Особенности невербальной коммуникации российских и вьетнамских народов
Библиографическое описание:
Степанова, Н. А. Особенности невербальной коммуникации российских и вьетнамских народов / Н. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 22-27. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14110/ (дата обращения: 11.04.2023).
Умение читать приобретается чтением книг, но гораздо более необходимое умение — познание мира — можно приобрести, только читая человека и изучая самые разные его издания.
Честерфилд. Письма к сыну
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной, эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют манеры, жесты, эмоции. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20–40- % информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождает желание овладеть искусством толкования этого особого языка.
«Что такое невербальное общение?» — порою многие слышали это фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.
Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Как подчеркивают исследователи, невербальная коммуникация порой дает нам гораздо больше сведений, чем слова. А известный французский писатель Ф. Ларошфуко, живший в 17 веке, утверждал: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».
В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией.
Ученые подчеркивают, что вербальные и невербальные средства являются важными интегральными частями единой коммуникативной системы.
Общение — это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы.
Невербальный язык гораздо более неустойчив и вариативен по сравнению с языковыми средствами. Изучением языка тела и его частей занимается наука, получившая название «кинесика». Ее создателем считают известного американского антрополога Р. Бирдвистелла. Временами с помощью невербальных средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) — 38 %, мимики, жестов, позы (невербальное общение) — 55 %.
Следовательно, можно прийти к выводу, что важно не что говориться, а как это говорится.
Начиная с античных времен, языку телодвижений всегда уделялось много внимания. Большую роль в социальных отношениях язык тела играл в средние века. Неслучайно, культуру средневековья иногда называют культурой жеста, или жестовой культурой.
И в настоящее время жесты играют важное значение в общественно-политической, деловой и частной жизни. «Как показывают некоторые события современной истории, — пишет Г. Е. Крейдлин, — часто бывает достаточным исполнения таких символических жестов, как протянутая для рукопожатия рука или доброжелательная улыбка, поза склонить голову или снять шляпу перед могилой, чтобы пришли в действие силы, приводящие к желанным конкретным результатам».
К кинетическим средствам относятся самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуй, поглаживания, объятия и т. д.
Самое распространенное деловое прикосновение — рукопожатие. По свидетельству Эразма Роттердамского, рукопожатие было введено в конце 17 века. Данный жест был задуман как приветствие равных по статусу, так как жесты кланяться или снимать шляпу имели нежелательную окраску неравенства жестикулирующего и адресата.
Значимую информацию о состоянии человека, о его взаимоотношениях с собеседником содержит поза. Специалисты называют около 1000 различных поз.
Этикетные нормы использования разных поз, как и жестов, во многом определяются культурными традициями народов.
Разное отношение наблюдается к такой позе, как глубокий поклон. Например, у европейцев и американцев эта поза расценивается как знак униженности и раболепия. А во Вьетнаме — это знак уважения и смирения. Не поклониться означает проявить невежливость и неучтивость, нарушить этические нормы поведения.
Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики.
Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо притягивает наш взгляд, а выражение лица дает обратную связь.
Поскольку лицо — это своеобразный перекресток, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.
«Лицо — носитель богатейшего коммуникативного потенциала. Это инструмент передачи эмоциональных состояний, оно отражает межличностные отношения, оно обеспечивает невербальную обратную связь с действиями окружающих, некоторые ученые называют его главным после речи источником информации».
По мнению А. Пиза, проблема с ложью заключается именно в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши бессознательные жесты могут выдать нас, когда мы лжем. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах.
Основным звуковым средством устной речи является голос. Он передает информацию о физическом и эмоциональном состоянии человека, степени его воспитанности и образованности. Человеческий голос имеет огромное количество оттенков.
В речи, едва заметное изменение в технике произнесения, может создать совершенно иной по смыслу, значению звук. Голос материализует интонацию, которая считается обязательной характеристикой звучащей речи. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: безразличие, удивление, радость и т. п.
Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Так приняв от вьетнамца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите вьетнамцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность вьетнамцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.
Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений. Например, женщина в России может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Женщины во Вьетнаме более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины в России обладают также врожденной способностью замечать невербальные сигналы, поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам.
Во Вьетнаме большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Так происходит как в России, так и во Вьетнаме.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами или просто коллегами, вам необходимо ознакомиться и овладеть культурой страны, обычаями и привычками.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Научившись «читать» жестикуляцию других людей, вы можете распознать, искренни они или лживы, относятся к вам дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением.
Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом.
Человек, находящийся на вершине социальной лестницы, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.
Сочетание двух основных каналов общения, как вербального, так и невербального является залогом к успешному взаимодействию партнеров и просто собеседников.
Литература:
- Павлова Л. Г. Основы делового общения. — Ростов н/д.: Феникс, — 2008. — 311 с.
- Дерябо С., Ясвин В. — Гроссмейстер общения — Смысл, 2000
- Нэпп М, Холл Д. Невербальное общение. — Учебник 6-е международное издание — Спб., 2004
- Лабуновская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов: Издательство 1986
- Пиз Аллан. Язык телодвижений М.: Эксмо, — 2006
- Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник.- 2-е изд. — М: Инфра — М, 2003. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вьетнам, жест, невербальное общение, женщина, поза, Россия, невербальная коммуникация, невербальный язык, словарный запас, эмоциональное состояние человека.
Скрытые особенности невербального общения — yourspeech.ru
Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, работающая над исследованием человеческой психики, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.
Содержание
- Что такое невербальное общение, его функции
- Функции невербального общения
- Компоненты взаимодействия представителей противоположного пола
- Типы и виды невербального общения
- Особенности невербального общения между представителями разных национальностей
- Развитие навыков общения
- Развивающие упражнения в виде коллективной игры
- Общение с больным после инсульта
- Занятия с больным после инсульта
- Логопедические приёмы
- Упражнения, используемые для восстановления речи
Что такое невербальное общение, его функции
Неосознанно, спонтанно употребляемые мимика, движения тела, позы, жесты во время общения называются невербальное поведение. Подобное поведение не маска, надетая человеком заранее, это часть его внутреннего мира, сама личность.
Невербальные коммуникации это осознанное использование жестов, принятых в определённой человеческой среде и культуре. Примером служит жест приветствия.
Невербальное общение подразумевает вид взаимодействия между людьми, основные компоненты которого при передаче информации, налаживании контакта, создании образа партнёра и влиянии на собеседника это невербальное поведение и невербальная коммуникация. В общении принимают участие такие компоненты, как: движения, язык тела, взгляд, интонации, прикосновения, внешний вид собеседника. Речь заменяется эмоциями, невербальные коды служат дополнением информации и составляют основы невербального общения.
Звуковые сигналы и знаки (азбука Морзе, оповещения гражданской обороны, язык программирования), мимика, жесты – это тоже способы и язык невербального общения.
Функции невербального общения
- Дополнение к сказанному.
- Невербальные сигналы иногда противоречат тому, что человек сказал.
- Мимика и жесты используются в качестве подчёркивания и подкрепления слов.
- Корректирование взаимодействий между людьми.
- Невербальные сигналы заменяют слова.
- Жесты, прикосновения, взгляды выделяют главные моменты в речи.
Работу подсознания, которую «выдают» невербальные знаки, контролировать невозможно. Чтобы скрыть собственные мысли нужно увеличить использование положительных невербальных средств, убрав отрицательные. Или намеренно заранее выработать жесты, делающие сказанное правдоподобным.
Невербальные способы общения, способные вызвать симпатию у собеседника:
- Ненавязчиво повторять движения тела, принимать позы, сходные с позами собеседника. В этом случае главное не переборщить, слишком активное копирование произведёт обратный эффект.
