Старинная Мужская Шляпа 7 Букв
Решение этого кроссворда состоит из 7 букв длиной и начинается с буквы Б
Ниже вы найдете правильный ответ на Старинная мужская шляпа 7 букв, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда, продолжайте навигацию и воспользуйтесь нашей функцией поиска.
ответ на кроссворд и сканворд
Суббота, 13 Апреля 2019 Г.
БОЛИВАР
предыдущий
следующий
ты знаешь ответ ?
ответ:
связанные кроссворды
- Боливар
- Симон (1783—1830) руководитель борьбы за независимость испанских колоний в южной америке
- Боливар
- Национальный герой, борец за независимость стран южной америки 7 букв
- Венесуэла, штат, адм. ц.- сьюдад-боливар 7 букв
- Венесуэльский рубль 7 букв
- Венесуэла, штат, административный центр- сьюдад-боливар 7 букв
- Денежная единица венесуэлы; широкополая шляпа 7 букв
«Безумные шляпники»,
или Как ртуть, подвижная мода и устойчивые токсины
Элисон Мэтьюс Дейвид (Alison Matthews David) — доктор наук, доцент Школы моды в Университете Райрсон (Торонто, Канада). Автор статей, посвященных дамскому костюму для верховой езды Викторианской эпохи, военной форме, синтетическим красителям, обуви, а также истории образования американского журнала Vogue; в настоящее время работает над книгой «Жертвы моды», которая готовится к печати в издательстве Berg Publishers.
В главе, посвященной модной индустрии и вошедшей в книгу «Облаченные в мечты. Мода и современность» (Adorned in Dreams. Fashion and Modernity), Элизабет Уилсон приводит цитату из знаменитой работы Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1844): «Как это ни удивительно, изготовление именно тех предметов, которые служат для украшения буржуазных дам, сопровождается самыми печальными последствиями для здоровья занятых этим рабочих» (Энгельс 1955). Хотя Энгельс был прав, указывая на вред, причиняемый здоровью рабочих, занятых изготовлением модных вещей для женщин, столь же критически можно было взглянуть и на головной убор, венчавший его собственную голову, — фетровую шляпу, которая в те времена была столь же непременным атрибутом типичного «буржуазного» костюма, как сюртук, панталоны и широкий галстук. В данной статье будут приведены аргументы в пользу того, что вещи из модного мужского гардероба, в частности фетровые шляпы, можно рассматривать, в том числе, с точки зрения того ущерба, который их производство причиняло как занятым в нем рабочим, так и окружающей среде в окрестностях, где были расположены мастерские по их изготовлению.
В основу этой статьи легли материалы, собранные при подготовке первой главы моей книги, посвященной истинным «жертвам моды» и исследующей, каким образом на протяжении всего XIX столетия одежда отнимала здоровье и у тех, кто ее создавал, и у тех, кто ее носил. Мы подразделяем это вредоносное воздействие на четыре категории: ущерб от взаимодействия с химическими агентами (сюда как раз относится хроническое отравление ртутью при производстве шляп), инфекционные заболевания, передающиеся контактным путем через текстильные изделия, несчастные случаи со смертельным исходом (пожары или затягивание в механизмы) и, наконец, механические повреждения из-за постоянного давления на те или иные части тела.
Первые три из названных нами четырех категорий долгое время оставались почти неизученными, поскольку историки моды в основном сосредоточили внимание на нескольких опасных предметах женского гардероба, способных стать причиной механической травмы, таких как корсеты и туфли на высоком каблуке. Эти предметы использовались в качестве отправной точки в дискуссиях о предполагаемом безрассудстве и иррациональном поведении женщин, готовых потреблять все, что предлагает им мода, а также в рассмотрении таких тем, как тендерные различия, сексуальность и власть. Кроме того, многие исследования, в том числе труды Энгельса, были посвящены тому негативному эффекту, который производство одежды оказывало на здоровье женщин, являвшихся основной рабочей силой в этой отрасли. Однако в данной статье мы обратимся к проблемам производства вещей, предназначенных для потребителей-мужчин и создававшихся рабочими-мужчинами, и постараемся оценить их с медицинской точки зрения.
