Языки жестов / Вавилон :: lingvo.info

  • Системы письма
    «Как это передать на бумаге»
  • Языки жестов
    «Как сказать без слов»

Существует ряд различных систем коммуникации, которые предпочитают использовать знаки, а не голос. Но здесь мы сфокусируемся на естественном языке жестов глухих. Это естественно развивающиеся полные языки, которые отличаются и от языков, использующих речевое общение, а также друг от друга.

Они должны быть отличны от искусственных знаковых систем, которые создаются слышащими людьми. Последние системы заимствуют определенный словарный запас из естественных языков жестов и меняют его, чтобы имитировать структуру разговорного языка. Пусть эти системы и полезны в некоторых ограниченных контекстах, они неудобны при длительном использовании, и глухие люди не используют их между собой. Жестовые языки обычно не пересекают границы национальных или разговорных языков. Так, например, британский язык жестов и американский язык жестов не взаимно понятны, они даже практически не имеет ничего общего. Тем не менее, грамматики естественных жестовых языков очень похожи друг на друга, а наибольшие различия обнаруживаются в словаре. Это означает, что в случае необходимости говорящие на языке жестов могут выучить языки друг друга достаточно быстро.

Эквивалентом слов в жестовых языках являются знаки, состоящие из трех основных компонентов.

  • Форма руки: Различные конфигурации пальцев, вытянутых или изогнутых. У большинства жестовых языков около 30 различных форм руки.
  • Местоположение руки: (артикуляция): Это касается местоположения руки рядом с телом говорящего (около 10 местоположений) или в пространстве вокруг них (основаны на оппозициях: лево-право, вниз-вверх, вперед-назад).
  • Движение: Этот компонент описывает направление движение рук. Существует шесть основных направлений, которые могут модифицироваться различным образом.

Если в звуковых языках слова могут быть описаны как комбинации ограниченного числа согласных и гласных, то в языках жестов слова — это комбинации ограниченного числа жестов, складывающихся из формы руки, ее положения и движений. С точки зрения типологии, грамматика языка жестов имеет две характеристики, которые свойственны и звуковым языкам, но обычно не появляются в них одновременно. С одной стороны, языки жестов в большой степени аналитичны, а значение высказывания формируется порядком следования жестов. В основном языки жестов относятся к типу SVO (подлежащее-сказуемое-дополнение), но не жестко. С другой стороны, эти языки характеризуются очень развитой морфологией, которая, однако, используется лишь время от времени.

Морфология языка жестов в основном базируется на двух процессах.

Один из них — редупликация (повторение всего жеста или части его). Во многих языках жестов существительные образуются из глаголов путем сокращения или повторения движения, так, например, СИДЕТЬ значит глагол «сидеть», а СИДЕТЬ-СИДЕТЬ значит стул.

Другой процесс — внутренняя модификация. Это значит, что один компонент жеста может меняться, а другой остается неизменным. Некоторые глаголы, например, могут указывать на действующее лицо или объект путем указания на направление движения. В других же случаях глаголы могут указывать информацию о количестве путем изменения формы руки.

Эти два процесса могут комбинироваться. Прилагательные (здесь это подкласс предикатов, не имен) в американском жестовом языке (амслене, ASL) могут иметь до 12 разных аспектуальных форм ), образованных путем изменения скорости, манеры движения наряду с определенным числом повторений.

Но языки жестов — это больше, чем просто руки. Не мануальные элементы, такие как мимика лица, движения головы и плечей, являются неотделимой частью грамматик языков жестов и разделяют типы предложений и различные части предложений, такие как относительные придаточные предложения. Языки жестов учить не легче, чем акустические языки, но первые очень богаты и экспрессивны, поэтому стоят потраченных усилий и времени. Они также очень занимательны.

Кто придумал жестовый язык и сколько таких языков насчитывается?

Языки жестов – это уникальные полноценные языки, которые значительно отличаются от обычных языков. Роль, которую они сегодня играют, сложно переоценить. Она настолько велика, что существует даже День жестовых языков, который отмечается 23 сентября. В этой статье мы расскажем вам о том, где и как появился язык жестов, а также про русский жестовый язык. Кроме того, вы узнаете, понимают ли друг друга глухонемые из разных стран. Итак, начнем.

Где и как появился язык жестов?

Язык жестов уходит корнями в глубокую древность. Еще тогда существовали так называемые системы жестовой сигнализации, которые дали начало современным жестовым языкам. В частности, они использовались для общения между глухонемыми.