- Речь должна быть схожей с речью партнёра относительно громкости, темпа, интонации.
- По возможности синхронизировать собственные жесты и движения тела с двигательной активностью собеседника.
Компоненты взаимодействия представителей противоположного пола
- Кокетливая походка, прихорашивание на глазах у мужчины, демонстрируемые женщиной, свидетельствуют о готовности к флирту, как и расширенные зрачки, продолжительный взгляд (более 10 секунд).
- Стряхивание несуществующих пылинок мужчиной или большие пальцы в прорезях карманов (за поясом) брюк расскажут о готовности ухаживать за женщиной, которая заинтересовала.
- Интимный взгляд – когда собеседник скользит от глаз вдоль тела партнёра и обратно.
Подобные знаки подаются людьми неосознанно и говорят о взаимном влечении.
Типы и виды невербального общения
Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.
- Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
- Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
- Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и поза.
Выделяют несколько типов невербального общения
- Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.
Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами:
- Точность.
- Благозвучность.
- Сжатость высказываний.
- Ясность.
- Логичность.
- Простота.
- Богатство словарного запаса.
- Живость.
- Чистота.
- Правильность.
Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.
- Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.
Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.
Поза демонстрирует отношение собственного статуса человека к статусу присутствующих. Люди с более высоким статусом располагаются в непринуждённых позах.
Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.
- Хронемика – время, которое занимает общение.
Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.
- Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
- Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
- Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга.
Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.
- Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.
Особенности невербального общения между представителями разных национальностей
Невербальные сигналы имеют двойную природу: универсальные сигналы, которые понятны людям, живущим в разных странах и знаки, употребляемые в пределах одной культуры.
Межнациональные особенности невербального общения заключаются в том, что употребление невербальных средств жителями в разных странах различно. Их приходится изучать так же, как иностранный язык.
Межнациональные различия невербального общения проявляются:
- В жестах. Например, поднятый большой палец в Греции трактуется как «заткнись», в США и Англии человек с помощью этого жеста добирается до места автостопом либо хочет сказать, что у него всё в порядке. В странах Ислама левая рука считается «нечистой», потому нельзя давать деньги, еду или подарок этой рукой.
- Например, кое-где в Африке смех вовсе не признак веселья, как в странах Европы и Азии, это показатель замешательства или изумления.
- Активность жестикуляции. Итальянцы и французы жестикулируют много и энергично, в Японии подобная жестикуляция – признак агрессии.
- Культура тактильного контакта в разных странах также различна. Англичане крайне редко прикасаются друг к другу, в то время как латиноамериканцы контактируют подобным образом практически постоянно.
- Взгляд. В Японии пристально смотреть в глаза собеседнику нельзя, это расценивается как враждебность. В культуре европейских народов, если собеседник не смотрит в глаза, это считается признаком неискренности или проявлением застенчивости.
- В позах (положении человеческого тела). Известны примерно 1 тыс. поз, которые может принять тело человека. Из них некоторые закрепляются, другие – запрещены в некоторых странах.
- Внешний вид человека. Один и тот же костюм выдаст противоположную информацию о собеседнике в разных странах.
Зная язык и основы невербального общения представителей разных культур наладить взаимодействие, уловить колебания в настроении собеседника-иностранца труда не составит. В то же время, не зная тонкостей употребления невербальных средств людьми в разных странах легко невзначай обидеть представителя другой национальности.
Развитие навыков общения
Усовершенствовать навыки невербального взаимодействия поможет чтение. Книга, доклад или презентация, посвящённые теме коммуникации между людьми, расширят кругозор и обратят внимание на тонкости человеческого поведения, которые ранее ускользали из виду.
- Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана раскроет секреты, что главное в управлении поведением. Книга отличается занимательным и полезным содержанием, научит распознавать, оценивать, контролировать и корректировать эмоции.
- Книга «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», автором которой также является Пол Экман, поможет разоблачать ложь и правильно реагировать на неё. Книга богата примерами микровыражений и микрожестов, знание которых поможет вывести обман на чистую воду. Полезна для чтения всем, кто не хочет стать жертвой манипуляций или лжи.