Фетровые шляпы в основном делали и носили мужчины, они были изобретены мужчинами и для мужчин. И хотя мужским шляпам нельзя отказать в функциональности, я тем не менее буду настаивать на том, что огромная доля товарооборота, приходившаяся на них в модной индустрии, позволяет рассматривать их как предметы «иррационального» вожделения и в этом плане ставит их в один ряд с модными предметами женского гардероба. Мы намеренно используем здесь слово «иррациональный», поскольку историю мужского костюма слишком часто пытаются представить как рациональное поступательное движение от роскоши XVIII века к простоте XIX века, являющееся свидетельством достигнутого мужчинами технологического и эстетического прогресса. Однако на протяжении почти двух столетий промышленная отрасль, выпускавшая предметы, предназначенные для того, чтобы защищать голову — средоточие разума, оставалась в центре внимания врачей, которые описывали и изучали ее как прямой источник неврологических заболеваний, превращавших ее работников в настоящих «безумных» шляпников. В 1844 году (то есть в том же году, когда Энгельс опубликовал свою работу «Положение рабочего класса в Англии») парижский карикатурист Жан-Жак Гранвиль высмеял тиранию моды, прибегнув к образу гигантского барометра из мужских и женских шляп, предупреждающего о резких изменениях модного стиля. В сопровождавшей рисунок подписи он назвал портных и модисток зловещими «палачами» Королевы моды, которую изобразил в виде изысканно одетой великанши, вращающей колесо моды. Хотя Гранвиль обличал всех, кто был причастен к созданию модных вещей, как пособников зла, в отношении изготовителей шляп и других предметов модного гардероба (пускай и в меньшей степени) верно и обратное: они сами часто становились несчастными жертвами своего ремесла1.
В процессе исследования ущерба, нанесенного предметами одежды и другими текстильными изделиями здоровью человечества, обнаружились материальные свидетельства того, что нечто болезненное живет в самой ткани, из которой сделаны рассматриваемые объекты. Форму, в которой это выражается, можно назвать одновременно поэтичной и вызывающей содрогание. Например, как в случае с гибелью танцовщицы Айседоры Дункан в 1927 году, виновником которой стал запутавшийся в спицах колеса открытого автомобиля шарф. Глядя на вполне материальные остатки этого, невольно ставшего орудием убийства предмета, можно сказать, что на них словно запечатлено это трагическое событие: смертоносный фрагмент шали оказался туго перетянут (как будто «задушен») теми самыми нитями бахромы, которые и зацепились за колесо.
Фетровые шляпы из костюмной коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта также одновременно завораживают и вызывают отвращение. Завернутые в сморщившийся блестящий целлофан, шляпы пугают не подозревающих об опасности зрителей словом toxic — «токсично» и картинкой с изображением черепа и перекрещенных костей на приклеенных к чехлам ярлыках. Столкнувшись с неопровержимыми доказательствами того, что старинные фетровые шляпы и сегодня, в 2011 году, продолжают оставаться источником токсичных веществ, мы попытаемся в рамках этой статьи найти ответы на два важных вопроса: каким образом шляпы становились причиной отравления ртутью и почему эта проблема в свое время была практически неразрешимой? Как показал Пол Бланк в своей весьма актуальной книге о предметах повседневного обихода, из-за которых здоровые люди превращаются в больных, шляпное производство — всего лишь одна из множества отраслей, где продолжают использовать токсичные вещества, несмотря на то что всем известно, какой это риск, и следуют «одной и той же тактике затягивания, отсрочки и откровенного отказа, когда речь идет о профилактике» (Blanc 2009: 3).
Как показывают научные изыскания хранителей из Музея Виктории и Альберта Грэма Мартина и Мэрион Кайт, многие старинные фетровые шляпы до сих пор содержат в себе достаточно ртути, чтобы причинить ущерб здоровью тех, кто имеет с ними дело, — в особенности здоровью хранителей, которым приходится «парить» помятые шляпы, чтобы вернуть им изначальную форму: «Ртуть или соли ртути присутствуют в большинстве изученных нами шляп; как выяснилось, это свойственно практически всем фетровым шляпам, изготовленным в период с 1820 по 1930 год» (Graham & Kite 2007: 14). В качестве превентивной меры они поместили всю сотню шляп, хранящихся в коллекции музея, в целлофановые чехлы2.
