Жесты-адаптеры: помогают адаптироваться или мешают?

Жестикуляция делает наше выступление более убедительным, разговор более доверительным, а нас самих более эмоциональными и выразительными. Но бывает и наоборот, когда жесты выдают наше волнение, нашу нервозность и неуверенность в собственных силах. Вы и сами наверняка замечали, что какие-то жесты вызывают симпатию, а какие-то очень сильно настораживают.

Те, что сильно настораживают, в большинстве своем относятся к группе жестов-адаптеров. Чтобы разобраться с ними, следует сначала вникнуть, какие виды жестов бывают в принципе. А чтобы поставить жестикуляцию и прочие невербальные приемы себе на службу, можно пройти нашу программу «Лучшие техники коммуникаций».

Итак, для начала давайте поговорим о разных видах жестов.

Какие бывают жесты?

Что такое жесты? Это некие осознанные или бессознательные движения частей тела, которые несут явный или скрытый смысл. В самом общем виде они делятся на 5 разновидностей: жесты-иллюстраторы, жесты-эмблемы, жесты-адаптеры, жесты-регуляторы, жесты-аффекторы [psyfactor, 2020]. Дадим краткую характеристику каждому из видов.

Виды жестов:

  1. Жесты-иллюстраторы– подкрепляют или иллюстрируют информацию, которую пытается сообщить человек. Это может быть указующий жест рукой или пальцем. Мы знаем, что показывать пальцем нехорошо, но здесь мы упоминаем об этом исключительно в информационном контексте. Это может быть жест, показывающий размеры (например, пойманной на рыбалке рыбы), движение телом в направлении чего-либо, жесты-биты, идущие в ритме речи.
  2. Жесты-эмблемы – как бы заменяют собой слово, которое нельзя произносить вслух. Классический пример – это фига, сложенная из трех пальцев. Часто жесты-эмблемы нужны, когда нельзя нарушать тишину, но нужно выразить поддержку человеку. Тогда можно поднять пальцы в виде буквы V (от английского victory – победа).
  3. Жесты-регуляторы – эти жесты используются, чтобы регулировать эмоции аудитории. Например, приглашая к пониманию и положительному взаимодействию (улыбка, кивок головы), прекращению дискуссии (ладонь руки, как бы «отодвигающая» слушателей), присоединению к выводам (ладонь руки, обращенная вверх одновременно с кивком головы).
  4. Жесты-аффекторы – выражают различные эмоции посредством движений частей тела, произвольных и непроизвольных (пожимание плечами для выражения недоумения, взмахи руками для придания большей эмоциональности речи).
  5. Жесты-адаптеры – это те жесты, что помогают адаптироваться к стрессу. Эта группа жестов объединяет три типа движений рук: а) почесывание и подергивание; б) поглаживание и перебирание; в) похлопывания по плечу собеседника и прикосновения к нему.

Часто жесты-адаптеры в психологии дополнительно подразделяют на жесты-самоадаптеры (прикосновения к своему лицу и телу) и жесты-манипуляторы (прикосновения к собеседнику или манипуляции с предметами – ручкой, карандашом, пуговицей). Часто такие жесты совмещены с короткой паузой в выступлении и как бы «заполняют» этот краткий миг тишины. Это основные жесты-адаптеры и примеры их проявления.

В любом случае жесты-адаптеры относят к жестам стресса, которые свидетельствуют о стремлении жестикулирующего успокоиться и взять ситуацию под контроль. К ним обычно прибегают, чтобы скрыть неловкость, смущение, неуверенность в собственных силах, нервозность. Подробнее можно почитать в работе «Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык» [Г. Крейдлин, 2019].

Если вам почему-либо проще воспринимать информацию не по обобщенным разновидностям жестов, а по конкретным проявлениям – движения руками, пальцами, повороты ладоней, положение тела – вам стоит ознакомиться со статьей «Жесты: попытка обобщения и классификации» [B. Дресвянников, 2012]. Там есть и вышеприведенная классификация, и пояснения относительно нюансов жестикуляции.

Теперь давайте разберемся, как работают жесты-адаптеры.

Как работают жесты-адаптеры?

Как мы сказали выше, жесты-адаптеры могут быть осознанными и неосознанными. Выступающий может сознательно прибегать к каким-то дополнительным движениям, если ему кажется, что он просто обязан заполнять каждую возникшую краткую паузу. Слегка отвлечемся и скажем, что это не так, и зачастую гораздо лучше не отвлекать аудиторию никакими своими телодвижениями, а дать эти несколько секунд на обдумывание сказанного вами.

Еще чаще жесты-адаптеры возникают неосознанно. Гиперактивные люди могут просто схватиться руками за голову, у людей поспокойнее может внезапно зачесаться нос или рука либо им может показаться, что именно в этот момент самое время поправить прическу. Еще раз отвлечемся и скажем, что психологи не зря едины со стилистами во мнении, что для большей уверенности в себе следует привести свой внешний вид в порядок с самого утра. И потом в течение дня не думать о том, развалилась ли ваша укладка, на месте ли ваш галстук и точно ли застегнуты все пуговицы, которые должны быть застегнуты.

В любом случае жесты-адаптеры насторожат ваших слушателей или собеседников. Возникает закономерный вопрос: почему вы испытываете стресс и не можете с ходу взять ситуацию под контроль? Обычно такая жестикуляция трактуется, как попытка скрыть вранье или как-то выкрутиться из неловкой ситуации. К слову, в специальной литературе очень часто можно встретить рассмотрение темы жестов-адаптеров именно в контексте распознавания лжи. Например, как в книге «Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца» [Е. Стирица, 2015]. И доля истины в этом есть, потому что, как вам известно из школьного курса биологии, левое полушарие отвечает за анализ и логику, а правое за образное мышление.

