма были ужасны. Обрисовывая симптомы нигилизма в 20-м веке, Гельмут Тилике писал, что «нигилизм буквально может провозгласить только одну истину, а именно, что в конечном итоге преобладает Ничто и мир бессмысленен» ( Nihilism: its Origin and Nature, with a Christian Answer, 1969). С точки зрения нигилиста можно заключить, что жизнь полностью аморальна, вывод, как считает Тилике, который мотивирует такие чудовища, как нацистский террор. Мрачные предсказания влияния нигилизма также представлены в книге Юджина Роуза «Нигилизм: корень революции современности » (1994). Если нигилизм одержит победу — а это уже идет полным ходом, утверждает он, — наш мир станет «холодным, бесчеловечным миром», где восторжествуют «ничто, непоследовательность и абсурд».

3. Экзистенциальный нигилизм

Хотя нигилизм часто обсуждается с точки зрения крайнего скептицизма и релятивизма, на протяжении большей части 20 века он ассоциировался с верой в то, что жизнь бессмысленна. Экзистенциальный нигилизм начинается с представления о том, что мир лишен смысла и цели. При этом обстоятельстве само существование — всякое действие, страдание и чувство — в конечном счете бессмысленно и пусто.

В Темная сторона: мысли о тщетности жизни (1994), Алан Пратт демонстрирует, что экзистенциальный нигилизм в той или иной форме с самого начала был частью западной интеллектуальной традиции. Например, замечание скептика Эмпедокла о том, что «жизнь смертных настолько ничтожна, что практически не-жизнь», воплощает тот же крайний пессимизм, что и экзистенциальный нигилизм. В древности такой глубокий пессимизм, возможно, достиг своего апогея у Гегесия Киренского. Поскольку несчастий значительно больше, чем удовольствий, счастье невозможно, утверждает философ и впоследствии выступает за самоубийство. Столетия спустя, в эпоху Возрождения, Уильям Шекспир красноречиво резюмировал точку зрения экзистенциального нигилиста, когда в этом знаменитом отрывке в конце 9 в.0023 Макбет , он заставляет Макбета излить свое отвращение к жизни:

Прочь, прочь, короткая свеча!
Жизнь всего лишь тень ходячая, плохой игрок
Который расхаживает и волнуется свой час на сцене
И тогда больше не слышно; это рассказ
идиота, полный шума и ярости,
ничего не значащий.

В двадцатом веке именно атеистическое экзистенциалистское движение, популяризированное во Франции в 1940-х и 1950-х годах, ответственно за распространение экзистенциального нигилизма в массовом сознании. Жан-Поль Сартр (1905-1980), определяющий предлог движения «существование предшествует сущности», исключает любое основание или основу для установления сущностного «я» или человеческой природы. Когда мы отказываемся от иллюзий, жизнь раскрывается как ничто; а для экзистенциалистов ничто является источником не только абсолютной свободы, но и экзистенциального ужаса и эмоционального страдания. Ничто раскрывает каждого человека как изолированное существо, «заброшенное» в чуждую и невосприимчивую вселенную, навсегда лишенное возможности знать, почему, но требующее изобретения смысла. Это ситуация, которая не что иное, как абсурд . Альбер Камю (1913–1960), писавший с просвещенной точки зрения на абсурд, заметил, что тяжелое положение Сизифа, обреченного на вечную и бесполезную борьбу, было превосходной метафорой человеческого существования ( Миф о Сизифе , 1942).

Общая нить в литературе экзистенциалистов — это преодоление эмоциональной боли, возникающей в результате нашей конфронтации с небытием, и они тратили огромную энергию, отвечая на вопрос, возможно ли выжить. Их ответом было условное «да», защищающее формулу страстной приверженности и бесстрастного стоицизма. Оглядываясь назад, это был анекдот с оттенком отчаяния, потому что в абсурдном мире нет абсолютно никаких указаний, и любой образ действий проблематичен. Страстное обязательство, будь то завоевание, созидание или что-то еще, само по себе бессмысленно. Войдите в нигилизм.

Камю, как и другие экзистенциалисты, был убежден, что нигилизм — самая животрепещущая проблема ХХ века. Хотя он страстно утверждает, что люди могут вынести его разъедающее воздействие, его самые известные работы выдают чрезвычайную трудность, с которой он столкнулся, создавая убедительные доводы. Например, в « Незнакомец » (1942) Мерсо отверг экзистенциальные предположения, на которые полагаются непосвященные и слабые. Всего за несколько мгновений до своей казни за беспричинное убийство он обнаруживает, что одной жизни достаточно, чтобы жить.0023 raison d’être , однако в контексте это кажется едва ли убедительным. В Калигула (1944) безумный император пытается избежать человеческого затруднительного положения, дегуманизируя себя актами бессмысленного насилия, терпит неудачу и тайно устраивает собственное убийство. Чума (1947) показывает тщетность попыток сделать все возможное в абсурдном мире. А в своем последнем романе, коротком и сардоническом, « Падение » (1956), Камю утверждает, что у каждого окровавленные руки, потому что мы все ответственны за то, чтобы усугубить жалкое состояние своими глупыми действиями и бездействием. В этих и других произведениях экзистенциалистов часто создается впечатление, что подлинно жить при бессмысленности жизни невозможно.