Небрежный, противоречащий канонам высокой моды стиль 1960-х годов неожиданно положил конец одному из самых долгих социальных обычаев — избавил мужчин от необходимости появляться в общественных местах в шляпе. Однако краткий исторический экскурс поможет современному читателю понять, сколь велико было значение шляпы в мужском гардеробе начиная с середины XVIII и вплоть до середины XX века (именно в этот период отравление ртутью было проблемой, от которой хронически страдали изготовители шляп). Во многих культурах головной убор был центральной, ключевой частью всего костюма. Долгое время — до тех пор пока не было изобретено центральное отопление и не появился такой удобный аксессуар, как зонтик, — головные уборы выполняли важные практические функции, защищая головы своих владельцев от холода и воды. С шляпами были связаны сложные социальные ритуалы, которые нам, живущим в современном, «обесшляпленном» обществе, могут показаться странными и загадочными. Вместе с обувью шляпы потенциально составляли самую большую статью расходов, связанную с содержанием мужского гардероба. Представители рабочего класса старались покупать самые простые головные уборы из дешевых материалов, тогда как состоятельные мужчины в стремлении выглядеть элегантно, откровенно похвалялись своим богатством, украшая головы большими, экстравагантными и дорогими шляпами.
Уже в Средние века на смену мужским вязаным шапочкам стали приходить шляпы, сделанные из фетра. Процесс превращения содранной с убитого зверя шкуры в фетровую шляпу слишком сложен, чтобы описывать его в деталях. Однако существует несколько источников, где подробно рассказывается об архаичных технологических приемах, которые производители шляп использовали в своем деле (Henderson 2001; Pufpaff 1995). Фетр — это нетканый материал, который может быть изготовлен непосредственно из волокон натуральной шерсти (например, овечьей) и ворсинок меха (от разных пушных зверей), а в наше время еще и из синтетики (Mullins 2009). Модные мужские шляпы не делали из овечьей шерсти, на их изготовление шел фетр, свалянный из подшерстка пушных зверей, которых отлавливали во время охоты или специально выращивали на фермах ради шкуры и меха. Чтобы превратить отдельные ворсинки в прочный материал, их необходимо отделить от шкуры убитого животного и «свалять», то есть подвергнуть обработке, сочетающей механическое воздействие (перетирание), увлажнение и нагрев, в результате которой они накрепко переплетаются между собой.
Особенно популярны были шляпы из фетра, сделанного из шерсти бобра (касторовые шляпы), что объясняется чрезвычайно удачным сочетанием физических и эстетических свойств. В отличие от шляп из овечьей шерсти — тяжелых и быстро теряющих форму при намокании — касторовые шляпы были легкими, водонепроницаемыми, теплыми и долговечными. Исключительная пластичность фетра из подшерстка бобра позволяла искусному мастеру по своему желанию придать ему какую угодно форму, поэтому очертания касторовых шляп на протяжении нескольких веков неоднократно менялись самым кардинальным образом.
Мода на касторовые шляпы достигла апогея в XVII веке, это был любимый стиль не только франтоватых кавалеров, но и куда более сдержанных пуритан. Фетр из подшерстка бобра очень высоко ценился в эстетическом плане, поскольку шляпы из него выглядели в буквальном смысле блестяще, обладая характерным глянцевым отливом. Сырье для его изготовления было импортным и весьма дорогостоящим. В первой половине XVIII века бобер (шкурки и мех) стоил в 10, а то и в 50 раз дороже, чем кролик и заяц, которых использовали в модной индустрии в качестве более дешевой альтернативы (Sonenscher 1987:58). Кроме того, чтобы работать с бобровым подшерстком, требовался определенный уровень мастерства. Шляпнику нужно было затратить от 6 до 7 часов, чтобы превратить сырье в имеющую форму шляпы заготовку, с которой предстояло еще работать и работать, в то время как сделать шляпу из зайца или кролика можно было всего за три часа. В силу этого шляпа из бобра считалась роскошью на вес золота; надев ее, человек мог ясно заявить о том, что занимает в обществе исключительно высокое положение. В 1782 году «обычная» мужская шляпа могла стоить от 3 до 6 ливров, в то время как цена на касторовые шляпы составляла от 12 до 24 ливров (Ibid.: 33). Когда чрезмерными усилиями охотников популяция бобра в Европе и Северной Америке стала сокращаться, да к тому же война разрушила торговые цепочки, по которым поступало сырье, шляпники были вынуждены смешивать бобровый подшерсток с более дешевым и более доступным местным сырьем — заячьей и кроличьей шерстью.