Когда человек знает, что говорить, он погружен в материал, находится в потоке и прибегает совсем к другим жестам для эмоционального оформления речи. Если же нужно срочно что-то придумать, происходит переход к усиленной работе левого полушария, и именно в этот момент перехода обычно возникает короткая пауза, которую человек вольно или невольно пытается заполнить жестами-адаптерами.

Такое же «заполнение» может возникнуть, если оратор является человеком стеснительным и неуверенным в себе по жизни. В этом случае бесконечные переключения являются обычным состоянием человека, потому что он то теряет мысль и мучительно пытается ее найти, то наконец-то поймает мысль и старается как можно быстрее и эмоциональнее ее изложить, пока она опять не ушла. К слову, слишком быструю речь психологи считают одним из главных признаков нервозности. Каждое переключение сопровождается паузой и жестами-адаптерами, поэтому зрелище производит, мягко говоря, не лучшее впечатление.

Почему в момент стресса организм испытывает потребность именно в прикосновениях? Считается, что этот инстинкт формируется еще в раннем детстве. Когда маленькому ребенку больно или страшно, его обнимает мама и он успокаивается. Во взрослой жизни эту роль отчасти берет на себя партнер, который готов обнять и успокоить, если у вас что-то случилось. В рабочей обстановке такой возможности нет, поэтому прикосновения и поглаживания частей тела становятся неким аналогом или суррогатом объятий, позволяющим хоть сколько-то успокоиться. По существу, такие жесты-адаптеры совершенно безобидны и не несут никакого физического и эмоционального вреда для человека. А вот окружающими воспринимаются, как мы уже выяснили, неоднозначно или даже однозначно негативно.

По большому счету, аудитории не важно, почему оратор испытывает стресс: из-за незнания материала, собственной стеснительности, попытки выдать заведомо ложную информацию или еще чего-то. И то, и другое, и третье не украшает человека и мешает коммуникации. Те, кто прошел нашу программу «Лучшие техники коммуникаций», обычно уже понимают, что свое тело нужно держать под контролем, и лишних нервозных движений следует избегать. Практически вся деловая литература и материалы, посвященные деловым переговорам, советуют насторожиться, если человек постоянно что-то вертит в руках, чешется, дергается. Поэтому жесты-адаптеры работают против вас, и лучше без них обойтись.

Возьмем для примера статью «Переговоры на языке жестов и телодвижений» [О. Гафаити, 2009]. Помимо знакомой многим переговорщикам таблицы значений жестов и телодвижений там можно найти весьма интересную статистику. Оказывается, через слова можно передать только 7% информации, еще 38% «считывается» с голоса, тембра и темпа речи, и целых 55% информации несут в себе жесты, мимика и положения тела.

На эту же статистику ссылается автор статьи «Невербальная коммуникация в телевизионном общении» [Л. Нугуманова, 2013]. Тут жесты анализируются в контексте особенностей телевизионного эфира, и здесь можно почерпнуть массу полезных лайфхаков, как держаться во время диалога, чем заполнять паузы, неизбежные при прямых эфирах и дискуссиях по острым социально значимым вопросам.

Даже при хорошей предварительной подготовке почти любой телевизионный эфир – это легкий стресс, а иногда и очень сильное стрессовое состояние.

Итак, что же делать, если вам задали вопрос, на который вы не знаете ответа, или сложилась ситуация, которая вас стрессирует? И как избежать компрометирующих вас жестов?

Как обойтись без жестов-адаптеров?

Мы не просто так начали статью с того, что рассказали вам о разных видах жестов. Как минимум, это должно навести вас на мысль заменить жесты-адаптеры любыми другими, подходящими для той или иной ситуации. А лучше изначально освоить жесты и положения тела, которые традиционно ассоциируются с уверенностью в себе. И, конечно, следить, чтобы не возникало непроизвольных жестов, которые войдут в противоречие с позой и тем, что вы говорите.

Так, если ощущается необходимость чем-то занять руки, можно соединить их кончиками пальцев, чтобы ладони в это время не соприкасались. Этим жестом, по наблюдениям автора статьи «Невербальная коммуникация в телевизионном общении», пользуются Яна Чурикова и Ксения Собчак [Л. Нугуманова, 2013].

Если этот жест почему-либо неуместен – например, одна рука занята микрофоном – можно в неоднозначной ситуации имитировать любую другую эмоцию, которая позволит спрятать неуверенность, растерянность и стресс. Например, потереть ухо, что на языке жестов расценивается как проявление раздражения. Таким жестом, опять же по наблюдению авторов статьи, пользуются телеведущие Андрей Малахов, Александр Васильев и Владимир Соловьев [Л. Нугуманова, 2013].

Есть в этой статье и рекомендации, как телеведущим действовать в обратной ситуации, когда настораживают жесты собеседника и есть сомнения в правдивости его слов. Разумеется, не все советы из телевизионной жизни стоит использовать в обычном живом общении. Например, взгляд в упор в телевизионном эфире – это одно, а в реальной жизни вас могут спросить «Что уставился?», заодно пряча неуверенность за агрессией. Для телеэфира вполне приемлемо попросить «Повторите, что вы сейчас сказали», а в живом общении возникнет закономерный вопрос «Вы плохо слышите или туго соображаете?»

Для деловых переговоров и повседневного общения лучше избрать менее экстравагантные жесты, позы и слова, чем выбирают ведущие для эфиров, актеры для спектаклей, блоггеры для видео. Много дельных советов содержится в статье «Сильная сторона: как скрыть неуверенность в себе» [А. Родина, 2016].

