Пятый элемент: есть ли любовь на самом деле
Пятый элемент: есть ли любовь на самом деле | Нижегородская правда
Главная | Общество | Пятый элемент: есть ли любовь на самом деле
Общество
Фото: из архива редакции
Настоящее чувство доступно не всем
Читайте нас в
День святого Валентина многие воспринимают как главный праздник всех любящих сердец. Правда, многие скептики без энтузиазма относятся как к самому празднику, так и к его поводу. Дескать, влюблённость – это краткосрочное чувство, которое проходит довольно быстро. А на смену ему обычно приходит привычка, которая и удерживает людей рядом друг с другом.
Все же разговоры о великой любви – это просто маркетинговый ход, чтобы лучше продавать товары к тому же 14 февраля и прочим праздникам.
Так есть ли любовь на самом деле или тем, кто её не встретил, просто не повезло в жизни?
Кака така любовь?
Мнение тех, кто в неё не верит
По мнению тех, кто не верит в любовь, это лишь художественный вымысел.
«Любви нет. Ее не существует. Это всего лишь слова и красивая сказка, чтоб веселее жилось», – считает одна из форумчанок. Ей вторит другая: «Любовь – это плод нашей фантазии».
С ними согласны многие. В качестве веского аргумента они приводят собственные примеры.
«Меня никто и никогда не любил. Я не говорю о любви моих родных, это другое», – пишет форумчанин Кирилл.
Один мой приятель, которому уже за 30, тоже совершенно уверен в том, что любви в природе не существует. Поскольку он её никогда не встречал. Правда, у него за спиной неудавшийся брак. Но чувства, которые он испытывал до и после свадьбы, уверяет приятель, ничего общего с любовью не имели.
– Всё имеет свой срок. Сначала вы нежны, всякие зайки-майки, потом всё начинает приедаться. Человек привыкает. Какими бы окрыленными вы оба ни были, это заканчивается максимум через год-два. Потом люди начинают воспринимать свои отношения как рутину, – уверен он.
С ним согласны и представительницы слабого пола.
«Существуют лишь влюбленность и привычка. Сначала тебе хорошо, ты влюблена, ты счастлива. Но со временем влюблённость просто перерастает в привычку, которую тебе тяжело бросить», – пишет форумчанка Светлана.
По её мнению, если бы любовь существовала на самом деле, она бы не заканчивалась.
Некоторые считают, что в современном обществе люди просто путают понятие секса и любви, принимая за последнюю обычное половое влечение. Недаром ведь даже выражение появилось – «заниматься любовью».
Более того, многие уверены, что любовь в том виде, в каком её воспевают поэты, противоестественна для человека. Как и для любого другого существа.
«Много вы любовей наблюдали у львов или собак? Только привязанность и влечение», – утверждает форумчанин Богдан.
Люди же, по его мнению, в этом плане недалеко ушли от своих собратьев. А все представления о существовании любви навязаны нам всё той же художественной литературой да мыльными сериалами.
Просто людям необходимо, всё от той же природы, «верить в доброе, светлое, чистое и наивное воздушное облако, что снизойдет и на их голову в виде большой и светлой любви». На самом же деле, уверен Богдан, есть банальное притяжение к противоположному полу, то есть звериный инстинкт размножения. Но так как люди считаются самыми умными существами на планете Земля, то они и придумали маскировать свой животный инстинкт красивой сказкой о любви.
А ещё один мой приятель считает, что любовь – это обыкновенный биохимический процесс в человеческом мозге, при котором в организме человека выделяются эндорфины.
А некоторые учёные считают любовь разновидностью психического расстройства.
С любовью по жизни
Мнение тех, кто в неё верит
Уверенных в существование любви особенно много среди молодёжи. Представления о любви у большинства из них бесконечно романтичные.
«Любовь – это когда ты не можешь без этого человека жить, дышать», «любовь – это когда ты хочешь всё время быть рядом с любимым, когда он – смысл твоей жизни».
Правда, народ в этом возрасте как никогда склонен путать страсть и любовь. Немудрено, что когда первая проходит, они обнаруживают, что второго-то не было и в помине. После такого разочарования народ чаще всего и приходит к выводу, что никакой любви нет.
Однако и многие пары, прожившие вместе, уверены, что любовь есть на самом деле. Хотя и выглядит она, по их мнению, несколько иначе, чем всё в той же романтической литературе.
«Мы в браке уже больше десяти лет. Есть ли любовь? Конечно да!!! Сначала и правда бывает влюбленность. Но любовь приходит намного позже. Она возникает, если вы поддерживаете друг друга, уважаете», – пишет форумчанка Ирина.
Ей вторят многие счастливые в браке участники форума. По их мнению, любовь – это не ураган страстей, а состояние тихого покоя.
