переход от роскоши к практичности — StarsLife — Новости шоу бизнеса

Историки моды отмечают, что начало 19 века ознаменовано огромным влиянием викторианской эпохи. Во время правления королевы Виктории джентльмены, как и дамы, носили корсеты. В обществе были неприемлемы выпирающие животики, и мужчинам важно было выглядеть стройными, элегантными и подтянутыми. В этой статье мы поговорим именно о модных веяниях 19 века, а если вас интересуют тренды современности, то рекомендуем посетить портал Мун-Мэри.

Кавалеры, строго следующие канонам моды, просто задыхались под давлением корсетов и многослойной одежды. Но двумя главными канонами красоты и сексуальности были тонкая талия и широкие плечи, и уважающие себя, английские денди не могли отступить от правил строгой великосветской моды.

В 20 годах 19 века в мужском костюме произошла большая революция. Изменение в европейской моде повлияли и на стиль продвинутых российских кавалеров.

Основные тенденции в моде 30-50-х годов 19 века опирались на элегантный шик, строгость, добротность и практичность в повседневной мужской одежде.

Как одевались кавалеры в расцвет культурного 19 века?

В период правления либерального царя Александра Первого в моду снова вошел забытый фрак. Постепенно и в Европе, и в Америке выходной сюртук укоротили и стали носить как удобную деталь повседневной одежды.

В столицах и крупных города появились магазины тканей, которые торговали современными добротными материалами. В обиход вошли батист, креп, муслин, кисея и тафта. Кавалеры предпочитали закупать ткани черных, синих, коричневых и темно-серых оттенков. В основном фактура пиджаков была гладкой, но для контраста брюки шили из материалов в клеточку или в полоску.

Уже тогда в 19 веке были придуманы подтяжки из кожи. Джентльменам важно было выглядеть безупречно, и двубортные приталенные сюртуки подчеркивали стройность и подтянутость фигуры.

Еще в викторианскую эпоху в мужскую моду прочно вошли элегантные жилеты. Они, по сути, заменили тесные корсеты, и с возрастом скрывали недостатки фигуры и округлившиеся животики. В начале 19 века жилет был самой яркой частью мужского костюма, его шили из броских тканей и украшали драгоценными пуговицами. В расцвет индустриализации жилет не потерял своей актуальности и каждый уважающий себя джентльмен должен был иметь в гардеробе несколько жилеток для повседневности и выхода в свет.

Пальто, шляпы и прочие аксессуары

Важной составляющей мужской моды 19 века стала безупречная белизна воротничка рубашки. Образ молодого человека начинался с личной гигиены. Сверкающий лоск достигался ежедневной чисткой зубов, ногтей и в заключении, полировкой кожаных ботинок.

Настоящий денди не мог выйти из дома и появиться в обществе без элегантного галстука. После заката эпохи королевы Виктории шейный аксессуар претерпел значительные изменения. Сложные узлы отошли в прошлое, появились модные затейливые платки и тонкие галстуки с рисунком.

Мужчину с достатком и положением в обществе выдавали дорогие часы с цепочкой. Они обязательно должны были выглядывать из маленького кармашка жилета. Ремни еще не вошли в обиход сильного пола, но важным атрибутом в мужественном образе стала длинная элегантная трость.

Кавалеры редко выходили на улицу без головных уборов. В моде были высокие черные цилиндры, широкополые фетровые шляпы с плоским верхом, которые назывались пирожками. В холодной России мужчины не могли обходиться без теплой верхней одежды, и популярностью стали пользоваться длинные расклешенные пальто, отороченные ценными мехами.

В 19 веке в сознании молодых людей появилась установка, что внешний вид и хороший вкус влияют на положение в обществе. Подростки уже тогда листали модные журналы и старались следовать канонам моды. Не все могли позволить себе купить добрые ткани и сшить у хорошего портного, и тогда в обиходе появились синтетические подделки, которые сложно было отличить от настоящих качественных вещей.

XVIII-XX веков. Кафтаны, кюлоты, сюртуки, фраки, пиджаки.