История массовых отравлений ртутью началась именно в тот момент, когда возникла необходимость превратить в хороший и дорогой фетр не очень качественную шерсть. Бобровый подшерсток отличается тем, что на его ворсинках есть крошечные зазубрины, которые обеспечивают их прочное переплетение, когда сырье превращается в готовый фетр. На ворсинках заячьего и кроличьего меха их нет, и чтобы добиться аналогичного результата, требуется применение химической обработки препаратами, содержащими ртуть. С 1750-х годов стало обычной практикой вычесывать шкурки щеткой, смоченной в растворе нитрата ртути, который придавал им желтовато-оранжевый оттенок, делал их «податливыми и носкими» и помогал чешуйкам на поверхности ворсинок прочнее цепляться друг за друга (Petitpierre 1940: 1266). Ртуть делала оранжевыми, как морковь, не только шкурки, но и руки работников, отсюда пошло и английское название процедуры — carroting. Во французском языке раствор, которым пользовались шляпники, получил название secret — «секрет», поскольку его точный рецепт действительно считался производственным секретом и хранился в тайне. Хотя весь процесс создания шляпы был весьма сложным, а в середине XIX века, когда производство стало частично механизированным, некоторым образом преобразился, его начальный этап — carroting, или пропитка шкурок препаратами ртути, — оставался неизменным ключевым звеном. Таким образом, на каждом последующем этапе — а заготовку для фетровой шляпы нагревали, механически обрабатывали и неоднократно погружали в кипящую воду, чтобы прочнее скрепить ворсинки, — ртуть попадала в воздух в виде испарений или вместе с пылью.
Ртуть, или, как ее часто называли, живое серебро, используется в медицине и промышленности с давних пор. Этот жидкий металл так же красив, непостоянен и изменчив, как сама мода. Однако глянцевое сияние его гладкой поверхности весьма обманчиво: ртуть, как и свинец, — вещество из числа самых опасных для здоровья человека, она может с легкостью проникнуть в организм через дыхательные пути или (хотя это и случается реже) через кожу и желудок. Далее мы сосредоточим внимание на том специфическом воздействии, которое ртуть оказывает на тело и разум человека, и рассмотрим его на примере судьбы французских шляпников с XVIII и вплоть до начала XX века, а также поговорим о загрязнении окружающей среды промышленными отходами и угрозе здоровью всего населения, для чего совершим исторический экскурс в Париж 1820-х годов.
Как только обработка ртутью стала частью технологического процесса при производстве шляп, а это произошло в первой половине XVIII столетия, врачи начали изучать ее смертоносное воздействие. Жак-Рене Тенон, возглавлявший кафедру патологии во Французском хирургическом колледже, в 1757 году первым занялся научным изучением профессиональных заболеваний, вызванных отравлением ртутью, для чего посетил шесть ведущих шляпных мануфактур Парижа, которые располагались в городской черте на правом берегу Сены. Результаты осмотра оказались убийственными: в мастерской господина Карпентьера Тенон отметил, что самым старшим по возрасту работникам было всего около 45 лет и что «все они страдали от общего тремора, были подвержены обильному потоотделению и кашляли, выделяя при этом вязкую субстанцию. Все были чрезвычайно худыми и ослабленными и были вынуждены пить спиртное для поддержания сил, чтобы выходить на работу каждый день. Даже сам владелец мастерской был болен и умер в возрасте 54 лет. ..». В мастерских, где для производства шляп использовалось сырье лучшего качества и меньшее количество ртути, Тенону доводилось встречать чуть более пожилых работников, однако, согласно его записям, все они «произвели на свет много детей, но очень немногих смогли вырастить, поскольку большинство из них умерли, дожив примерно до четырех лет»3. Подобные отчеты с теми или иными вариациями регулярно появлялись во французских медицинских изданиях на протяжении последующих 150 лет. В одном из них в 1857 году упоминалось о самоубийстве рабочего шляпной мастерской, который, обладая «мрачным и весьма угрюмым» нравом, в возрасте 61 года покончил с собой, выпив приготовленный для обработки шкур ртутный раствор. Он скончался через 12,5 часа в страшных мучениях; врач обнаружил ртуть в его испражнениях и металлический осадок в желудке (Chambe 1857: 11). Этот поступок, несомненно, был обусловлен типичным психоэмоциональным расстройством, причиной которого явилось отравление ртутью, а одним из проявлений — склонность к суициду. В 1860 году другой врач писал об одном больном шляпнике, который «выглядел изможденным, с мертвенно бледным лицом, беспокойными глазами, сухой, местами воспаленной кожей», и добавлял, что «у многих шляпников вдоль десен тянутся синеватые полосы» (Chevallier 1860: 12).