Презентация или доклад в составе тренингов, посвящённых общению и невербальной коммуникации, содержит максимум полезной информации в сжатой форме. Они кратко и красочно объяснят суть неречевой коммуникации, наглядно продемонстрируют позы, жесты и расшифруют их значение, обратят внимание на важнейшие невербальные средства. Специальная литература, игры и упражнения в ходе тренинга помогут развить навыки неречевого взаимодействия с окружающими, понять закономерности общения.
Развивающие упражнения в виде коллективной игры
- «Подарок». Во время игры каждый игрок вручает подарок, стоящему слева от себя участнику. Сделать это нужно так, чтобы получающий понял, что ему дарят, но объяснить можно только с помощью невербальных средств (мимика, взгляд, язык тела). Цель игры – развить навыки невербальной коммуникации.
- «Всеобщее внимание». Всем участникам даётся задание привлечь внимание окружающих. Сложность состоит в том, что это проделывается одновременно. Цель игры – научить соединять невербальную и вербальную составляющие взаимодействия, расставлять нужные акценты с помощью разных средств общения. Кому удалось выполнить задачу? С помощью каких средств? Какое средство считается важнейшим в процессе организации коммуникации?
- «Фигуры». Во время игры, недопустимо применение невербальных средств, таких как движения тела, мимика, взгляд, можно использовать только речь. Игроку даётся лист бумаги с изображёнными на нём геометрическими фигурами. Он объясняет остальным (не показывая рисунок), что нарисовано на листе, чтобы они нарисовали то же самое. Затем объясняющий рассказывает, трудно ли было описать изображение только словами без помощи жестов.
- «Картина». Все участники становятся в одну линию. В процессе игры используется только мимика и жесты. На стене закреплён лист бумаги. Первому из игроков ведущий сообщает шёпотом предмет, который надо нарисовать. Первый рисует часть предмета. Затем первый игрок объясняет второму с помощью невербальных средств, какой предмет нужно изобразить. Второй рисует то, что понял. Затем второй объясняет задание третьему и так далее, пока все не примут участие. Трудно ли было объясниться с помощью невербальных средств без помощи речи?
- «Книга». Подводим итоги. Участники становятся в круг, книга передаётся из рук в руки, при этом участники по очереди кратко рассказывают, какие выводы из занятия каждый из них сделал для себя, как лично его коснулась обсуждаемая тема.
Общение с больным после инсульта
У людей после перенесённого инсульта часто появляются нарушения речи. Примеры подобного нарушения – затруднённое звукопроизношение и непонимание речи. В медицине подобная дисфункция называется афазия и дизартрия.
Речевые расстройства после инсульта изолируют от окружающих, заставляют человека чувствовать себя одиноким, приводят к депрессии, что растягивает адаптационный период на годы. По этой причине в процессе реабилитации в семье важно правильное общение с больным:
- В разговоре предпочтительно употреблять короткие фразы.
- Разговаривать с больным громко не рекомендуется, так как подобная речь усложняет понимание.
- При использовании пациентом после инсульта нового термина обозначения чего-то или кого-то стоит употреблять это слово или звук в дальнейшем для общения.
- Настаивать на применении больным правильных, общепринятых названий и терминов не следует – это вызовет негативную реакцию.
- Следует обязательно реагировать на речь пациента, не заставляя при этом говорить на общепринятом языке, если он представляет затруднения – реакцией человека, после инсульта может стать прекращение общения.
Некоторым больным с афазией свойственно понимать невербальную коммуникацию, язык тела, взгляд. Они могут не понимать речь, но угадывать пожелания собеседника «считывая» информацию по жестам и мимике. Необходимо точно определить уровень понимания больным речи. Для этого говорить нужно одно, жестами и мимикой демонстрируя противоположное сказанному. Это избавит от преувеличения способности говорить и понимать у пациента.