Как скрыть неуверенность в себе:

  • Занять позу лидера – сидеть или стоять прямо, расправив плечи и подняв подбородок.
  • Освоить жесты лидера – сложить ладони «домиком», соединить кончики пальцев.
  • Освоить речь лидера – спокойную, размеренную и уверенную, для чего стоит научиться контролировать дыхание и голос на нашем курсе «Развитие голоса и речи».
  • Расслабить мышцы тела – физическая зажатость ведет к зажатости движений и жестов.
  • Взять дополнительно под контроль «нерабочую» часть тела – правши зачастую упускают из виду левую сторону, и левая рука может непроизвольно выдать какой-то жест-адаптер, а заодно и нервозность. У левшей тяжелее обстоят дела с контролем правой стороны тела.
  • Перехватить инициативу – очень важно не поддаваться на провокации и попытки увести вас от темы разговора, к которой вы готовились и в которой чувствуете себя уверенно.
  • Избегать уменьшительно-ласкательных суффиксов – в деловых переговорах они неуместны, а в личном общении в избыточном количестве раздражают.

И, конечно, для повседневного общения, лекций и деловых переговоров самым оптимальным вариантом будет, когда вам вообще не придется нервничать, и поэтому не возникнет необходимости в каких-то искусственных жестах или сверхусилиях по контролю ситуации.

Тут есть несколько аспектов. Во-первых, нужно хорошо владеть материалом, который вы пытаетесь донести до слушателей, и тогда вы объективно будете меньше волноваться и нервничать. Во-вторых, не стоит быть правым всегда и во всем, особенно, если вас пытаются сбить с толку и втянуть в дискуссию, не относящуюся к изначально заявленной теме. Лучше признать, что в предложенной тематике вы некомпетентны, и предложить вернуться к делу и обсуждаемому вопросу. И, наконец, вы должны быть в хорошей физической форме, исключающей зажимы и непроизвольные телодвижения.

Психологи предлагают «7 быстрых способов успокоить нервы», которые доступны практически всем людям, у которых в доме есть горячая вода или бойлер [У. Смирнова, 2019].

7 быстрых способов успокоить нервы:

  1. Принять теплую ванну или душ – теплая вода расслабляет мышцы, улучшает кровоснабжение и насыщение организма кислородом. Если у вас нервная работа, стоит расслабляться таким образом после каждого рабочего дня, и тогда физические основы для стресса не будут накапливаться.
  2. Пойти на тренировку или потанцевать – активное движение тоже насыщает кровь кислородом и уменьшает стресс. Регулярные физические нагрузки и положительные эмоции сделают вас более стрессоустойчивым и менее чувствительным к раздражающим факторам.
  3. Восстановить дыхание – сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов можно практически в любой ситуации, даже непосредственно перед выступлением и переговорами.
  4. Мысленно отвлечься от стрессирующего фактора – вспомнить таблицу умножения, анекдот, отдых в Анталье. Это тоже можно проделать непосредственно перед переговорами.
  5. Выпить теплую воду или чай с медом, если нет аллергии на мед – это поможет избежать обезвоживания и связанных с этим физических последствий, а чаепитие зачастую способно успокоить нервы само по себе, без дополнительных мер и воздействий.
  6. Сделать самомассаж – в условиях ограниченного времени лучше сосредоточиться на массаже головы мягкими круговыми движениями. Если времени больше, можно сделать самомассаж рук и ног или записаться на сеанс к профессиональному массажисту.
  7. Вести дневник или просто записывать неприятные события – излив эмоции на бумагу, вы будете меньше подвержены им в дальнейшем.

Взяв эти семь пунктов за правило, вы очень быстро проработаете все беспокоящие вас моменты и избавитесь от многих стрессирующих факторов. Точнее, не будете воспринимать, как стресс, многое из того, что вас беспокоило ранее. Кроме того, вы улучшите свою физическую форму и вам будет проще взять под контроль свое тело и «научить» его нужным позам и жестам. Или хотя бы отучить его от непроизвольных подергиваний и почесываний.

Мы уже говорили выше, очень часто жесты-адаптеры формируются неосознанно, как реакция на стресс, когда эмоции берут вверх и различного рода подергивания случаются непроизвольно. Брать эмоции под контроль вы научитесь на нашей программе «Психическая саморегуляция», так что вполне можете внести прохождение этой программы восьмым пунктом в приведенный выше перечень мер. Равно как и прохождение ранее упомянутой программы «Лучшие техники коммуникаций».

Тем, кто «дозрел» подойти к проблемам своего имиджа комплексно, можно рекомендовать книгу «Язык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда» [С. Степанов, 2001]. К слову жестам, прикосновениям и рукопожатиям посвящен отдельный раздел. Вы помните, что частые прикосновения к своему лицу, телу, подручным предметам и собеседнику относятся к группе жестов-адаптеров.

Мы рассмотрели практически все нюансы и составляющие жестов-адаптеров. И все же кому-то это все может показаться слишком сложным, а уж дифференциация на пять групп разновидностей жестов и вовсе будет сдаваться «китайской грамотой». В этом случае можем посоветовать статью «Как читать язык жестов» [Э. Нелепко, 2016]. Там представлен упрощенный алгоритм действий, но для начинающих психологов-аналитиков он вполне подойдет.

Итак, если вы видите тот или иной жест и затрудняетесь с классификацией, задайте себе один простой вопрос. Как вам кажется, стал бы человек делать этот жест, если бы был на 100% уверен, что его никто не видит? Если вы предполагаете, что да, сделал бы, тогда этот жест входит в группу адаптеров или аффекторов. Если же ваш ответ однозначно отрицательный, это либо жест-иллюстратор, либо любой другой жест, сознательно направленный на собеседника или аудиторию.

Согласитесь, почти невозможно представить, чтобы человек, находясь один и не обращаясь к кому-либо, поднял пальцы в виде буквы V или развел руки в стороны, показывая размер пойманной рыбы. А вот пожать плечами мы можем как с целью показать свое недоумение собеседнику, так и просто на уровне рефлекса. Кроме того, такое возможно, когда человек, к примеру, ведет внутренний диалог с кем-либо или с самим собой и как бы подкрепляет жестами свою внутреннюю речь.