Именно в это время появился на свет самый знаменитый «безумный шляпник» — один из персонажей сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», впервые опубликованной в 1865 году. Споры о том, стал ли его прототипом настоящий шляпных дел мастер, страдавший от последствий отравления ртутью, продолжаются до сих пор и то и дело выплескиваются на страницы популярных и академических изданий4. Хотя эти споры вряд ли когда-нибудь прекратятся, вполне очевидно, что к 1860 году медицина располагала обширными сведениями о профессиональных заболеваниях шляпников и ужасных физических и неврологических последствиях воздействия ртути на организм. Образ Безумного Шляпника, с его бессвязной манерой речи и бесконечным чаепитием без чая, можно назвать довольно безобидной интерпретацией того реального эффекта, который ртуть оказывала на настоящих, живых шляпных дел мастеров; характерно, что во временном отношении этот персонаж находится на самой середине того двухвекового отрезка, коим измеряется история профессионального хронического меркуриализма. В отчете, составленном по результатам исследования 1875 года, говорится, что отравление ртутью провоцирует выкидыши и преждевременные роды и многие дети, чьи отцы или матери имеют постоянный контакт с этим веществом, умирают в младенчестве или появляются на свет мертворожденными (Layet 1857: 197). Скорбный список последствий был продолжен в 1889 году, когда некий врач заметил, что «состояние здоровья этих рабочих становится весьма плачевным по прошествии совсем недолгого времени» (Dargelos 1890: 770). Уже в 1925 году в отчете Международного комитета по вопросам труда было отмечено, что работники шляпного производства демонстрируют чрезмерную ментальную возбудимость в ярко выраженной форме, болезненную неуверенность в себе и эмоциональную чувствительность на грани невроза. Чтобы получить визуальное подтверждение разрушительного эффекта, который ртуть оказывает на нейромоторную систему, работникам шляпных мастерских было предложено начертить на листе бумаги крест или поставить свою подпись — это отчетливо показало, что их конечности сотрясает неконтролируемая дрожь, данный симптом в Северной Америке получил название hatters’ shakes — «тремор шляпника» (Mercure 1925: 14). Согласно многочисленным свидетельствам, которые мы находим на страницах медицинских изданий, контакт с ртутью наносил непоправимый ущерб здоровью людей, занятых изготовлением фетровых шляп.
Однако опасному отравлению подвергался не только организм рабочих шляпных мастерских; содержащие ртуть вещества становились причиной промышленного загрязнения городов, и это была проблема гораздо большего масштаба. Это подтверждает мнение Пола Бланка, который утверждал: «Не существует однозначно четкой границы между „профессиональным» и „экологическим» риском» (Blanc 2009: 3). Андре Гильерм исследовал этот вопрос в своей работе 2007 года, посвященной истории загрязнения среды промышленными отходами в Париже в период с 1780 по 1830 год (Guillerme 2007). Он показал, что те соединения ртути, которые применялись в шляпном производстве, испаряясь в виде солей, окислялись и оседали на мостовых окрестных улиц и крышах домов, откуда могли попадать в пищевые продукты и питьевую воду. Это было смертельно опасно уже не только для работников шляпных мастерских, но и для всех жителей кварталов, в которых они находились5.
В 1820-х годах, когда фетровые шляпы были на пике популярности, в густонаселенных центральных районах Парижа работало от 2000 до 3000 шляпников, их мастерские были сосредоточены в основном на правом берегу Сены.