Занятия с больным после инсульта
Важным этапом реабилитации после инсульта является восстановление речи. Этот процесс длительный и требует терпения родных и самого пациента. Начинать занятия следует своевременно, так как если упустить благоприятный момент нарушения станут стойкими, речь восстановится не полностью.
Правильный выбор стратегии реабилитации речи предполагает точное определение формы дисфункции после инсульта. На практике большая часть нарушений – афазии:
- Тотальная – наблюдается в первые дни после инсульта. Больной ничего и никого не помнит, не говорит и не понимает, что говорят ему.
- Моторная – следует за тотальной. Наблюдается узнавание больным родных, понимание речи, но говорить пока не может. Позже пациент начинает с помощью звуков выражать желания.
- Сенсорная – нарушено понимание речи. Это симптомы, свидетельствующие о поражении участка мозга, анализирующего устную речь.
- Амнестическая характеризуется затруднениями при назывании больным предметов. Это обусловлено осложнениями при выборе слова из словарного запаса. Уменьшается объём памяти, ухудшается удерживание информации, воспринимаемой на слух.
- Семантическая. Пациент понимает простые фразы и обращения, сложные обороты не воспринимает.
Логопедические приёмы
После инсульта применяется индивидуальный подход к каждому пациенту. Подбираются упражнения и материал значимые по эмоциональному содержанию и смыслу именно для этого конкретного человека. В зависимости от формы афазии в процессе реабилитации применяется пение и изображения (наглядные материалы). Продолжительность занятий и выполнения упражнения также устанавливаются индивидуально, контролируется речевая нагрузка на органы слуха.
Упражнения, используемые для восстановления речи
Гимнастику делают ежедневно, следя за правильностью выполняемых движений.
- Вытянуть губы трубочкой на 5 секунд, затем расслабить на 2 секунды.
- Поочерёдно захватывать и прикусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу. По 5 секунд на каждое «прикусывание».
- Высунуть язык как можно дальше вперёд на 3 секунды, вытянуть шею, расслабиться.
- Облизывать губы то в одну, то в другую сторону несколько раз, затем по кругу.
- Свёрнутый трубочкой язык высунуть вперёд на 3 секунды, затем расслабиться в течение трёх секунд.
Эффективны при восстановлении речи упражнения в виде проговаривания скороговорок.
При обучении речи после инсульта важно постоянно контактировать с логопедом, занятия с больным дома проводятся только с его разрешения. Непрофессионалы легко дают излишнюю речевую нагрузку и непосильные для больного упражнения.
Важен оптимистичный настрой и вера в успех. Ни в коем случае нельзя выказывать недовольство тем, как больной выполняет артикуляционную гимнастику. Пациенты после инсульта эмоционально неустойчивы, их веру в себя легко подорвать.
В начале занятий выполнять упражнения следует 7–15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса. Больше тридцати минут заниматься нельзя – переутомление приведёт к регрессу.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
4.2: Характеристики невербального общения
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 107992
- Лиза Коулман, Томас Кинг и Уильям Тернер
- Общественный колледж Юго-Западного Теннесси
Цели обучения
- Перечислите четыре важные характеристики невербального общения и объясните каждую.
Невербальное общение использует несколько каналов
Мы используем одиночных каналов (слов) при вербальном общении по сравнению с несколькими каналами при невербальном общении. Попробуйте это упражнение. Произнесите свое имя и фамилию одновременно. Вы быстро обнаружите, что это невыполнимая задача. Теперь погладьте макушку правой рукой, помашите левой рукой, улыбнитесь, пожмите плечами и одновременно пожуйте жвачку. Несмотря на глупость и неловкость, наша способность делать это демонстрирует, как мы используем несколько невербальных каналов одновременно для общения.
