Русские головные уборы — Русская вера

Все мы слышали знаменитую пословицу «По Сеньке и шапка», но мало задумываемся о ее значении. Точнее, об историческом контексте ее происхождения. В русском традиционном обществе головной убор для мужчины являлся в том числе и статусной вещью. О том, как менялась форма и виды мужского головного убора, мы расскажем в данном тексте.

При изучении древнерусских головных уборов мы опираемся прежде всего на изобразительные источники и археологию. Однако мы имеем не так много находок с X по XIV вв. А на изобразительных источниках качество изображения остается скорее схематичным, чем наглядным. Одно остается совершенно ясным: головной убор являлся статусно-иерархичной частью костюма. Так, князей всегда изображали в шапке, находящихся при нем мужчин — без оных. Вероятнее всего, снятие шапки со времен раннего средневековья — знак уважения и признания своего более низкого статуса в социальной иерархии. О происхождении этого представления среди исследователей до сих пор ведутся споры, но мы вернемся к истории головных уборов. Уже упомянутый князь носил меховую шапку, имевшую суконную основу из четырех клиньев, обшитую мехом по тулье. Это один из известных нам древнерусских головных уборов, имевший летний вариант без меха (рис. 1, 2).

Рис. 1. Шапка-четырехклинка с мехом. Реконструкция мастерской «Закрома»Рис. 2. Шапка-четырехклинка. Летний вариант. Реконструкция мастерской «Закрома»

Для описываемого периода по изобразительным источникам легко угадывается такой тип головного убора, как колпак. Это однослойная или многослойная шапка, имевшая форму полуовала, которая подгибалась наружу в зависимости от размера головы владельца (рис. 3). Этот тип головного убора сохранился и до наших дней. И это один из самых распространенных видов головного убора.

Рис. 3. Изображение головных уборов на браслетах

Одни из первых археологических находок датируются XIV-XV веками. Это валяные шапки и плетеные головные уборы, напоминающие шляпы. Именно с этого времени мужские головные уборы почти не меняются. Чуть позже появляются шапки-мурмолки. Это колпаки, обшитые мехом изнутри и имеющие разрез, который можно было подогнуть наружу, иногда такие шапки имели пуговицы на тулье (рис 4). Зачастую щеголеватые молодые люди пришивали к своим шапкам ювелирные украшения, дорогие пуговицы и т.д. Г. Г. Громов считает, что татарский колпак имел заостренный верх, тогда как русский головной убор был сверху закруглен.

Рис 4. Шапка-мурмолка. Реконструкция мастерской «Закрома»

В XV веке под влиянием орды и растущей турецкой империи в моду у русской знати входит тафья — шапочка-наплешник наподобие тюбетейки (рис 5). Тафьи получают огромное распространение среди знати и входят в обиход настолько плотно, что часть знати стала находиться в них даже в церкви. Запрет на ношение тафьи (и вместе с ней и всей нерусской одежды) нашел отражение в решениях Стоглавого Собора в XVI веке.

Рис. 5. Шапочки-тафьи. Реконструкция Дмитрия Фролова, г. Саранск

Статья 39 о тафьях безбожного Махмета:

Такоже бы отныне и вперед все православные царие и князи и боляре и прочие вельможи и все православные хрестьяне приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и без шапок. И стояли бы на молитве со страхом и с трепетом откровенною главою по божественному апостолу. А тафъи бы отныне и впредь на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носити безбожного Махмета предание. О таковых бо священная правила возбраняют и не повелевают православным поганских обычаев вводити. От священных правил. В коейждо, убо рече, стране законы и отчиная не приходят друг ко другу, но своего обычая кииждо закон держит; мы же православнии, закон истинный от Бога приемше, розных стран беззакония осквернихомся, обычая злая от них приимше, темже от тех стран томимы есмя и расточаями виною нашея похоти и обычая, и сего ради казнит нас Бог за таковая преступления.

Однако на ношение тафей в среде знати этот запрет почти не повлиял. Их продолжили носить и в XVII веке. Любопытно и то, что вместе с головным убором среди знати распространился и обычай брить голову наголо, и он был порицаем церковью не менее, чем сама тафья. Любопытно, что этот головной убор сохранился в среде донских и терских казаков, однако неизвестен у уральских (яицких) казаков.

Помимо тафьи, статусным головным убором для позднего средневековья была шапка-горлатка. Это высока шапка, сшитая из горлышек соболей, куниц или иного ценного зверя. Она была атрибутом высшей знати. Такими шапками гордились, имели не по одной и хранили на специальных «болванах» на видном месте (рис 6).

