Эффективное общение: как повысить коммуникабельность
Умение общаться — важный навык, обеспечивающий качественные взаимоотношения не только между близкими людьми, но и с коллегами. В этой статье мы подробно расскажем, что такое коммуникабельность и как повысить уровень и качество общения в коллективе.
Что такое коммуникабельность
Вам предстоят важные переговоры, вы не знаете, как выразить свои мысли, донести свою точку зрения собеседнику. Вы испытываете скованность в разговоре с оппонентом, стесняетесь высказать даже подготовленную заранее речь. Так возникает непонимание, недомолвки, конфликты.
Казалось бы, так просто — сказать то, что думаешь. Но пока подбираешь нужные слова — их смысл теряется. Как развить коммуникабельность и научиться прямо, открыто вести беседу? Психологи разработали множество практик и тренингов, которые помогают стать отличным оратором.
Коммуникабельность – это способность устанавливать контакт с собеседником, умение быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, новой рабочей среде. В переводе с латинского «communicabilis» означает «поддающийся общению».
Какой же он, коммуникабельный человек? Ему присущи следующие признаки:
- Он преследует конкретную цель. Ясно, четко выражает свои мысли. Он не говорит ради того, чтобы просто не молчать. Он умеет вызывать доверие, находить компромиссы.
- Такой сотрудник знает, в каком русле вести диалог, чтобы добиться максимального результата.
- Ему легко дается манипуляция. Он умеет менять тему разговора, переходя от одного стиля к другому. Уверенно держит себя, харизматичен, легко находит тему для разговора.
- Он способен легко находить общий язык с собеседником любого возраста, статуса, социального положения и национальности.
- С ним интересно как подростку, испытывающему юношеский максимализм, мак и умудренному опытом профессору.
- Качество разговора такого собеседника отличается от пустой болтовни, он владеет полезной и любопытной информацией, а также умеет ее ярко преподнести.
- Ему всегда важна обратная связь и мнение второй стороны. Он воспринимает общение как творческий процесс, импровизирует.
Коммуникабельная личность способна без подготовки выступить перед аудиторией. Это человек, умеющий не только завоевать внимание слушателей, но и управлять им. Лидерство, сдержанность и гибкость характера — его естественные черты.
Чем отличается коммуникабельность от коммуникативности
Часто путаница в значении превращает в загадку сами термины. Коммуникативность — это один из компонентов коммуникабельности и контакта как такового. Это не врожденный, а приобретенный навык, который не только можно развить, но и совершенствовать на протяжении всей жизни.
Коммуникативность это умение передавать информацию, чувства, эмоции, умозаключения в доступной, корректной форме. Это также способность воспринимать информацию, испытывать эмпатию к собеседнику, умение понимать и сопереживать.
Само понятие не всегда является навыком человека. Коммуникативность как качество может охарактеризовать любой инструмент, передающий и воспринимающий информацию.
Коммуникативность – это набор таких качеств как:
- Невербальное общение;
- Управление эмоциями, гневом;
- Активное слушание;
- Понимание эмоций оппонента;
- Умение выражать и отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативность как качество личности нельзя воспринимать только как совокупность умений, этот навык имеет прямое отношение к сегменту потребностей и мотивации.
Как повысить коммуникабельность
Не каждый способен находиться в центре внимания и быть душой компании. Но быть услышанным хотят все.
3 причины развивать навык коммуникабельности:
- Коммуникабельный человек добивается больших успехов в жизни и карьере, полностью реализует себя как личность во всех сферах деятельности. Благодаря мастерству общения хороший оратор имеет больше шансов добиться поставленной цели.
- Умение легко идти на контакт способствует приобретению широкого круга полезных и дружественных связей.
- Личность, умеющая непринужденно находить общий язык с любым человеком, быстро решает конфликты, проявляет гибкость мышления и понимание.
Хотите быть успешным – развивайте коммуникацию, работайте над собой.
Правила коммуникабельности
Если вы хотите, чтобы вокруг вас появлялись позитивные, общительные, интересные и умные собеседники – “Относитесь к людям (и коллегам) так, как хотели бы, чтобы они относились к вам” (с) Ричард Бренсон, СЕО Virgin Group.
Правила продуктивного общения:
- Если вы можете быть инициатором — возьмите управление беседой в свои руки. Для развития коммуникативных способностей достаточно проявить лидерские качества. Важно при этом не переусердствовать, превратившись в диктатора.