Жесты-адаптеры, как вы уже знаете, еще более спонтанны и менее подконтрольны человеку. Поэтому, если увиденный вами жест, по вашему мнению, более уместно делать, когда никто не видит, это с большой степенью вероятности жест-адаптер. Для справки уточним, что жесты, сознательно направленные на коммуникацию с собеседником или аудиторией, называются коммуникативными. Жесты, помогающие человеку справиться с его внутренним состоянием, являются некоммуникативными.

Есть еще один момент, который следует учитывать, пытаясь научиться диагностировать жесты самостоятельно. Следует научиться отличать жесты, как реакцию на ситуацию, от жестов, давно ставших вредной (или не очень вредной) привычкой человека.

Так, если девушка постоянно теребит цепочку на шее, даже когда у нее хорошее настроение, это, скорее всего, привычка. Если же за цепочку взялись после какого-то неудобного вопроса, это повод заподозрить стресс и попытку бороться со стрессовым состоянием, дополнительно обдумать ответ и не факт, что он будет правдивым. Этот и много других интересных примеров вы найдете в статье «Следите за руками: как мозг помогает нам успокоиться» [М. Оспанова, 2016].

От всей души желаем вам спокойствия и проницательности! А еще предлагаем поучаствовать в небольшом опросе:

Ключевые слова:1Коммуникации

Типы жестов | Psylist.net

Автор многих популярных книг о невербальных компонентах общения доктор Дэвид Левис выделяет четыре типа жестов в зависимости от их предназначения.

Первый тип жестов – жесты-символы. К ним относится, например, довольно распространенный сегодня во многих странах мира американский символ «ОК», означающий «все хорошо», «все в порядке» и передающийся с помощью большого и указательного пальцев, которые как бы образуют букву «О». Однако этот жест нельзя считать общепринятым. Например, во Франции он может означать ноль, а в Японии – деньги.

Другие жесты-символы еще в большей степени ограничены рамками той или иной культуры или местности, причем эта специфичность может проявляться двояко.

Во-первых, для обозначения какого-либо понятия в одной культуре может быть определенный символ, в то время как в другой – подобный символ отсутствует вовсе. Так, в Саудовской Аравии поцелуй в макушку означает извинение. В Иордании и некоторых других арабских странах проведение по зубам ногтем большого пальца символизирует ограничение финансовых возможностей.

Во-вторых, национальная специфика проявляется в том, что в разных культурах используются разные жесты-символы для обозначения одних и тех же или близких понятий, в частности, для того чтобы показать самоубийственность того или иного действия, решения и т. п., американцы приставляют один или два пальца к голове, как бы показывая тем самым пистолет. В аналогичной ситуации жители Папуа и Новой Гвинеи проводят рукой по горлу, а японцы делают энергичное движение рукой, сжатой в кулак.

Второй тип жестов – жесты-иллюстраторы, используются для пояснения сказанного. С помощью такого жеста усиливаются те или иные посылы сообщения, ключевые моменты беседы подчеркиваются и в результате лучше запоминаются. Наиболее типичным примером может служить указание направления рукой. Интенсивность жестикуляции зависит от темперамента. Когда она сильно различается, собеседники чувствуют неловкость, хотя часто не могут понять причину неудобства и раздражения.

Применение жестов-иллюстраторов, как и символических жестов культурно обусловлено. Главным культурным различием становится интенсивность использования жестов. Так, жители Средиземноморья, в отличие от народов Центральной или Северной Европы, активнее пользуются жестами. «Читать» иллюстративные жесты несколько легче, чем символические, поскольку они поясняют сказанное словами.

Третью группу составляют жесты-регуляторы. Они играют очень важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов – рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Она информативна и говорит о многом. Не случайно немецкий философ И. Кант назвал руку «видимой частью мозга».

В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру. Интенсивность и длительность рукопожатия относится к важным компонентам. Так, короткое, вялое рукопожатие и очень сухие руки могут свидетельствовать о безразличии. Влажные руки говорят о сильном волнении. Важно принимать во внимание индивидуальные особенности человека: есть люди, у которых ладони почти всегда влажные. Чуть-чуть удлиненное рукопожатие наряду с другими невербальными средствами (улыбкой, взглядом) демонстрирует дружелюбие, но не стоит слишком долго задерживать руку собеседника. Это вызывает ощущение попадания в капкан что естественно, вызывает раздражение.

Рука, протянутая для рукопожатия и повернутая тыльной стороной вниз, подчеркивает превосходство. Иногда в рукопожатии участвуют обе руки. Например, правая рука пожимает руку собеседника, а левая охватывает ее с другой стороны. Такое рукопожатие называется «перчаточным» так как рука оказывается в руках собеседника, как в перчатке. Подобного рукопожатия следует избегать при первой встрече. Когда будут установлены теплые дружеские и достаточно неформальные отношения, можно прибегнуть к «перчаточному» рукопожатию.

Жесты-регуляторы позволяют поддержать беседу или указать на ее окончание. Например, частые кивки головой означают необходимость ускорить беседу, не отвлекаться на частности и пояснения, а медленные – показывают заинтересованность в беседе, согласие с партнером; немного приподнятый вверх указательный палец – стремление прервать на данном месте партнера, возразить ему, вернуться к другой теме и т.п.

Наконец, четвертую группу составляют жесты-адапторы, сопровождающие обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний. Так, если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных ситуациях – почесывать затылок.

Во время бесед и переговоров важным является то, в какой момент появляется определенный жест и каков общий контекст беседы. Австралийский специалист в области невербальных средств общения А. Низ, описывая «шпилеобразный жест» (пальцы рук касаются друг друга, образуя шпиль, который может быть направлен острием вверх или вниз), отмечает, что агент, занимающийся продажей товара, во время беседы с потенциальным покупателем может обратить внимание на ряд его положительных жестов. Это может быть наклон вперед, обнаженные ладони, приподнятая вверх голова. К концу беседы покупатель делает «шпилеобразный жест». Если в ответ на предложение агента высказать свое мнение за этим жестом последуют положительные жесты покупателя, то такую реакцию можно интерпретировать как принятие заказа. Если за «шпилеобразным жестом» покупатель продемонстрирует ряд отрицательных жестов, таких как скрещенные на груди руки, бегающий взгляд, закидывание ноги на ногу и другие, то это означает, что он решил отказаться от товара и закончить встречу. Таким образом, в обоих случаях «шпилеобразный жест» означает уверенность человека в себе, однако, будучи включенным в разный контекст, может иметь совершенно разный смысл: согласие на покупку товара или, наоборот, отказа от нее.