«Когда вы смотрите друг на друга и думаете, как хорошо и спокойно вам вдвоем», – пишет форумчанин Стас.
Кроме того, настоящая любовь подразумевает не обожествление своего избранника, а умение принимать его таким, какой он есть.
«Любовь – это очень сильная привязанность к человеку, умение чувствовать его желания, понимать, принимать и прощать его недостатки», – считает ещё одна участница форума.
А о том, что любви нет, по мнению её сторонников, кричат те, кому просто не дано испытать это прекрасное чувство.
«Бедные. Убогие душой они. Пожалеть их надо», – призывает форумчанин ВасВас.
Стендаль выделял четыре основных типа любви: любовь-страсть, любовь-влечение, любовь физическая и любовь-тщеславие.
Современные психологи также различают несколько видов любви.
Мания, или любовь-одержимость.
Филиа – любовь-дружба, любовь-привязанность по осознанному, продуманному выбору.
Сторгэ – семейная любовь, любовь-внимание, любовь-нежность. Она существует в семьях, где царят взаимопонимание и уважение друг к другу.
Агапэ – любовь жертвенная, любовь ради другого, в жертву себе. Далеко не каждый человек сможет любить, не требуя ничего взамен. Как уверяют специалисты, способность к такой любви и любви вообще зависит от степени развития личности.
Взгляд со стороны
Однако психологи с такой постановкой вопроса не согласны.
– Вообще-то способность любить даётся всем, – считает московский психолог Дмитрий Орешин. – Но вот умением любить обладают далеко не все. Условно говоря, вы при желании можете научиться управлять автомобилем. Но до тех пор, пока вы не научитесь, вы не можете им управлять.
Те, кто считает, что любви не существует, по мнению специалиста, плохо представляют себе, что это такое на самом деле. В их представлении любовь – это влюблённость и страсть. Но они, как известно, долго не живут. Немудрено, что когда вся эта буря эмоций угасает, возникает ощущение, что любовь прошла.
Кроме того, как мы уже не раз говорили, любви предшествует влюблённость. А она подразумевает идеализацию избранника. То есть вы как бы любите не его самого, а придуманный образ. Когда же спустя время влюблённость проходит и розовая пелена спадает с глаз, у спутника жизни обнаруживается масса недостатков, мириться с которыми желания нет. Отношения распадаются. И это тоже воспринимается как доказательство отсутствия любви.
Ещё одна распространённая ошибка – считать, что любовь предполагает полное слияние – эмоциональное, временное и т.д. В реальной жизни, считают специалисты, подобное просто невозможно. Ну, если речь не идёт о любовной зависимости, которая к настоящей любви имеет такое же отношение, как депутаты Госдумы к народу. И когда отношения разбиваются об это несбыточное представление, человек тоже воспринимает это как знак того, что любовь существует только в книжках.
– А на самом деле человек просто не умеет любить, – считает психолог. – Настоящая любовь основывается не на романтических представлениях и установках, а на реальных ценностях. Если вы видите все недостатки своего партнёра, но всё равно хотите быть рядом с ним или с ней, это один из верных признаков любви.
Другой признак любви – стремление заботиться друг о друге и щадить чувства избранника.
В одном из популярных американских комиксов про пса Снуппи его хозяин Чарли Браун в пижаме несёт развалившейся на крыше своей будки собаке стакан воды. Подпись гласит: «Любовь – это когда вы приносите кому-нибудь среди ночи стакан воды».
Если при этом вы ещё не занимаетесь подсчётом, кто больше сделал или вложил в отношения, доверяете друг другу и уважаете границы каждого, можно смело говорить, что в ваших отношениях существует любовь.
Но подобные отношения, несмотря на видимую прозаичность, под силу не многим. Потому что требуют умения не только брать, но и давать самому. А это куда сложнее, чем петь серенады под окнами или забрасывать избранника пылкими признаниями.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Поделиться
Самое популярное
Новости партнеров
Новости МирТесен
с
Существует ли любовь? Что нейробиологи, лингвисты, социологи, философы и психологи думают о романтической близости — Нож
В последнее время универсалистский подход к любви как к биологическому процессу становится всё популярнее. Но это не единственный способ объяснить, почему любовь выглядит именно так, а не иначе. Может быть, романтика началась с христовых проповедей и пронизала всю христианскую культуру? Может быть, это набор ритуалов и слов, будоражащих наше воображение? Может быть, это вообще произведение маркетологов? Изучаем самые интересные теории.
ПоделитьсяРепостнутьТвитнуть
С одной стороны, из материальных и письменных источников ученым известно о существовании различных ритуалов, мифов и философских концепций любви. Они позволяют судить о том, как люди в древности проявляли свои чувства и какие практики характеризуют любовь в современном смысле этого слова.