Хотя врачи предупреждали об опасности ртутных испарений, в префектуре полиции угрозу не считали достаточно серьезной для того, чтобы предписать владельцам шляпных мастерских вести производство вдали от жилых кварталов. За один только 1825 год парижские шляпники изготовили около двух миллионов головных уборов. В течение года через руки каждого карротёра проходило около десяти килограммов ртути; а если суммировать весь объем ртути, которая использовалась на парижских предприятиях (не только шляпниками, но также позолотчиками и изготовителями зеркал) в период с 1770 по 1830 год, через район на правом берегу Сены протекла целая река — около 600 тонн этого вещества (Ibid.: 94). Ртутные испарения, постоянно вырывавшиеся из шляпных мастерских на улицы, «создавали двойное неудобство, докучая людям и пугая лошадей» (Ibid. ). Зимой 1828-го и в мае 1829 года, когда расход ртути на парижских предприятиях достиг максимума, были зафиксированы массовые вспышки акродинии, жертвами которой стали более 40 тысяч горожан. И хотя другие авторы возлагают вину за эту эпидемию на мышьяк и свинец, Гиллерм доказывает, что ее причиной, скорее всего, стали выбросы в атмосферу большого количества ртути.
По прошествии двухсот лет с того момента, когда доктор Тенон опубликовал свой весьма обобщенный отчет о состоянии здоровья людей, занятых в шляпном производстве, научный инструментарий, позволяющий определять уровень содержания ртути в организме и ставить диагноз «отравление ртутью», стал значительно более сложным и совершенным, однако это лишь доказывает, что сама проблема никуда не исчезла. В конце 1930-х годов около 10 % рабочих, занятых в сложном производственном процессе, который к этому времени уже был поставлен на индустриальные рельсы, по-прежнему страдали от хронического отравления ртутью. В подробном отчете, составленном по результатам исследования 1935 года, который был опубликован в 1937 году Службой общественного здоровья Соединенных Штатов, в деталях описаны связанные с ним нервные расстройства: «. ..эти люди жаловались… (без каких-либо подсказок или побуждения со стороны) на то, что они чувствуют себя слишком неуверенно и легко смущаются в присутствии посторонних, на то, что им трудно наладить отношения в семье и контакт с коллегами по работе, а также на то, что их очень легко вывести из себя и вызвать вспышку гнева» (Sayers 1937:30). С выводами из этого отчета согласны хранители, работающие в отделе текстиля Музея Виктории и Альберта, они заявляют, что в шляпе трилби, изготовленной в 1930-е годы и сейчас хранящейся во вверенной им коллекции, содержится столько ртути, что ее хватило бы для того, чтобы «сделать непригодной для использования людьми миллион литров воды… если исходить из современных экологических стандартов» (Martin & Kite 2007: 15).
Вглядываясь во все еще манящую глянцевым блеском нежную поверхность фетра, из которого сделаны хранящиеся в музейных коллекциях шляпы, нам трудно заметить хоть что-нибудь напоминающее о том ущербе, который их производство причинило здоровью шляпников и людей, живших рядом с их мастерскими. В этом отношении шляпы куда как менее красноречивы, чем обрывки шали Айседоры Дункан. Как часто мы поддаемся соблазнам, если в роли искусителя выступает постоянно меняющая свои личины мода. Пластичный, податливый, легко меняющий форму фетр казался превосходным материалом для изготовления мужских шляп. Однако целлофановая упаковка, не позволяющая прикоснуться к нему даже рукам знатоков, ярлык с черепом и перекрещенными костями и хлопчатобумажные перчатки, необходимые исследователям во время работы, постоянно напоминают нам, что ядовитая ртуть, которой его пропитали мастера, сделавшие эти шляпы, и сейчас, спустя века, наполняет в нем каждую ворсинку — такова цена превращения дешевого меха в столь прекрасные предметы. Недолгая жизнь модных трендов, диктовавших, какие формы следует придавать шляпам, составляет разительный контраст с той долговечностью, что присуща химическим токсинам, которые производители вполне осознанно использовали при их изготовлении.
Перевод с английского Екатерины Демидовой
Литература
Энгельс 1955 — Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 2. 1955.
Blanc 2009 — Blanc P. How Everyday Products Make People Sick: Toxins at Home and in the Workplace. Berkeley: University of California Press, 2009.
Chambe 1857 — Chambe Ch. De l’empoisonnement par le nitrate acide de mercure. Strasbourg: n. p., 1857.
Chevallier 1860 — Chevallier A. De L’intoxication par l’emploi du nitrate acide de mercure chez les chapeliers. Paris: Rignoux, 1860.