Похожие материалы в разделе Популярная психология:

  • Физиогномика
  • Методы защиты от интриги
  • Психология чуда
  • Группа крови и характер
  • Психология «звёзд» и шоубизнеса
  • Что же такое любовь как некая психологическая реальность?
  • Приемы работы с завистью
  • Как справиться с затянувшейся депрессией
  • Психология опасных игр и ловушек
  • Приемы повышения эффективности общения

типов жестов | Примеры жестов

Типы выражений лица

Невербальное общение

Типы выражений лица

Невербальное общение

Какие существуют типы жестов?

 

Хотя исследования доктора Экмана в основном были сосредоточены на невербальном общении и, в частности, на том, как выражения лица передают эмоциональные переживания, он также выделил три типа жестов: иллюстраторы, манипуляторы и эмблемы. В этих движениях обычно используются руки, а иногда и голова и плечи, и они используются во время или вместо вербального общения.

 

Жесты Illustrator

 

Жесты Illustrator — это то, что некоторые люди могут называть в просторечии «говорением руками», поскольку они «иллюстрируют» то, что мы говорим. Иллюстраторы возникают во время речи , когда она произносится. Они используются, чтобы сделать акцент, сделать действие, описываемое речью, проследить ход мысли, показать пространственные отношения или нарисовать картинку в воздухе.

 

 

Как используются жесты иллюстратора

Хотя руки используются чаще всего, мы можем (и делаем) также иллюстрировать лицо, верхнюю часть туловища или все тело. Существуют этнические и культурные различия в типе иллюстраторов, а также индивидуальные различия в типе и частоте использования иллюстраторов. Иллюстраторы часто увеличивают наше волнение и вовлеченность в то, что говорится, и слушатели обычно более внимательны к людям, когда они иллюстрируют свою речь.

Ваш браузер не поддерживает видео тег.

 

 

Иллюстраторы и обман

Иллюстраторы уменьшаются, когда кто-то осторожно относится к тому, что говорится, например, когда лжет или нервничает. Поэтому снижение иллюстраторов иногда может быть ключом к обману или скрытым эмоциям. Тем не менее, вы должны быть осторожны, чтобы исключить возможность того, что другие факторы играют роль, прежде чем предположить, что уменьшение числа иллюстраторов является признаком обмана.

 

Манипуляторные жесты

 

Манипуляторные жесты — это движения, при которых одна часть тела «манипулирует» другой частью тела или взаимодействует с ней (т. , царапины и т.д. другая часть кузова).

 

 

Как выглядят жесты манипулятора?

Обычно манипулятором является рука, хотя она может быть и реципиентом, как и другие части тела, такие как волосы, уши и нос. Манипуляторы также можно выполнять внутри лица. В дополнение к телу реквизит также может стать частью действия манипулятора, например, вращение карандаша или сгибание скрепки.

Примеры жестов манипулятора

 

 

Ваш браузер не поддерживает видео тег.

 

 

Когда используются жесты-манипуляторы

Существуют большие индивидуальные различия в том, как часто люди демонстрируют манипуляторы и какие они обычно используют. Мы часто наблюдаем увеличение дискомфорта (эмоционального, физического, психологического), хотя использование манипуляторов также может увеличиваться, когда люди чувствуют себя более расслабленными и «распускают волосы». Эти типы жестов часто находятся на краю сознания людей, что означает, что мы можем осознавать их и контролировать их, но большинство людей не могут подавлять их очень долго, поскольку люди привыкли к такому поведению.

Продолжительность использования манипулятора сильно различается. Некоторые из кратковременных действий могут иметь определенную цель (например, поправить волосы или почесать часть тела), в то время как те, которые длятся долгое время, часто кажутся бесцельными (например, скручивание волос, растирание пальцев или постукивание ступней). .

 

 

Жесты манипулятора и обман

Наблюдатели часто ошибочно делают вывод, что кто-то лжет или не заслуживает доверия, когда показывают манипуляторов. Это правда, что манипуляторы часто усиливают дискомфорт, однако может быть много причин, по которым кто-то может чувствовать дискомфорт (помимо лжи). Кроме того, количество манипуляторов может увеличиться по противоположной причине, например, когда кто-то чувствует себя более расслабленным или беззаботным. Кроме того, лжецы знают, что им следует стараться сдерживать использование манипуляторов, поскольку это стало частью общего фольклора, согласно которому манипуляторы сигнализируют о дискомфорте или нервозности. Таким образом, большинству лжецов удается их не показывать.

 

Жесты-эмблемы

 

Термин «эмблемы», впервые использованный исследователем Дэвидом Эфроном, описывает жесты, которые имеют очень точное значение, известное внутри этнической, культурной или субкультурной группы. Эмблемы используются так же преднамеренно и сознательно, как и произносимые слова, и уникальны тем, что их можно использовать в сочетании со словами или вместо них.

 

 

Примеры жестов-эмблем

Эмблемы чаще всего выражаются руками, хотя также могут передаваться через голову, плечи и лицо.

Вот некоторые известные западные эмблемы, классифицированные по частям тела:

 

 

  • Руки/пальцы рука к уху «пожалуйста, говорите громче», манящее движение руки «иди сюда», большой палец автостопщика

 

 

Ваш браузер не поддерживает видео тег.