С другой, среди ученых до сих пор нет единого определения любви. Кто-то считает, что это лишь физиологическая реакция организма.
Такая концепция носит универсалистский характер — то есть позволяет ученым сделать выводы о том, что современная любовь (если она существует) ничем не отличается от любви, скажем, в Античности или в Средние века. Научной опорой для таких выводов служат биология и другие естественные науки.
Другие ученые считают, что любовь — это коллективная иллюзия, включающая набор различных культурных мифов, социальных практик и их последующих интерпретаций. Они анализируют различные культурные артефакты: литературные и философские тексты или произведения искусства от древнегреческой вазописи до американской рекламной продукции. Для них любовь — не универсальное чувство: у каждого общества есть свои особенности и ограничения, есть и такие, в которых вообще отсутствует эквивалент понятия «любовь».
Любовь в философии теории познания
Одним из самых известных произведений о любви (на русский язык переведены только несколько отрывков) остается эссе «Любовь и Запад» (L’Amour et L’Occident, 1939), написанное накануне Второй мировой войны. Автор ее — швейцарский философ-антифашист Дени де Ружмон — интересуется причинами духовного и социального кризиса в межвоенный период. По его мнению, любовь существует, и западная цивилизация несколько столетий выстраивалась вокруг этой идеи.
Поначалу это была христианская любовь к Богу и ее воплощение в признанном Церковью браке. В дальнейшем — благодаря распространению придворной культуры и рыцарской поэзии в XII веке — появляется куртуазная любовь-страсть, не имеющая ничего общего с христианскими представлениями о браке.
В центре мира теперь страсть двух возлюбленных, а не постижение любви к Богу через стабильное сосуществование в браке.
Любовь-страсть (поэтическое изобретение XII века) всегда трагична в отличие от христианской, которая предлагает через любовь воссоединиться с Богом. Де Ружмон разбирает одну из самых распространенных в европейской культуре любовных историй: повествование о Тристане и Изольде, в котором герои обречены на страдания и смерть.
Рыцарь Тристан отправился на поиски невесты для своего короля и нашел прекрасную Изольду. По пути обратно они по ошибке выпивают любовный напиток, приготовленный ее матерью для того, чтобы любовь ее дочери и короля была прочной — вместо этого любовь вспыхивает между Тристаном и Изольдой.
Тем не менее король и Изольда женятся, а любовники довольствуются лишь редкими тайными свиданиями. Через некоторое время их разоблачают. Они бегут из королевства. Их находят, Изольду возвращают мужу, а Тристан вынужден покинуть владения короля. В далеких землях Тристана заставляют жениться на другой королевишне.
Однажды Тристан оказался смертельно ранен и попросил своего пажа разыскать и привезти свою возлюбленную. В последний момент ревнивая жена говорит умирающему мужу, что из соседнего королевства пришел корабль под черным парусом. Тристан умирает. Изольда же, сойдя на берег, ложится рядом с любимым и умирает от горя. На могилах двух возлюбленных с тех пор растет переплетающийся цветущий терновник.
Миф о Тристане и Изольде распространился по югу Франции через поэзию трубадуров и менестрелей (так называемая куртуазная, или придворная, поэзия XII–XIII веков). Южная Франция считалась неблагополучным регионом, главными угрозами для правителей ближайших земель были постоянные войны, а для Римско-католической церкви — распространение ереси катаров.
Катары видели в страсти воплощение божественной силы. Куртуазная любовь к Прекрасной Даме, которую воспевали провансальские рыцари и поэты, была отмечена «печатью интеллектуального и трагического напряжения», в котором влюбленный так и не мог воссоединиться со своей возлюбленной навсегда.
Катарская ересь была жестоко подавлена и забыта, тем не менее позднесредневековые поэты сформировали почву для ренессансных любовных сюжетов, а затем трагический любовный мотив стал неотъемлемой частью культуры Нового времени.
Таким образом, романтическая (или «романическая») страстная любовь со временем становится олицетворением меланхоличной и обреченной европейской цивилизации.
С идеей романтической любви-страсти у де Ружмона оказывается связана другая важная тема — тема войны. Любовные и военные тактики тесно связаны между собой. Если в Средние века целью войны становится постепенное завоевание территории (аналог в любви — завоевание и капитуляция возлюбленной), то современная война ставит своей целью окончательное «уничтожение» противника.
Современная любовь лишается страсти, происходит десексуализация объекта любви. Новое время с его изобретением публичности выводит любовь из сферы индивидуальной жизни и устанавливает контроль над чувствами.
Идеи де Ружмона здесь перекликаются с мыслями его известных современников: психоаналитической концепцией тяги к смерти, предложенной З. Фрейдом, и развитием идеи о связи эроса и смерти в работах Ж. Батая.
