лучшие цитаты, высказывания и афоризмы
Как без бороды прожить, скажи?
Статусы про бороду могут поставить сами мужчины, которые устали объяснять знакомым, зачем они опустили бороду. Также могут поставить и их знакомые, рассуждая о значимости бороды, выбирайте свою фразу:
- Если мужчина с бородой, то сразу видно – или интеллигент, или бродяга.
- Неухоженная борода – признак бомжа или беспризорника, а, может, это состояние души?
- Борода укрепляет социальную свободу, ведь пол-лица то вообще не видно.
- Когда человек максимально свободен в социуме, то он сам решает – нужна ли ему растительность на лице или нет.
- Я – путешественник, некогда к цирюльникам ходить – «мы в дороге день за днем».
- Если ты -любитель дорог и путешествий, отпускай бороду и отправляйся в путь.
- Бруталы всегда с бородой.
- Не хватает солидности – опусти бороду.
- Люблю наслаждаться жизнью, жаль тратить время на бритье.
- По ведам, борода должна быть у каждого настоящего мужика, это потом Петр 1 придумал всем боярам стричь бороды – в наказание.
- Если девушкам не нравится растительность на лице, то пусть проходят мимо и не задают мне лишних вопросов.
- Чем мощнее борода, тем богаче душа.
- Борода – это мое сегодняшнее состояние души.
- Никаких рамок и ограничителей, я сам – творец своей жизни и своей бороды.
- Я не планктон и не белый воротничок, поэтому борода мне к лицу.
- Моя борода – протест против того, чтобы целыми днями сидеть в офисе, я – за свободы выбора.
- Увидеть мир во всей красе можно только через призму своей бороды.
- Моя борода – не маскировка, а подчеркивание своей уникальности и индивидуальности.
- Ты бы смог жить без воздуха? Вот и я не могу, а моя борода дает мне возможность дышать полной грудью.
- С бородой меня не пугают вьюги, комары, мороз и жара – защита обеспечена.
- Вьюга жизни намного страшнее чем природное явление. Поэтому я предпочел второе.
- Объяснять бестолковым людям, зачем я отпустил бороду, надоело – почитайте историю земли российской.
- Какая разница – с бородой ты или без бороды – важно не разучиться мечтать.
- Борода – это соответствие своим мыслям, желаниям и целям, не мешайте мне ее отращивать.
- Я ощутил глубину бытия и обрел смысл существования, вследствие чего отпустил бороду.
- Рамки надоели в школе, поэтому моя борода будет безграничной.
- Борода помогает ощутить реальный вкус жизни, а как – узнаете, когда сами ее взрастите.
- Борода вообще не мешает мне вкушать все прелести жизни, а где-то придает мне уверенности в себе.
- Моя борода пронизана запахом костра, романтикой и поиском новых приключений.
- Циничные взгляды людей может словить каждый, и не обязательно мужик с бородой – просто люди есть такие.
- Надоело сидеть в виртуалке, отпустил бороду и пошел в реальную жизнь.
- Мне наплевать на тренды, у меня свой стиль и принципы.
- Я сохраняю свою индивидуальность, которая не только, кстати, в бороде.
- Мое кредо – свобода, борода мне в помощь.
- Сходите в экстремальный поход или сплавьтесь на плотах по горной реке – тогда бороду и сами захотите растить.
- Офисные планктоны не поймут, зачем мужику борода, просто они пока недомужики.
- Если вы хотите повесить на меня свои стереотипы – не теряйте времени, я бородач – и гожусь этим.
- Вы же мужики – так будьте похожими на них – отращивайте бороду, включайте мозг.
- Не хочу никого стеснять своей пышной бородой. Хотя понимаю, что стеснить смогу только тех, кто зациклен на своей внешности.
- Советую всем депутатам отрастить бороды – хоть вид не такой зажравшийся будет.
- Если тебе не везет, отпусти бороду и ощути внутреннюю свободу. Тогда поймешь, чем тебе на самом деле стоит заниматься по жизни.
- Если тебе предложат миллион, ты откажешься от своей бороды? Я – нет, это мое достояние.
- У кого-то достояние – недра российские, а у меня – моя борода.
- Вам не понять широты моей бороды, как и моей души, свободы помыслов.
- Проживи эту жизнь по-разному – и бороду отпусти, а потом все наголо сбрей.
- Живу не так, сплю не с тем, работаю не там, борода не такая – а вам какое дело?
- У вас – нано технологии и инновации, а у меня – свобода и борода.
- Отрастил бороду, теперь точно мне все по бороде.
- Борода – признак воинственного странника и божьего человека, которому доступно многое.
- Ваша мораль совсем не зависит от наличия бороды, ведь важно никогда не изменять трем вещам: совести, свободе и себе.
- Каждый свободен в своем выборе – иметь бороду или не иметь.
Все по бороде
Но можно и поставить статусы про бороду смешные, чтобы подколоть друга или самому посмеяться над собой, выбирай свою фразу:
- Ты такой чудной со своею бородой.
- Не борода украшает человека, а человек бороду.
- Кончита тоже была с бородой, но не оказалась настоящим мужиком.
- Отпустил ты бороду, ну и что теперь? Ты такой брутальненький, хищный – прямо зверь.
- Тебе что с бородой, что без нее – подлецу все к лицу.
- Тебе и так было все по бороде, а сейчас и подавно.
- Бородачи всех стран, объединяйтесь и валите в леса!
- Девочки, если у мужика борода как щетка – грубая и жесткая, валите от него быстрее – это монстр.
- Борода – признак лени, а не брутальности.
- День бриться? Так и скажи, а то – все от ведов, мужик-охотник и добытчик…
- При виде твоей бороды так и тянет вырвать из нее волосок со словами: «Трахти-бидох».
- Борода твоя растет, а ты все тот же.
- Борода, как и женщина, хочешь иметь ее – просто отпусти.
- Седина в бороду – желания нереальные.
- Борода – украшение только толстых мужиков с тройными подбородками.
- У многих мужчин все мечты реализовываются только в одной – отрастить бороду.
- Борода бывает разной – редкой и дикообразной.
- Борода может быть не только признаком сексуального мужчины, но и подтверждением его месячного запоя.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда, зато борода растет вообще без труда.
- Мужикам повезло, из волосатость на лице помогает им скрывать свои морщины.
- Борода просто обязывает быть настоящим мужиком, а не скандалить в магазине из-за пачки просроченного масла.
- Если ты с бородой, то и соответствуй ей – будь мужественным дровосеком (прошу не путать с гомосеком).
- Да, Евровидение с Кончитой попортило имидж многим мужикам с бородой, теперь невольно, видя их, становится как-то не по себе.
- Издревле на Руси густая борода у мужика считалась признаком породистости и хорошей генетики, но сейчас бороду отпускают даже в три волосинки пятью рядами – а это уже смешно.
- Раньше мужиков без бороды на Руси называли ублюдками, как это подходит и ко многим современным мужчинам с бородой.
- Глаза – зеркало души, а борода – маскировка этого зеркала.
- Когда мужчина ухаживает за своей бородой сильнее и трепетнее, чем за своей женщиной, на фига такой мужчина?
Следующая цитата
Как-то Насреддин прочитал в одной книге, что если у человека маленький лоб, а длина бороды больше двух кулаков, то этот человек — дурак. Он посмотрел в зеркало и увидел, что лоб у него маленький. Затем взял в кулаки бороду и обнаружил, что она значительно длинне, чем надо. — Нехорошо, если люди догадаются, что я дурак, — сказал он себе и решил укоротить бороду. Но ножниц под рукой не оказалось. Тогда Насреддин просто сунул в огонь торчащий конец бороды. Она вспыхнула и обожгла Насреддину руки. Он отдернул их, пламя спалило ему бороду, усы и сильно обожгло лицо. Когдаон оправился от ожогов, то на полях книги приписал: «Проверено на практике».
Нравится! 18 Сохранить Опубликовал Hunta 31 января 2012 35 комментариев
Умнику давшему мне совет.
Как-то на днях нашёлся смельчак не побоявшийся дать комментарий на мой текст набитый для Анна Ньюс,больше не пишет.В тексте я выразил протест на факт устранения старой команды ведшей съёмку в Сирии-привык к ним как к родным.Я смотрю их 6 лет и уже начал понимать их с полуслова ещё с самого начала,с 2013-го года.
Когда длина твоей бороды будет такой-же как твой ум , только тогда я восприму всерьёз все глупости которые ты выскажешь.