Публикации раздела Традиции

Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм императора Петра I парадный: камзол. 1715–1720-е годы. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Камзол. 1760-е годы. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Костюм праздничный императора Петра I: штаны-кюлоты. Середина 1710-х–начало 1720-х годов. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Очень долгое время — до XVIII века — мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке — кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы — длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты — так их называли во Франции — короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные — из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором — вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип — искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

Читайте также:

  • Валенки: обувь царских дворцов и модных подиумов
  • Кружевные хитросплетения в русской глубинке
  • Дело в шляпке

«Великий мужской отказ» и денди

Жилет под фрак. Конец XIX–начало XX веков. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сюртук офицерский Лейб-гвардии Преображенского полка. Середина XVIII века. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кафтан из темно-зеленого сукна на шелковой светло-зеленой подкладке. Первая четверть XVIII века. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки — одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками — удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак — разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны — их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» — отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм — культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма — цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука — была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный — вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки — нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

Жилет мужской черный шерстяной. Начало XX века. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Цилиндр зимний к английскому выезду. 1895 год. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сюртук ездового при канцелярии управления Гофмаршальской части. 1911–1912 годы. Фотография: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка — шляпы с округлой, очень жесткой тульей — они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален — костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб — без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.


История мужского костюма: от XVIII до начала XX века

Автор: Марьяна Скуратовская

Теги:

Публикации раздела Традиции

1800-е годы — Историческая мужская одежда

18:00-10, Музей Виктории и Альберта

 

«Придворная мужская одежда начала 19 века сохранила многие черты одежды 18 века. К ним относятся бриджи, жилет с короткими юбками и пальто с закругленными спинками. Темный фигурный бархат продолжает моду на вечерние платья, начавшуюся в 1790-х годах».

– Музей Виктории и Альберта

 

 

 

 

1800-17, Музей Виктории и Альберта

, бизнесмены – с конца 16 века. Эта традиция продолжалась в течение 19 века и даже в 20-м. Мрачный цвет этого костюма соответствует трезвой профессии его владельца, Томаса Куттса (1735-1822), основателя Coutts Bank. Заостренный воротник и вырез спереди пальто напоминают начало 19-го века.моды го века. С другой стороны, старомодные бриджи подходят для преклонного возраста мистера Куттса. –V & A

1833, Метрополитен -музей искусства

«В начале NINETETITENTEN -FERTHEN SILHOOROUS . В стиле ампир высокая талия и пышная грудь мужской одежды сочетаются с силуэтом женской одежды. В 1830-х годах мужская одежда адаптировалась к рукаву-жиго женской одежды благодаря использованию новой полноты на крае рукава. Типичный мужской ансамбль из фрака, жилета и брюк преобладал к 1820-м и 1830-м годам, так как бриджи были вытеснены длинными брюками». – Метрополитен-музей

1845-53, Музей Виктории и Альберта

«Это пальто является примером формальной дневной одежды для мужчин из 1850. воротник широкий, а спереди открывается очень глубоко, чтобы показать жилет. Хотя в настоящее время сюртук набирает популярность как формальная повседневная одежда, укороченное пальто все еще носят. Считается, что это пальто носил Уильям Пирсон Джонс, торговец льняным полотном из Нью-Йорка.

–Victoria & Albert Museum

 

 

 

 

 

 

 

1865-70, Metropolitan Museum of Art

 

 

 

 

Suit, Metropolitan Museum of Art

 

1867-68, Музей искусств Метрополитен

, Метрополитический музей искусства

1870, Музей Victoria & Albert

«Это отличный пример двухдорого. Официальная повседневная одежда джентльмена конца 19 века обычно была из черной или иссиня-черной шерсти. Пиджак, брюки и жилет, из которых состоял костюм, могли быть одного цвета и тогда назывались «то же самое». В качестве альтернативы часто надевали контрастный жилет и брюки, чтобы добавить красок и разнообразия в наряд. Этот стиль продолжался до 20-го века и стал определяться как костюм городского делового человека из черного пальто, полосатых брюк и котелка (заменившего цилиндр).

Говорят, что это пальто было надето отцом дарителя, Робертом О’Брайеном Ферлонгом, C.B., на его свадьбе в Дублине 29 июня 1871 года.

–Музей Виктории и Альберта

«В 1870-х годах простые, клетчатые и полосатые брюки были модной одеждой с утренними пальто. Полоски были особенно популярны, так как они создавали впечатление роста, особенно если они были вырезаны довольно прямо до щиколотки, как эта пара, которая завязывалась под ногой, чтобы сохранить линию. Их было трудно разрезать правильно, так как полосы должны были идти прямо по ноге и совпадать по швам, а лучшие портные использовали специальные приспособления для раскроя брюк.

В этом примере портной расположил ткань по косой, чтобы оставить достаточно места для сиденья, при этом умело сочетая полосы в форме перевернутой буквы «V». Уклон, придаваемый шву сиденья, был известен как «угол сиденья». Две выступающие точки, прорезанные в верхней части по центру спины, предназначены для металлических пуговиц, на которых выбито название производителя E. Parkin & Sons, Sheffield. Здесь меньше внимания уделялось выравниванию ткани, вероятно, потому, что она была скрыта под пальто». –ВиА

1882, Музей Виктории и Альберта

«Домашние костюмы стали популярными в 1860-х годах из-за их легкости и комфорта. Он произошел от «куртки для отдыха», которая была скроена по талии без шва на талии с помощью длинной вытачки из-под руки до талии. К 1870-м годам куртку носили с соответствующими жилетом и брюками, и она стала популярной для неформальной одежды. В начале 20 века он заменил сюртук и визитную карточку.