 

 

  • Головка : кивок головой да или кивок головой нет

 

 

  • Кузов : плечо

 

 

Когда используются жесты-эмблемы

Жесты-эмблемы можно использовать вместо слов или в дополнение к произносимым словам. Иногда они используются вместо слов, когда было бы трудно или неуместно использовать слова. Мы видим это, когда важно сохранять тишину во время игры или во время охоты. Другим примером может быть подводное плавание с аквалангом, когда человек не может использовать речь для общения. Когда эмблемы используются во время речи, их можно использовать для замены или повторения слова, например, когда кто-то устно здоровается и машет рукой, или когда кто-то кивает головой, чтобы сказать «да» во время обсуждения.

 

 

Эмблемы и обман

Эмблемы почти всегда выполняются преднамеренно, поскольку кто-то хочет передать сообщение, но есть исключения. Точно так же, как бывают «оговорки языка», могут быть и «оговорки тела». Эти движения, известные как символические оговорки, приводят к утечке информации, которую человек пытается скрыть, часто без его ведома. Хотя не каждый лжец демонстрирует символические оговорки, если они все же случаются, они являются вполне надежными признаками лжи, уступая лишь микровыражениям.

 

Дополнительные ресурсы

 

Научитесь распознавать выражения эмоций других и реагировать на них с помощью наших онлайн-инструментов для обучения микровыражениям, чтобы повысить свою способность обнаруживать обман и улавливать тонкие эмоциональные сигналы.

 

 

Расширьте свои знания об эмоциональных навыках и компетенциях на очных семинарах, предлагаемых Paul Ekman International.

 

 

Пополните свой эмоциональный словарный запас с помощью Атласа эмоций, бесплатного интерактивного учебного пособия, созданного Drs. Пол и Ева Экман по просьбе Далай-ламы.

 

 

Прочтите руководство доктора Экмана по эмоциям в его бестселлере Emotions Revealed.

 

Жесты | Психология Вики | Фэндом

в:
Страницы, использующие магические ссылки ISBN, жесты, невербальное общение, язык тела

Посмотреть источник

Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |

Язык:
Лингвистика ·
семиотика ·
Речь


Военные авиадиспетчеры используют жесты рук и тела для управления полетами на борту авианосцев.

Жест представляет собой форму невербальной коммуникации или неречевой коммуникации, при которой видимые телесные действия передают определенные сообщения либо вместо речи, либо в сочетании с ней. Жесты включают движения рук, лица или других частей тела. Жесты отличаются от физической невербальной коммуникации, которая не передает конкретных сообщений, таких как чисто экспрессивные проявления, проксемика или проявления совместного внимания. [1] Жесты позволяют людям выражать различные чувства и мысли, от презрения и враждебности до одобрения и привязанности, часто вместе с языком тела в дополнение к словам, когда они говорят.

Обработка жестов происходит в областях мозга, таких как зоны Брока и Вернике, которые используются для речи и языка жестов. [2] На самом деле считается, что язык развился из ручных жестов. [3] Теория о том, что язык развился из ручных жестов, называемая теорией жестов, восходит к работам философа и священника 18-го века аббата де Кондильяка и была возрождена современным антропологом Гордоном У. Хьюзом в 1919 г.73, как часть дискуссии о происхождении языка. [4]

Содержание

  • 1 ​​Изучение жестов
  • 2 Категории жестов
  • 3 Социальная значимость
  • 4 Неврология
  • 5 Электронный интерфейс
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Исследование жестов

Жесты изучались на протяжении веков с разных точек зрения. [5] Во времена Римской империи Квинтилиан изучал в своей Institution Oratoria, как можно использовать жесты в риторическом дискурсе. Другое широкое исследование жестов было опубликовано Джоном Бульвером в 1644 году. Бульвер проанализировал десятки жестов и дал руководство о том, как использовать жесты для повышения красноречия и ясности публичных выступлений. [6] Андреа Де Джорио опубликовал обширный отчет о выражении жестов в 1832 году. [7]

Категории жестов

Указание на другого человека вытянутым пальцем во многих культурах считается грубым или угрожающим.

Основная статья: Список жестов

Хотя изучение жестов все еще находится в зачаточном состоянии, исследователи определили некоторые широкие категории жестов. Наиболее известны так называемые эмблемы или цитируемые жесты. Это обычные жесты, характерные для конкретной культуры, которые можно использовать вместо слов, например, взмах рукой, используемый в США для «привет» и «до свидания». Один символический жест может иметь разное значение в разных культурных контекстах, от комплиментарного до крайне оскорбительного [8] На странице Список жестов обсуждаются символические жесты одной рукой, двумя руками, руками и другими частями тела, а также жесты тела и лица.

Другая широкая категория жестов включает те жесты, которые используются спонтанно, когда мы говорим. Эти жесты тесно связаны с речью. Так называемые битовые жесты используются в сочетании с речью и синхронизируются с ритмом речи, чтобы подчеркнуть определенные слова или фразы. Эти типы жестов неразрывно связаны с речевыми и мыслительными процессами. [9] Другие спонтанные жесты, используемые во время воспроизведения речи, более содержательны и могут повторять или уточнять значение сопутствующей речи. Например, жест, изображающий акт броска, может быть синхронен с высказыванием «Он бросил мяч прямо в окно». [9] Такие жесты, которые используются вместе с речью, имеют тенденцию быть универсальными. Например, человек, описывающий, что ему/ей холодно из-за отсутствия подходящей одежды и/или холодной погоды, может сопровождать его/ее словесное описание визуальным. Этого можно добиться с помощью различных жестов, таких как демонстрация дрожи и/или потирание рук. В таких случаях язык или словесное описание человека не обязательно должны быть поняты, поскольку кто-то может хотя бы намекнуть на то, что сообщается, посредством наблюдения и интерпретации языка тела, который служит жестом, эквивалентным по смыслу тому, что происходит. сказано посредством коммуникативной речи.