Dargelos 1890 — Dargelos M.J.A., Dr. Hygieneprofessionelle des ouvriers- chapeliers // Congres international d’hygieneet de demographie a Paris en 1889. Paris: Bibliotheque des annaleseconomiques, 1890.
Graham & Kite 2007 — Graham M., Kite M. Potential for Human Exposure to Mercury and Mercury Compounds From Hat Collections // Australian Institute for the Conservation of Cultural Materials Bulletin. No. 30. 2007.
Guillerme 2007 — Guillerme. La naissance de l’industrie a Paris: entre sueurs et vapeurs, 1780—1830 Seyssel: Champ Vallon, 2007.
Henderson 2001 — Henderson D. The Handmade Felt Hat. Yellow Springs: Wild Goose Press, 2001.
Layet 1875 — Layet A., Dr. Hygiene des professions et des industries. Paris: Balliere, 1875.
Le mercuredans Paris 2007— Le mercuredans Paris. Usages et nuisances (1780-1830) // Histoire Urbaine. 18:1. 2007.
Mercure 1925 — Mercure. Hygiene du Travail. Tome 1 Bureau International du Travail. 1925.
Mullins 2009 — Mullins W. Felt. Oxford: Berg, 2009.
Petitpierre 1940 — Petitpierre A.G. The Making of a Hat // CIBA Review. 35. September 1940.
Pufpaff 1995 — Pufpaff S. Nineteenth Century Hat Maker’s and Felter’s Manuals. Hastings, MI: Stony Lonesome Press, 1995.
Sayers 1937 — Sayers R.R. A Study of Chronic Mercurialism in the Hatters’ Fur-Cutting Industry. Washington: U.S. Government Print Office, 1937.
Sonenscher 1987 — Sonenscher M. The Hatters of Eighteenth-Century France. Berkeley: University of California Press, 1987.
Tenon 1806 — Tenon J.-R. Memoiresur les causes de quelques maladies qui affectent les chapeliers. Memoires de l’Institut de France-Sciences physiques etmathematiques. Paris: Baudouin, 1806.
Wedeen 1989 — Wedeen R.P. Were the Hatters of New Jersey «Mad»? // American Journal of Industrial Medicine. No. 16. 1989.
Wilson 2003 — Wilson E. Adorned In Dreams. Fashion and Modernity. London: I.B. Tauris, 2003.
Примечания
1) Поскольку между фетром, из которого состоит внешняя часть шляпы, и прилегающей к голове подкладкой, как правило, был проложен еще один слой из кожи или ткани, очень трудно найти свидетельства того, что люди, носившие шляпы, могли как-то пострадать из-за своих головных уборов.
2) Представляется вполне возможным, что хранители могут пострадать, частично повторяя работу мастеров, некогда создавших эти шляпы и с помощью пара придавших им элегантную модную форму.
3) Тенон усматривал прямую взаимосвязь между ужасными последствиями использования ртути и тем, что в 1760-е гг. Франция уступила свои канадские территории Великобритании, так как с этого момента резко сократились поставки бобровых шкурок и «шляпное производство стало представлять еще большую угрозу жизни, чем когда-либо прежде» (Tenon 1806: 107, 110).
4) Я считаю ошибочной точку зрения Уэдина, который утверждает, что официальная медицина признала существование меркуриализма (хронического отравления ртутью) только в 1860 г., задается вопросом, откуда Кэрроллу могли быть известны сведения, содержавшиеся в «закрытых» медицинских источниках, и сомневается в том, что он мог их использовать в своей работе (Wedeen 1989: 225—233).
5) Такие соединения ртути «накапливаются во внутренних органах и могут вызывать паралич или сводить людей с ума» (Le mercuredans Paris: 2007: 79).