Что еще почитать о любви с точки зрения философии:
- Платон. «Пир»
- Нуссбаум М. «Политические эмоции: почему для справедливости важна любовь» (Political emotions: why love matters for justice)
- Батай Ж. «История эротизма»
Любовь в психологии и психоанализе
«Искусство любить. Исследование природы любви» (1956) немецкого психоаналитика и философа Эриха Фромма известна многим. Егоинтересует социальная и духовная сущность любви.
Фромму принадлежит попытка классификации любовных взаимодействий, которую до сих пор используют психоаналитики и социальные психологи. Он выделяет две формы любовного взаимодействия: любовь-бытие и любовь-обладание.
Любовь по принципу бытия (любовь как акт проявления творческого интереса, плодотворная любовь) способствует развитию и творческому созиданию жизни обоих партнеров. Мировые религии говорят о такой любви как о недостижимом, но важном идеале. Для Фромма такая форма любви является исключением.
А вот большинство мужчин и женщин, по мнению мыслителя, пребывают в иллюзии «любви-обладания». Ее целью становится приобретение партнера с высокой социальной ценностью.
Вначале влюбленные стараются очаровать друг друга, прикладывают усилия для завоевания возлюбленного. Финалом становится брак. Брачные отношения, основанные на контрактности и формализме, способствуют постепенному охлаждению чувств партнеров. В браке никто уже не прикладывает усилия, потому что завоевывать некого. Партнеры начинают задаваться вопросами о правильности своего выбора, признавая в конечном итоге ошибочность своих иллюзий и обвиняя другую сторону в происходящих переменах.
Со временем такое чувство может перейти в любовь к общим благам, будто то наследство, совместный дом или дети. Любовь и семья превращаются в маленькую корпорацию по взращиванию эгоистической иллюзии семейных чувств. Неудивительно, что супруги в таких парах ищут новых ощущений на стороне.
Такая любовь обречена на неудачу: человеку не под силу избежать своей «собственнической природы» и корыстных устремлений общества в целом. Даже такие относительно новые формы отношений, как групповой брак или бесконечная смена партнеров, не могут преодолеть оковы обладания.
Для Фромма любовь — это способ взаимодействия с окружающим миром, варианты которого он описывает через оппозицию жизни и смерти. Любовь по принципу бытия — это «любовь к жизни», рассмотрение объекта любви как индивидуальности, как партнера для совместного жизненного творчества. Любовь по принципу обладания — это «любовь к смерти», в таких отношениях происходит наделение своего партнера «мертвым статусом», и — как следствие — развивается отношение к партнеру как к вещи, обладающей конвертируемой социальной стоимостью. Эти формы взаимодействия для Фромма оказываются несовместимы друг с другом.
Что еще почитать о любви с точки зрения психологии и психоанализа:
- Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности»
- Фуко М. «История сексуальности»
Любовь в лингвистике и литературоведении
Одной из самых интересных работ в сфере исследований языка и литературы можно назвать книгу «Фрагменты речи влюбленного» (1977) французского лингвиста и литературоведа Ролана Барта.
Состояние влюбленности и до него часто описывалось в художественной и научной литературе. Однако самого Барта интересует не столько чувства влюбленного человека, сколько романтическое мышление и то, как оно устроено: влюбленность, по мнению Барта, тесно связана со способностью к воображению.
Чтобы изучить эмоциональное мышление влюбленного человека, он вводит в свое произведение одинокого лирического героя (влюбленный, по мнению Барта, всегда одинок), который проходит через все стадии — от зарождения чувства до глубокого переживания любви. Автора интересует, какие из бесчисленных фантазий и культурных наслоений эстетизируют и мифолигизируют наше чувство влюбленности. Лирический герой Барта постоянно размышляет о любви, его мысли смешаны с фрагментами из классических философских и литературных произведений вроде цитат из великих классиков Ницше и Платона, ключевое произведение для Барта в этой книге — роман в письмах Гёте «Страдания юного Вертера».
Среди большого количества культурных наслоений Барт выделяет «фрагменты» или «фигуры», как он их сам называет. «Фигуры» — это своего рода общие места, позволяющие проследить топологию любовной темы.
Любовь для Барта — это целый языковой организм, важными элементами которого становятся ритуалы, сцены признания, письма, любовные расставания, визуализация и драматические описания этих сцен и т. п.
Каждая литературная цитата или мысль героя служат как бы подтверждением, точной иллюстрацией «фигуры», всплывающей в сознании читателя.