- Старайтесь не быть “сухим” в разговоре, проявляйте эмоциональность, эмпатию, интересуйтесь мнением собеседника. Не нужно использовать формальных шаблонов, будьте оригинальны, проявляйте артистизм, творческий подход.
- Будьте оптимистом. К позитивно настроенным людям больше тянутся, с ними советуются, больше откровенничают и рассказывают о себе, более охотно делятся закрытой информацией.
Если вы стеснительный и замкнутый человек — работайте над собой, начните с малого, не бойтесь обсуждать интересную информацию с коллегами, делитесь своим мнением. Коммуникабельному человеку открыты все двери. Не бойтесь проявить индивидуальность.
Упражнения для развития коммуникабельности
Общение – основа не только личных отношений, но и рабочих. Тренинги на коммуникабельность полезны для переговоров, командообразования, в поддержании уверенности в себе, успешных продажах. Общение – это фундамент, на котором держится успех любого бизнеса.
Упражнения и тренинги по коммуникабельности направлены на снятие внутренних барьеров. Они учат навыкам уверенного общения, самопрезентации, умению управлять ходом беседы, находить компромиссы, договариваться. Коллективные тренинги создают доброжелательную, теплую атмосферу поддержки и доверия, которая необходима для эффективной работы группы.
Мы подобрали избранные упражнения на повышение коммуникативного навыка:
“Расскажи о…”
Цель: развитие навыков уверенного общения.
Каждый из участников по очереди берет любой, принадлежащий ему предмет и просит его: «Расскажи о своем хозяине». В процессе тренинга участники могут задавать вопросы из любых сфер деятельности.
“Восточный базар”
Цель: оттачивание навыков делового общения, анализ стратегий достижения целей
Каждый из участников пишет на 5 стикерах свое имя. Листочки сворачиваются и отправляются в коробку. После этого каждый по очереди должен вытянуть 5 бумажек, а потом каждый участник тренинга любыми способами должен вернуть стикеры со своим именем себе.
Первый, собравший полный набор именных стикеров, объявляется победителем. Далее идет обсуждение используемых стратегий.
“Другими словами”
Цель: развитие умения адекватно передавать одну и ту же мысль другими словами.
Участники делятся на группы по 3-5 человек. После этого ведущий говорит одному игроку из каждой команды фразу, состоящую из 5-7 слов. Каждый участник должен донести смысл фразы другими словами своему коллеге (ни одно слово не должно повторяться).
“За того парня”
Цель: тренировка навыков уверенного общения
Участники делятся на пары. Каждый рассказывает друг другу о себе, после чего происходит обмен бэйджиками. После этого одни из участников пары садятся на стул, вторые становятся за его спиной. По очереди каждому игроку все задают вопросы из любых сфер деятельности, стоящий за спиной должен ответить на все вопросы вне зависимости от того знает он точный ответ или нет. В заключение сидящий на стуле должен сказать процент совпадений правильных ответов.
“Как мы похожи!”
Цель: развитие навыков контактирования
Участники делятся по парам. Каждая пара как можно быстрее должна найти и записать общие черты и характеристики друг друга. После каждый участник должен выбрать другого человека и также найти общие характеристики уже с ним. Победителем считается тот, кто первым найдет пять общих черт.
После этапа поиска общих черт и характеристик начинается обсуждение:
- Легко или сложно далось упражнение?
- Насколько быстро и легко было найти общие черты с другими участниками?
- Что помогло установить быстрый контакт?
Упражнения на развитие коммуникативных навыков – мощный инструмент, помогающий в кратчайшие сроки наглядно повысить способность к общению.
10 книг для развития коммуникабельности
- Элизабет Мерманн “Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации”.
- Пол МакГи “Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно”.
- Филип Зимбардо “Как побороть застенчивость”.
- Марк Роудз “Как разговаривать с кем угодно”.
- Марк Гоулстон “Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров”.
- Джеймс Борг “Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей”.
- Джеймс Борг “Секреты общения. Магия слов”.
- Билли Фицпатрик, Венди Сузуки “Странная девочка, которая влюбилась в мозг”.
- Дейл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”.
- Марк Гоулстон “Как разговаривать с мудаками”.
Заключение
В профессиональной деятельности коммуникабельность имеет огромное значение. Общительный сотрудник пользуется авторитетом среди коллег, он способен ставить высокие профессиональные цели и умеет достигать желаемого. Развивайте навыки общения и добивайтесь успехов во всех сферах жизни!
Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
Психологический практикум ↓
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
- Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
- Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
- Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
- Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
- Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
- Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
- В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
- Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
- Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
- Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
- У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
- Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
- Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
- Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов:
«да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются.