Жестовые языки, такие как американский язык жестов и его региональные аналоги, функционируют как полные естественные языки с жестовой модальностью. Их не следует путать с пальцевой орфографией, в которой набор символических жестов используется для представления письменного алфавита. Американский язык жестов отличается от жестикуляции тем, что понятия моделируются определенными движениями рук или выражениями и имеют определенную установленную структуру, в то время как жестикуляция более податлива и не имеет определенной структуры, а дополняет речь. Следует отметить, что до того, как в Никарагуа после XIX в.70-х годов сообщества глухих использовали «домашние знаки» для общения друг с другом. Эти домашние знаки не были частью единого языка, но по-прежнему использовались в качестве знакомых движений и выражений, используемых в их семье, по-прежнему тесно связанных с языком, а не жестами без определенной структуры. [10] Это похоже на то, что наблюдалось в жестикуляции шимпанзе. Эти животные используют жесты вместо вербального языка, который у животных ограничен из-за отсутствия у них определенных физиологических и артикуляционных способностей, которыми обладают люди для речи. Корбаллис (2009 г.)) утверждает, что «наши предки-гоминиды были лучше предварительно приспособлены к приобретению языковых навыков с помощью жестов, а не голосовых звуков». [11] Это приводит к спорам о том, рассматривали ли люди жесты в качестве модальности языка в начале существования вида. Функция жестов, возможно, сыграла важную роль в эволюции языка.

Социальная значимость

Жесты, обычно называемые «языком тела», играют важную роль в промышленности. Правильный этикет языка тела в деловых отношениях может иметь решающее значение для успеха. Однако жесты могут иметь разное значение в зависимости от страны, в которой они выражены. В эпоху глобального бизнеса дипломатическая культурная чуткость стала необходимостью. Жесты, которые мы считаем невинными, могут быть расценены кем-то как глубоко оскорбительные. [12] Следующие жесты являются примерами надлежащего этикета в отношении обычаев разных стран при приветствии:
В Соединенных Штатах «стандартным приветствием является крепкое рукопожатие, сопровождаемое прямым зрительным контактом. Прямой зрительный контакт как в социальных, так и в деловых ситуациях очень важен».
В Китайской Народной Республике «западный обычай пожимать руку человеку при представлении получил широкое распространение по всей стране. Однако часто бывает достаточно кивка головы или легкого поклона».
В Японии «акт вручения визитных карточек очень важен. При вручении визитную карточку держат обеими руками, зажав ее между большим и указательным пальцами. Презентация должна сопровождаться легким поклоном. Печать на карточке должна указывать на человека, которому вручается карточка».
В Германии «невежливо пожимать кому-то руку другой рукой в ​​кармане. Это расценивается как проявление неуважения».
Во Франции «обычно легкое, быстрое рукопожатие. Крепкое рукопожатие будет считаться некультурным. Когда вы входите в комнату, обязательно здоровайтесь с каждым присутствующим. Женщина во Франции первой протянет руку». [13]

Витарка мудра, бассейн Тарима, 9 век.

Жесты также являются средством инициации брачного ритуала. Это может включать сложные танцы и другие движения. Жесты играют важную роль во многих аспектах жизни человека. Жесты, вероятно, универсальны; не было ни одного сообщения о сообществе, которое не жестикулирует. Жесты являются важной частью повседневного разговора, такого как болтовня, описание маршрута, обсуждение цен на рынке; они вездесущи. Кроме того, когда люди используют жесты, у них есть определенные общие фоновые знания. Мы используем похожие жесты, когда говорим о конкретном действии, например, когда мы изображаем идею питья из чашки. Когда человек делает жест, другой человек может понять его благодаря узнаванию действий/форм. [14] Жесты были задокументированы в искусстве, например, в греческих вазах, индийских миниатюрах или европейских картинах.

Жесты играют центральную роль в религиозных или духовных ритуалах, таких как христианское крестное знамение. В индуизме и буддизме мудра (санскрит, буквально «печать») представляет собой символический жест, совершаемый рукой или пальцами. Каждая мудра имеет особое значение и играет центральную роль в индуистской и буддийской иконографии. Примером может служить витарка мудра, жест обсуждения и передачи буддийского учения. Это делается путем соединения кончиков большого и указательного пальцев вместе, при этом остальные пальцы остаются прямыми.

Неврология

Жесты обрабатываются в тех же областях мозга, что и речь и язык жестов, таких как левая нижняя лобная извилина (зона Брока) и задняя средняя височная извилина, задняя верхняя височная борозда и верхняя височная извилина (зона Вернике) . [2] Было высказано предположение, что эти части мозга изначально поддерживали сочетание жестов и значений, а затем были адаптированы в ходе эволюции человека «для сравнимого сочетания звука и значения по мере установления произвольного контроля над голосовым аппаратом и речи. язык развивался». [2] В результате оно лежит в основе как символических жестов, так и разговорной речи в современном человеческом мозгу. Их общая неврологическая основа также поддерживает идею о том, что символический жест и разговорный язык являются двумя частями единой фундаментальной семиотической системы, лежащей в основе человеческого дискурса. [9]
Связь жестов рук и тела в сочетании с речью дополнительно раскрывается благодаря наблюдению за использованием жестов слепыми людьми во время разговора. Этот феномен раскрывает функцию жеста, которая выходит за рамки изображения коммуникативного содержания языка и расширяет взгляд Дэвида Макнейла на систему жестов и речи. Это говорит о том, что жест и речь тесно связаны друг с другом, и нарушение одного (речь или жест) вызовет проблемы в другом. Исследования нашли убедительные доказательства того, что речь и жесты врожденно связаны в мозге и работают в эффективно организованной и отлаженной системе. Взгляд Макнейла на эту связь в мозге — лишь один из трех, которые в настоящее время обсуждаются; другие объявляют жест «системой поддержки» разговорной речи или физическим механизмом лексического поиска. [15]

Электронный интерфейс

Основная статья: Распознавание жестов

Движение жестов можно использовать для взаимодействия с такими технологиями, как компьютеры, с использованием сенсорного или мультитач, популяризированного iPhone, обнаружение физического движения и визуальный захват движения, используемый в игровых консолях.