Любовь и влюбленность, по мнению Барта, — определенный способ мышления, тесно связанный с культурным наследием. Любовь конструируется через постоянный поиск языка, на котором о ней можно говорить. Так она становится речевой практикой, сотканной из литературного воображения (попыток говорения о любви в разных произведениях культуры), собственных размышлений (говорения о любви здесь и сейчас) и эмоциональной памяти (говорения с утраченным).
Что еще почитать о любви с точки зрения лингвистики и литературоведения:
- Стендаль Ф. «О любви»
- Бальзак де О. «Физиология брака, или Эклектические размышления о радостях и горестях супружеской жизни» и «Мелкие неприятности супружеской жизни»
Любовь в социологии и культурологии
В связи с развитием социальной теории, гендерных и культурных исследований в XX веке, социологическая наука оказалась очень восприимчивой к теме любви. Одной из самых ярких работ на эту тему оказалась монография израильского социолога культуры Евы Иллуз «Потребляя романтическую утопию: любовь и культурные противоречия капитализма» (1997), а также ее продолжение «Почему любовь ранит: социологическое объяснение» (2012) .
Для Иллуз тема любви находится на пересечении исследований эмоций, культурных паттернов и способов коммуникации.
В своей первой книге она настаивает на том, что современное восприятие романтической любви тесным образом связано с развитием капитализма с тех пор, когда он начинает ориентироваться на эмоциональную работу с потребителем. Любовь начинает коммодифицироваться (commodification of romance, термин Иллуз), то есть превращаться в товар.
В то же время эмоциями наполняются и сами товары, превращаясь в неотъемлемые элементы развития любовной истории (emotionalization of commodities). Иллуз изучает рекламу, кино и женские журналы, в которых представление романтических товаров задает вектор определенного эмоционального настроения: аксессуары и парфюмерные ароматы, позволяющие возлюбленным привлекать партнера, романтические круизы для двоих. Она проводит серию биографических интервью и предлагает участникам проанализировать изображения — например, семейный фотопортрет эпохи Великой депрессии и фотографию романтического ужина в ресторане из какого-нибудь гламурного журнала, определив, какая из них наиболее полно «отражает романтическую любовь». Иллуз интересует тот факт, что «товары» всегда сопровождают представления респондентов о «романтической любви».
Ее исследования выявили важную связь любви и индустрии досуга и впечатлений, особую роль здесь играет развитие культуры свиданий — когда участники буквально «сбегают» из дома в поисках счастья и попадают в ловушку культурной индустрии, предлагающей немыслимое количество активностей для подогревания любовного чувства: романтические кафе, кинотеатры, парки развлечений, туристические достопримечательности.
Иллуз называет их «романтическими активностями». Серия интервью позволила ей выделить следующие категории «активностей»: гастрономические (например, совместная готовка еды или поход в ресторан), культурные (выходы в оперу, кино или посещение спортивных мероприятий) и туристические (поездки за город или в совместный отпуск за рубеж).
В дальнейшем Иллуз делит респондентов по их отношению к потреблению. Например, в зоне «явного потребления» вся романтика выстраивается вокруг покупки или приобретения «эмоционально заряженных» товаров. Сюда попадают, например, поход в дорогой французский ресторан, выпивка в баре, покупка билетов в оперу, поход в кинотеатр, круиз или поездка на Лазурный Берег.
Напротив, в зоне «косвенного потребления» участники интервью делали акцент на совместном времяпрепровождении, которое лишь отчасти связано с потреблением. Сюда попадает совместная готовка или романтический ужин при свечах в домашней обстановке, просмотр кинофильмов или прослушивание музыки, а также поездки за город на рыбалку или пикник (для их организации необходимо, например, взять напрокат фильм или купить продукты, но это не главное).
Наконец, в «слепую» зону попали активности, на первый взгляд не связанные с потреблением. Сюда входят совместные разговоры друг с другом или бесцельные прогулки по городу, а также сексуальная жизнь пары. Тем не менее, как говорит Иллуз, эти практики «осуществления любви» через проживание романтического момента не являются автономными, в культуре они, скорее, сосуществуют друг с другом.
В своей следующей книге «Почему любовь ранит» она возвращается к теме любви. На этот раз в центре не мифология романтической любви, а культурное значение выбора, вокруг которого выстраивается современный любовный дискурс.
По ее мнению, мы сталкиваемся с процессом выбора ежедневно, и в него наряду с экономикой и политикой оказывается втянутой любовь. Иллуз говорит об «архитектуре» или «экологии» выбора. Агенты, которые хотят сделать выбор (будь то выборы продуктов или выбор партнера), тут же оказываются вовлеченными в ситуацию, в которой партнеров много, однако наш выбор будет заранее обусловлен экономическим, культурным и социальным капиталами.
