Зачем евреи носят шляпы? — Цимес

нас забыли спросить

12 августа, 2022

Читать: 8 мин

В еженедельной рубрике «Нас забыли спросить» отвечаем на вопросы о евреях, которые люди обычно задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня разбираемся, почему у евреев всё дело в шляпе

Традиция покрывать голову сложилась в иудаизме ещё в глубокой древности. Это всегда служило знаком скромности, благоговения и уважения к Б-гу. Причем как среди женщин, так и среди мужчин. Сегодня обсудим, как мужчины-ортодоксы начали носить свои знаменитые чёрные шляпы и меховые шапки. 

В Торе у Аарона, первого первосвященника, был головной убор — кидар («тюрбан»), который служил частью церемониального облачения. Кидар следовало сделать из льняной ткани, виссона, и прикрепить к нему полированную дощечку из чистого золота с выгравированными словами «Святыня Господня» (Исход 28:36-38). Собственно, со времен Аарона еврейские священнослужители и начали покрывать головы.  

Аарон из неизданного сочинения А. Н. Оленина «Опыт о вероподобнейшем виде священных одежд у древних евреев». СПб., 1836 г.

В Талмуде (трактат «Шаббат», 156б) приводится такая история: мать рава Нахмана бар Ицхака узнаёт, что её сын будет вором, и поэтому заставляет его покрыть голову и молиться о Б-жественной милости. Ему удаётся вести себя хорошо, пока покрывало случайно не сползает с головы, и тогда он поддаётся искушению украсть несколько фиников. В другом месте Талмуда приводятся слова рава Хуны о том, что он не проходил расстояние «в четыре локтя» с непокрытой головой, чтобы постоянно чувствовать Б-жественное присутствие над своей головой. 

В Средневековье обычай покрывать голову распространился на широкие слои еврейского населения. Живший в XII веке еврейский философ Маймонид в своём трактате «Мишне Тора» пишет, что во время молитвы покрывать голову необходимо. Самый влиятельный средневековый свод еврейских законов «Шулхан Арух» гласит, что нельзя молиться, произносить благословения или входить в шул с непокрытой головой. Кстати, существует версия, что эта практика стала популярна благодаря христианскому обычаю снимать головные уборы при входе в церковь: евреи нарочно начали делать всё наоборот. 

Так в Европе появилась так называемая «еврейская шапка», известная и как еврейский колпак, на латыни — pileus cornutus («рогатый череп»).

Она представляла собой конусообразный остроконечный колпак, часто белого или жёлтого цвета. Первоначально евреи носили эту шапку по собственному желанию. Однако после Четвёртого Латеранского собора 1215 года в некоторых регионах Европы её ношение стало принудительным: так власти отличали евреев, когда те выходили за пределы гетто. Сам же фасон, возможно, возник в доисламской Персии: похожий головной убор носили вавилонские евреи.

Махзор, начало 14 века. Британская библиотека

Штраймл: последний писк моды XVIII века 

По мере обособления еврейских общин друг от друга росло разнообразие стилей и фасонов головных уборов. На еврейскую шляпную моду сильно влияла внешняя среда. Так, в Османской империи евреи начали носить красные цилиндрические колпаки — феску, или тарбуш. Среди ашкеназов в Европе возобладал чёрный цвет — скорее всего, в знак траура о разрушении Иерусалимского храма. 

В Восточной Европе в XVIII веке хасиды начали носить знаменитые меховые шапки — штраймл и сподик. Штраймл — это очень широкая коричневая шапка из хвостов животных (обычно лисицы, куницы или норки), а сподик, как правило, более высокий и окрашен в чёрный цвет.

Евреи в меховых шапках на картинах Исидора Кауфмана

Многие исследователи считают, что, как и другие элементы традиционной хасидской одежды, штраймл был модным головным убором в Восточной Европе в XVIII веке. Когда в начале XIX века Польшу захватил Наполеон, многие поляки переняли западную моду в одежде, а евреи-хасиды сохранили преданность традиционному польскому стилю. 

По другой версии, польские власти требовали от евреев носить хвосты животных на голове, чтобы таким образом обозначить и унизить их. А хитроумные евреи соорудили из хвостов шапки, которые выглядели как короны: так они избежали унижения. 

Шапки обычно надевают в Шаббат, на праздники и свадьбы. Стиль шапки зависит от течения хасидизма. Надо сказать, этот элемент гардероба обходится недёшево: стоимость штраймла порой достигает нескольких тысяч долларов. 