Сегодня меня спросили:»Ты всё это сам выдумал?»-я ответил:»Да,мадам.Я часто думаю о глупых вещах,может из-за этого и считаю себя недалёкого ума сущностью».
Нравится! 11 Сохранить 1 Опубликовал Стас иКо 28 сентября 2022 5 комментариев
Сейчас у каждого **** второго мужика борода , но не всем эти бороды подходят… Я говорю об плюшевых сука парнях , которые внезапно решили стать мужественными — тело ребенка , голова дровосека.. Я так скажу: если у тебя лицо бородатое , у тебя и сердце должно быть бородатым… Я недавно видела , как один бородатый брутал стоял в магазине и ругался с продавщицей по поводу просроченного йогурта. Ты же **** бородатый мужик. Ты вообще не должен знать что такое йогурт. Ты должен пить молоко сразу из коровы. Брать корову и пить молоко , пока корова не закончится. Если попал , загадать желание…
Нравится! 11 Сохранить 1 Опубликовала khill 06 мая 2022 2 комментария
борода для мужика честь! а нет… уже нет (
аффтар неизвестен) хд
Нравится! 10 Сохранить Опубликовал genakarpOFF 14 мая 2014 Комментировать
Зачем русскому борода?
Сила Руси — в её народе. Сила народа, по крайней мере, мужецкого пола, — в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке?
Чтобы попасть в Царствие Небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют её». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию Православный человек должен был по наружности соотве… … показать весь текст …
Нравится! 9 Сохранить 1 Опубликовала Исабель 12 марта 2017 Комментировать
Седина в бороду — балбесом остался…
Нравится! 8 Сохранить 1 Опубликовал Алексей Лобачёв 21 июля 2020 Комментировать
Март, борода, этикет и .
У меня борода трехцветная, да еще не такая густая, какую бы мне хотелось иметь, а жаль. Но с бородой я люблю походить. По-крайней мере раз в 2 года месяца три ношу бороду. Конец марта. Солнечный, теплый день. Стою, курю свою первую сигарету, на солнышко гляжу. Доволен и собой и жизнью. Из соседнего подъезда вышел мой знакомый. Поздоровались. Я думал, что мы обменяемся ничего не значащими фразами, типа «Как дела?» и «Какая стоит погода!» и он уйдет по своим делам. Но не тут то было! Он мне, вдруг… … показать весь текст …
Нравится! 7 Сохранить Опубликовал Алексей Солдатов 01 апреля 2019
-Почему женщины бреют ноги? -Потому , что у них не растут усы и борода.
Нравится! 5 Сохранить Опубликовал Сергей Шиповник 17 января 2020 2 комментария
Православная Церковь была и есть ПРАВА!
Война раскроет все планы… В 1054 г. при расколе Вселенской Церкви на Западную и Восточную, одним из пунктов раскола было положение о ношении бород. Восточная Церковь была за ношение бород! Еще важно вспомнить, что правитель-палач Руси Петр 1 требовал отказаться от бород и лично сам их сбривал…
Пентагон: наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности. Тактическая борода — многофункциональна. Исследования Пентагона показывают — наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффектив… … показать весь текст …
Нравится! 7 Сохранить Опубликовал Valera Veller 13 сентября 2019 Комментировать
Мудрость в голове, а не в бороде.
Нравится! 4 Сохранить Опубликовал Игорь Жариков 21 апреля 2022 1 комментарий
Вот раньше мужики на Руси Часто бороды носили и усы, А граф Лев Николаевич Толстой Тоже с длинною ходил бородой.
А не графами мы на том и стоим, А отличаемся от женщин одним, Отличает мужика борода, Украшает мужика борода
Борода, борода, Украшает мужика борода. Борода, борода, Украшает мужика борода. … показать весь текст …
Нравится! 6 Сохранить Опубликовал Хранящий Тайну 07 октября 2013 Комментировать
во сне привиделся мне леший он нежно чресла щекотал на утро появились дети зеленые и с бородой
Нравится! 6 Сохранить 1 Опубликовала Маша Костина 14 июня 2015 2 комментария
Отец Клементий сам варил борщ. И суп. И щи. И много чего еще он варил, и все сам — жена давно от него ушла, а новая все никак не попадалась. Отец Клементий был на всю голову лыс, но на лице присутствовала большая окладистая борода, и когда отец варил щи, или суп, или борщ — борода вечно оказывалась в кастрюле. Бывало, помешает ложкой, анука пробу снсть, не готово ли — полный рот бороды. Да-с. Оказия. Или вот тоже, гости прийдут — отец торжественно из кухни выносит свое варево, и не замечает, что борода вся там. Все дружно « Тьфу !» Ну как же так неосторожно то ?! Но бороду не брил, ты что — никак нельзя-с. Все пусть уйдут, черт с ними, но бородааа… Да, борода останется.
Аллах Акбар
Но фразы про бороду могут быть серьезными, если статусы про бороду исламские, тогда они пронизаны верой, традициями и дополнительным смыслом. Выбирай любой:
- Мусульманин обязан быть с бородой, и чем быстрее, тем лучше.
- Мусульмане не хотели быть похожими на русских и отращивали бороды, но русские не отставали.
- Сбривая бороду, мужчина восстает против своей природы и подражает женщинам.
- Борода – признак истинного мусульманина.
- Не изменять Аллаху – не сбривать бороду.
- Не уподобляться женскому полу – всегда быть бородатым и агрессивным.
- Пророк Мухаммед завещал всем истинным мусульманам не брить бороды, поэтому они все – на одно бородатое лицо.
- Согласно мазхабу Абу Ханифы, мужчине ваджиб (обязательно) должны отращивать, по крайней мере, такую бороду, которая может поместиться в кулаке.
- Если жена мусульманина хоть заикнется о том, чтобы ее мужчина сбрил бороду, то надо наставить такую неверную на верный путь и сказать ей: «Нет покорности твари в ослушании Творцу и Создателю».
- В Коране предписано ношение бороды каждому мусульманину мужского пола, а если он воспротивится, то также есть предупреждение: «Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!».
- Борода – это хорошо, но еще бы хотелось, чтобы на том участке тела, где она расположена, были еще и мозги, а чуть ниже – душа.
- Исламские традиции прописаны Кораном, и важный сунн – не брить лица мужчинам, его соблюдают все мусульмане, но некоторые не читают другие сунны, где говорится о порядочности, чести и добре.