Здесь Иллуз следует логике французского социолога П. Бурдье, который понимает под капиталом те преимущества и ресурсы (доходы, образование, социальный статус, репутация и т. п.), которые организуют наши действия, и — как следствие — эти капиталы каждый раз воспроизводят неравенство наших возможностей.
Иллуз также спорит с экономистами и психологами, которые настаивают на том, что выбор является естественным следствием нашей рациональности. На ее взгляд, на романтический выбор влияют, прежде всего, порожденное разными капиталами социальное неравенство, а также сложность выстраивания эмоциональных связей в обществе повсеместного капитализма, когда логика менеджмента и самооптимизации проникает в область наших чувств.
Любовь причиняет нам боль, потому что влюбленные в условиях «эмоционального капитализма» сталкиваются лишь с иллюзией выбора, который для них, по мнению Иллуз, уже предопределен.
Что еще почитать о любви с точки зрения социологии и культурологии:
- Луман Н. «Любовь как страсть»
- Бауман З. «Жидкая любовь»
- Гидденс Э. «Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современном обществе»
Любовь в когнитивных науках и антропологии
Можно ли исследовать любовь с помощью МРТ? В своей книге «Почему мы любим: природа и химия романтической любви» (2004) антрополог и исследователь человеческого поведения Хелена Фишер пытается найти ответ на этот вопрос.
Психолог и биолог по образованию, Фишер ищет доказательства того, что любовь — универсальное чувство, которое объединяет всех (мужчин и женщин, гетеросексуалов и гомосексуалов, людей и животных) и не зависит от культурного, социального или иного опыта.
Уже в первых главах она заявляет: «Любовное влечение — это универсальное человеческое переживание». По ее мнению, романтическая любовь — одна из трех базовых установок, позволяющих отрегулировать репродуктивное поведение человека. Романтическая привязанность заставляет человека концентрироваться на одном конкретном объекте любви и не тратить время на заранее проигрышные варианты (те, которые не приведут к совместной жизни и размножению).
В Нью-Йоркском университете Стоуни-Брукс вместе с аспирантами психологического факультета Фишер запустила многосторонний проект, посвященный изучению влюбленности. Фишер интересовали механизмы, которые вызывают в нас те чувства, что писатели и художники, композиторы и философы в разные эпохи называли «божественным безумием».
Другими словами, ее интересовало, как устроенная романтическая страсть. Чтобы ответить на этот вопрос, Фишер решила прибегнуть к технологии функциональной магнитно-резонансной томографии и получить изображение человеческого мозга в состоянии сильной влюбленности.
Помимо МРТ она использовала статистический анализ (ее ассистенты обрабатывали данные анкет респондентов опросника «Что такое любовь?», состоящего из 55 вопросов), а также интервьюировала людей, как они переживают сильную влюбленность. В течение шести лет Фишер и ее помощники просканировали мозг 40 влюбленных, из которых половина респондентов были безумно влюблены, а вторые отвергнуты или недавно расстались со своими возлюбленными.
В первых главах Фишер анализирует произведения мировой культуры от Античности до конца XX века, в которых основной темой является любовь (стихотворения, проза, пьесы и т. п.). В этих произведениях она ищет переменные, которые ей нужны для последующего анализа: выделяет «страсть» или «пыл», которыми охвачен влюбленный человек; «стремление к эмоциональному единству»; «резкие перемены настроения от радости до отчаяния»; «эмоциональную зависимость»; «эмпатию»; «сексуальную верность» и т. п.
В следующей главе антрополог пытается разобраться с феноменом «животного влечения». Оказалось, что в мире животных тоже существует подобие «любви с первого взгляда».
В нем мгновенная симпатия позволяет самцам и самкам приступить к размножению в рамках того времени, которое отведено каждому виду для этого занятия.
По мнению Фишер, «животный магнетизм» роднит людей и животных и по многим другим параметрам. Например, собственнический инстинкт и охрана партнера свойственны многим живым существам. Фишер приводит примеры животных, которые, подобно человеку, могут выражать свое обладание партнером через невербальные жесты (например, самец медведя гризли часто кладет лапу на плечо самке в период размножения, демонстрируя «свою территорию»).
Подобное поведение животных в совокупности с повышенной энергичностью, эйфорией, страстной устремленностью позволило Фишер связать романтические чувства человека и животных с выработкой общих химических веществ в мозге — дофамина и норадреналина.
«Романтическая страсть — универсальное человеческое чувство, возбуждаемое некоторыми химическими веществами и цепочками в мозге», — считает она.
Повышенная концентрация дофамина в мозгу объясняет, почему влюбленные испытывают радостное возбуждение при виде партнера. Избыточный выброс этого нейротрансмиттера заставляет человека испытывать повышенную возбудимость в случае, если отношения находятся под угрозой.