Чёрные шляпы: хасидский casual

Если дорогие меховые шапки носят в Шаббат и по особым случаям, то чёрные шляпы — отличный выбор на каждый день. 

По словам американского раввина Менахема Тендлера, главного раввина U. City Shul в Сент-Луисе, практика ношения модной чёрной шляпы восходит к середине 1800-х годов и Носсону Цви Финкелю — восточноевропейскому ортодоксальному еврейскому учителю, у которого в учениках было много бедных молодых людей. «Финкель утверждал, что если Тора — это руководство для всего мира, то евреи должны выглядеть респектабельно, — говорит Тендлер. — Он ввёл униформу и собрал деньги, чтобы каждый мальчик в его синагоге ходил в костюме, шляпе и галстуке. Они ходили по городу, и люди говорили: „Это успешный человек“. Такой образ он создал для мальчиков иешивы”».

При этом практика ношения чёрных фетровых шляп стала повсеместной среди ультраортодоксальных студентов иешив и хасидов только в 1960-х годах. В это время сложился привычный нам образ еврея-ортодокса: чёрный пиджак, чёрные брюки и белая рубашка, чёрные туфли и очки в чёрной оправе. Теперь это уже добровольный способ отличить своих, избежать ассимиляции. 

У чёрных шляп есть свои подвиды. Вот только несколько из них: 

Федора

Шляпа из мягкого фетра, впервые вошедшая в моду в Европе и США в конце XIX века. Федору носит большинство хасидов-хабадников, потому что её носил Седьмой ребе. 

Самый писк — федоры итальянской фирмы «Борсалино», которые иногда так и называют. Стоимость новой борсалино начинается от 300 долларов. 

Хойхе

Шляпы хойхе более высокие и жёсткие, чем федоры. Они также известны как шляпы «с высокой короной», их носят евреи-хасиды из многих общин в течение недели.  

Platchige Biber

Шляпа с плоским фасоном, известная также как плоская бобровая шляпа. Такие головные уборы распространены среди меньшего количества хасидских групп: их в течение недели носят евреи-хасиды из общин «Толдос Ахарон», «Шомрей Эмуним» и «Сатмар». 

Одна хорошо, а две лучше 

Со временем во многих общинах сложилась традиция надевать два головных убора: кипу, а сверху неё шляпу, шапку или бейсболку. Согласно одной из теорий, этот обычай был введён влиятельным белорусским раввином Исроэлем Меиром Коэном, также известным как Хафец Хаим. В своём трактате по еврейской этике и законам «Мишна Брура» (91:12) он утверждает, что кипа недостаточна для молитвы, а человек должен молиться и в кипе, и в шляпе, которую он носит, когда ходит по улице. В конце концов, мы же не встречаемся с важными людьми без шляпы. Так как же мы можем позволить себе разговаривать с Б-гом в одной лишь маленькой тюбетейке?

Опять же, как мы видим, налицо веяния моды и этикета XIX века. Но если в прошлом, надевая костюм и шляпу, евреи пытались подражать окружающей их среде, то сегодня именно это облачение мгновенно выделяет их из толпы. 

Подготовила Аня Субич

что это такое и зачем их носят и отращивают

Содержание

  1. Происхождение
  2. Назначение
  3. Как их делают
  4. Шляпа с пейсами

Происхождение

В Торе есть специальное писание-запрет: «Углы волос головных не должны быть закруглены». Рабби Шломо Ицхаки объясняет такой запрет: «Состригать виски важно к одному уровню с кончиками волос за линией ушей и лба, так, чтобы край волос во всех кругах создал круг. Просто за уровнем ушей корни расположились в разы выше, чем на висках».

Другими словами, височную область им брить запрещено.

В результате этого в общинах есть обычай, который пользуется авторитетом с древности. Только так удается выделить особенный «заповеданный» статус. В некоторых старинных культурах вообще запрещено трогать локоны, что растут на висках.

На иврите слово «пейсы» значит «края».

Отращивать пейсы стало обязательной частью уникальной еврейской культуры. По ним они могли идентифицировать себя среди других представителей разных культур. Вот зачем все евреи носят пейсы.

Моше бен Маймон считал, что культ образования длинных локонов на височной доле — результат безграмотного чтения божественной литературы. По его мнению, правильная трактовка Торы запрещает только брить волосы, а состригать их можно, даже на висках.

Обратим внимание на йеменских евреев (они отличаются характерными косичками в виде антенн, что нередко называют симаним –— «отличительные особенности»).

Существует знамение, по которому длинные неподстриженные пряди волос начали отращиваться в начале 17 века.