Мужская винтажная шляпа — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
1000+ релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Винтажные мужские шляпы — Poshmark
- Дом
- Винтаж
- Люди
- Аксессуары
- Головные уборы
Принадлежности
Сортировать по:
Винтажная синяя бейсболка Snapback Trucker Snapback 80-х годов VETCO Company, новая, США
$20
Размер: ОС
Винтаж
черноч79
Винтажная бирюзовая шляпа Pensacola Beach 90-х годов с защелкой в стиле ретро папа фигурист Флорида
25 долларов США
100 долларов
Размер: ОС
Винтаж
эорлади
Винтажная бейсболка K-Prodcut Blue Ridge Electric Snapback
25 долларов США
Размер: ОС
Винтаж
мисспринстрифт
ВИНТАЖНАЯ шляпа Myrtle Beach South Carolina с защелкой сзади
$32
Размер: ОС
Винтаж
шкаф улыбок
Винтажная красная вязаная шляпа-ведро в полоску с ребристыми полями
25 долларов США
Размер: ОС
Винтаж
миссшарли95
Винтажная 80-х годов G&M Welding & Fabricing Green Snapback Trucker Hat Cap Brand New
20 долларов
Размер: ОС
Винтаж
черноч79
Кепка Hot Leathers Sturgis Black Hills Rally Hat
$49
Размер: ОС
Винтаж
аминубргх
Винтажная бейсболка Snapback Trucker High School North Little Rock, класс 57, новая
$20
Размер: ОС
Винтаж
черноч79
Vtg Военно-морская кепка USS New Era USS Mobile Bay Военно-морская кепка 80-х годов Dupont Visor Size M / L
$30
Размер: М/Д
Винтаж
мегафорлей
Шляпа Vntg Stylemaster ANHEUSER BUSCH Snap Back США
$32
Размер: ОС
Винтаж
remysworld
Джинсовая винтажная кепка Rooster
$22
Размер: ОС
Винтаж
кимонтерун
Винтажная зеленая бейсболка Snapback Trucker 80-х Sheehan Pipeline Company, совершенно новая
$35
Размер: ОС
Винтаж
черноч79
Винтажная зеленая бейсболка Snapback Trucker 80-х Sheehan Pipeline Company, совершенно новая
$35
Размер: ОС
Винтаж
черноч79
Винтажная темно-синяя мужская шляпа Trucker в сеточку, один размер
$22
Размер: ОС
Винтаж
миссбезумие
ПЕРЕЕЗДНАЯ РАСПРОДАЖА!! Винтажная шляпа, река Голи, Западная Вирджиния, рафтинг ретро
25 долларов США
$1
Размер: ОС
Винтаж
итальянская мода
Винтажная бейсболка 80-х годов Punxsutawney Phil Ground Hog Day Snapback Trucker Hat Совершенно новая
40 долларов
Размер: ОС
Винтаж
черноч79
Винтажная шляпа NASCAR Rusty Wallace SnapBack
$34
Размер: ОС
Винтаж
Кфьербо
Винтажная синяя атласная кепка Solana Beach 80-х годов мужская унисекс
$30
68 долларов
Размер: ОС
Винтаж
луалюкс
Винтажная бейсболка Irvan Nascar M&M’s Racing Team Trucker
$11
Размер: ОС
Винтаж
мбрбутик
Кепка Toyota 2011 года. Клетчатый флаг.
4 доллара
Размер: ОС
Винтаж
фантастический дудс
винтажная веревочная шляпа казино Цезарь
$35
$52
Размер: ОС
Винтаж
неряшливые суши
Винтажная бейсбольная кепка MLB St. Louis Cardinals 1985 года
25 долларов
Размер: ОС
Винтаж
невесомый
Гоночная бейсболка Dodge Motorsports
$23
49 долларов
Размер: ОС
Винтаж
Рашелькирк70
Винтажная матроска шерстяной кепки ВТГ застегивает серую плоскую кепку с выровненной морской
$35
Размер: ОС
Винтаж
ДэвидКларк873
РЕДКАЯ «J Hat» с сексуальной женщиной сверху
$38
69 долларов
Размер: ОС
Винтаж
Рашелькирк70
Винтажная шапка с помпонами с цветными блоками, горнолыжное снаряжение Meridian Performance
$20
Размер: ОС
Винтаж
pnwvintage87
(ВЫБОР ХОЗЯЕВ) ВИНТАЖНАЯ КЕПКА BIC STONER 1990-х
199 долларов США
80 долларов
Размер: ОС
Винтаж
artofficial88
Шапка с эффектом потертости Dorfman Pacific Co
25 долларов США
Размер: ОС
Винтаж
712posh
Винтажная патриотическая шляпа США
$18
Размер: ОС
Винтаж
чистопородные нити
Хлопковая шапка Honeywell
$15
39 долларов
Размер: L
Винтаж
Рашелькирк70
Винтажная футболка Nebraska Huskers Football 2 спинка Championship 94’ & 95’ Snapback
24 долл.