Рис. 6. Боярин в горлатной шапке. Гравюры Солнцева

А что же носил простой люд? Всё те же колпаки, мурмолки и шапки-валенки, которые получают особое распространение. Это демисезонно-летние шапки различной формы, выполненные из валяной шерсти, технологию которой усвоили многие к позднему средневековью. Они имели различные формы — от известного овального колпака, подгибавшегося в зависимости от необходимости и сезона, до самых причудливых шляп.

К XVIII веку с петровскими реформами и резким изменением моды головные уборы претерпевают самые разные метаморфозы. Ведущим сословием в стране становится дворянство, к подражанию дворянам стремится купечество и духовенство. Через купцов мода проникает к горожанам и крестьянам. Европейский костюм, в который оделась знать, привнес с собой парики и практическое отсутствие головного убора либо голландские шляпы. Именно они дали толчок к разного рода причудливым формам шапок у народных масс. Технология валяния позволяла изготавливать головной убор любого вида.

Надо сказать, что именно в это время шапки становятся не только сословным маркером, но и профессиональным. В это время появляются ямщицкие шапки разных видов. Часть исследователей относит их к первой экипировочной одежде. Шапка должна была быть плотно набита и надета на голову, чтобы при полете ямщика с повозки он не разбил себе голову. Этакий первый шлем (рис 7). Постепенно причудливые формы ямщицких шапок входят в моду в простонародье. Они получают названия «ямщицких шляп» или «грешневиков». По одной из версий такое название происходит от вида и цвета пирога из гречневой муки, наподобие английского названия «pork-pie» (свиной пирог) для аналогичного вида шляп. Впоследствии грешневиками стали называть высокие шляпы с полями и без. Они были распространены на юге и западе Российской империи и оттуда же вместе со староверами-переселенцами распространились в Южную Сибирь (рис 8).

Рис. 7. Типы ямщицких шляп. Фото 1900 г.Рис. 8. Бухтарминские староверы в шляпах-гречневиках. 80-е годы XIX века

В XIX веке валяные шапки становятся еще и региональным маркером. Жители разных регионов и местностей начинают предпочитать разные по форме шапки, делая их частью своей идентичности. Так, например, один из первых центров производства валяных шляп в конце XVIII века находился в Нижегородье. Оттуда поставляли в разные концы Российской империи разные по форме шляпы, в соответствии с предпочтениями местных жителей. Чуть позже один из центров появляется на Вятке, а затем на Урале и в Сибири. Любопытным остается и тот факт, что изготовителями валяных шляп были староверы. Не случайно еще в конце XIX века валяная шляпа являлась атрибутом мужчин староверов, так как все остальные мужчины уже давно перешли на новомодные картузы, но к ним мы еще вернемся.

Во 2-й четверти XIX века в моду входят цилиндры. Жители уральских заводов реагируют на это и начинают изготавливать высокие шляпы, подобные цилиндрам, которые были распространены в Нижнетагильском заводе (рис 9). Реакцией на это становятся своеобразные короткие шляпы жителей екатеринбургского завода (рис 10). Жители невьянских заводов в середине XIX в. в будни носили поярковые шляпы, в праздники — пуховые шляпы или суконные картузы и фуражки, зимой надевали теплые шапки, опушенные мехом и бараньими мерлушками.

Рис. 9. Высокая валяная шляпа жителя Тагильского завода XIX века. Реконструкция НКО «ФОЛКЪ-ТОЛКЪ»Рис. 10. Короткая шляпа жителя Екатеринбургского завода XIX века. Реконструкция НКО «ФОЛКЪ-ТОЛКЪ»

Заводские жители и купцы носили также высокие цилиндры, которые приобретали на ярмарках в городах (рис 11).

Рис. 11. Нижегородские купцы в купленных цилиндрах. 90-е годы XIX века

Летним головным убором жителей Урала были валяные шапки — колпаки овальной формы или низкие круглые, без полей или с мягкими или твердыми полями, поднятыми вверх или откинутыми наружу. Тонкие круглые шляпы с полями назывались также катанки. Шапки и шляпы изготавливали самостоятельно или покупали. Войлочные колпаки «домашнего изделия» изготавливали из неокрашенной шерсти белого, черного или коричневого цвета. Летом носили также поярковые шляпы, изготовленные из шерсти, стриженой осенью с молодых овец.

В Чердынском уезде Пермской губернии в 1860-х гг. носили поярковые шляпы с красной шелковой лентой или черной плисовой, с несколькими оловянными узорчатыми пряжками. В Красноуфимском уезде упоминаются длинные, иногда конусообразные шляпы из грубой шерсти «коровятины» с плисовой бархоткой (ленточкой), унизанной оловянными пряжками. Традиция украшать шляпы парней лентами, перьями и пряжками широко известна и в других губерниях России. Это связано со статусом жениха. Как только парень женился, он переставал в повседневности украшать шапку.