Первоначально — по нормативам правящей элиты — евреев пейсы должны были унижать. Но самая богатая нация мира превратила персональные «особенности» в элемент восхищения и тщательного ухода.

Назначение

Сегодня евреи гордятся своими длинными неподстриженными прядями волос.

Эта прядь символизирует классическую причёску ортодоксальной и ультраортодоксальной общины. Согласно мировым традициям, мужчины должны носить неподстриженные пряди. Также не стоит пренебрегать бородой и головными уборами.

Какая длина локонов допустима? Первоначально это не имеет значения, оптимальным считается даже минимум волос. Но в некоторых общинах из уважения к данному предписанию и желания существенно отличиться от других наций было принято решение отращивать длинные локоны в височной доле.

Длина локона зависит от традиции общины и местности, поскольку заповеди Торы распространяются на всех евреев, и только они решают каким следовать. Чаще всего это случается традиционно: каким заповедям и нормам следует община, таким следует и сам верующий.

В писании указано не состригать даже край волос на голове: «Не уничтожайте краев своей бороды». Потом старцы объяснили что имеется в виду локоны на височной доле, сбривать их запрещено. Правда никто не сказал, что их нужно сильно отпускать. Но, чтобы отдать дать канонам, традициям, местные взяли на себя право реализации данного обычая.

С годами локоны, что растут на висках, стали характерным символом нации. Любопытно, что ношение пейсов во многих странах было запрещено, наряду с Еврейской символикой или одеждой.

Например, в России до XIX веке было запрещено носить еврейскую одежду, тем более коренным жителям. Вся она обязательно уничтожалась, а идентификации не проводилась вообще.

Строго запрещалось употребления символики слов и языка, говорить на иврите разрешали только во время богослужения в синагоге. Также это распространялось на законы польского королевства, евреям было запрещено носить шелковые одежды, лапсердак, удлиненный капот и пояса, шапки из меха, короткие панталоны и башмачки. Евреям было запрещено ходить с удлиненными локонами у висков. Но, как мы можем увидеть, евреи верны своим обычаям.

Согласно канонам Торы, иудеям запрещается бриться опасной, острой бритвой, но допускается использование электрических приборов и современных ножниц. Однако борода тоже может укоротиться ножницами или электрической бритвой, но никак не сбиваться.

Как их делают

Многие современные жители Израиля с уважением относятся к этой норме. Для создания пейсов молодые люди часто записываются в парикмахерскую, чтобы был идеально ровный срез. В домашних условиях сделать такой не всегда получается. Носить нужный атрибут в виде пейсов готов практически каждый еврей.

Длинные локоны нередко накручивают или заплетают в косички.

Шляпа с пейсами

Это большая еврейская шляпа с пейсами, которая покрывает верхнюю часть головы евреем. Нередко искусственные волосы прикалываются к шляпе заколками.

Черная шляпа — своего рода символ еврейской религии, но этот обычай он не закреплен на законодательном уровне. Нигде в Таре или Талмуде не написано надевать ее голову.

В западных странах человек демонстрирует дань уважения снимая шляпу, еврей наоборот выказывают его, надевая ее. По всем еврейским канонам, покрытая голова — символ того, что у человека есть могущественная сила. Евреи всегда носят шляпу, консерваторы только в синагоге, во время трапезы или вечерней прогулки.

В центре города можно все чаще встретить молодых и старых мужчин в шляпах с локонами. Большие меховые изделия покупают исключительно хасиды, надевая головной убор только в дни праздника. Это их своеобразная мода. Ношение шляпы — это не закон, а скорее рекомендация.

Тора строго запрещает священникам проводить богослужения с непокрытой головой, а весь народ должен быть подобен священникам. В Талмуде сказано, что сын рабы никогда не будет ходить на расстоянии 4 рук с лысой головой. Объясняется это тем, что над волосами еврея пребывает Всевышний.

В Талмуде также рассказывается еще одна история о женщине. Ей рассказали, что ее сын начнет воровать, если сейчас не покроет голову. Женщина попросила сына надеть шляпу, потому что на него обрушится страх небес. И вот однажды, сидя под пальмой, которая принадлежала другому хозяину, мальчик читал книгу. Внезапно накидка, которая покрыла его волосы, соскользнула, и мальчик увидел спелые плоды. Они лежали и висели перед ним и соблазняли отведать чужое. Голод выиграл, парень вылез на пальму и начал перекусывать финиками.

Тора прямо не указывает, что важно покрывать волосы, такой нормы нет. Известный польский старейшина говорит, что читать важную заповедь Торы или текста ШМА может человек с непокрытой головой. Но некоторые мудрецы наоборот утверждают, что при чтении Торы голова должна быть покрыта.

Современные дизайнеры придумали уникальную шляпу с пейсами, которая позволяет не отращивать специально длинные локоны модным евреям, если они не хотят этого делать. Единственное главное правило для них остается неизменным: они не могут брить висок.

Шляпа это не принципиальный элемент, но религиозные евреи часто носят кипу и шляпу, главные отличительные головные уборы. Кипа в свою очередь символизирует о принадлежности к еврейству и определённой касте общества.

Многие называют шляпу с пейсами символом еврейского народа, без которого Бог не слышит молитву. Некоторые благочестивые даже во время ночного сна не снимают кипу. Детям покрывают волосы, чтобы приучить их к национальным традициям. Пейсы у евреев —символ самой нации.

90 000 евреев, шляпы и современный антисемитизм 90 001 90 002 Спустя немногим более 70 лет после Холокоста антисемитизм снова вернулся как мощная сила зла, угрожающая современному мировому еврейству?

Чтобы ответить, давайте поговорим немного о головных уборах. Шляпы не как дань моде, а как символ веры. Шляпы, известные как ермолки некоторыми, кипы другими. Шляпы, которые надевают соблюдающие евреи, чтобы публично идентифицировать себя по традиции, насчитывающей тысячи лет.

Шляпы символизируют нашу веру в Высшее Существо, которое находится над нами – Всемогущего, Который превосходит наши головы, наши умы и наш разум.

Шляпы сыграли центральную роль в том, что произошло на прошлой неделе в Берлине. Мужчина, по-видимому, еврей в указанной тюбетейке, подвергся жестокому нападению и был избит. Нападавшие ясно дали понять, продолжая избивать его, что единственное его преступление заключалось в том, что он был евреем. Это была расистская атака, подпитываемая древним ядом антисемитизма.

Но после этого избиения полиция сделала замечательное открытие. Жертва не была евреем, он был израильским арабом. Причина, по которой он носит ермолку? Он сделал ставку на то, что сегодня в Германии антисемитизм больше не является проблемой, и чтобы доказать это, он решил пройтись по улицам, назвав себя евреем.

Араб дорого заплатил за свое ошибочное предположение. И похоже, что он не одинок в своем неправильном понимании нынешних антисемитских настроений.

Копенгаген — город, известный исторической щедростью Дании к иностранцам. Евреям, исследующим Норребро, район иммигрантов, покинувших свои родные страны ради стабильности государства всеобщего благосостояния, посоветовали прислушаться к совету посла Израиля в Дании Артура Авнона, который настоятельно рекомендовал евреям, путешествующим по Копенгагену, проявлять крайнюю осторожность: «Дон не говорите на иврите слишком громко, прикройте все видимые украшения со звездой Давида, сложите кипу и суньте их в карманы».

Короче говоря, в том самом месте, которое служило иллюстрацией торжества доброты людей и уничтожения антисемитизма, теперь официальный совет держать при себе свой иудаизм — и избавиться от этой штуки. одежды на голове, чтобы все знали, что ты еврей.

Известный датский журналист Мартин Красник приложил большие усилия, чтобы сообщить читателям, что израильский посол «был неправильно понят или ошибся». Очевидно, утверждал он, посол лишь давал советы израильтянам, посещающим остальную Европу. Он не мог говорить о Копенгагене, который имеет долгую историю гостеприимства к евреям. «Антисемитизм широко распространен в иммигрантских кварталах. То же самое в Лондоне, то же самое в Париже». Но не здесь. Не в Дании.

Итак, Красник, как и израильский араб в Берлине, решил провести свой «шляпный тест». Он надел ермолку и пошел по улицам Нёрреброгаде.

Догадаетесь, что с ним случилось?

Красник описывает многочисленные встречи, в которых он чуть не пропустил жестокое обращение. Он пишет: «Угрозы были завуалированными, как бандиты в рэкете мафии. Один из собеседников-антисемитов объяснил, что, хотя «возможно, ваша религия говорит вам носить это, она не говорит вам, чтобы вас убили». за ношение «еврейской шапки». Наконец, после очередного требования снять «шапку», Красник отказался и поспешно скрылся.

Теракты в Нью-Йорке

Берлин, Дания – но уж точно не в огромном штате Нью-Йорк, где проживает почти 2 миллиона евреев? Организация, представляющая более 950 ортодоксальных раввинов США, осудила «тревожный» рост насильственных нападений на евреев в Нью-Йорке, заявив, что она будет сотрудничать с властями, чтобы обеспечить защиту «осажденных кварталов» после последних антисемитских нападений в Нью-Йорке. неделя.

