Квартет, что это такое | McStore.RU


МЕНЮ
САЙТА

Великие музыканты

Вокал

Заработок музыканта

Книги, учебники, пособия для музыкантов

Мануалы

Музыкальная Студия

Музыкальное оборудование, техника

Музыкальное творчество

Музыкальные инструменты

Справочные данные

Статьи о музыке

Карта сайта

Все права на статьи принадлежат их авторам

подборка статей

В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов. Наибольшее распространение среди них получил струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Возник он еще в XVIII в., когда музыканты-любители, собираясь вместе по вечерам, проводили свой досуг в игре на струнных инструментах. Со временем в квартеты стали объединяться и выдающиеся музыканты. Такие ансамбли выступали при дворах князей, в дворянских гостиных, а с XIX в. — в концертных филармонических залах. Сейчас струнный квартет — один из самых распространенных видов камерного ансамбля.

Однако существует еще целый ряд разновидностей квартетов. По составу инструментов квартеты бывают однородные (смычковые, деревянные духовые) и смешанные (например, смычковые с гобоем или фортепьяно). Квартет в составе трех струнных смычковых инструментов — скрипка, альт, виолончель — и фортепьяно принято называть фортепьянным. Вокальные квартеты бывают женские, мужские, смешанные (сопрано, альт, тенор, бас и др.).

Квартетом называют не только музыкальный коллектив, но и музыкальное произведение для четырех исполнителей.

Квартет — произведение для 4 инструментов — ведущий жанр камерной музыки. Распространены квартеты из однородных инструментов (2 скрипки , альт, виолончель) и смешанный (струнный , с духовыми или фортепианными ).

Сочинения для струнного квартета стали создавать начиная с середины XVIII в., то есть, тогда, когда такие коллективы уже сложились. Квартеты великих композиторов-классиков прошлого и наших дней занимают почетное место в сокровищнице мировой камерной музыки. Среди них — произведения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса.

Первыми использовали квартеты композиторы Мангеймской школы. В Италии много струнных квартетов написали Антонио Саккини (1730—1786) и Луиджи Бок-керини (1743—1805).

Первый квартет Гайдна был создан в 1755 г. До 80-х гг. XVIII в.Квартет сохранял свойственную дивертисментам и серенадам форму сюиты. К концу XVIII в. Гайдн (83 струнных квартетах , в том числе 6 «русских») и Моцарт (23 струнных , 2 фортепианных квартета ) окончательно утвердили в квартете форму сонатного цикла.

Эту форму сохранил в своих квартетах и Бетховен. Ему принадлежат 16 квартетов , в том числе 3 «русских» (соч. 59, 1807), написанных на темы русскух народных песен. В последних 5 квартетах (соч. 127 — Ми-бемоль мажор, соч. 130 — Си-бемоль мажор, соч. 131—до-диез минор, соч. 132—ля минор, соч. 135 — Фа мажор) новое идейно-философское содержание привело к значительному усложнению формы.

Квартеты заняли видное место в творчестве Шуберта (19 струнных Квартетов; 3 из них утеряны, наиболее известен 7-й с вариациями на тему его песни «Смерть и девушка» — ре минор, 1824), Шумана (3 струнных квартета, фортепианный квартет ), Мендельсона (6 струнных квартетов, 3 фортепианных квартетов ), Брамса (6 струнных квартетов). Со 2-й половине XIX в. струнные квартеты стал излюбленным камерным жанром большинства композиторов различных школ; широкой известностью пользуются квартеты французских композиторов Шоссона, Дебюсси, Равеля. Яркий колорит характеризует квартет Грига (2, 2-й не окончен), Сибелиуса (2, 2-й — «Интимные голоса»).

Струнные квартеты писали польские композиторы Монюшко (2), Шимановский (2), Казимеж Сикорский (р. 1895), Збигнев Турский (р. 1908), Витольд Рудзинский (р. 1913). Выдающиеся квартеты создали композиторы Джордже Энеску (3), Константин Сильвестри (р. 1913), Бедржих Сметана (2), Леош Яначек (2), йозеф Сук (2), Бела Барток (6) (1-й —1908, 6-й—1939), Пауль Хиндемит, Семюэл Барбер (р. 1910), Бенджамин Бриттен (р. 1913), Веселии Стоянов (р. 1902), Клаудиу Сантору (р. 1919), Иосип Словенский (1896—1955), Петар Коньович (р. 1883). В России струнный квартет начал культивироваться с XVIII в. В этом жанре писали: Бортнянский, Алябьев (3 струнных и 1 для 4 флейт), Даргомыжский (2), Рубинштейн (10). Новым этапом в развитии жанра квартета явились произведения Бородина (2 струнных квартета ; 2-й — с Ноктюрном), Чайковского (3, 2-й с Andante cantabile), Танеева (9).

Тонким мастерством отличаются 7 квартета Глазунова (наиболее известен 3-й, «Славянский»). В творчестве советских композиторов струнный квартет занимает значительное место. Известностью пользуются квартет Мясковского (13), Прокофьева, Глиэра, Шебалина. Крупнейший вклад в квартетную музыку внес Шостакович — автор 10 квартетов.