Следующая цитата
Волотка (колос) на бородку (говорят в Костр. губ., покидая небольшой клок хлеба на ниве несжатым, что назыв. борода завить). ( Русские пословицы и поговорки) [ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Кащей сам с ноготь, борода с локоть, пуга (бич) с семь сажен. ( Русские пословицы и поговорки) [СУЕВЕРИЯ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Шут в луже, борода наруже (редька). ( Русские пословицы и поговорки) [РАСТЕНИЕ — ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Один волос — не борода ( Арабские пословицы и поговорки) [БОРОВ, БОРОДА] [07.11.2011 14:09:10]
Борода- мужчины украшенье, Украшенье речи- изреченье. ( Туркменские пословицы и поговорки) [СЛОВО, МУЖЧИНА, БОРОДА] [13.11.2011 23:51:38]
Как ни велики усы, ими бороды не закрыть ( Кабардинские пословицы и поговорки) [МУДРОСТЬ, БОРОДА] [19.11.2011 11:09:17]
Раз поседевшая борода вновь не почернеет ( Казахские пословицы и поговорки) [МУДРОСТЬ, БОРОДА] [20.11.2011 13:09:45]
Борода есть и у козла, усы есть и у кошки ( Татарские пословицы и поговорки) [МУДРОСТЬ, КОШКИ, БОРОДА] [08. 12.2011 16:13:01]
Борода по колено, а дров ни полена ( Украинские пословицы и поговорки) [МУДРОСТЬ, БОРОДА] [16.12.2011 00:24:34]
Усы в честь, а борода и у козла есть ( Украинские пословицы и поговорки) [МУДРОСТЬ, ЧЕСТЬ, БОРОДА] [18.12.2011 09:10:32]
Неси в ворота, где ус да борода. ( Русские пословицы и поговорки) [ПИЩА, БОРОДА, ДА] [10.10.2011 00:00:00]
Знают про то большие, у кого бороды пошире. ( Русские пословицы и поговорки) [ЗВАНИЕ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
За перо возьмется — у мужика мошна и борода трясется. ( Русские пословицы и поговорки) [ЗВАНИЕ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Дума, что борода: лишняя тягота. ( Русские пословицы и поговорки) [УМ — ГЛУПОСТЬ, ДУМА, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Борода выросла, а ума не вынесла. ( Русские пословицы и поговорки) [УМ — ГЛУПОСТЬ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Борода с ворота, а ума с прикалиток нет. ( Русские пословицы и поговорки) [УМ — ГЛУПОСТЬ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Борода с воз, а ума с накопыльник нету. ( Русские пословицы и поговорки) [УМ — ГЛУПОСТЬ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Нос (Борода) с локоток, а ума с ноготок. ( Русские пословицы и поговорки) [УМ — ГЛУПОСТЬ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Борода широка, да душа молода. ( Русские пословицы и поговорки) [УМ — ГЛУПОСТЬ, ДУША, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Ум бороды не ждет (не спрашивает). ( Русские пословицы и поговорки) [УМ — ГЛУПОСТЬ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Нет бороды, так нечего и стричь (скоблить). ( Русские пословицы и поговорки) [ЗАБОТА — ОПЫТ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Кормил до уса, корми и до бороды (т. е. потерпи, не гони малого со двора, дай возмужать). ( Русские пословицы и поговорки) [НАЧАЛО — КОНЕЦ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Шмыг под ворота, посконная борода (ото же). ( Русские пословицы и поговорки) [ЗАГАДКИ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Не постой за волосок — бороды не станет. ( Русские пословицы и поговорки) [МНОГО — МАЛО, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Ни бороды, ни усов, ни на голове волосов. ( Русские пословицы и поговорки) [МНОГО — МАЛО, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Мужик он добрый, а попроси бороды на припыжку — не даст. ( Русские пословицы и поговорки) [СВОЕ — ЧУЖОЕ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Про то знают старшие, у кого бороды пошире. ( Русские пословицы и поговорки) [СВОЕ — ЧУЖОЕ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
Борода велика, а ума ни на лыко. ( Русские пословицы и поговорки) [СУЩНОСТЬ — НАРУЖНОСТЬ, БОРОДА] [10.10.2011 00:00:00]
У одного борода горела, а другой на ней шашлык жарил ( Ассирийские пословицы и поговорки) [АБСУРД, БОРОДА] [29.12.2011 11:06:25]
Сын не носил бороду, пока был жив отец, — беседа о древнем QR-коде кыргызов
https://ru.sputnik.kg/20220524/kyrgyz-tradiciya-boroda-otec-kultura-pravilo-povedenie-istoriya-1064633635.html
Сын не носил бороду, пока был жив отец, — беседа о древнем QR-коде кыргызов
Сын не носил бороду, пока был жив отец, — беседа о древнем QR-коде кыргызов
Этнограф рассказал о значении одежды кыргызов, поведении мужчины и традициях нашего народа. 24.05.2022, Sputnik Кыргызстан
2022-05-24T19:50+0600
2022-05-24T19:50+0600
2022-05-24T19:50+0600
кыргызстан
кыргызы
борода
отец
культура
правило
поведение
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://sputnik.kg/img/07e4/0b/18/1050544675_0:180:3067:1905_1920x0_80_0_0_1938c392a8ecc2032765d3a44debf604.jpg
Sputnik Кыргызстан побеседовал с этнографом, кандидатом исторических наук Октябрем Капалбаевым и узнал, почему так важно возрождать кыргызские традиции.— Сегодня возрождается интерес к традициям кыргызов. С чем это связано?— Вы правы. Мы очень древний и героический народ. Так, китайские историки нашли документы, подтверждающие, что еще в Х веке кыргызский народ оказывал гуманитарную помощь Китаю. Скоро эти летописи будут предоставлены нам, да и наши историки постоянно работают над неизвестными страницами нашей истории. Как бы ни развивались технологии, люди все равно будут обращать взор к истории, к поиску корней. Причиной того, что сегодня западная цивилизация отошла от общечеловеческих ценностей и пропагандирует непонятную нормальному человеку идеологию, стало то, что они растеряли свои корни, культурную основу. А нас, современных кыргызов, наоборот, интересует, какими были батыры, описанные в легендах и эпосах, как жили наши предки.— Сегодня даже многие молодые люди носят бороды. Расскажите о значении бороды у кыргызов?— Если говорить о бороде, то ее носили еще в древние времена, начиная от батыров, описанных в эпосах, — Манаса, Чубака, Сыргака и заканчивая Эр Эшимом, ханом Садыром, Эсенгулом, защищавшим кыргызский народ от нашествий джунгар, калмыков и других захватчиков. Но в ношении усов и бороды, как и во всем остальном (одежде, еде и так далее) у кыргызов были свои правила.Так, если у мужчины еще был жив отец, отпускать бороду не было принято. И это правило действовало независимо от возраста мужчины. Это признак уважения к старшему поколению. Отсутствие бороды даже у пожилого мужчины говорило, что его отец в добром здравии и люди искренне восхищались таким человеком, относились к нему с уважением.
У кыргызов существовал «немой» язык в одежде, жестах, мимике. То есть, не расспрашивая человека, только по его внешнему виду можно было узнать многое о нем. Это был своеобразный QR-код, по которому можно считать данные о происхождении, положении, возрасте и семье.— Но сегодня даже двадцатилетние ходят с жиденькими бородкой и усами…— Вы правы, массовое ношение бороды и усов сейчас связано с религиозными верованиями. Раньше к этому относились по-другому. Даже в ношении бороды у кыргызов было два понятия — «сакал» (борода) и «бакал» (бакенбарды). Бороду отпускали только на подбородке, а все остальное чисто сбривали. Конечно, люди различаются по конституции, генетике, интенсивность роста волос тоже у всех разная — у одних просто жиденькая бородка, а у других густая роскошная борода. У того же Сагымбая (манасчи), поэта Эшманбета бороды были очень густые. Таким людям разрешалось отращивать бакал (бакенбарды).Вообще, борода в какой-то степени сигнализировала, что человек готовится стать аксакалом (старейшиной).
К слову, не каждый пожилой человек может стать аксакалом. Слово «сак» обозначает еще крылья птицы, и, как вы знаете, у многих пожилых борода, покрытая сединой и заостренная книзу, напоминает именно птичье крыло.У кыргызов также есть понятия «доолот» и «соолот» — первое приходит с богатством, достатком и властью, а вот второе дано не каждому, а только тому, кто умеет найти общий язык с людьми, соблюдает традиции и не сходит с прямого пути. То есть, по сути, доолот — это положение в обществе, а вот соолот — это авторитет и уважение, которые измеряются не деньгами. Человек, обладающий таким авторитетом, не бросает слов на ветер, не шутит без причины, не фамильярничает с младшими и не пререкается со старшими, не пытается всем быть ровней и закадычным другом. Тот, кто носит седую бороду, по сути, должен отвечать этим требованиям, то есть обладать соолот — авторитетом.— А почему бороду не отращивали те, чей отец был еще жив?— Мы относимся к ханафитскому масхабу — одной из четырех каноничных правовых школ ислама суннитского толка.
Там четко говорится, что нужно соблюдать традиции. Кыргызские традиции не противоречат исламу, более того, очень даже подходят.Есть такая фраза: «У него отросла отцовская борода». Кыргызы очень уважительно относились к ушедшим предкам. Издревле в доме, где умер человек, не режут скот, чтобы душа скончавшегося спокойно ушла в мир иной. У кыргызов перед душами был благоговейный страх, они верили, что, когда человек будет испытывать трудности, души предков помогут ему преодолеть их.Именно поэтому в течение семи дней вся посуда в доме умершего перевернута вверх дном — это знак того, что здесь не готовят пищу. В течение тех же семи дней сын умершего не бреется — это признак скорби. К сожалению, многие уже не знают истинного значения традиций — типа что ужасного в том, что веник смотрит метловищем вверх, что человек облокачивается на угол стены на пороге или упирает руки в бока. Но это выработанные тысячелетиями жизненные правила, в народе их объясняли просто — будет плохо, дурной знак. За всем этим целый кладезь знаний для воспитания молодежи.
Так, если человек часто упирает руки в бока, это говорит о его упрямом и дурном характере, неуважении к окружающим, тем самым он показывает свою невоспитанность. А правило не стричь ногти в доме (имеется в виду в жилой комнате), которое практически все слышали с детства, было обычным призывом к чистоте. Вообще, кыргызы не любили много говорить и могли тем или иным положением вещи, одежды или посуды очень тонко показать отношение к человеку. Сегодня, к сожалению, мы любим много говорить и не умеем слушать. Так, современные девушки могут позволить себе надеть элечек, а ведь у этого головного убора тоже есть правила ношения, и отношение к нему соответствующее. Элечек могли надевать только замужние женщины, да и то лишь те, что уже закрепили свое положение в роду и заработали авторитет трудом и умом.С древности кыргызы высоко ценили свободу и справедливость. Человек, уважающий свою независимость, был очень внимателен и строг к себе. Даже в заплетании кос были особый смысл и четкие правила.