Рисунок \(\PageIndex{1A}\): Вербальная коммуникация использует один канал. Рисунок \(\PageIndex{1B}\): Невербальная коммуникация использует несколько каналов. (CC BY-SA; Спейнтон из Википедии) Рисунок \(\PageIndex{2}\): Как вы интерпретируете невербальное общение этого ученика? (CC BY-SA; Спейнтон через Википедию)
Невербальная коммуникация непрерывна и продолжается
Можем ли мы «читать» невербальную коммуникацию?
Можем ли мы действительно точно интерпретировать невербальное общение, используемое другими? Некоторые, кажется, так думают. Консультант Мишель Мелин перечисляет следующее положительное невербальное поведение: 9 0032
- обучение в
- прямой зрительный контакт
- кивание головой
- крепкое рукопожатие
В отличие от этого, вот некоторые негативные невербальные действия:
- руки скрещены на груди
- грызть ногти
- рука прижата к щеке
- постукивающие или барабанные пальцы
- голова в руках
- заблокированные лодыжки
- поза фигового листа
- с помощью мобильного устройства, когда кто-то еще говорит
Чтобы получить удовольствие от «прочтения невербальной коммуникации», посмотрите эти «чтения»: из телешоу Seinfeld: https://youtu.be/L8VOuGQD60U
Невербальная коммуникация связана с культурой
Такие исследователи, как психолог Пол Экман, приходят к выводу, что существуют определенные основные эмоциональные выражения, передаваемые лицом, которые интерпретируются одинаково в разных культурах . SADF(I)SH — это мнемонический прием для запоминания эмоций, признанных (в некоторой степени) во всем мире:
S adness
A палец
D isgust
F ухо
I интерес — есть некоторая поддержка, как у других, но не такая явная.
S urprise
H appiness
Рисунок \(\PageIndex{4}\): Шесть эмоций, признанных повсеместно (Wikimedia)
Хотя некоторые выражения лица могут узнаваться во всем мире, как вы узнали из главы о культуре и общение, большая часть невербального общения сильно различается от одной культуры к другой. Это то, что мы подразумеваем под невербальной коммуникацией как «связанной с культурой». По этой причине, если вы путешествуете по разным регионам мира, очень важно изучить и выяснить, что подходит, прежде чем приехать.
Ключевые выводы
Давайте подытожим, чем уникальна невербальная коммуникация:
Ссылки
Джонс, Триша, доктор философии. Невербальное общение для педагогов. CReducation.org. н.д. ://creducation.net/resources/nonverbal_communication/how_does_nvc_differ_from_language.html. Под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 2.5.
Эта страница под названием 4.2: Характеристики невербального общения распространяется по лицензии CC BY-NC-SA, ее авторами, ремиксами и/или кураторами являются Лиза Коулман, Томас Кинг и Уильям Тернер.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Лиза Коулман, Томас Кинг и Уильям Тернер
- Лицензия
- CC BY-NC-SA
- Показать оглавление
- да
- Теги
- сознательное общение
- непрерывная связь
- отдельная связь
- многоканальная связь
- одноканальная связь
- бессознательное общение
Семь аспектов невербального общения взаимодействие. Несмотря на очевидную важность отзывчивого веб-присутствия, важно помнить, что самые успешные деловые отношения формируются в живом нетворкинге.
Но многие не осознают, что эффективное деловое общение — это гораздо больше, чем отличный шаг, стильный костюм и крепкое рукопожатие. Психолог Альберт Мехрабян, автор бестселлера «Неявные сообщения: неявная передача эмоций и отношений», провел многочисленные исследования невербальной коммуникации и предположил, что только 7 процентов любого сообщения передается с помощью слов. Это означает, что ошеломляющие 93 процента всей передаваемой информации выражаются молча, и во многих отношениях это невербальное взаимодействие говорит больше, чем любая последовательность слов.