Камю полностью осознавал ловушки определения существования без смысла, и в своем философском эссе «Бунтарь » (1951) он сталкивается с проблемой нигилизма лицом к лицу. В нем он подробно описывает, как метафизический крах часто заканчивается полным отрицанием и победой нигилизма, характеризующейся глубокой ненавистью, патологическим разрушением, неисчислимым насилием и смертью.

4. Антифундаментализм и нигилизм

К концу 20 века «нигилизм» разделился на две разные касты. В одной форме слово «нигилист» используется для характеристики постмодернистского человека, дегуманизированного конформиста, отчужденного, безразличного и сбитого с толку, направляющего психологическую энергию в гедонистический нарциссизм или в глубокую ressentiment , который часто взрывается насилием. Эта перспектива вытекает из размышлений экзистенциалистов о нигилизме, лишенном каких-либо обнадеживающих ожиданий, оставляющего лишь опыт болезни, разложения и распада.

В своем исследовании бессмысленности Дональд Кросби пишет, что источник современного нигилизма парадоксальным образом проистекает из стремления к честной интеллектуальной открытости. «Однажды начавшись, процесс вопрошания может прийти только к одному концу, к разрушению убежденности и уверенности и краху в отчаяние» (9).0023 Призрак абсурда , 1988). Когда искреннее исследование распространяется на моральные убеждения и общественное согласие, оно может оказаться смертельным, продолжает Кросби, продвигая силы, которые в конечном итоге разрушают цивилизации. Недавно переработанный роман Майкла Новака «: Опыт пустоты » (1968, 1998) рассказывает похожую историю. Оба исследования являются ответом на мрачные выводы экзистенциалистов, сделанные в начале века. И оба оптимистично обсуждают пути выхода из бездны, сосредотачиваясь на положительных последствиях, которые раскрывает ничто, таких как свобода, свобода и творческие возможности. Новак, например, описывает, как со времен Второй мировой войны мы работали над тем, чтобы «вылезти из нигилизма» на пути к построению новой цивилизации.

В отличие от усилий по преодолению нигилизма, отмеченных выше, это уникальный постмодернистский ответ, связанный с нынешними антифундаменталистами. Философский, этический и интеллектуальный кризис нигилизма, мучивший современных философов более века, уступил место легкому раздражению или, что еще интереснее, оптимистичному принятию бессмысленности.

Французский философ Жан-Франсуа Лиотар характеризует постмодернизм как «недоверие к метанарративам», тем всеобъемлющим основаниям, на которые мы полагались, чтобы осмыслить мир. Этот крайний скептицизм подорвал интеллектуальные и моральные иерархии и сделал проблематичными заявления об «истине», трансцендентные или транскультурные. Постмодернистские антифундаменталисты, парадоксальным образом основанные на релятивизме, отвергают знание как относительное, а «истину» как преходящую, подлинную только до тех пор, пока ее не заменит нечто более приемлемое (напоминает понятие «денежной ценности» Уильяма Джеймса). Критик Жак Деррида, например, утверждает, что никогда нельзя быть уверенным в том, что знает, что соответствует тому, что есть . Так как люди участвуют лишь в бесконечно малой части целого, они не в состоянии что-либо с уверенностью понять, а абсолюты являются просто «вымышленными формами».

Американский антифундаменталист Ричард Рорти высказывает аналогичную мысль: «Ничто не обосновывает наши практики, ничто не узаконивает их, ничто не показывает, что они связаны с тем, как обстоят дела» («From Logic to Language to Play», 1986). Этот эпистемологический тупик, заключает Рорти, неизбежно ведет к нигилизму. «Столкнувшись с нечеловеческим, неязыковым, у нас больше нет способности преодолевать случайность и боль путем присвоения и трансформации, а есть только способность признают непредвиденные обстоятельства и боль» ( Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность, 1989 ). В отличие от страхов Ницше и тревоги экзистенциалистов, нигилизм становится для антифундаменталистов просто еще одним аспектом нашей современной среды, который лучше всего переносить с хладнокровием.