Сегодня мы многое не рассказываем детям из народных традиций, поэтому они постепенно забываются, уходят из нашей жизни. Даже когда цитируем великих мыслителей, говорим: «Сократ так говорил» или «Аристотель это писал». А почему мы приводим в пример западных философов, а не наших мудрецов? Ведь Бакай-ата (наставник Манаса), Мойт-аке, Сарт-аке (кыргызские мыслители и мудрецы XVIII века) тоже были великими философами, которые сделали очень много для сохранения кыргызского народа. Я сейчас лишь подчеркиваю, что человек должен знать свои корни.— Как ценности и традиции, о которых вы так интересно рассказываете, можно возродить и внедрить в современное общество?— Как вы знаете, все начинается с семьи, с воспитания детей. У кыргызов до 12 лет воспитанием сыновей занималась мать, которая в форме напевов, сказок могла даже рассказать о санжыре (генеалогическая родословная). «Ты такого-то рода, сынок, ты потомок великого воина. Должен таким же героем стать, как жеребенок великого рода», — говорили матери своим отпрыскам.
Как говорится в пословице: «Ата көргөн ок жонот, эне көргөн тон бычат» («Тот, кто видел отца, пускает стрелы, тот, кто видел мать, кроит шубы»). Затем 12-летнего подростка отдавали на воспитание отцу, который, например, на охоте знакомил его с окружающим миром, учил отношению к природе и традициям. Так, например, сегодня мы еще умеем заходить в дом, а вот выходить уже разучились. У кыргызов первыми из дома выходят аксакалы, а сейчас мы чаще всего делаем это первыми, тем самым выказывая неуважение и показывая свою невоспитанность, ссылаясь на спешку, дела и прочее. Как говорится, все у нас сегодня мудрецы и каждый по-своему баатыр.— Сегодня модно говорить о равноправии полов, правах человека. А была ли у кыргызов, например, демократия?— Демократия была у кыргызов с древнейших времен, причем она была истинной — права людей соблюдались очень четко. Если говорить о равноправии полов, то кыргызы никогда не ставили женщину на второе место и не считали ее ниже достоинством. Наоборот, место женщины и матери было намного выше, и куда бережнее было отношение к ним.
Матери, кстати, тоже управляли родами и давали благословение, а при решении важных вопросов их мнение обязательно учитывалось. И таких примеров много. Сегодня, когда рассказываешь о традициях, великих предках, многие критикуют, считая, что возврат к этому якобы приведет к архаике. А некоторые, слыша о возвеличивании образа жизни предков и призывы к возрождению культуры, даже заявляют, что это равноценно впаданию общества в дикое средневековье. Знание и соблюдение традиций — это ни в коем случае не возвращение к прошлой жизни. Японцы, корейцы очень чтят и бережно охраняют свои традиции и историю и, несмотря на это, являются передовыми цивилизованными государствами, активно развиваются. Те же, кто растерял свои корни, забыл историю и даже не знает названий национальных музыкальных инструментов, сегодня внедряют глобализацию. Среди них есть такие, кто просто не признает свой народ, нацию, считают чуждым все, что связано с предками. При этом их нельзя осуждать и критиковать. Напомню, что из-за религиозных разногласий войной друг на друга шли даже родные братья, в многочисленных конфликтах погибли миллионы людей, исчезли многие народы.
Сегодня нужно не искать причины раздора, а быть единым целым, относиться друг к другу с уважением. Кыргызы всегда ценили слово и его силу. Наши предки создали целую империю — Кыргызский каганат — только благодаря тому, что были едины духом, а сегодня мы сильно разрознены и даже гнобим друг друга. У нашего народа много мудрости, пронесенной через века, нам необходимо не растерять ее.— Каким был идеальный кыргызский мужчина?— Описание мужского идеала можно прочитать в эпосе «Манас», а вот в других произведениях такой образ практически не встретишь. Например, возьмем малый эпос «Курманбек». Там главный герой не согласен с высказываниями отца и тем самым вызывает его гнев. И таких примеров масса. Сегодня даже маленькие дети пререкаются с родителями, многие считают, что таким образом они отстаивают свое мнение. Но у кыргызов не было так принято.Кыргызский народ и все его традиции подчинены законам и правилам жизни, выработанным за тысячелетия. Возьмем правила поведения девочек — не смейся громко, сиди, собрав ноги, и так далее.
Они учили скромности, воспитанности. А сейчас девочкам насаждают поведение типа «говори, что думаешь, делай, что хочешь». Но твое мнение может поддержать лишь один из десяти, а вот поведение будет видно всем десяти.Хочется сказать, что каждому возрасту предназначено свое, аксакал тоже должен стареть достойно и соответствовать возрасту. Аксакал у кыргызов — человек, повидавший многое и вобравший мудрость, наставник, указывающий путь. У него просят благословения, ему никогда не преграждают дорогу. А тех, кто не имеет таких достоинств и несет откровенную чушь, просто язык не поворачивается назвать аксакалами.
https://ru.sputnik.kg/20220318/kak-kyrgyzy-150-let-nazad-kochevali-na-dzhayloo—13-unikalnykh-foto—1062946357.html
https://ru.sputnik.kg/20211112/arheolog-raskopki-kyrgyzstan-uchenye-drevnost-paleolit-1054575111.html
https://ru.sputnik.kg/20210427/kyrgyzstan-1925-talas-puteshestvie-1051564325.html
Sputnik Кыргызстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2022
Нурайым Рысмамбетова
https://sputnik. kg/img/07e7/02/08/1072723228_634:137:847:350_100x100_80_0_0_47f290b43cbec9e6c1b1dd64bcedc9c3.jpg
Нурайым Рысмамбетова
https://sputnik.kg/img/07e7/02/08/1072723228_634:137:847:350_100x100_80_0_0_47f290b43cbec9e6c1b1dd64bcedc9c3.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
1920
1080
true
1920
1440
true
https://sputnik.kg/img/07e4/0b/18/1050544675_175:0:2904:2047_1920x0_80_0_0_ea289d71c684c9cc4dc0d7e5e3f23f61.jpg
1920
1920
true
Sputnik Кыргызстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Нурайым Рысмамбетова
https://sputnik.kg/img/07e7/02/08/1072723228_634:137:847:350_100x100_80_0_0_47f290b43cbec9e6c1b1dd64bcedc9c3.jpg
кыргызстан, кыргызы, борода, отец, культура, правило, поведение
кыргызстан, кыргызы, борода, отец, культура, правило, поведение
Sputnik Кыргызстан побеседовал с этнографом, кандидатом исторических наук Октябрем Капалбаевым и узнал, почему так важно возрождать кыргызские традиции.
© Sputnik / Асель СыдковаЭтнограф, кандидат исторических наук Октябрь Капалбаев
Этнограф, кандидат исторических наук Октябрь Капалбаев
— Сегодня возрождается интерес к традициям кыргызов. С чем это связано?
— Вы правы. Мы очень древний и героический народ. Так, китайские историки нашли документы, подтверждающие, что еще в Х веке кыргызский народ оказывал гуманитарную помощь Китаю. Скоро эти летописи будут предоставлены нам, да и наши историки постоянно работают над неизвестными страницами нашей истории. Как бы ни развивались технологии, люди все равно будут обращать взор к истории, к поиску корней. Причиной того, что сегодня западная цивилизация отошла от общечеловеческих ценностей и пропагандирует непонятную нормальному человеку идеологию, стало то, что они растеряли свои корни, культурную основу. А нас, современных кыргызов, наоборот, интересует, какими были батыры, описанные в легендах и эпосах, как жили наши предки.
— Сегодня даже многие молодые люди носят бороды. Расскажите о значении бороды у кыргызов?
— Если говорить о бороде, то ее носили еще в древние времена, начиная от батыров, описанных в эпосах, — Манаса, Чубака, Сыргака и заканчивая Эр Эшимом, ханом Садыром, Эсенгулом, защищавшим кыргызский народ от нашествий джунгар, калмыков и других захватчиков. Но в ношении усов и бороды, как и во всем остальном (одежде, еде и так далее) у кыргызов были свои правила.
Так, если у мужчины еще был жив отец, отпускать бороду не было принято. И это правило действовало независимо от возраста мужчины. Это признак уважения к старшему поколению. Отсутствие бороды даже у пожилого мужчины говорило, что его отец в добром здравии и люди искренне восхищались таким человеком, относились к нему с уважением.