30-32 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуюте неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Моделирующий эксперимент
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
- Стандартизированный многофакторный метод
исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)
Интерпретация - Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины у старших дошкольников
- Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И.С.)
- Профессионально-этические нормы проведения психолого-педагогического обследования в дошкольном образовательном учреждении
- «Проницательный» тест
- Методика «Железная дорога»
- Методика «Закончи предложение»
- Определение психологического климата в организации
Оценка социальных навыков: вы путаете общительность?
Умение различать общительность и социальные навыки очень важно, если вы хотите оценить социальные навыки в процессе найма. Как бы вы определили «народного человека»? Мы часто слышим, как люди называют других «настоящими людьми». Однако, когда вы заставляете людей рассказать вам, что это значит, их описания меняются. Это потому, что они часто путают общительность с социальными навыками . Более того, это два очень разных качества, которые обычно считаются похожими, но на самом деле они совершенно разные.
Общительность — это черта характера, которая, как правило, заложена в людях. Это мера того, нуждается ли человек в большом количестве взаимодействия с другими или он предпочитает большую часть времени работать самостоятельно. Сотрудники с высоким уровнем общительности любят сотрудничать и работать в группах, в то время как сотрудники с низким уровнем общительности предпочитают проводить время самостоятельно, выполняя задачи или проекты.
Социальные навыки, с другой стороны, можно изучить и даже улучшить с течением времени. Люди с хорошими социальными навыками могут легко поддерживать беседу, знают, как развивать взаимопонимание и отношения, хорошо слушают и имеют приятные манеры. Социальные навыки особенно важны для работы, связанной с клиентами, и для работы, где постоянно требуется, чтобы кто-то общался с другими и ладил с ними.
Социальные навыки и общительность не исключают друг друга.
Теперь самое интересное. Вполне возможно иметь одну из этих черт, но не иметь другой. Тот, у кого высокая общительность, но ему не хватает социальных навыков, может быть вынужден взаимодействовать с другими, но не обязательно делать это эффективно. Подумайте о женщине на вечеринке, которая переходит от человека к человеку, но проводит большую часть времени, доминируя в разговоре, рассказывая о себе. В качестве альтернативы, неприятный парень, сидящий рядом с вами в самолете, который продолжает бубнить о своих проблемах со здоровьем, несмотря на ваши неоднократные попытки прервать разговор, чтобы вы могли прочитать свою книгу.
С другой стороны, человек с низким уровнем общительности может не обязательно искать возможности для общения с другими, но если он или она обладает сильными навыками общения, вы никогда об этом не узнаете. Эти люди часто развивают в себе способность вести светскую беседу, быть дружелюбными и хорошо слушать, поэтому общение с ними обычно довольно приятно. Легко думать, что им нравится быть среди людей, когда на самом деле они могут предпочесть, чтобы их оставили в покое.
Конечно, у некоторых людей нет ни одной из этих черт, а у других есть обе. Важно помнить, что наличие одного не обязательно гарантирует наличие другого.
Имейте в виду.
Если вы считаете, что вам нужен «настоящий человек», подумайте, какие качества и навыки вам нужны. Большинство оценок могут измерять общительность, но для оценки социальных навыков требуется наблюдение в процессе собеседования. В то время как один внутренний, а другой внешний, вместе они имеют все, что связано с тем, как человек взаимодействует с другими.
Узнайте, как HighMatch может помочь определить уровень общительности человека.
Уровни социального поведения — индивидуальный, межличностный и групповой
Главная »Психология фиба»Уровни социального поведения – индивидуальный, межличностный и групповой
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Содержание
- 1 Введение
- 2 Что такое поведение?
- 2.1 Что такое социальное поведение?
- 3 уровня социального поведения
- 3.1 поведение на индивидуальном уровне
- 3.2 поведение на межличностном уровне
- 3.3 поведение на уровне группы
- 4 Вклад Курта Левина в социальную психологию: модель понимания социального поведения
- 5 Список литературы
Введение
Социальная психология является важной отраслью психологии, которая изучает человеческое взаимодействие, его проявления, причины, последствия и различные психологические процессы, связанные с ним. Фактически, он изучает познание, связанное с социальной деятельностью и помогающее нам понять и предсказать наше социальное поведение. Дальнейшая классификация по уровням социального поведения.
Давайте сначала познакомимся с некоторыми основными терминами.
Что такое поведение?
То, как животное или человек реагирует на конкретную ситуацию или стимул, называется поведением.