В прошлую субботу ультраортодоксальный еврей подвергся жестокому нападению, когда возвращался домой после субботней службы в районе Краун-Хайтс в Бруклине. Нападавший угрожал задушить его, ломал ему ребра, сбивая с его головы шапку в соседний сад, сказал, что ненавидит евреев и собирается убить его.

По пугающему знаку времени немецкое еврейство придумало то, что оно считает «на данный момент лучшим решением». Глава Центрального совета евреев Германии Йозеф Шустер предостерег от ношения религиозных символов на городских улицах из-за боязни нападения, категорически предупредив, что евреи, которые носят кипу или звезду Давида, могут быть опасны на немецких улицах.

Глава Европейской еврейской ассоциации раввин Менахем Марголин, однако, раскритиковал Шустера, заявив, что он «ошибся в лечении серьезной проблемы. Отказ от ношения тюбетейки из-за боязни антисемитизма на самом деле является исполнением видения антисемитов в Европе».

По иронии судьбы шляпы играют столь значительную роль в этих антисемитских инцидентах. Зигмунд Фрейд, еврей-основатель психоанализа, подчеркнул случай в своей жизни, который, по его мнению, изменил жизнь — он назвал его «основной сценой в своей жизни», — что помогает нам пролить свет на этот вопрос. Джон Мюррей Каддихи в своей увлекательной книге « Испытание цивилизованностью», , рассказывает, как это описывал сам Фрейд: чтобы открыть мне в своем выступлении свои взгляды на вещи в мире, в котором мы живем. Так случилось, что однажды он рассказал мне историю, чтобы показать мне, насколько сейчас все обстоит лучше, чем было в его дни. «Когда я был молодым человеком, — сказал он, — однажды в субботу я пошел прогуляться по улицам того места, где вы родились. Я был хорошо одет, и на голове у меня была новая шапка. Ко мне подошел христианин и одним ударом сбил с меня шапку в грязь и закричал: «Еврей! Слезь с тротуара!»

«И что ты сделал?» Я спросил.

— Я вышел на мостовую и взял шапку, — был его тихий ответ.

Это показалось мне негероическим поведением со стороны большого сильного мужчины, который держал маленького мальчика за руку.

Далее Фрейд описал свое разочарование и стыд из-за слабой реакции отца. Каддихи связывает с этим моментом слишком много работ Фрейда — его двойственное отношение к евреям и неевреям, его теорию Эдипова комплекса и его странное утверждение в Моисей и монотеизм что Моисей был не евреем, а египтянином.

Носите с гордостью

Головной убор, символ еврейской гордости, стал напоминанием о стыде на всю жизнь, а для Фрейда имел последствия на всю жизнь. Для евреев кипа — это способ публично заявить о своей религиозной принадлежности и идентичности. Талмуд говорит нам, что евреи выжили, несмотря на то, что были порабощены в земле Египта, по трем причинам. Их заслуга была тройной: они не изменили своих имен, своего языка, а также своей одежды. Вот три причины, удерживавшие нас от ассимиляции в самом начале нашей истории; они остаются ключами к нашему уникальному выживанию среди всех наций мира и по сей день. У еврея есть по крайней мере одно особое одеяние, демонстрирующее его веру и нежелание скрывать свою великую гордость тем, что он потомок Авраама.

Евреи должны иметь твердую решимость руководствоваться самоидентификацией как еврея, а не самоотрицанием.

Шляпа так важна? Нет – только то, что оно обозначает. Смиренно поддаться ужасу расизма, даже таким незначительным жестом, как снятие ермолки во избежание конфликта, — значит не просто потерять шляпу, но и голову. С антисемитизмом нужно бороться со всей силой и энергией, со всей нашей политической мощью, со всеми нашими усилиями в кампусах колледжей, в прессе и на всех других аренах, где он начал вливать свой смертельный яд. Противоядие от антисемитизма — единственное противоядие, имеющее шанс на успех — это просемитизм, яростная решимость руководствоваться гордостью, а не страхом, идентификацией себя как еврея, а не самоотрицанием.

Если мы удалим признаки нашего еврейства, чтобы успокоить наших врагов, мы уже проиграли. Шапка — это всего лишь символ, но это могущественный символ нашей твердой веры в то, что Всемогущий правит миром и, как Он обещал в Торе, благословит тех, кто благословляет нас, и тех, кто проклинает нас, Он проклянет.

Еврейский значок: Происхождение | Энциклопедия Холокоста

  • Цитировать