У кыргызов существовал «немой» язык в одежде, жестах, мимике. То есть, не расспрашивая человека, только по его внешнему виду можно было узнать многое о нем. Это был своеобразный QR-код, по которому можно считать данные о происхождении, положении, возрасте и семье.
Как кыргызы 150 лет назад кочевали на джайлоо — 13 уникальных фото
— Но сегодня даже двадцатилетние ходят с жиденькими бородкой и усами…
— Вы правы, массовое ношение бороды и усов сейчас связано с религиозными верованиями. Раньше к этому относились по-другому. Даже в ношении бороды у кыргызов было два понятия — «сакал» (борода) и «бакал» (бакенбарды). Бороду отпускали только на подбородке, а все остальное чисто сбривали. Конечно, люди различаются по конституции, генетике, интенсивность роста волос тоже у всех разная — у одних просто жиденькая бородка, а у других густая роскошная борода. У того же Сагымбая (манасчи), поэта Эшманбета бороды были очень густые. Таким людям разрешалось отращивать бакал (бакенбарды).
Вообще, борода в какой-то степени сигнализировала, что человек готовится стать аксакалом (старейшиной). К слову, не каждый пожилой человек может стать аксакалом. Слово «сак» обозначает еще крылья птицы, и, как вы знаете, у многих пожилых борода, покрытая сединой и заостренная книзу, напоминает именно птичье крыло.
У кыргызов также есть понятия «доолот» и «соолот» — первое приходит с богатством, достатком и властью, а вот второе дано не каждому, а только тому, кто умеет найти общий язык с людьми, соблюдает традиции и не сходит с прямого пути. То есть, по сути, доолот — это положение в обществе, а вот соолот — это авторитет и уважение, которые измеряются не деньгами. Человек, обладающий таким авторитетом, не бросает слов на ветер, не шутит без причины, не фамильярничает с младшими и не пререкается со старшими, не пытается всем быть ровней и закадычным другом. Тот, кто носит седую бороду, по сути, должен отвечать этим требованиям, то есть обладать соолот — авторитетом.
© Sputnik / Асель СыдковаОктябрь Капалбаев: С древности кыргызы высоко ценили свободу и справедливость. Человек, уважающий свою независимость, был очень внимателен и строг к себе. Даже в заплетании кос были особый смысл и четкие правила.
Октябрь Капалбаев: С древности кыргызы высоко ценили свободу и справедливость. Человек, уважающий свою независимость, был очень внимателен и строг к себе. Даже в заплетании кос были особый смысл и четкие правила.
— А почему бороду не отращивали те, чей отец был еще жив?
— Мы относимся к ханафитскому масхабу — одной из четырех каноничных правовых школ ислама суннитского толка. Там четко говорится, что нужно соблюдать традиции. Кыргызские традиции не противоречат исламу, более того, очень даже подходят.
Есть такая фраза: «У него отросла отцовская борода». Кыргызы очень уважительно относились к ушедшим предкам. Издревле в доме, где умер человек, не режут скот, чтобы душа скончавшегося спокойно ушла в мир иной. У кыргызов перед душами был благоговейный страх, они верили, что, когда человек будет испытывать трудности, души предков помогут ему преодолеть их.
Именно поэтому в течение семи дней вся посуда в доме умершего перевернута вверх дном — это знак того, что здесь не готовят пищу. В течение тех же семи дней сын умершего не бреется — это признак скорби. К сожалению, многие уже не знают истинного значения традиций — типа что ужасного в том, что веник смотрит метловищем вверх, что человек облокачивается на угол стены на пороге или упирает руки в бока. Но это выработанные тысячелетиями жизненные правила, в народе их объясняли просто — будет плохо, дурной знак. За всем этим целый кладезь знаний для воспитания молодежи. Так, если человек часто упирает руки в бока, это говорит о его упрямом и дурном характере, неуважении к окружающим, тем самым он показывает свою невоспитанность. А правило не стричь ногти в доме (имеется в виду в жилой комнате), которое практически все слышали с детства, было обычным призывом к чистоте.
Вообще, кыргызы не любили много говорить и могли тем или иным положением вещи, одежды или посуды очень тонко показать отношение к человеку. Сегодня, к сожалению, мы любим много говорить и не умеем слушать. Так, современные девушки могут позволить себе надеть элечек, а ведь у этого головного убора тоже есть правила ношения, и отношение к нему соответствующее. Элечек могли надевать только замужние женщины, да и то лишь те, что уже закрепили свое положение в роду и заработали авторитет трудом и умом.
С древности кыргызы высоко ценили свободу и справедливость. Человек, уважающий свою независимость, был очень внимателен и строг к себе. Даже в заплетании кос были особый смысл и четкие правила.
Сегодня мы многое не рассказываем детям из народных традиций, поэтому они постепенно забываются, уходят из нашей жизни. Даже когда цитируем великих мыслителей, говорим: «Сократ так говорил» или «Аристотель это писал». А почему мы приводим в пример западных философов, а не наших мудрецов? Ведь Бакай-ата (наставник Манаса), Мойт-аке, Сарт-аке (кыргызские мыслители и мудрецы XVIII века) тоже были великими философами, которые сделали очень много для сохранения кыргызского народа. Я сейчас лишь подчеркиваю, что человек должен знать свои корни.
Радио Sputnik Кыргызстан
Жили ли кыргызы в доисторическом Кыргызстане — беседа с археологами
— Как ценности и традиции, о которых вы так интересно рассказываете, можно возродить и внедрить в современное общество?
— Как вы знаете, все начинается с семьи, с воспитания детей. У кыргызов до 12 лет воспитанием сыновей занималась мать, которая в форме напевов, сказок могла даже рассказать о санжыре (генеалогическая родословная). «Ты такого-то рода, сынок, ты потомок великого воина. Должен таким же героем стать, как жеребенок великого рода», — говорили матери своим отпрыскам. Как говорится в пословице: «Ата көргөн ок жонот, эне көргөн тон бычат» («Тот, кто видел отца, пускает стрелы, тот, кто видел мать, кроит шубы»). Затем 12-летнего подростка отдавали на воспитание отцу, который, например, на охоте знакомил его с окружающим миром, учил отношению к природе и традициям.
Так, например, сегодня мы еще умеем заходить в дом, а вот выходить уже разучились. У кыргызов первыми из дома выходят аксакалы, а сейчас мы чаще всего делаем это первыми, тем самым выказывая неуважение и показывая свою невоспитанность, ссылаясь на спешку, дела и прочее. Как говорится, все у нас сегодня мудрецы и каждый по-своему баатыр.
— Сегодня модно говорить о равноправии полов, правах человека. А была ли у кыргызов, например, демократия?
— Демократия была у кыргызов с древнейших времен, причем она была истинной — права людей соблюдались очень четко. Если говорить о равноправии полов, то кыргызы никогда не ставили женщину на второе место и не считали ее ниже достоинством. Наоборот, место женщины и матери было намного выше, и куда бережнее было отношение к ним. Матери, кстати, тоже управляли родами и давали благословение, а при решении важных вопросов их мнение обязательно учитывалось. И таких примеров много.
© Sputnik / Асель СыдковаОктябрь Капалбаев: Демократия была у кыргызов с древнейших времен, причем она была истинной — права людей соблюдались очень четко. Если говорить о равноправии полов, то кыргызы никогда не ставили женщину на второе место и не считали ее ниже достоинством.
Октябрь Капалбаев: Демократия была у кыргызов с древнейших времен, причем она была истинной — права людей соблюдались очень четко. Если говорить о равноправии полов, то кыргызы никогда не ставили женщину на второе место и не считали ее ниже достоинством.
Сегодня, когда рассказываешь о традициях, великих предках, многие критикуют, считая, что возврат к этому якобы приведет к архаике. А некоторые, слыша о возвеличивании образа жизни предков и призывы к возрождению культуры, даже заявляют, что это равноценно впаданию общества в дикое средневековье. Знание и соблюдение традиций — это ни в коем случае не возвращение к прошлой жизни. Японцы, корейцы очень чтят и бережно охраняют свои традиции и историю и, несмотря на это, являются передовыми цивилизованными государствами, активно развиваются. Те же, кто растерял свои корни, забыл историю и даже не знает названий национальных музыкальных инструментов, сегодня внедряют глобализацию. Среди них есть такие, кто просто не признает свой народ, нацию, считают чуждым все, что связано с предками. При этом их нельзя осуждать и критиковать. Напомню, что из-за религиозных разногласий войной друг на друга шли даже родные братья, в многочисленных конфликтах погибли миллионы людей, исчезли многие народы.