Рост концентрации дофамина приводит также к выработке тестостерона, гормона сексуального желания. Как правило, норадреналин сопровождает действие дофамина.
Повышение норадреналина объясняет способность влюбленного человека запоминать мельчайшие детали и аспекты поведения объекта страсти. Когда уровень дофамина и норадреналина повышается, уровень серотонина снижается. Влюбленные начинают впадать в возбудимое полубезумное состояние, предаются навязчивым фантазиям, размышлениям, мечтательности, теряют аппетит и сон.
Однако Фишер не спешит с выводами: напротив, она говорит, что эта теория о влиянии химических веществ осложняется наличием множества факторов — прежде всего, неравномерным распределением этих веществ в мозге. Кроме того, они взаимодействуют со многими другими веществами, участвуют в сложных химических реакциях и их влияние может быть другим.
Далее антрополог приступает к сканированию мозга влюбленных. В ходе эксперимента участниками показывали снимки их возлюбленных, а затем снимки совершенно посторонних людей. Кроме того, участники могли сами оценить уровень своей страсти по «шкале любви», которую изобрели Фишер и ее команда. Фишер обнаружила зоны возбуждения в зоне хвостатого ядра, которая, по мнению ученых, всегда отвечала за управление движениями тела. Однако при просмотре фотоснимков у влюбленных проявлялась повышенная активность в этой зоне. У тех, кто набрал высокие результаты по «шкале любви», сильнее возбуждалась как раз эта зона при просмотре фотоснимков возлюбленных.
Фишер исследовала мозг не только счастливо влюбленных, но и тех, кто пережил разрыв с любимыми или невзаимную любовь.
Выводы, к которым она пришла в ходе второй части исследования, подтверждают ее гипотезу о влиянии химических веществ: повышение дофамина и норадреналина ведет к постепенному снижению серотонина, отчего многие влюбленные испытывают депрессию, потерю интереса и воли к жизни. Критическое снижение серотонина способно спровоцировать самоубийство на почве несчастной любви.
Фишер пытается предостеречь читателей от неконтролируемой страсти. По ее мнению, такие крайности, как неразделенная любовь, способны толкать влюбленного на ревность и многочисленные преступления. Она предлагает систему «12 шагов: рецепт долгой любви», основанную на избавлении от любовной зависимости или от навязчивых воспоминаний.
Часто влюбленные лечатся от зависимости при помощи антидепрессантов. Фишер считает, что они негативно влияют на нашу способность влюбляться снова (однако лучше следовать предписаниям своего врача).
В любом случае, чтобы влюбиться, лучше заняться чем-то новым, отправиться в совместное путешествие в новое место или найти нового сексуального партнера. Любая совместная активность способна разбудить романтическую страсть.
Фишер также считает, что мы живем в эпоху «триумфа любви», когда возрождается интерес к любви и ее универсальным паттернам. Романтическая любовь способна пережить войны и революции, движет культуру, уходит корнями в доисторическую эпоху и имеет крепкие основания в человеческом мозге.
Свадебная песня Пола Стуки There Is Love (Питер, Пол и Мэри)
Перейти к содержимому
Последнее обновление Автор: Мэтью Кэмпбелл
Мои свадебные песни — это веб-сайт, поддерживаемый читателями. Как партнер Amazon, мы получаем доход от соответствующих покупок. Покупки, сделанные по ссылкам на этой странице, могут принести нам комиссию, а также поддержать художников.
Каждый любитель классической народной музыки (см. наш список народных свадебных песен) знает группу Петр, Павел и Мария. Итак, «Пол» в трио — это Пол Стуки, а «Питер» в трио — Питер Ярроу.
Что ж, когда Питер Ярроу женился на Бет Маккарти в 1969 году, Пол Стуки написал и исполнил песню в качестве подарка на их свадьбу под названием « Wedding Song (There Is Love) » (также известную как «Свадебная песня» и «Свадебная песня»). Свадебная песня»).
«Свадебная песня (Есть любовь)» была позже записана в 1971 году и помещена в его альбом Пол и . Песня заняла 24-е место в Billboard Hot 100 и 3-е место в чарте Easy Listening.
Другие популярные версии песни включают Петулу Кларк в 1972, который достиг 65-го места в Billboard Hot 100.
В 1976 году Captain & Tennille записали «Wedding Song (There Is Love)» для своего альбома Song of Joy .
Другой кавер, ставший популярным, был выпущен в 1978 году Мэри МакГрегор и занял 23-е место в чарте Easy Listening и 81-е место в Billboard Hot 100. и контральто Мэри Трэверс. Они присоединились и выступили через 1960 и стал широко популярным.
В 1970 году трио решает заняться сольной карьерой. Затем они воссоединились в 1981 году и выступали вместе до 2009 года, когда Трэверс скончался от лейкемии.