В Банализация нигилизма (1992) Карен Карр обсуждает антифундаменталистский ответ на нигилизм. Хотя он по-прежнему разжигает парализующий релятивизм и ниспровергает критические инструменты, «жизнерадостный нигилизм» побеждает, отмечает она, отличаясь беззаботным принятием бессмысленности. Такое развитие событий, заключает Карр, вызывает тревогу. Если мы признаем, что все точки зрения в равной степени необязательны, то интеллектуальное или моральное высокомерие будет определять, какая точка зрения имеет приоритет. Что еще хуже, банализация нигилизма создает среду, в которой идеи могут навязываться насильственно с небольшим сопротивлением, где только грубая сила определяет интеллектуальные и моральные иерархии. Этот вывод прекрасно согласуется с выводом Ницше, который указывал, что все интерпретации мира — это просто проявления воли к власти.

5. Заключение

Прошло более века с тех пор, как Ницше исследовал нигилизм и его влияние на цивилизацию. Как он и предсказывал, влияние нигилизма на культуру и ценности 20-го века было всеобъемлющим, его апокалиптический тенор порождал мрачное настроение и изрядную долю беспокойства, гнева и ужаса. Интересно, что сам Ницше, радикальный скептик, озабоченный языком, знанием и истиной, предвосхитил многие темы постмодерна. Поэтому полезно отметить, что он верил, что мы можем — ужасной ценой — в конечном итоге преодолеть нигилизм. Если бы мы пережили процесс уничтожения всех интерпретаций мира, то, возможно, смогли бы найти правильный путь для человечества:

Восхваляю, не упрекаю приход [нигилизма]. Я считаю, что это один из величайших кризисов, момент глубочайшего самоанализа человечества. Оправится ли человек от него, станет ли он хозяином этого кризиса — это вопрос его силы. Возможно. . . . ( Полное собрание сочинений Том 13)

Информация об авторе

Алан Пратт
Эл. Определение и история

Иван Тургенев

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
философия

Просмотреть весь связанный контент →

нигилизм , (от латинского nihil, «ничто»), изначально философия морального и эпистемологического скептицизма, возникшая в России XIX века в первые годы царствования царя Александра II. Этот термин широко использовался Фридрихом Ницше для описания распада традиционной морали в западном обществе. В XX веке нигилизм охватывал множество философских и эстетических установок, которые в том или ином смысле отрицали существование подлинных нравственных истин или ценностей, отрицали возможность познания или общения, утверждали предельную бессмысленность или бесцельность жизни или жизни. Вселенной.

Этот старый термин применялся к некоторым еретикам в Средние века. В русской литературе нигилизм , вероятно, впервые употребил Н.И. Надеждин в статье 1829 года в «Вестнике Европы» , в которой он применил его к Александру Пушкину. Надеждин, как и В.В. Берви в 1858 году приравнял нигилизм к скептицизму. Михаил Никифорович Катков, известный консервативный журналист, трактовавший нигилизм как синоним революции, представил его как социальную угрозу из-за отрицания им всех нравственных принципов.

Именно Иван Тургенев в своем знаменитом романе «Отцы и дети » (1862 г. ) популяризировал этот термин через образ нигилиста Базарова. В конце концов, нигилисты 1860-х и 1870-х годов стали рассматриваться как растрепанные, неопрятные, неуправляемые, оборванные люди, восставшие против традиций и общественного порядка. Затем философия нигилизма стала ошибочно ассоциироваться с цареубийством Александра II (1881 г.) и политическим террором, который применяли активисты в то время в подпольных организациях, выступавших против абсолютизма.

Если для консервативных элементов нигилисты были проклятием времени, то для либералов, таких как Н.Г. Чернышевского, они представляли собой лишь преходящий фактор в развитии национальной мысли, этап борьбы за индивидуальную свободу и подлинный дух бунтарского молодого поколения. В своем романе Что делать? (1863 г.) Чернышевский стремился обнаружить в нигилистической философии положительные стороны. Точно так же в своих мемуарах , князь Петр Кропоткин, ведущий русский анархист, определил нигилизм как символ борьбы против всех форм тирании, лицемерия и искусственности и за личную свободу.

По существу, нигилизм XIX века представлял собой философию отрицания всех форм эстетизма; он выступал за утилитаризм и научный рационализм. Классические философские системы были полностью отвергнуты. Нигилизм представлял собой грубую форму позитивизма и материализма, бунт против установленного общественного порядка; оно отрицало всякую власть государства, церкви или семьи. Он основывал свою веру только на научной истине; наука была бы решением всех социальных проблем. Нигилисты считали, что все зло происходит из одного источника — невежества, которое может победить только наука.

На мышление нигилистов XIX века оказали глубокое влияние такие философы, ученые и историки, как Людвиг Фейербах, Чарльз Дарвин, Генри Бакл и Герберт Спенсер. Поскольку нигилисты отрицали двойственность человека как соединения тела и души, духовной и материальной субстанции, они вступили в ожесточенный конфликт с церковными властями. Поскольку нигилисты поставили под сомнение доктрину божественного права королей, они вступили в аналогичный конфликт со светскими властями.