Первые языки жестов появились в XVIII веке. Их авторами стали француз Шарль Мишель де л’Эпе и немец Самуэль Гейнике. Большинство современных жестовых языков, которых на данный момент насчитывается более 120 в мире, основываются именно на этих первых языках жестов.

Русский жестовый язык

Русский жестовый язык используется не только в России. Его применяют и в других странах мира:

  • Белоруссии,
  • Казахстане,
  • Украине,
  • Молдавии,
  • Болгарии,
  • Израиле и т. д.

Общее число людей, использующих русский жестовый язык, составляет примерно 120 000 человек.

Считается, что русский жестовый язык относится к так называемой семье французского языка жестов наряду с ирландским и американским жестовыми языками. Достаточно много лексики русского жестового языка позаимствовано из австрийского языка жестов. Системы грамматики русского жестового языка и русского словесного языка во многом отличаются. В жестовом языке грамматика (в частности, порядок и образование слов) более строгая.

Понимают ли друг друга глухонемые из разных стран

Жестовые языки мира могут иметь много различий, в частности, в зависимости от территории распространения. Интересно, что в странах с одним и тем же словесным языком может быть два разных жестовых языка. И наоборот, на территории, где распространено много словесных языков, может иметься единый жестовый язык.

Например, американский жестовый язык (амслен) имеет достаточно много общих черт с французским жестовым языком. При этом он имеет мало общего с жестовым языком Великобритании. Хотя, как известно, эти страны имеют одинаковый словесный язык — английский.

Похожую ситуацию можно встретить в Европе. Так, в Германии и Австрии говорят на едином словесном языке – немецком. Но при этом жестовые языки австрийцев и немцев практически не связаны друг с другом. Более того, на территории сравнительно небольшой Германии имеется несколько диалектов немецкого языка жестов. А в ЮАР, где насчитывается целых 11 официальных языков, имеется всего один общий жестовый язык.

В заключение отметим, что языки жестов ничуть не уступают привычным нам словесным языкам по функциональности, наполненности и даже эмоциональности. Они представляют собой интересный и уникальный языковой феномен, который будет интересен не только профессиональным лингвистам, но и обычным людям.

*****

Возможно вам будут интересны и другие статьи:

Искусственные языки мира: особенности происхождения и употребления

Что за язык эсперанто: кто придумал, для кого и кто на нем говорит?

Куда пойти работать лингвисту-переводчику?

Язык жестов | Определение, история и факты

школа для глухих

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эдвард Майнер Галлодет
Хуан Пабло Бонет
Рош-Амбруаз Кукуррон, аббат Сикар
Джон Бульвер
Похожие темы:
коммуникация
Американский язык жестов
глухота
Язык жестов индейцев равнин
Французский язык жестов

Просмотреть весь связанный контент →

язык жестов , любые средства общения посредством телесных движений, особенно рук и рук, используемые, когда устное общение невозможно или нежелательно. Практика, вероятно, старше речи. Язык жестов может быть столь же грубо выражен, как простые гримасы, пожимание плечами или указывание; или он может использовать деликатно нюансированную комбинацию закодированных ручных сигналов, подкрепленных выражением лица и, возможно, дополненных словами, записанными ручным алфавитом. Везде, где голосовое общение невозможно, например, между носителями взаимно непонятных языков или когда один или несколько потенциальных собеседников глухи, для преодоления разрыва можно использовать язык жестов.

Языковой барьер

Наблюдайте за речью, произносимой на американском языке жестов

Просмотреть все видео к этой статье

Китайцы и японцы, в языках которых используются одни и те же символы, но произносятся совершенно по-разному, могут общаться с помощью языка жестов, на котором один наблюдает, как другой чертит на его ладони взаимно понятные символы. Свидетельства длительного использования языка жестов для общения на взаимно непонятных языках существуют для Африки, Австралии и Северной Америки. Наиболее известная модель — это индейцы Равнин 19 века.Северная Америка X века. Хотя их языки были непохожи, образ жизни и окружающая среда всех групп имели много общих элементов, и, следовательно, найти общие символы было легко. Так, сложенная чашечкой рука, прыгающая и отскакивающая от «говорящего», была всем знакома, как круп скачущего оленя; круг, нарисованный на фоне неба, означал луну или что-то бледное, как луна. Два пальца на другом указательном пальце представляли человека верхом на лошади; два пальца, растопыренных и торчащих изо рта, как раздвоенный язык змеи, означали ложь или предательство; а жест расчесывания длинных волос по шее и плечу указывал на женщину. Этот язык жестов стал настолько привычным, что длинные и сложные повествования — в виде монолога или диалога — могли быть подписаны и поняты большими группами индийцев, которые в противном случае не могли бы общаться.