1. Выражение лица
Без сомнения, наиболее распространенным и красноречивым средством невербального общения является мимика. Человеческие лица способны выражать более 10 000 различных выражений, и каждое из них с легкостью выражает объемы информации. Улыбка, хмурый взгляд, моргание и любимое каждым подростком закатывание глаз — самые сильные и наиболее характерные выражения, но даже малейшее подергивание бровей или вздутие ноздрей можно прочитать с минимальными усилиями. Самый верный способ установить связь с незнакомцем, клиентом или даже давним знакомым: улыбнитесь! Улыбка приветливая, теплая и делает вас человеком, с которым люди хотят проводить время.
2. Движения тела
Движения тела, или кинесика, включают в себя такие распространенные практики, как жесты руками или кивание. Очень часто телодвижения передают энтузиазм или волнение. Например, все мы знаем кого-то, кто «разговаривает руками». Однако другие аспекты кинесики включают действия, которые мы обычно воспринимаем с нервозностью или тревогой, такие как непроизвольный тремор, частое откашливание или дрожание ноги. Во время совещаний лучше всего держать руки на столе или в нежном сцеплении. Старайтесь не «барабанить» по бедру или постоянно прикасаться к лицу, так как это часто отвлекает.
3. Поза
Поза имеет решающее значение для создания сильного впечатления. То, как вы стоите или сидите, является одним из важных элементов того, как вас воспринимают другие. Тот, кто стоит с прямой спиной и высоко поднятой головой, излучает уверенность, уверенность и силу, а тот, кто сгорбился или смотрит в пол, напротив, демонстрирует неуверенность, равнодушие или даже слабость. Чтобы выразить дружелюбие и позитивность, сохраняйте открытую позу. Встаньте, расставив ноги на расстоянии бедер, и держите туловище открытым, а не закрытым скрещенными руками. Поднимите голову и расслабьте выражение лица. Закрытая поза, особенно скрещенные на груди руки, производит впечатление скуки или враждебности.
Человеческие лица способны сделать больше, чем 10 000 различных выражений , и каждое одно легко формулирует объемы из информации . »
2.0
Возможно, лучший способ наладить контакт с незнакомцем — поддерживать зрительный контакт. Взгляд может свидетельствовать об интересе, внимании и вовлеченности, а отсутствие зрительного контакта может быть истолковано как незаинтересованность, невнимательность или грубость. Однако это не означает, что вы должны смотреть прямо в лицо другому человеку — как раз наоборот. Нет ничего более агрессивного, чем пристально смотреть кому-то в глаза. Эксперты предполагают, что здоровый зрительный контакт заключается в полуслучайном взгляде на область вокруг глаз, включая веки и брови.
5. Параязык
Любому родителю с маленькими детьми знакома фраза «не говорите со мной таким тоном». Это прекрасный пример того, как параязык — аспекты голоса, которые отличаются от слов, — влияет на сообщение. Самый очевидный пример — сарказм, когда тон сказанного передает противоположное сообщению. Скорее всего, тот, кто лаконично растягивает «Grreeeattt», не в восторге от того, что ему преподносят. Менее очевидный параязык включает скорость, громкость и высоту речи. Например, слишком быстрое бормотание презентации свидетельствует о том, что продавец в лучшем случае нервничает, а в худшем — лукавит. Следите за тем, как быстро вы говорите, и убедитесь, что говорите четко и достаточно громко, чтобы вас услышали. Но будьте осторожны, чтобы не быть слишком громким, так как это звучит воинственно и отталкивающе.
6. Проксемика
Во многом благодаря Сайнфельду понятие «близкий собеседник» стало частью нашего сознания. Люди очень бережно относятся к своему личному пространству, особенно к той области, которую Мехрабян называет «интимным пространством» (то есть от 6 до 18 дюймов). Это зона, обычно предназначенная для семьи, близких друзей или романтических партнеров. Вступая в деловой разговор, вы всегда хотите быть достаточно далеко, чтобы другому человеку было удобно, но вы не хотите быть слишком далеко, предполагая, что вы дистанцируетесь или не заинтересованы в разговоре.