Сегодня нужно не искать причины раздора, а быть единым целым, относиться друг к другу с уважением. Кыргызы всегда ценили слово и его силу. Наши предки создали целую империю — Кыргызский каганат — только благодаря тому, что были едины духом, а сегодня мы сильно разрознены и даже гнобим друг друга. У нашего народа много мудрости, пронесенной через века, нам необходимо не растерять ее.
— Каким был идеальный кыргызский мужчина?
— Описание мужского идеала можно прочитать в эпосе «Манас», а вот в других произведениях такой образ практически не встретишь. Например, возьмем малый эпос «Курманбек». Там главный герой не согласен с высказываниями отца и тем самым вызывает его гнев. И таких примеров масса. Сегодня даже маленькие дети пререкаются с родителями, многие считают, что таким образом они отстаивают свое мнение. Но у кыргызов не было так принято.
Кыргызский народ и все его традиции подчинены законам и правилам жизни, выработанным за тысячелетия. Возьмем правила поведения девочек — не смейся громко, сиди, собрав ноги, и так далее. Они учили скромности, воспитанности. А сейчас девочкам насаждают поведение типа «говори, что думаешь, делай, что хочешь». Но твое мнение может поддержать лишь один из десяти, а вот поведение будет видно всем десяти.
Хочется сказать, что каждому возрасту предназначено свое, аксакал тоже должен стареть достойно и соответствовать возрасту. Аксакал у кыргызов — человек, повидавший многое и вобравший мудрость, наставник, указывающий путь. У него просят благословения, ему никогда не преграждают дорогу. А тех, кто не имеет таких достоинств и несет откровенную чушь, просто язык не поворачивается назвать аксакалами.
Только богатые кыргызы ели лук и рис — путешественник о жизни в Таласе
Поиск Единорога | Метрополитен-музей
Подаренные Джоном Д. Рокфеллером-младшим к открытию Монастырей в 1938 году, гобелены с единорогами являются его самыми известными шедеврами; тем не менее, семьдесят пять лет спустя их история и значение остаются неясными. Их рассматривали и как сложные метафоры Христа, и как эмблемы супружества, и их любят как причудливые указания на средневековые представления о мире природы. Эта выставка около сорока произведений искусства, взятых из коллекций Метрополитен, родственных учреждений и частных коллекций, приглашает зрителей заново увидеть гобелены с единорогами как лучшее выражение темы, широко рассматриваемой в разных культурах, а также в европейском искусстве и науке. , от средневековья до эпохи Возрождения.
Детали из Symbolarum et Emblematum ex Aquatilibus et Reptilibus Desumptorum. Центурия Кварта. (1604) , 1590–1605. Автор Иоахим Камерариус Младший (1534–1598). Художник: Иоганн Зибмахер (нем., умер в 1611 г.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дар С. П. Эйвери, передано из библиотеки, 1921 г. (21.36.42)
«Ну, теперь, когда мы увиделись,» сказал Единорог, «если вы поверь в меня, я поверю в тебя.
Это сделка?»
— Льюис Кэрролл, Зазеркалье
Уже более двух тысячелетий мужчины, женщины и дети питают неудержимую веру в неуловимое однорогое существо, обладающее магической силой. Спиралевидные рога, подобные тому, что видели поблизости, казалось, предлагали осязаемое свидетельство его существования. Истории, приукрашенные на протяжении веков и по всему миру, содержали важные подробности о природе и среде обитания единорога; представленные здесь произведения искусства отражают эти убеждения и оживляют это элегантное существо.
В еврейских писаниях неоднократно упоминается могучее животное с одним рогом, называемое re’em . Он стал символом силы и благочестия в еврейской художественной культуре. Классические авторы, такие как Ктесий (греческий врач и историк, живший в четвертом веке до нашей эры), Аристотель и Плиний, все упоминают однорогого зверя, в то время как отчет о походах Юлия Цезаря против галлов провозглашает, что единороги живут в глухом лесу. В Physiologus (что означает «ученый»), написанном на греческом языке, но переведенном на латынь в пятом веке, отмечается, что у единорога борода и раздвоенные копыта, как у козы, и что его может приручить только девушка. Этот текст эхом разносился сквозь века, от Европы до Индии.
Христианские авторы, от Василия, епископа Кесарийского в четвертом веке, до Тимофея Газанского в шестом и до Исидора Севильского в седьмом, говорят о единороге. Христианский бестиарий, опираясь на Physiologus , но опираясь на Исидора и других, рассматривает единорога как символ Христа. Среди многих целебных свойств, приписываемых единорогу, есть те, которые выдвинула монахиня и мистик двенадцатого века Хильдегард Бингенская, утверждавшая, что печень единорога, смешанная с яичным желтком, излечивает проказу, а обувь из кожи единорога способствует здоровью ног.
Уже в тринадцатом веке единорог стал символом мирской любви и распространенным мотивом в произведениях искусства, посвященных свадьбе. Например, когда Екатерина Медичи вышла замуж за сына Франциска I, короля Франции, в 1533 году, невеста въехала в Париж на колеснице, запряженной двумя единорогами, изготовленными специально для этого случая.
Отчеты о путешествиях и естествознание свидетельствуют о большом научном интересе к единорогу, а среда обитания животного была особенно неприятным вопросом. Паломники клялись, что видели их возле горы Синай, и воспроизводили изображение зверя в опубликованном журнале. Джибраил ибн Бахтишу, автор арабского бестиария девятого века, отмечает, что единороги были обычным явлением в Нубии и Абиссинии, в то время как персидские Shahnama указывает на то, что Александр Македонский убил однорогое существо в Хабаше (Эфиопия). Натуралист шестнадцатого века Конрад Геснер ссылается на авторитет путешественника, который видел двух единорогов недалеко от Мекки, но современные гравюры с изображением четырех континентов не оставляют сомнений: они типично американские!
Единорог защищает себя (из гобеленов единорога), 1495–1505 гг. Южно-нидерландский. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, подарок Джона Д. Рокфеллера-младшего, 19 лет.37 (37.80.4)
Гобелены единорога рассказывают об охоте на единорога во многом так, как была бы представлена охота на оленей — с преследующими охотниками и собаками, лихорадочной попыткой бегства через ручей, мучительной кульминационный бой и, наконец, победоносная охотничья партия, тащащая мертвую добычу обратно в замок. Однако здесь есть дополнительные сцены, уникальные для истории единорога: его начальная остановка у ручья для очистки воды и, в конечном итоге, попадание в ловушку девушки, что привело к его гибели.
Гобелены Монастырей были впервые записаны почти через двести лет после того, как они были сотканы. В описи 1680 года парижской резиденции Франсуа VI де ла Рошфуко перечислены гобелены «охоты на единорога в семи частях». Когда его внук Франсуа VIII умер менее чем через пятьдесят лет, гобелены, «называемые единорогом», цитировались в семейном замке в Вертей, более чем в двухстах милях к юго-западу от Парижа. Пятеро в спальне были описаны как «почти наполовину изношенные»; еще две, «разорванные в разных местах», были найдены в кладовой. Эти и другие гобелены в замке, включая историю Иерусалима и сцены виноделия, свидетельствуют о растущем авторитете семьи, которая была тесно связана с короной (Франсуа I де ларошфуко был крестным отцом короля Франциска I в 149 г.).4).
Переплетенные буквы A и E повторяются на каждой драпировке The Cloisters, обозначая супружескую пару, имя и фамилию человека или буквы девиза. Эти инициалы, увы, не были убедительно сопоставлены ни с одним из членов семьи. Крошечные гербы на ошейнике одной из собак на первом гобелене, возможно, намек на первоначальное владение гобеленами, не соответствуют гербу Рошфуко.
Хотя наличие шифра «AE» на всех драпировках указывает на то, что они были сделаны для одного и того же покровителя, гобелены Монастырей трудно читать как единую историю. Однако в этом может и не быть необходимости, поскольку покровители, увлеченные историей о единороге, иногда владели более чем одним набором. Опись имущества Якова V Шотландского (годы правления 1513–1542), например, включает два комплекта гобеленов с единорогами, которые он унаследовал от своего отца.
Животные в японском фольклоре
Зодиакальные животные представляют собой набор календарных символов, импортированных в Японию из древнего Китая. Каждое животное представляет собой год в двенадцатилетнем цикле, который основан на орбите Юпитера — планете требуется почти двенадцать земных лет, чтобы совершить кругосветное путешествие. Эти символические животные, используемые до сих пор, следуют такому циклическому порядку: крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака и кабан.