См. также

  • Язык тела
  • Часть тела как объект
  • Хирономия
  • Язык жестов
  • Кинесикс
  • Список жестов
  • Метакоммуникативная компетентность
  • Язык жестов

Ссылки

  1. ↑ Кендон, Адам. (2004) Жест: видимое действие как высказывание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83525-9
  2. 2.0 2.1 2.2 Сюй Дж., Гэннон П.Дж., Эммори К., Смит Дж.Ф., Браун А.Р. (2009). Символические жесты и разговорный язык обрабатываются общей нервной системой. Proc Natl Acad Sci U S A. 106:20664–20669. DOI: 10.1073/pnas.0909197106 PMID 19923436
  3. Корбаллис, Майкл (январь/февраль 2010 г.). Жестовые истоки языка. WIRE Когнитивные науки 1 .
  4. ↑ Корбаллис, Майкл. (январь/февраль 2010 г.). «Жестовые истоки языка». © 2009 John Wiley & Sons, Ltd. WIREs Cogn Sci 2010 1 2–7
  5. Кендон, А. (1982). Изучение жеста: некоторые наблюдения за его историей. Recherches Sémiotiques/Semiotic Inquiry 2 (1): 45–62.
  6. [[Джон Булвер|Булвер, Дж.]] (1644). Хирология: или Естественный язык руки .
  7. де Хорио, А (1832/2002). Жест в Неаполе и жест в классической античности , издательство Индианского университета.
  8. ↑ Моррис, Десмонд, Коллетт, Питер, Марш, Питер, О’Шонесси, Мари. 1979. Жесты, их происхождение и распространение. Лондон. мыс
  9. 9,0 9,1 9,2 Макнейл (1992). Рука и разум. Чикаго: Издательство Чикагского университета
  10. Фернандес, Ева М. (2011). Основы психолингвистики , Wiley-Blackwell.
  11. ↑ Corballis, MC (2010), Происхождение жестов языка. WIREs Cogn Sci, 1: 2–7. doi: 10.1002/wcs.2
  12. ↑ Акстелл, Р. (1993). Что можно и табу по всему миру. (3-е изд., стр. 116). Уайли. Получено с http://www.sheltonstate.edu/Uploads/files/faculty/Angela Gibson/Sph 106/taboos0001.pdf
  13. ↑ Акстелл, Р. (1993). Worldsmart: жесты по всему миру. World Smart Resource Center, получено с http://www.globalbusinessleadership.com/gestures_overview.asp
  14. ↑ ВАСК, Дермина и Тея ИОНЕСКУ. «Воплощение познания: жесты и их роль в развитии мышления». Познание, Крейер, поведение / познание, мозг, поведение 17.2 (2013): 149–150. Академический поиск завершен. Веб.
  15. Айверсон, Яна М., Эстер Телен (2005). Рука, рот и мозг. Журнал исследований сознания .
  • Бульвер, Джон (1644). «Хирология: или естественный язык рук» (Лондон, 1644 г.)
  • Голдин-Медоу, Сьюзен (2003). Устойчивость языка: создание каких жестов у глухих детей может рассказать нам о том, как все дети изучают язык. В серии «Очерки психологии развития» (Дж. Веркер и Х. Веллман, ред.). Нью-Йорк: Психология Пресс.
  • Голдин-Медоу, Сьюзен (2003). Слуховой жест: как наши руки помогают нам думать. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Джонс, К. (1982). Секс или символ. Эротические изображения Греции и Рима. Лондон: Публикации Британского музея.
  • Кендон, Адам (ред.) (1981). Невербальное общение, взаимодействие и жесты: отрывки из семиотики (том 41, Подходы к семиотике). Гаага: Mouton and Co. [Включает в качестве введения Кендон расширенный критический обзор методологических и теоретических вопросов в этой области].
  • Кендон, Адам (1997). Ежегодный обзор антропологии . 26: 109-128.
  • Кендон, Адам (2000). Жест в Неаполе и жест в античности. Английский перевод с вводным эссе и примечаниями к La mimica degli antichi Investigata nel gestire Napoletano («Жестовое выражение древних в свете неаполитанской жестикуляции») Андреа де Хорио (1832 г.). Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета.
  • Кендон, Адам (2004). Жест: видимое действие как высказывание. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Макнил, Дэвид (1992). Рука и разум. Что жесты говорят о мышлении. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Макнил, Дэвид (2005). Жест и мысль. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Кита, С. (редактор) (2003). Указание: место встречи языка, культуры и познания. Lawrence Erlbaum Associates, ISBN 0-8058-4014-1.

Внешние ссылки

  • Международное общество изучения жестов (ISGS) — международная научная ассоциация, занимающаяся изучением человеческих жестов. ISGS организует конференции и поддерживает журнал GESTURE.
  • McNeill Lab Центр исследований жестов и речи Домашняя страница лаборатории Дэвида Макнила: Центр исследований жестов и речи Чикагского университета изучает речь и жесты с психолингвистической точки зрения. На странице представлено много полезной информации об анализе жестов.
  • Лаборатория Голдин-Медоу Домашняя страница лаборатории Сьюзан Голдин-Медоу. Лаборатория состоит из аспирантов и исследователей, занимающихся независимыми темами, связанными с познанием, развитием, образованием, лингвистикой и различными другими областями, но взаимосвязанными основным направлением деятельности лаборатории — изучением невербальной коммуникации, в частности жестов.
  • Центр жестов Неймегена (NGC) при Институте психолингвистики Макса Планка изучает роль жестов в психолингвистической обработке, общении и взаимодействии, приобретении, познании и нейропознании.
  • Журнал ЖЕСТ — это научный журнал, в котором публикуются статьи, сообщающие об оригинальных исследованиях, а также статьи с обзорами и обзорами по всем аспектам жестов.