Американская психологическая ассоциация определяет поведение как деятельность организма в ответ на внешние или внутренние раздражители, включая объективно наблюдаемую деятельность, интроспективно наблюдаемую деятельность и бессознательные процессы.
Что такое социальное поведение?
Разнообразные вопросы социальной психологии включают мысли, чувства и поведение людей.
У человека действие, на которое прямо или косвенно влияет реальное, воображаемое, ожидаемое или подразумеваемое присутствие других, называется социальным поведением.
Включает любой из наборов поведения, таких как сотрудничество, принадлежность, альтруизм, просоциальное поведение и т. д.
Уровни социального поведения
Социальные психологи изучают человеческое поведение, но их основной задачей является человеческое поведение в социальном контексте. Кроме того, социальная психология анализирует человеческое поведение на различных Уровнях социального поведения, представленных ниже:
Поведение на индивидуальном уровне
Индивиды, участвующие в любом социальном взаимодействии, являются фундаментальными составляющими.
Согласно концепции психологии, каждый человек уникален в своем биологическом наследии, мыслительном процессе, аффекте и поведение. Таким образом, базовый уровень анализа социального поведения индивидуальный и внутриличностный.
Социальная психология также изучает чувства, которые мы испытываем как личности в нашей социальной жизни. Таким образом, то, что мы думаем или чувствуем в социальном контексте, в конечном итоге выражается через наше поведение в социальных взаимодействиях.
Переменные, изучаемые в рамках отдельных процессов:
- Социальное познание и социальное восприятие.
- Я-концепция: природа, саморегуляция и самопрезентация.
- Отношение: определение, компоненты, размеры и формирование отношения
- Предубеждение: причины.
Поведение на межличностном уровне
Этот компонент социальной психологии относится к тому, что на наше поведение влияет присутствие других людей. Более того, мы также влияем на поведение других людей. Социальный контекст, на который ссылаются в определении социальной психологии, не обязательно должен быть реальным или присутствовать. На самом деле, даже подразумеваемое или воображаемое присутствие других людей может иметь важные последствия для людей (Гордон Олпорт, 19 лет).85).
Люди во многом подвержены влиянию других.
Например, в повседневной жизни общение с другими людьми может существенно повлиять на понимание человеком социального мира. Попытки убеждения со стороны других могут изменить представления человека о мире и его или ее отношение к людям, группам или другим объектам.
Переменные, изучаемые в рамках межличностных процессов:
- Межличностное влечение, любовь
- Просоциальное поведение
- Локус контроля, усиливающий нашу склонность помогать.
- Агрессия: значение, природа и причины агрессии
Поведение на уровне группы
Социальная психология дополнительно анализирует влияние группы на поведение ее отдельных членов. Каждый человек принадлежит ко многим различным группам, и эти группы влияют и регулируют поведение своих членов, как правило, путем установления норм или правил.
Один результат этого соответствие , процесс, посредством которого член группы корректирует свое поведение, чтобы привести его в соответствие с групповыми нормами. На самом деле, группы также оказывают существенное долгосрочное влияние на своих членов через социализацию, процесс, который позволяет группам регулировать то, чему учатся их члены.
Социализация предполагает, что члены будут адекватно обучены играть роли в группе и в обществе в целом. Следовательно, важными результатами социализации являются приобретение языковых навыков, формирование политических и религиозных убеждений и взглядов, а также нашего представления о себе.
Переменные, изучаемые в рамках групповой динамики:
- Группы: когда мы присоединяемся и когда покидаем, преимущества присоединения
- Сотрудничество и конфликт
- Соответствие; Факторы, влияющие на соответствие, послушание и авторитет
- Групповое принятие решений
- Применение: Тимбилдинг
Вклад Курта Левина в социальную психологию: модель понимания социального поведения
Курт Левин (9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) был немецко-американским психологом, которого часто называют «основателем социальной психологии».
Социальные психологи интересуются силами, которые воздействуют на людей и заставляют их участвовать в конкретных примерах социального поведения. Но социальное поведение, как правило, сложно и имеет много причин.
Следовательно, объяснение социального поведения является трудной задачей. Таким образом, чтобы упростить эту задачу, мы можем отнести множественные причины социального поведения к одной из двух широких категорий:0003 ситуация и индивидуум
Согласно формуле, впервые предложенной Куртом Левином (1936), социальное поведение является функцией взаимодействия ситуации и индивидуальных характеристик.
B = f (P, E)
Следовательно, это предполагает, что поведение является продуктом человека и его/его окружения.
Ссылки
- Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
- egyankosh.ac.in
- Чиккарелли, Южная Каролина; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание).