Сексолог объяснил, почему некоторые люди стремятся к полигамным отношениям — Газета.Ru
Сексолог объяснил, почему некоторые люди стремятся к полигамным отношениям — Газета.Ru | Новости
close
100%
Полигамия является запасной моделью поведения. Например, если партнер не хочет продолжать текущие отношения, или если его половинка умерла. В таком случае полигамия помогает продолжать жить, заново влюбляться и продолжать род. Об этом сообщил сексолог Евгений Кульгавчук «Пятому каналу».
По мнению специалиста, моногамные отношения возникают из-за биологии и эволюции.
«Полигамность реализуется как запасной вариант, чтобы была возможность так или иначе передать свои гены, если что-то пошло не так. Ввиду того, что в современном мире любовь в классическом понимании у некоторых людей девальвируется, встречаются треугольники. Чаще встречаются варианты МЖЖ, МЖЖЖ и так до бесконечности, и все эти Ж, как правило, не знакомы», — объяснил сексолог.
Как добавил специалист, на любое поведение влияет социум.
«Соблюсти миролюбивый баланс в треугольных конструкциях бывает сложно, если даже все делается по согласию. И даже в свингер-парах, — а это уже квадраты, а не треугольники, — на самом деле, часто встречается и конкуренция, и ревность. Конечно, бывают и исключения. Но, все же большинство открытых «троек» недолговечны», — объяснил сексолог.
По словам специалиста, многие полигамные отношения рушатся из-за того, что один из партнеров стремится вновь вернуться к моногамным отношениям.
Ранее сообщалось о пользе секса после вакцинации от коронавируса.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Муж считает, что мой оргазм — не его забота
Бухгалтер из Воронежа – о проблемах во втором браке
«Разведенке с прицепом» гораздо проще выйти замуж, чем одинокой
Педиатр из Воронежа – о стереотипах, которые касаются разведенных женщин
Свекровь больше любит внучку от дочери, чем ребенка своего сына
Менеджер из Новосибирска – о разном отношении к внукам от сыновей и дочерей
Стала крестной для сына друзей, и теперь они требуют у меня дорогие подарки
Предприниматель из Москвы – об обязательствах крестной матери
Я бесплатно раздала детские вещи, а потом увидела их в объявлениях о продаже
Домохозяйка из Подмосковья – о неблагодарности «нуждающихся» в детских вещах
Наука: Наука и техника: Lenta.ru
Многоженство в современном мире — одна из самых волнующих тем, причем для обоих полов. Споры в судах и парламентах, приложения для поиска второй жены и новости о скандальных браках заполняют первые полосы СМИ. Однако эти дискуссии идут главным образом в странах западного (или христианского) мира, которым эта практика исторически чужда. А как работает многоженство там, где оно включено в сбалансированную социально-экономическую систему? Какую пользу оно приносит мужчинам, женщинам и обществу в целом? Насколько справедлива критика полигамии с позиций защиты прав женщин? Об этом рассказывает Анна Зелькина, научный сотрудник Школы изучения стран Азии и Африки при Лондонском университете.
Понять многоженство
В отношении полигамии существует масса околонаучных теорий. Одна утверждает, что полигамия необходима, чтобы удовлетворить естественные биологические и психологические потребности мужчин, которые постоянно ищут новых сексуальных партнеров. Априори считается, что единственная форма полигамии — это многоженство, однако это не так. Существует еще и полиандрия, система семейных отношений, при которой у одной жены много мужей. В Тибете, например, женщина выходит замуж одновременно за всех братьев из одной семьи и становится их общей женой, а дети, рожденные в таком браке, признаются всеми братьями как родные.
Согласно другой точке зрения, институт многоженства отождествляется с ущемлением прав и свобод женщин. Поскольку полигамия распространена во многих мусульманских обществах, ее существование объясняется особенностями исламской идеологии, которая закрепляет зависимое положение женщины в семье и обществе. До сих пор многие западные исследователи и представители международных правозащитных и неправительственных организаций отождествляют полигамию с социальной несправедливостью и нарушением прав женщин. Однако эта связь не абсолютна: до недавнего времени в европейском обществе, официально не допускавшем многоженства, женщина была в полной зависимости от мужчин — сначала от отца, а потом от мужа, брата или взрослого сына — и не имела никаких имущественных и юридических прав.
Распространенность полигамии в Африке, как правило, объясняется «примитивностью» местных племен и воспринимается как одно из проявлений их «дикости». Отождествление в сознании европейца полигамии с доисторическим варварством восходит к работам этнографа середины XIX века Льюиса Моргана, публикации которого легли в основу знаменитой работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Первые путешественники, колонизаторы и миссионеры, оказавшиеся в Африке, отмечали, что полигамия — повсеместное явление, и считали ее искоренение частью своей «цивилизаторской» миссии. В результате вопрос многоженства приобрел идеологический, а затем острый политический характер и стал чуть ли не мерилом успеха модернизации и социально-политического развития в различных африканских странах. Попытки политиков завуалировать полигамию (чтобы повысить «рейтинг» своих стран) ведут не к исчезновению этого явления, а к его видоизменению, при этом, как правило, именно женщины оказываются в наиболее уязвимом положении. Длительное существование полигамии в традиционных обществах выработало механизмы поддержания равновесия не только между полами, но и между разными возрастными и статусными группами, а нарушение этого баланса часто приводит к тому, что страдают наименее защищенные члены общества — прежде всего женщины.
Во время своего путешествия по Танзании я впервые столкнулась с «неолитическими» племенами, у которых семейные отношения сохранились на уровне, отождествляемом с первобытно-общинным. В глобализирующемся мире последние островки культурной обособленности подвергаются быстрой эрозии и меняются буквально на глазах; традиции, существовавшие на протяжении тысяч поколений, видоизменяются и теряют свою устойчивость.
Ислам и скотоводы
Объединенная Республика Танзания состоит из двух обособленных географических и культурно-исторических территорий: континентальной части (бывшая Танганьика) и острова Занзибар. Хотя обе части признают общую конституцию, 99 процентов населения Занзибара исповедуют ислам, остров имеет свое законодательство, основанное на шариате. Вопросы семейного права рассматриваются в местных кадиятах (религиозных судах), которые в соответствии с исламскими законами признают полигамию. Разрешение иметь четырех жен оговорено в шариате условием, что мужчина должен материально обеспечивать всех жен и их детей одинаково, а также относиться к ним с равным вниманием. Несмотря на это требование и на то, что ислам был первой религиозной системой, давшей женщине право на развод и гарантировавший ее экономические права, в реальной жизни женщины в семье находятся в строгом подчинении мужчинам и фактически существуют вне секулярного законодательства республики.
Масаи в Танзании
Фото: Diomedia
В отличие от Занзибара точных данных о религиозной картине континентальной Танзании нет: с 1967 года правительство запретило вносить параграф о вероисповедании в переписи и опросники. В конце 1960-х примерно треть населения исповедовала ислам, треть — христианство и треть — традиционные африканские религии. С тех пор под воздействием христианских и мусульманских миссионеров ситуация, безусловно, изменилась, но чтобы понять, какова она сейчас, необходимо специальное исследование.
Проводить исследования в Танзании непросто прежде всего из-за исключительной этнолингвистической пестроты населения. Здесь проживает 125 разных этносов, говорящих на более чем ста языках четырех африканских лингвистических групп, не считая европейских переселенцев и китайской общины. Помимо этого на уклад жизни и семейные отношения танзанийцев влияют и условия их жизни.
Масаи — наиболее многочисленная этническая группа, проживающая на территории северной и центральной Танзании и южной Кении. Это одно из самых архаичных племен, сохранившее патриархальные отношения и традиционный образ жизни полукочевых скотоводов. На примере масаев можно понять, почему полигамная семья является наиболее оптимальным социально-экономическим институтом, необходимым для физического выживания каждого члена такого общества.
Масаи никогда не практиковали земледелие, а религия запрещает им убивать диких животных, поэтому основная их еда — молоко и кровь коров, по особым случаям — мясо коров или овец. Неудивительно, что благосостояние и статус каждого члена общества и всей семьи в целом зависит от количества коров; до сих пор коровы являются основным, если не единственным мерилом богатства и социального положения.
Многоженство вместо разводов
Масаи пасут свои стада полукочевым способом, преодолевая огромные расстояния и переходя с одних пастбищ на другие. Только те женщины, у которых умер муж и нет взрослых сыновей, занимаются выпасом коров; обычно это дело мужчин и мальчиков, причем мальчики начинают «ходить с коровами» с пятилетнего возраста. В примитивном обществе, которое постоянно находилось в борьбе с соседями за пастбища, количество «воинов» и «пастухов» определяли силу семьи: чем у человека больше жен, тем, как правило, больше у него детей, тем больше помощников и защитников интересов семьи. Поэтому помимо числа коров социальное положение взрослого мужчины определяется количеством жен и детей, которые могут сохранить и приумножить это богатство.
Многоженство обеспечивает экономическую и социальную защиту не только мужчинам, но и женщинам. Среди масаев существует четкая и жесткая социальная стратификация, где роль каждого члена общества зависит прежде всего от пола и возраста. Весь жизненный цикл жизни масаев связан с переходом из одного социального состояния в другое. Взросление и переход в категорию полноправного члена общества отмечается обрядом обрезания (для обоих полов). Незамужняя женщина находится на самой низкой ступени социального положения и становится полноправным членом общества только после замужества и рождения детей.
Ребенок масаи возле стада, принадлежащего его родителям
Фото: Tom Kirkwood / Reuters
Социализация мужчин и женщин проходит внутри их статусных и возрастных групп; мужчины редко бывают дома, и отношений между мужем и женой в том виде, в каком мы привыкли их понимать в западном обществе, не существует. Каждый выполняет свои функции, имеет свои обязанности и свои права. В условиях примитивного существования на долю женщины выпадает множество дел — от строительства жилья, поддержания порядка, приготовления пищи, рождения и воспитания детей до ухода за скотом. Поэтому жены часто приветствуют, а иногда и инициируют появление второй или третьей жены, с которыми они могут разделить и обязанности, и досуг.
Брак у масаев, как и все остальные ритуалы, «скрепляется» коровами: во время свадьбы семья жениха передает семье невесты заранее оговоренное число коров, а семья невесты дарит жениху определенное число коров в качестве приданного. В отличие от многих азиатских обществ, где дочь воспринимается родителями как обуза (что до сих пор приводит к массовым убийствам новорожденных девочек, например, в Индии), масаи приветствуют рождение девочек: институт многоженства гарантирует, что если не все, то большинство женщин выйдут замуж, а их родители получат за дочь определенное число коров.
Масаи практически никогда не разводятся: мужчина должен содержать жену всю жизнь. Даже если женщину уличают в неверности, к разводу это, как правило не приводит. Чаще всего дело ограничивается штрафом (конечно, в виде коров), который должен выплатить либо человек, с которым женщина изменила, либо ее отец. Решение о разводе не может быть принято без совета старейшин, и даже если виновата жена, семья мужа должна вернуть коров, полученных от семьи жены во время свадьбы, что для большинства является неприемлемым условием. Легче взять новую жену, не разводясь со старой, чем проходить сложную и накладную процедуру развода.
Если же развод все-таки происходит, женщина оказывается практически вне закона: никто не возьмет ее снова в жены, дети, рожденные после развода, не будут принадлежать никакой семье и станут изгоями. Если мужчина и может в исключительных случаях оставить жену, то развод по инициативе жены у масаев невозможен — однажды выйдя замуж, женщина навсегда остается в семье мужа.
Ошибка миссионеров
Колонизация Африки сопровождалась активной миссионерской деятельностью, и полигамия стала краеугольным камнем при христианизации местных племен. Христианские церкви рассматривают полигамию как один из наиболее пагубных пороков и требуют от мужчин перед крещением выбрать одну жену и развестись с другими.
Существует немало историй, которые демонстрируют, насколько эти требования оказались неприемлемы не только для мужчин, но и для женщин. По рассказам миссионера, старейшина одного из племен, принявший христианство, решил строго следовать требованиям новой веры и обратился к своим пяти женам с предложением решить, какая из них останется с ним, а какие получат развод. Возмущенные таким предложением жены ушли от него, а сам старейшина, несмотря на свой бывший статус и богатство (он имел 800 коров), стал изгоем общества, всеми отверженным и презираемым.
Среди танзанийцев бытовало мнение, что христианские миссионеры «спасают душу, но губят общество». А первый танзанийский доктор теологии посвятил свою диссертацию совместимости африканской полигамии и христианской доктрины. Его проповеди были с энтузиазмом встречены новообращенными танзанийскими христианами, но далеко не все из них, крестившись, отказались от многоженства.
Женщины масаи выполняют обряд для повышения фертильности
Фото: Radu Sigheti / Reuters
Согласно последним статистическим данным, в Танзании 25 процентов женщин находится в полигамном браке, причем процент таких браков за последние 25 лет уменьшился всего на 2,5 процента. Семейное право до сих пор рассматривается в рамках «обычного» права, а закон о браке (Law of Marriage Act) в Танзании официально закрепляет институт многоженства.
Женщины защищают многоженство
О полигамии в Танзании идут жаркие споры. Некоторые активисты выступают против института полигамии как такового, приравнивая многоженство к дискриминации женщин и ссылаясь на то, что правительство Танзании ратифицировало в 1979 году Конвенцию о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин, и требуют юридически запретить полигамию.
Другие, наоборот, считают, что надо принять полигамию как факт семейных отношений, но пересмотреть законодательство о семейной жизни и разводах, чтобы законодательно закрепить равные права всех жен в полигамной семье. Они указывают на то, что в традиционном праве развод не предусмотрен, а в условиях городской жизни многоженство теряет патриархальный характер и напоминает то, что происходит в западных обществах: мужчина заводит вторую жену, но обе они живут раздельной параллельной жизнью. Разница между такой второй женой и любовницей лишь в том, что муж открыто признает ее и ее детей, содержит их, не делая из этого тайну, но при этом жены и их дети не составляют единой семьи.
Интересно, что среди тех, кто поддерживает полигамию, немало женщин: они считают, что этот вид семьи отвечает их интересам в не меньшей степени, чем интересам мужчин. Возникает вопрос, почему они не видят в многоженстве ущемления своих прав? Обычное право защищало интересы женщин: предотвращало разводы, определяло экономическую ответственность мужчины за каждую из жен, распределяло ответственность за экономическую деятельность в семье между всеми женщинами поровну, определяло степень автономности и права каждой женщины в семье.
Семья масаи в Танзании
Фото: Diomedia
Любопытно, что среди аргументов в защиту полигамной семьи именно женщины приводят тот факт, что в условиях эпидемии СПИДа ликвидация многоженства может привести к более хаотичной смене сексуальных партнеров. Многочисленные табу, запрещающие половые отношения супругов в разные периоды жизни женщины (например, до и после рождения ребенка), могут толкнуть мужчину на поиски приключений вне семьи.
Танзания объединяет архаичные полукочевые племена и земледельческие общины, крупные города и районы, население которых практически полностью занято в обслуживании дорогостоящих отелей и курортов. В такой стране найти универсальный ответ на вопрос о том, какой тип семьи оптимален для общества и может гарантировать права женщин, невероятно трудно, а принятие законов, распространяющихся на всю страну, либо приведет к потере культурных особенностей, либо станет априори невыполнимым и оставит «дыры» для злоупотреблений. Поэтому и исследователям, и активистам, и политикам нужно понимать, что лежит в основе существования разных социальных институтов, в том числе и полигамии, и не спешить с заранее заготовленными шаблонами и рецептами «на все случаи жизни».
Многоженство редко встречается во всем мире
Многоженство редко встречается в большинстве стран мира. В США наличие супружеских отношений с более чем одним человеком под одной крышей было уголовно наказуемо в 1882 году. Сегодня людей в США редко преследуют за то, что они живут с несколькими романтическими партнерами, но в каждом штате есть законы, запрещающие вступать в брак, если они уже состоят в браке. кто-нибудь другой.
В феврале в штате Юта был принят закон об уменьшении наказаний для взрослых, которые добровольно живут в полигамных отношениях, что делает эту практику нарушением, незначительным правонарушением, которое не наказывается тюремным заключением.
В других частях мира, в том числе на Ближнем Востоке и в Азии, полигамия разрешена законом, но не практикуется широко. А в некоторых странах, особенно в той части Западной и Центральной Африки, которая известна как полигамный пояс, эта практика часто является законной и широко распространенной.
В отчете Pew Research Center об условиях проживания в 130 странах и территориях, опубликованном в 2019 году, проанализировано количество людей, проживающих в полигамных домохозяйствах, а также в других типах домохозяйств. Вот некоторые ключевые выводы из этого отчета и из отдельного исследования обычаев и законов по всему миру.
Как мы это сделали
Данные о распространенности полигамных домохозяйств были частью отчета Исследовательского центра Пью о составе домохозяйств по религии во всем мире. Не все люди, практикующие полигамию, живут в полигамных домохозяйствах. Иногда две или более жен одного и того же мужчины имеют собственные дома. Подробную информацию о категориях типов домохозяйств см. в методологии. Подробную информацию о законах о полигамии во всем мире можно найти в Центре развития ОЭСР и в Управлении ООН по правам человека.
Только около 2% населения мира живет в полигамных домохозяйствах, а в подавляющем большинстве стран эта доля составляет менее 0,5%. Многоженство запрещено во многих странах мира, и Комитет ООН по правам человека, заявивший, что «полигамия оскорбляет достоинство женщин», призвал к «категорической отмене полигамии везде, где она продолжает существовать». Но часто существуют ограничения на государственное управление браками. Во многих странах браки регулируются религиозным или обычным правом, что означает, что надзор находится в руках священнослужителей или общественных лидеров.
Полигамия чаще всего встречается в странах Африки к югу от Сахары, где 11% населения проживает в семьях, включающих более одного супруга . Полигамия широко распространена в группе стран Западной и Центральной Африки, включая Буркина-Фасо (36%), Мали (34%) и Нигерию (28%). В этих странах полигамия узаконена, по крайней мере, до некоторой степени. Мусульмане в Африке чаще, чем христиане, живут в этом типе устройства (25% против 3%), но в некоторых странах эта практика также широко распространена среди приверженцев народных религий и людей, не идентифицирующих себя с религией. Например, в Буркина-Фасо 45% людей, исповедующих народные религии, 40% мусульман и 24% христиан живут в полигамных домохозяйствах. Чад является единственной страной в этом анализе, где христиане (21%) чаще, чем мусульмане (10%), живут в таких условиях.
Во многих странах, где разрешена полигамия, мусульмане составляют большинство, и во многих из них такая практика встречается редко. Менее 1% мужчин-мусульман живут более чем с одним супругом в Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Иране и Египте — во всех странах, где эта практика является законной, по крайней мере, для мусульман. Полигамия также разрешена законом в Саудовской Аравии, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах и других соседних странах, но они не были включены в исследование из-за ограниченности данных. Мусульманские сторонники полигамии часто цитируют стих Корана 4: 3, в котором мужчинам предписывается брать столько жен, сколько они могут заботиться, до четырех, и они также указывают, что у Пророка Мухаммеда было несколько жен. Историки отмечают, что исламское руководство по полигамии было издано во время войн в Аравии в седьмом веке, когда многие вдовы и сироты нуждались в финансовой поддержке, и что полигамия создала систему заботы о них. По сей день полигамия наиболее распространена в местах, где люди, особенно мужчины, склонны умирать молодыми.
Еврейская Тора и христианский Ветхий Завет ссылаются на несколько случаев признания полигамных браков , в том числе Авраамом, Иаковом и Давидом . Однако в средние века эти группы отвергали эту практику, и в последние века евреи или христиане обычно не одобряли полигамию. Тем не менее полигамия иногда практиковалась некоторыми христианскими сектами, в том числе членами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (иногда называемых мормонами) в США до конца 1800-х годов. Некоторые отколовшиеся группы мормонов до сих пор практикуют полигамию.
Религия часто играет роль в том, как полигамия регулируется и практикуется в одной стране. В Нигерии, например, полигамные браки не разрешены на федеральном уровне, но запрет распространяется только на гражданские браки. Двенадцать северных штатов с мусульманским большинством признают эти союзы исламскими или традиционными браками. В Индии мужчинам-мусульманам разрешено жениться на нескольких женщинах, а мужчинам из других групп — нет. Однако в странах, где многоженство распространено, его часто практикуют люди всех вероисповеданий. Так обстоит дело в Гамбии, Нигере, Мали, Чаде и Буркина-Фасо, где по крайней мере каждый десятый человек в каждой измеряемой религиозной группе живет в домохозяйствах, в которых мужья имеют более одного супруга.
Полигамия обычно принимает форму полигамии, когда мужчина женится на нескольких женщинах. Полиандрия, которая относится к женам, имеющим более одного мужа, встречается даже реже, чем полигамия, и в основном зарегистрирована в небольших и относительно изолированных сообществах по всему миру. В то время как законы о полигамии обычно перекошены в пользу разрешения мужчинам, но не женщинам, иметь несколько супругов, законы многих стран также касаются прав женщин. Например, в Буркина-Фасо, где полигамия является обычным явлением, супруги должны договориться о том, что брак с самого начала будет полигамным, чтобы муж мог в будущем взять еще одну жену. В Джибути судья регистрирует мнения существующих жен о любых новых браках и исследует социально-экономическое положение мужа, прежде чем одобрить брачный контракт с дополнительной женой.
Каждый пятый Согласно недавнему опросу Gallup, взрослые в США считают полигамию морально приемлемой. Эта доля почти утроилась (с 7%) с тех пор, как этот вопрос был впервые задан в 2003 году, но по-прежнему остается одним из наименее приемлемых вариантов поведения, о которых спрашивает Гэллап. Либералы, называющие себя либералами, гораздо чаще, чем консерваторы, считают полигамию морально приемлемой (34% против 9%). Опрос Pew Research Center, опубликованный в 2013 году, показал, что мусульмане во всем мире расходятся во мнениях относительно полигамии. В Южной и Восточной Европе принято считать полигамию аморальной.
Стефани Крамер — старший научный сотрудник, специализирующийся на религии в Исследовательском центре Пью.
ПОСТЫ БИОГРАФИИ В Твиттере ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
Плюсы и минусы полигамии
[Статья обновлена 25 апреля 2020 г.]
В естественном состоянии люди, как и большинство животных, обычно были полигамны. У многих животных самец покидает самку вскоре после спаривания и задолго до рождения потомства.
Согласно генетическим исследованиям, лишь сравнительно недавно, около 10 000 лет назад, моногамия стала преобладать над полигамией в человеческих популяциях. Моногамные союзы, возможно, развивались в тандеме с оседлым сельским хозяйством, помогая сохранить землю и имущество в пределах одной и той же узкой родственной группы.
Полигамия может позволить самцу производить больше потомства, но моногамия при определенных обстоятельствах может представлять собой более успешную общую репродуктивную стратегию. Придерживаясь одной и той же самки, самец может гарантировать, что потомство самки также будет его, и предотвратить убийство этого потомства соперниками-самцами, намеревающимися вернуть самку к фертильности (грудное вскармливание является естественным противозачаточным средством).
Исторически так сложилось, что в большинстве культур, допускавших полигамию, допускалась полигамия (мужчина, берущий двух или более жен), а не полиандрия (женщина, берущая двух или более мужей).
Во время Галльской войны года года Юлий Цезарь утверждал, что у древних бриттов «десять и даже двенадцать мужчин имеют общих жен», особенно братьев или отцов и сыновей, что, на мой взгляд, больше похоже на групповой брак, чем на собственно полиандрию.
Давайте сначала поговорим о более редкой полиандрии. Полиандрия обычно связана с нехваткой земли и ресурсов, как, например, в некоторых частях Гималаев, и служит для ограничения роста населения. Если речь идет о нескольких братьях, состоящих в браке с одной женой (братская полиандрия), это также защищает землю семьи от раздела.
В Европе это обычно достигалось посредством феодального правила первородства («первенец»), до сих пор практикуемого среди британской аристократии, согласно которому старший законный сын наследует все имущество (или почти все) обоих своих родителей. У первородства есть предшественники в Библии, в частности, Исав продал свое «первородство» своему младшему брату Иакову.
Сегодня большинство стран, допускающих многоженство — неизменно в форме многоженства, — это страны с мусульманским большинством или значительным мусульманским меньшинством. В некоторых странах, например в Индии, полигамия разрешена только для мусульман. В других, таких как Россия и Южная Африка, это незаконно, но не криминализировано.
В соответствии с исламской брачной практикой мужчина может иметь до четырех жен при условии, что он относится ко всем одинаково. Хотя верно то, что ислам разрешает многоженство, он не требует и не навязывает его: брак может заключаться только по обоюдному согласию, и невеста может потребовать, чтобы ее будущий муж не брал вторую жену. Моногамия, безусловно, является нормой в мусульманских обществах, поскольку большинство мужчин не могут позволить себе содержать более одной семьи, а многие из тех, кто может, предпочли бы этого не делать. Тем не менее, многоженство остается очень распространенным явлением в большей части Западной Африки.
Полигамия является незаконной и уголовно наказуемой в Европе и Америке, а также в Китае, Австралии и других странах. Тем не менее, на Западе существует много случаев полигамии, особенно в общинах иммигрантов и некоторых религиозных группах, таких как Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь ФСПД) и другие мормонские фундаменталисты.
Итак, каковы плюсы и минусы полигамии (или многоженства)? Мужчина, который берет более одной жены, больше удовлетворяет свои сексуальные потребности, сигнализирует о высоком социальном статусе и в целом чувствует себя лучше. Его многочисленные дети снабжают его готовым источником рабочей силы и средствами, посредством браков по расчету, для создания многочисленных, надежных и прочных социальных, экономических и политических союзов. Многоженство может быть дорогостоящим, но в долгосрочной перспективе оно может сделать богатого человека еще богаче.
Даже в моногамных обществах влиятельные мужчины часто устанавливают длительные сексуальные отношения с женщинами, не являющимися их женами (конкубинат), хотя в этом случае младшие партнеры и их дети, рожденные от них, не пользуются такой же правовой защитой, как «законные». ‘жена и дети.
Людовик XIV Французский, Король-Солнце, имел множество любовниц, как официальных, так и неофициальных. Его главная любовница когда-то носила титул maîtresse-en-titre , а самая знаменитая из них, Франсуаза-Атене, маркиза де Монтеспан, родила ему не менее семи детей.
В некоторых случаях мужчина может развестись, чтобы жениться на женщине, которая намного моложе его (последовательная моногамия), таким образом монополизировав репродуктивную продолжительность жизни более чем одной женщины, не подвергаясь общественному осуждению полигамии.
Как я утверждаю в своей книге В лучшую сторону В худшую сторону , если развод стал таким распространенным явлением, то отчасти потому, что люди живут намного дольше, тогда как в прошлом смерть делала бы дело развода. «Пока смерть не разлучит нас» сегодня значит гораздо больше, чем когда-либо.
Многоженство может даже принести пользу вовлеченным женщинам, которые могут прийти, чтобы насладиться обществом друг друга и разделить бремя ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Младшие жены могут повышать статус и положение первой жены, в то же время уменьшая ее обязанности. Во время войны, с высоким уровнем невыхода на работу мужчин и высокой смертностью, многоженство способствует росту и пополнению населения, гарантируя, что каждая женщина может найти себе пару.
Но, конечно, многоженство имеет и недостатки, особенно если смотреть через призму современного, западного взгляда.
Прежде всего, многоженство санкционирует и увековечивает гендерное неравенство, когда со-жены официально и явно подчиняются мужу.
Женщины в полигамных союзах, как правило, выходят замуж в более молодом возрасте, что по самой своей природе способствует ревности, соперничеству и конфликтам со случаями, когда сожены отравляют потомство друг друга, стремясь улучшить свое собственное.
Хотя в принципе муж должен одинаково относиться к своим женам, на практике он почти неизбежно будет отдавать предпочтение одной из них — скорее всего, самой младшей, самой последней.
Напряженность может быть уменьшена путем установления четкой иерархии между женами, или если сожены являются сестрами (сороральная полигиния), или если каждая из них ведет отдельное домашнее хозяйство (хижина полигиния).
В то время как многоженство может принести пользу вовлеченным мужчинам, оно лишает жен других мужчин, особенно молодых мужчин с низким статусом, которые, как и все мужчины, склонны измерять свой успех своей мужественностью, то есть парными параметрами социального статуса и плодовитость.
Эти разочарованные мужчины, которым нечего терять или ждать, с гораздо большей вероятностью прибегнут к преступлению и насилию, включая сексуальное насилие и разжигание войны. Возможно, показательно то, что полигамия практикуется почти во всех 20 самых нестабильных странах по индексу нестабильных государств.
Все это только усугубляется выкупом за невесту, платой жениха семье невесты. Выкуп за невесту является частой чертой полигамных союзов и призван компенсировать семье невесты потерю пары рук.
Развод обычно требует возврата выкупа за невесту, что не оставляет многим женщинам иного выбора, кроме как оставаться в жалком или оскорбительном браке.
Если полигамные союзы распространены, возникающая в результате нехватка невест увеличивает выкуп за невесту, повышая возраст, в котором молодые люди могут позволить себе жениться, и побуждая семьи отдавать своих дочерей при первой же возможности, даже ценой прерывания их образования.
Выкуп за невесту часто оплачивается коровами, из-за чего некоторые молодые люди прибегают к набегам на скот и совершают другие преступления.