Лучшие хиты Питера, Пола и Мэри (Adult Contemporary):
- №1 «Puff (The Magic Dragon)», 1963
- № 1 «Ветер дует», 1963 г.
- №1 «Полет на реактивном самолете», 1969 г.
- #2 «Не думай дважды, все в порядке», 1963
- #4 «Жестокая война», 1966
- № 5 «Ради любви ко мне», 1965 г.
- № 7 «Расскажи это на горе», 1964 г.
- #7 «День окончен», 1969
Интересные факты:
Песня «Полет на реактивном самолете» была написана Джоном Денвером. Это был единственный хит трио под номером один в Billboard Hot 100.
Песня «Blowin’ in the Wind» была написана Бобом Диланом. Они также работали над другими песнями.
Если у вас есть любимая песня Петра, Павла и Марии, поделитесь ею ниже и расскажите, почему она для вас особенная.
Мэтью Кэмпбелл
Ди-джей, редактор, меломан
Познакомьтесь с Мэтью (Мэттом) Кэмпбеллом, страстным свадебным ди-джеем и музыкальным экспертом, создавшим My Wedding Songs. Имея многолетний опыт работы в отрасли и внимательное отношение к последним тенденциям, Мэтт знает, что нужно для создания идеального саундтрека к особому дню. От классических любовных баллад до оптимистичных гимнов для вечеринок — его статьи полны инсайдерских советов и лучших рекомендаций, которые будут держать вас и ваших гостей на ногах всю ночь напролет.
Но Мэтт не просто поклонник музыки, он также является активным участником онлайн-сообществ по планированию свадеб и ди-джеев, делясь своим опытом и учась у других профессионалов. Когда он не помогает парам планировать свадьбу своей мечты, вы можете найти Мэтта, исследующего новые места со своей женой или потягивающего свое любимое пиво. Какими бы ни были ваши музыкальные вкусы или стиль свадьбы, Мэтт поможет вам создать незабываемое торжество. Прочитайте полную биографию.
Прокрутите вверх
Свадебная песня / Есть любовь (Вместе как один)
Этот свадебный гимн был написан американским певцом и автором песен Ноэлем Полом Стуки (р. 1937), более известным как Пол из фолк-трио 60-х Peter, Paul and Mary.
Песня, написанная в подарок к свадьбе участника группы Питера Ярроу, которая состоялась в римско-католической Миннесоте, США, в 1969 году. Первый коммерческий релиз состоялся в 1971 году как предварительный сингл трека с альбома Стуки. «Павел».
Авторские права были переданы Фонду общественного достояния, американской некоммерческой организации, которая содействует созданию и влиянию музыки на социальные изменения, и теперь она находится в ведении Music and Media International.
Он настроен на безымянную мелодию, также написанную Стуки. Он имеет тактовый размер 4/4. В тональности ми первые несколько нот представляют собой длинную серию си. Ноты доступны в нескольких музыкальных издательствах (ссылки ниже), но, похоже, они не были включены ни в один сборник гимнов.
Так как песня чаще всего используется на свадьбах, ее обычно поет солист.
Загрузки
Этот раздел может содержать партнерские ссылки: я зарабатываю на соответствующих покупках на них. Там, где это возможно, предоставляются бесплатные загрузки (например, для элементов, являющихся общественным достоянием).
Ноты для скачивания для фортепиано/вокала/гитары
Примеры
Оригинальная запись?
youtube.com/embed/hR051uCNrAw»>
Сольный певец — клавишные / аккомпанемент группы:
Дуэт с акустической гитарой — запись вживую:
Певица в сопровождении фортепиано — выступление в телешоу:
Певец с гитарной группой:
youtube.com/embed/YRQdh7sgjjE»>
Тексты песен
Тексты песен защищены авторским правом, поэтому их здесь нельзя воспроизвести. Но в настоящее время они доступны на сайте композитора. Примерный план:
Оригинальный текст
1 Я теперь должен быть среди вас по зову вашего сердца ….
2 Мужчина оставит свою мать, а женщина оставит свой дом …
3 Ну тогда в чем причина стать мужем и женой ? …
4 О, брак ваших духов здесь заставил Меня остаться ….
Слова немного изменены автором:
Теперь он должен быть среди вас по зову вашего сердца.
Будьте уверены, этот трубадур действует с Его стороны.
Союз ваших духов здесь заставил Его остаться
Ибо всякий раз, когда двое или более из вас собираются во имя Его
Есть Любовь, есть Любовь.Мужчина оставит свою мать, а женщина оставит свой дом.
И они отправятся туда, где двое будут как одно целое.
Как было в начале, так и осталось до конца
Женщина черпает свою жизнь из мужчины и снова отдает ее.