Японское зодиакальное животное было связано с определенными чертами характера, которые, как считалось, влияли на личность любого, кто родился в его год. Например, те, кто родился в год Кролика, связанный с творчеством, могут поделиться его талантами и идеями! В древности дракон, предводитель зодиакальных животных, часто изображался мужским, а змея — женским.
Студия Кано Сейсенин, по Тоса Юкихиро, Двенадцать зодиакальных животных на войне , 1840, один из трех ручных свитков, чернила и цвет на бумаге, Токийский национальный музей
Зодиакальные животные часто изображаются как поэты, участвующие в состязании, а оленю удостаивается честь судить различные стихотворения. Озорная енотовидная собака завидует ему и просит назначить его судьей следующего конкурса, но зодиакальные животные смеются над этой идеей. Не испугавшись, он собирает армию друзей, включая лису, ворону, сову и ласку, и сражается с зодиакальными животными, но раз за разом терпит поражение. Наконец, увидев ложность своих амбиций, он становится буддийским священником и ищет просветления.
Утагава Ёситора, Изображение двенадцати животных для защиты дома , 1858 г., гравюра на дереве, Музей изящных искусств, Бостон, коллекция Уильяма Стерджиса Бигелоу. Фото © 2019 Museum of Fine Arts, Boston
Зодиакальные животные обещают удачу, а их изображения могут служить молитвами о хорошем урожае и процветании. Эта гравюра предназначалась для защиты дома, на ней изображен священный зверь, демонстрирующий черты всех двенадцати животных: морда крысы, рога быка, гребень петуха, уши кролика, грива лошади, борода козы, туловище собаки с тигриной бородой. кожа, ноги обезьяны, хвосты кабана и змеи, все охвачено пламенем дракона. Над этим мифическим существом названы животные в стишке, который прославляет то, что лежит в основе хорошего урожая: «фермер, который встает в час тигра, перед рассветом, и работает в поле в час лошади». , полдень.»
В период Эдо (1603–1868) зодиакальные животные использовались для разделения дня на двенадцать частей, например, полуночная крыса или полуденная лошадь. Даже сегодня японский термин для обозначения полудня — сёго (буквально «правильная лошадь»), а утро и день — годзэн (перед лошадью) и гого («после лошади»).
Символика животных
Дракон и тигр: самые могущественные в японских преданиях
Мёчин Мунеаки, 9 лет0061 Шарнирный дракон , 1713, железо, Токийский национальный музей
Драконы являются одними из самых известных и мощных символов в Японии. Передающий форму мифического зверя, этот Сочлененный дракон сочетает в себе элементы нескольких существ: тело змеи, чешую рыбы и когти орла. Эта скульптура является старейшей из сохранившихся скульптур с надписью jizai — сочлененным объектом, сделанным из чеканных металлических пластин, которые позволяют конечностям и когтям двигаться, а телу сгибаться от шеи до хвоста. Создатели дзидзай были ремесленниками, которые поставляли оружие и доспехи классу воинов. В мирный период Эдо (1603–1868 гг.) они применяли свои навыки для создания декоративно-прикладного искусства, такого как эта скульптура.
Драконам поклонялись как богам воды, которые могли вызывать дождь, предотвращать наводнения и управлять сменой времен года. Когда драконы вышли из своей водной бездны, чтобы подняться на небеса (в день весеннего равноденствия), они принесли весну; когда они жили на небе, было лето; и когда они спустились (в день осеннего равноденствия), чтобы заснуть в воде, наступила осень и зима.
Приписывается Кано Мотонобу, Дракон и Тигр , конец 15 – начало 16 века, пара висящих свитков, чернила и цвет на бумаге, Художественный музей Филадельфии: 125-летие приобретения. Приобретено вместе с Фондом Эдит Х. Белл, Фондом Эдварда и Алтеи Бадд, Фондом семейного фонда Холлис, Фондом Дж. Стогделла Стоукса и Фондом оборотного искусства Восточной Азии, 2000
«Драконы приносят облака», согласно старая китайская пословица, а «тигры вызывают ветер». В этих свитках кажется, что ветер закручивается сквозь бамбуковую рощу крадущегося тигра в облака, открывая дракона. Тигр поворачивает голову, словно предчувствуя грядущую бурю. Поскольку дракон и тигр управляют стихийными силами ветра и дождя, их почитали как правителей космоса и мира природы. Считалось, что их символическая пара приносит благословения дождя и мира.
Летающий дракон и крадущийся тигр также стали олицетворением неба и земли. Эти два существа передают древнюю китайскую концепцию инь и ян, в соответствии с которой все вещи — мужское и женское, спокойствие и движение, тень и солнечный свет, луна и солнце — определяются и дополняются своими противоположностями. Дракон, представляющий ян, расположен справа, а тигр, представляющий инь, слева. Таким образом может быть обеспечен баланс между ветром и водой и мир во всем мире (см. древнекитайский текст гадания 9).0061 И-Цзин и Болл 2004, 21).
Журавль и черепаха: символы долголетия
Йог с журавлем и черепахой , 19 век, шелковый креп, окраска в резистивной пасте, коллекция Мацудзакая
В Японии есть поговорка: «Журавли живут тысячу лет, а черепахи десять тысяч». Таким образом, дизайн этого йога (покрывало в форме кимоно) выражает пожелание долгой и здоровой жизни. Летящий журавль вверху и черепаха у подола также предполагают противостояние неба и земли. Большое скальное образование на спине черепахи отсылает к древней азиатской сказке о гигантской черепахе, которая поддерживала остров-дом бессмертных, называемый Черепашьей горой в Японии. Там процветают три «счастливых» растения, обещающих удачу: стебли бамбука, листья сосны и цветы сливы. Все три появляются в этом йог .
Карп и Кинтаро: упорство и сила
Зарядка с карпом, восходящим водопадом , 19 век, посуда Арита, фарфор с глазурью селадона и синей подглазурной глазурью, Сегава Такео
Цукиока Ёситоси, Кинтаро ловит карпа , 1885 г., диптих, ксилография, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Коллекция Герберта Р. Коула. Фото © Museum Associates / LACMA
Древние азиатские предания рассказывают о карпах, которые пробиваются вверх по течению против быстрых течений Желтой реки, одной из самых длинных и опасных в Китае. По пути они должны перепрыгнуть через водопады, называемые Вратами Дракона. Те немногие, кому это удается, превращаются в могучих драконов. Таким образом, карп стал символом силы и упорства, а в Японии «карп, прыгающий через водопад» символизирует успех в жизни, особенно в армии. Японские воины ели карпа перед сражениями и на праздниках, посвященных победам, чтобы они могли впитать в себя героические качества, связанные с этой рыбой (см. Кэтрин М. Болл, 9).0061 Животные мотивы в азиатском искусстве [Нью-Йорк, 2004], 189).
Герой многих героических историй, Кинтаро (Золотой Мальчик) является образцом для подражания для детей. Как и Тарзан, он вырос в глуши и даже в детстве проявлял феноменальную силу. Здесь, с дрожащими мускулами на руках и бедрах, он борется с гигантским карпом. Сильные линии, проведенные матерью Кинтаро вверху и внизу над двумя борющимися телами, подчеркивают быстроту течения.
Utagawa Hiroshige, Suidō Bridge and Surugadai , 1857, гравюра на дереве, Предоставлено Институтом искусств Миннеаполиса, дар Луи У. Хилла-младшего Институт искусств Миннеаполиса
5 мая в Японии отмечается День защиты детей с красочные карповые ленты из бумаги или ткани, прикрепленные к высоким бамбуковым шестам. Когда ветер дует в хвост, плавники и тело коршуна, похожего на карпа, кажется, что рыба борется с быстрым течением. В этот праздничный день семьи молятся о силе и успехе своих детей, ведь карп символизирует силу и упорство. В этом принте стримеры летают выше Суругадай, одно из самых густонаселенных самурайских домов в Эдо 19 века. Сегодня этот город известен как Токио.
Истории о животных
Обезьяна: главная роль в японских сказках
Кано Наганобу, Сто обезьян , 1802–1816 гг., висящий свиток, тушь и цвет на шелке, Художественный музей префектуры Сидзуока варьируются от злых злодеев и могучих героев до существ, символизирующих долгую жизнь.
Длиннорукие обезьяны собираются на деревьях и образуют цепи, прыгая с большой высоты над пропастями. Японские предания приписывают обезьянам способность прожить долгую жизнь, возможно, потому, что японский иероглиф слова «обезьяна» также относится к судьбе или удаче. Хотя этот свиток заполнен обезьянами, их не совсем сотня (как следует из названия). Это число означает изобилие в японском искусстве, и эта картина вполне может быть пожеланием долгой жизни или удачи.