Неспособность говорить

Индийский язык жестов был систематизирован путем использования в явном словаре жестов, представляющих или изображающих объекты, действия и идеи, но он не пытался «расшифровывать» или иным образом представлять слова, которые нельзя было передать жестами. Однако было разработано несколько форм языка жестов, чтобы подписчики могли произносить слова и звуки по буквам. Большинство из них столь же сложны и гибки, как разговорные языки.

Во многих культурах долгое время считалось, что глухие необучаемы, а те немногие учителя, которые хотели попробовать, были доступны только богатым. Однако в середине 18 века первый воспитатель бедных глухих детей Шарль-Мишель, аббат де л’Эпе, разработал систему написания французских слов с помощью ручной азбуки и выражения целых понятий простыми знаками. На основе системы Л’Эпе был разработан французский язык жестов (FSL), который до сих пор используется во Франции и является предшественником американского языка жестов (ASL) и многих других национальных языков жестов.

FSL был привезен в Соединенные Штаты в 1816 году Томасом Галлодетом, основателем Американской школы для глухих в Хартфорде, штат Коннектикут. Новый язык жестов был объединен с различными системами, уже используемыми в Соединенных Штатах, чтобы сформировать ASL, который сегодня используется более чем 500 000 глухих в Соединенных Штатах и ​​​​Канаде; это четвертый по распространенности язык в Соединенных Штатах. Национальные языки жестов, такие как ASL, имеют больше общего друг с другом, чем с разговорными языками страны их происхождения, поскольку их знаки представляют понятия, а не английские, французские или японские слова. Одна система, Cued Speech, впервые была разработана американским физиком Р. Орином Корнеттом в 1966, однако, успешно использует жесты рук, представляющие только звуки (не понятия), используемые в сочетании с чтением по губам. Он адаптирован более чем для 40 языков.

Воздержание от речи

Члены религиозных орденов, давшие обет молчания, а также другие лица, отказавшиеся от речи из соображений благочестия или смирения, нуждаются в языке жестов. Часто в безмолвном монашеском ордене, например, естественных жестов, таких как передача еды или указание на какой-либо необходимый предмет, было достаточно для эффективного общения, оставляя мало необходимости в специально закодированных знаках. Мехер Баба, индийский религиозный деятель, воздерживался от речи в последние десятилетия своей жизни, но «диктовал» ученикам объемные сочинения, сначала указывая на буквы на доске с англоязычным алфавитом; но, выработав подходящий язык жестов, он полагался только на него. Средневековый английский священнослужитель Достопочтенный Беда разработал закодированный язык жестов, основанный на ручных знаках, представляющих числа, причем числа, в свою очередь, обозначали буквы латинского алфавита в последовательности, т. Е. 1 из 9.0041 A , 7 вместо G и т. д. Однако неизвестно, разработал ли он систему для общения с глухими или просто для сохранения тишины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Что такое американский язык жестов (ASL)?

Мальчик показывает «Я люблю тебя».

Что такое американский язык жестов?

Американский язык жестов (ASL) — это полный естественный язык, обладающий теми же лингвистическими свойствами, что и разговорные языки, с грамматикой, отличной от английского. ASL выражается движениями рук и лица. Это основной язык многих глухих и слабослышащих жителей Северной Америки, а также некоторые слышащие люди.

Одинаков ли язык жестов в других странах?

Универсального языка жестов не существует. В разных странах и регионах используются разные жестовые языки. Например, британский язык жестов (BSL) отличается от ASL, и американцы, знающие ASL, могут не понимать BSL. Некоторые страны принимают черты ASL в своих жестовых языках.

Откуда возник ASL?

Ни один человек или комитет не изобрел ASL. Точное происхождение ASL неясно, но некоторые предполагают, что он возник более 200 лет назад в результате смешения местных языков жестов и французского языка жестов (LSF, или Langue des Signes Française). Сегодняшний ASL включает в себя некоторые элементы LSF, а также оригинальные местные жестовые языки; со временем они объединились и превратились в богатый, сложный и зрелый язык. Современный ASL и современный LSF — разные языки. Хотя они все еще содержат некоторые похожие знаки, они больше не могут быть поняты пользователями друг друга.

Как ASL соотносится с разговорной речью?