Основоположники русского классического квартета — А. П. Бородин и П. И. Чайковский. Квартетам Чайковского свойственны могучий размах, страстный темперамент и в то же время задушевность (особенно их медленным частям). Так, в основу широко известной второй части Первого струнного квартета положена русская песня «Сидел Ваня на диване». Оба квартета Бородина отличаются поэтичностью, спокойным, уравновешенным лиризмом, картинностью. Русская квартетная музыка многим обязана С. И. Танееву и А. К. Глазунову. Советские композиторы внесли огромный вклад в квартетное наследие. Среди них — Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Б. Н. Лятошинский, М. С. Вайнберг, Б. А. Чайковский, А. Г. Шнитке, В. В. Сильвестров.

Струнный квартет

Струнный квартет — музыкальное произведение для четырех струнных инструментов. Этот термин также означает группу из четырех человек, которые играют произведение для четырех струнных инструментов. Практически всегда струнный квартет состоит из 2-х скрипок, альта и виолончели. Баланс между этим составом инструментов является совершенным, другие струнные инструменты, к примеру контрабас, не используются из-за его громкого и тяжелого звука. Данная музыкальная форма является самой популярной в камерной музыке, большинство крупных композиторов писали струнные квартеты. 


Многие другие составы ансамблей камерной музыки можно рассматривать как модификации струнного квартета:

струнный квинтет — струнный квартет с дополнительным альтом, виолончелью или контрабасом;

струнное трио — одна скрипка, альт и виолончель;

фортепианный квинтет — струнный квартет с фортепиано;

фортепианный квартет — струнный квартет, в котором одна скрипка заменена фортепиано;

кларнета квинтет — струнный квартет с кларнетом.

История струнного квартета

 

Струнный квартет родился в 18 веке в Италии, композиторы, такие как Джованни Баттиста Саммартини (1698-1775), сочиняли музыку для двух скрипок, альта и континуо. Роль континуо исполнял либо клавесин или клавесин с виолончелью. Постепенно композиторы начали отказываться от клавесина. Алессандро Скарлатти написал шесть работ, озаглавленных «Sonata a Quattro per due Violini, Violetta [viola], e Violoncello senza Cembalo» (Соната для четырёх инструментов: двух скрипок, альта и виолончели, без клавесина), это был естественный переход к струнному кватрету.

Становление струнного квартета произошло в классический период. Йозеф Гайдн (1732-1809) написал много квартетов и сделал очень популярной эту форму. Его квартеты из oп.33 написаны, по его словам, «в новом и особом стиле» в четырёх частях.

Основная традиционная форма для классического струнного квартета, заложенная Гайдном:

1 часть: быстрая в сонатной форме;

2 часть: медленная;

3 часть: менуэт и трио;

4 часть: быстрая в соната-рондо форме.

 

 

Гайдн сам часто играл в квартете с Вольфгангом Амадеем Моцартом (1756-1791) и двумя другими музыкантами. Моцарт также написал много струнных квартетов, некоторые из них посвящены Гайдну. Три более поздних квартета Моцарта написаны для прусского короля, который играл на виолончели. Таким образом Моцарт и другие композиторы классического периода дали много произведений для виолончели, которые впоследствии стали жить собственной жизнью.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) внес свой вклад в развитие квартета, сделав существенные изменения в типовой структуре формы и сделав все четыре инструмента одинаково важными. Бетховен написал 16 струнных квартетов. Средние особенно известные, затем другие композиторы приняли идеи, заложенные в них, например, медленное вступление и идею использовать быстрое скерцо вместо менуэта и трио для одной из средних частей. Последние квартеты Бетховена очень красивы, но и очень сложны и порой весьма агрессивны. Франц Шуберт (1797-1827) восхищался работами Бетховена и сочинил несколько своих струнных квартетов.

 

Небольшое замедление в создании квартетов произошло в 19 веке, можно заметить любопытный феномен — некоторые композиторы оставили в своём наследии только один квартет, как будто хотели показать, что они в полной мере могут сочинять в этой форме. Среди композиторов романтического периода, сочинявших квартеты, выделяются: Феликс Мендельсон (1809-1847), Роберт Шуман (1810-1856), Иоганнес Брамс (1833-1897), Петр Чайковский (1840-1893), Антонин Дворжак (1841 — 1904) и многие другие. Некоторые из них, как Дворжак, включали в свои квартеты народные мелодии.

 

 

 

 

С наступлением эпохи современной классической музыки квартет вернул свою популярность среди композиторов и стал играть ключевую роль в композиторском искусстве. В 20 веке композиторы продолжали разрабатывать струнные квартеты. Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1934) каждый написал по одному. Арнольд Шенберг даже добавил голос в свой Первый струнный квартет. Бела Барток (1881-1945) сочинил шесть очень трудных для исполнения струнных квартетов, в очень интересном ритме, с использованием венгерской народной музыки и сложной гармонии. Дмитрий Шостакович (1906-1975) написал целых пятнадцать квартетов, поражающих разнообразием музыкальных решений.

 

 

 

 

 

Смотреть обязательно: 10 рекомендуемых струнных квартетов

 

 

  • Назад

  • Вперед


Добавить комментарий

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры квартета

квартета

Этот квартет , который когда-то состоял из шести человек, не всегда является одной большой и счастливой семьей.

От Хаффингтон Пост