Огата Гекко, Обезьяна, тянущаяся к Луне , с. 1890–1910, гравюра на дереве, Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт, Коллекция Роберта О. Мюллера (S2003.8.1669)
Дзен — это ветвь буддизма, поощряющая медитацию. Жрецы дзэн используют коаны (загадки или головоломки), чтобы выразить свое понимание и направить мысли ученика. Эта гравюра иллюстрирует такой коан: обезьяна тянется к отражению луны в воде, но при прикосновении оно исчезает в ряби. Сверкающее отражение луны символизирует нереальную природу непостоянного мира и предупреждает учеников не стремиться к недостижимому.
Сэссон Шукей, Обезьяны и краб , XVI век, висящий свиток, тушь на бумаге, частная коллекция
Эта картина, изображающая группу обезьян, охотящихся на одного краба, иллюстрирует еще один коан. Он имеет дело с кармой, принципом причины и следствия, который связывает намерения и действия человека с его будущим.
В одной из версий этой истории у обезьяны есть семена хурмы, а у краба есть клецки с рисом. Завидуя еде краба, хитрая обезьяна предлагает обмен с простодушным крабом. Краб соглашается, и обезьяна съедает клецку, а краб сажает свое семя. На следующий год дерево хурмы приносит большие плоды, но краб не может до них добраться и просит помощи у обезьяны. Жадная обезьяна залезает на дерево и съедает все плоды. Хуже того, обезьяна бросает в краба самую твердую хурму и убивает его. Во время похорон сын краба мстит обезьяне, убивая ее с помощью друзей.
Буддийская философия основывается на причине и следствии: хорошие дела приносят хорошие результаты, плохие — плохие. Злая обезьяна наказана, но что насчет молодого краба, который в отместку убивает обезьяну? Как предупреждает писатель Акутагава Рюноскэ, «если крабы будут сражаться с обезьянами, они [оба] в конечном итоге будут убиты на благо общества» ( Akutagawa A Week ; «The Monkey and the Crab», в блоге Энтони Дэниела). Перрин). Некоторые современные пересказы истории менее жестоки: никого не убивают; обезьяна извиняется за свое плохое поведение; и все прощается.
Утагава Куниёси, Храбрость в сочетании с двенадцатью знаками зодиака: Обезьяна и сын Гоку , c. 1840 г., двенадцать гравюр на дереве, Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт, Коллекция Анны ван Бима (S2004.3.168.1–12)
Обезьяны также могут олицетворять героические качества. Здесь король обезьян Сон Гоку носит тигровую шкуру и, владея волшебной палочкой, превращает свой мех в армию маленьких обезьян, чтобы сразиться с Чохаккаем (вверху). Позже эта свинья становится другом и присоединяется к нему в поисках священных писаний в Индии.
В восточноазиатском фольклоре Сон Гоку символизирует силу и воинственный дух. Его подвиги прославлены в китайском романе 16-го века, который также был популярен в Японии: он знает 72 различных типа магии и может принимать девять тысяч форм. Он может летать в облаках, пролетать шесть тысяч миль, видеть края вселенной и слышать самый слабый звук. Сегодня он фигурирует в японской манге (комиксах) и мультфильмах и является героем детства для многих, выросших в Японии.
Лиса: хитрый оборотень или божественный страж?
Лисы играют как хорошие, так и плохие роли в японском фольклоре. Как опасные, лживые оборотни, они часто превращались в красивых женщин, которые жили среди людей и даже спали с ними, пока не раскрылась их истинная личность. Как посланников и защитников бога урожая Инари почитались и лисы.
Цукиока Ёситоси, Луна равнины Мусаси, из серии Сто аспектов Луны , 1892 г., гравюра на дереве, Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт, Коллекция Анны ван Бима (S2004.3.315)
Танцующая лиса , 18 век, слоновая кость с окрашиванием, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Коллекция Раймонда и Фрэнсис Бушелл. Фото © Museum Associates / LACMA
И на гравюре, и на нэцкэ (небольшой резной орнамент), похоже, изображена лиса, которая принимает новую форму. Извиваясь, чтобы посмотреть на свое отражение в ручье, лиса (слева) напоминает красивую женщину, смотрящуюся в зеркало. Танцующая лиса (справа) очаровывает своей игривой позой и коварным выражением лица, предполагая, что она вот-вот станет соблазнительницей.
Цукиока Ёситоси, Кузуноха, жена-лиса, расставание со своим ребенком, из серии Тридцать шесть призраков , 1890 г., ксилография, Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, Миссури, Дар мистера .. и миссис Чарльз А. Дюбок
Не все лисы-оборотни злонамеренны. В одной истории молодой дворянин спасает от охотников белую лису. В ответ на его доброту лиса превращается в красивую женщину по имени Кузуноха, которая выходит за него замуж и рожает ребенка. Но она не может вечно оставаться человеком. На гравюре запечатлен трагический момент, когда в тени, отбрасываемой на экран из рисовой бумаги, проявляется ее истинный облик лисы, и сын, натягивая ее кимоно, умоляет ее остаться. Оставив прощальное стихотворение, она направляет мужа и сына в лес, где пара впервые встретилась:
Если ты любишь меня, дорогая, приходи ко мне
Ты найдешь меня там, в большом лесу
Шинода провинции Идзуми, где уходит
Маранты всегда шумят в задумчивом настроении
(Нодзаки, Кицунэ: японская лиса тайн, Романтика,
и Юмор [Tokyo, 1961], 110–111)
Они наконец находят Кузуноху, но она больше не может снова превращаться в человека.
Утагава Хиросигэ, Канун Нового года Foxfires at the Changing Tree, Ōji , из серии Сто известных видов Эдо , 1857 год, ксилография, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Дар Кэролайн и Джарреда Морса. Фото © Museum Associates / LACMA
Лисы также считались посланниками Инари — божества, защищающего выращивание риса и его урожай. На этом гравюре лисы собираются в холодный звездный канун Нового года у дерева возле храма Инари в северной части Эдо (ныне Токио). Видите мерцающее пламя над их головами? В японском фольклоре эти странные ночные огни — на самом деле вызванные горящими болотными газами — сигнализируют о присутствии лисиц. Наблюдая за тенями, отбрасываемыми этим пламенем, местные фермеры верили, что смогут предсказать успех урожая в наступающем году (Gerstle et al., 9).0061 Мастерские иллюзии: японские гравюры из коллекции Анны ван Бима [Сиэтл, 2002], 320).
Земляной паук: злобный монстр или мятежник?
Утагава Ёсицуя, Земляной Паук , c. 1847–1852, триптих, ксилография, Художественный музей Спенсера, Канзасский университет, музейная покупка
В древних японских текстах семьи, восставшие против императора, пренебрежительно назывались земляными пауками ( цутигумо на японском). В народном воображении этот термин воспринимался буквально для обозначения наземного монстра. С выпученными глазами, восемью ногами и когтями, похожими на ножи, этот земляной паук держит змею и сидит на паутине, которая серыми и черными полосами тянется по нижней части гравюры. Вдобавок к ужасу, по всему его телу ползают сотни маленьких черных пауков. Чтобы сразить этого гигантского монстра, знаменитые воины спускаются в корзинах с поднятыми факелами, чтобы осветить подземную пещеру. Несмотря на все трудности, воины преуспевают.
Утагава Куниёси, Воин Минамото Райко и Земляной Паук , 1843 г., триптих, ксилография, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Завещание Джоан Элизабет Тэнни. Фото © Museum Associates / LACMA
Самурай 10-го века Минамото Райко спит в правом верхнем углу, пока земляной паук пытается поймать его в свою паутину. На переднем плане двое из четырех слуг героя играют в го (настольная игра), совершенно не подозревая о надвигающейся опасности, но двое других поворачивают головы, словно почувствовав угрозу. Быстро приближается орда демонов, включая монстра-фонаря, существо с девятью черепами и женщину с маленькой головой и гигантским лицом в животе. Художник проявляет большую изобретательность, превращая демонов, описанных в японских народных сказках, в причудливые, а иногда и забавные визуальные формы.
Детали демонов
В послании, широко известном во время создания этого триптиха, он также комментирует суровые реформы, проведенные в 1840-х годах, которые подавили свободный дух периода Эдо (1603–1868). Спящий Райко интерпретируется как больной сёгун Иеёси, а множество демонов символизируют негодование угнетенных горожан.