ASL — это язык, совершенно отдельный и отличный от английского. Он содержит все основные черты языка, со своими правилами произношения, словообразования и порядка слов. Хотя в каждом языке есть способы сигнализировать о различных функциях, например, задать вопрос, а не сделать утверждение, языки различаются тем, как это делается. Например, носители английского языка могут задать вопрос, повысив высоту голоса и изменив порядок слов; Пользователи ASL задают вопрос, поднимая брови, расширяя глаза и наклоняя тело вперед.

Как и в других языках, конкретные способы выражения идей в ASL различаются так же, как и сами пользователи ASL. В дополнение к индивидуальным различиям в выражении, ASL имеет региональные акценты и диалекты; точно так же, как некоторые английские слова произносятся по-разному в разных частях страны, ASL имеет региональные различия в ритме жестов, произношении, сленге и используемых знаках. Другие социологические факторы, включая возраст и пол, могут влиять на использование ASL и способствовать его разнообразию, как и в случае с разговорными языками.

Дактилоскопия является частью ASL и используется для написания английских слов по буквам. В дактилоскопическом алфавите каждая буква соответствует определенной форме руки. Аппликатура часто используется для имен собственных или для обозначения чего-либо на английском языке.

Как большинство детей учат ASL?

Родители часто являются источником раннего овладения языком ребенком, но для глухих детей образцом для овладения языком могут быть дополнительные люди. Глухой ребенок, рожденный от глухих родителей, которые уже используют ASL, начнет осваивать ASL так же естественно, как слышащий ребенок усваивает разговорную речь слышащих родителей. Однако для глухого ребенка со слышащими родителями, у которых ранее не было опыта владения жестовым языком, язык может усваиваться по-другому. На самом деле 9из 10 детей, родившихся глухими, рождаются у слышащих родителей. Некоторые слышащие родители предпочитают знакомить своих глухих детей с языком жестов. Слышащие родители, которые хотят, чтобы их ребенок выучил язык жестов, часто изучают его вместе со своим ребенком. Глухие дети, у которых есть слышащие родители, часто изучают язык жестов через глухих сверстников и начинают бегло говорить на нем.

Зачем делать акцент на раннем изучении языка?

Родители должны как можно скорее познакомить глухого или слабослышащего ребенка с языком (разговорным или жестовым). Чем раньше ребенок познакомится с языком и начнет осваивать его, тем лучше будут его языковое, когнитивное и социальное развитие. Исследования показывают, что первые несколько лет жизни являются наиболее важными для развития языковых навыков ребенка, и даже первые месяцы жизни могут быть важны для установления успешного общения с опекунами. Благодаря программам скрининга, действующим почти во всех больницах США и их территорий, слух новорожденных проверяется перед выпиской из больницы. Если у ребенка потеря слуха, этот скрининг дает родителям возможность узнать о возможностях общения. Затем родители могут начать процесс изучения языка своего ребенка на этом важном раннем этапе развития.

Какие исследования по ASL и другим жестовым языкам поддерживает NIDCD?

NIDCD поддерживает исследования в области ASL, включая его получение и характеристику. Финансируемые исследования включают изучение грамматики, усвоения и развития языка жестов, а также использование языка жестов, когда доступ к разговорному языку затруднен из-за травмы или дегенеративного заболевания, или когда речь трудно овладеть из-за ранней потери слуха или повреждения нервной системы. .

Подросток разговаривает на языке жестов.

Изучение языка жестов также может помочь ученым понять нейробиологию языкового развития. В одном исследовании исследователи сообщили, что построение сложных фраз, как жестовых, так и произнесенных, задействует одни и те же области мозга. Лучшее понимание нейробиологии языка может обеспечить трансляционную основу для лечения повреждений языковой системы, для использования жестов и жестов в терапии детей и взрослых, а также для диагностики языковых нарушений у глухих.

NIDCD также финансирует исследования жестовых языков, созданных среди небольших сообществ людей, практически не имеющих внешнего влияния. Новые жестовые языки можно использовать для моделирования основных элементов и организации естественного языка, а также для изучения сложного взаимодействия между естественными языковыми способностями человека, языковой средой и результатами изучения языка. Посетите веб-сайт NIH Clinical Research Trials and You, чтобы прочитать об этих и других клинических испытаниях, в которых участвуют добровольцы.

Где я могу найти дополнительную информацию об американском языке жестов?

NIDCD поддерживает каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, равновесия, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.

Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный телетайп: (800) 241-1055 900 54 Электронная почта: nidcdinfo@nidcd.