Владельцем этого костюма для отдыха был сэр Макс Бирбом (1872-1819 гг.)56), английский эссеист, карикатурист и мастер изысканного прозаического стиля». – Виктория и Альберта

Мужская одежда 1860 года

К 1860 году наличие швейных машин означало, что мужскую одежду можно было производить быстрее и дешевле. Мода на мужскую одежду отдавала предпочтение более свободным пальто и брюкам. Рукава пальто были очень широкими в локтях и сужались в плече и манжетах, этот дизайн иногда называют «рукав-баллон». Анилиновые красители (сделанные из каменноугольной смолы) были новыми и давали более яркие цвета, чем натуральные красители (сделанные из растений), и не выцветали так быстро. Популярна была одежда ярких цветов с разнообразными ткаными узорами; но также были и более солидные одежды из очень тонкой шерсти черного и других мрачных цветов.

Перейти к интерактивной версии Flash

Нижнее белье

Ящики

Выдвижные ящики выполняют функцию трусов. Эти ящики имеют ширинку на пуговицах. Мужчина засовывал штаны в носки, чтобы носки не поднимались.

Рубашка

Рубашки теперь были немного короче, чем в прошлом, поскольку они больше не служили нижним бельем и ночными рубашками (как это было в 18 веке). Эта рубашка частично застегивается на 3 пуговицы.

Носки

Мужчины теперь носили носки, а не длинные чулки. Носки этого мужчины сделаны из шерсти.


Базовая одежда

Брюки

Штаны, сделанные портным, назывались брюками, а сшитые на фабрике — брюками. Эти брюки сделаны из льна и имеют ширинку на пуговицах — современная молния была изобретена только в двадцатом веке. Складки на брюках не стали популярными до конца 19 века.век.

Брекеты

Подтяжки назывались «подтяжки» и использовались для поддержки брюк. Ремни существовали в составе специальной экипировки (для пожарных и других служб), но в остальном не были распространены.

Обувь

Мужская обувь была разных стилей и могла быть сделана из ткани или кожи. Этот мужчина носит «конгрессные ботинки» с эластичными боками. Резинка была довольно новым изобретением и, как и молния начала двадцатого века, первоначально использовалась в качестве застежки для обуви, а затем была внедрена в другую одежду.


Жилет

Жилеты были обычным элементом повседневной одежды. Они могут сочетаться только с брюками, или только с пальто, или со всеми тремя предметами. Мужчина может носить жилет с любым количеством застегнутых или оставленных расстегнутыми пуговиц.

Склад

Этот мужчина носит на шее повязку. Он сделан жестким с подкладкой из плетеного конского волоса. Он открывается сзади и застегивается на крючки и петли, но пряжка и ремешок были еще одним распространенным креплением. Бант спереди постоянно завязывается. Ложа постепенно заменила старый стиль галстука, называемый «галстук», в котором длинная полоса ткани дважды оборачивалась вокруг шеи, а концы затем завязывались бантом.


Повседневная одежда

Сюртук

Мужчины не появлялись на публике в рубашке с рукавами, даже если были в жилете. Такое пальто называется сюртуком. Сюртук был притален к телу выше талии, а внизу имел свободную юбку из ткани. Сюртуки могли быть сделаны из очень тонкой шерсти, чаще всего черной, для осени или зимы, или из хлопка или льна для лета. Сюртук, который носит этот мужчина, сделан из хлопка и подходит для летнего ношения. Яркий рисунок не редкость для легких пальто в этот период.

Шляпа

Летом этот мужчина носит соломенный цилиндр. Цилиндры считались обычной повседневной одеждой.

Перчатки

Этот мужчина носит белые хлопчатобумажные перчатки. Детские перчатки (из козьей кожи) были более распространены.


Верхняя одежда

Пальто

В то время как сюртук или мешковина были подходящей верхней одеждой, пальто или плащ можно было носить в холодную погоду. Показанный особый стиль плаща называется «плащ Инвернесса». Его особенностью является то, что, хотя у него нет рукавов, как у пальто, короткая внешняя накидка обеспечивает защиту рук владельца.

Шляпа

Этот цилиндр сделан из шерстяного войлока, но мог быть также сделан из войлока из меха бобра.