Зимние шапки шили из меха, домашнего сукна, плиса. Обычно это были полукруглые шапки, утепленные мехом, с верхом из ткани и меховым околышем. Такие шапки имели разнообразные названия. «Татаркой» называли шапку полукруглой формы, подбитую овчиной без околыша, а также шапку с конусообразным верхом из сукна или меха, подбитую овчиной или на ватном подкладе, с меховым или плисовым околышем. В некоторых местах шапку с круглым суконным или плисовым верхом и опушкой из меха называли «бобровой». Шапку с верхом из плиса или сукна и мерлушечьим околышем называли также «чебак».

В XIX в. широко бытует «малахай» — головной убор с клапанами для ушей, затылка и лица, защищавшими от ветра и мороза. Его шили из овчины, иногда покрывали сукном. Богатые крестьяне носили малахай на лисьем меху. Многочисленные упоминания информаторов об этом головном уборе свидетельствуют о его распространении на территории Свердловской области и в начале XX в. Однако в среде староверов этот головной убор был запрещен к ношению в связи с тем, что напоминал рога.

К концу XIX века широко распространяется «картуз» (фуражка) — головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом и иногда кожаным козырьком. Это связано с распространением военной и позже прусской моды в России. Однако в указаниях староверческих соборов картуз был запрещен к ношению: собором староверов часовенных 1840 года, где картуз назван «жидовской» одеждой, и в постановлениях федосеевских и поморских соборов, где упоминалось о мерзости ношения картузов с лакированными козырьками. Тем не менее картуз входит в повседневное ношение даже в среде староверов, вытесняя к началу XX века валяные шапки из обихода. Для изготовления картуза шапочники приобретали сукно, шведскую материю, кожу или клеенку для околышей, коленкор для тульев, козырьки, картон под околыши и вату для теплых картузов.

В XX веке предпочтения в головных уборах начинают резко меняться в связи с огромным количеством выбора и началом массового производства головных уборов. В моду входят укороченные шляпы с полями и котелки. Эту тенденцию тут же подхватывают и староверы (рис 12, 13).

Рис. 12. Пос. Старая Утка. Урал. Семья староверов на пикникеРис. 13. Житель Сысерти. Урал. 1920-е годы

В XX веке шляпы с полями становятся чуть ли не маркером староверов, так как классический стиль ассоциируется с архаичным стилем (рис 14, 15, 16).

Рис. 14. Старик-старовер. Нижний Тагил, фото из архивов ГАСО, 1927 годРис. 15. Жители района Дубченских скитов. 1970-е годыРис. 16. Наставник федосеевской моленной, Нижегородье, 1980 год

К концу XX века в обиход староверов входят кепки, и оправдывается это тем, что христианин всегда должен быть с покрытой головой, снимая головной убор в храме. Среди староверов Америки в моду вошли и бейсболки.

В заключение можно сказать, что на всю современную Россию осталось несколько изготовителей традиционных мужских головных уборов.

  • производитель картузов — Олег Тульнов из Санкт-Петербурга (https://vk.com/tulnoff)
  • валяльщики-шапочники Владимир Пацула из Омска и Павел Суровцев из Самары (https://vk.com/scump)

Тем не менее хочется выразить надежду на то, что среди староверов вновь будет актуальной поговорка: «По Сеньке и шапка».


Автор: Вячеслав Печняк

Женские и девичьи головные уборы на Руси

К.Е. Маковский «Боярышня» 1884 г. Женские и девичьи головные уборы на Руси.

Веками на Руси весь женский наряд был «говорящим» и потому чем была украшена голова женщины можно было судить о ее месте жительства, роде занятий, происхождении и статусе.
Каждая губерния имела собственную моду и украшали головной убор по-особенному. По головному убору можно было узнать социальный статус его хозяйки. Более того, именно по головному убору можно было узнать идет ли по улице барышня или замужняя женщина. Головной убор также говорил и о достатке его владелицы. Это было видно потому как, в каких техниках и материалах был украшен головной убор Русской красавицы.

Девичий головной убор

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Повязка, сарафан, душегрея

Головные уборы шились в зависимости от того какую какого статуса была женщина. Надо сказать, что головной убор у девушки мог быть довольно разнообразным. Назывался он венцом, лентой, пчелкой, венчиком, тканкой. Кроме этих названий были и другие.

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Старинный девичий головной убор — венец «челка»

Головные уборы изготавливали из ткани и парчи, которую складывали как ленту. Самым торжественным головным убором считалась коруна. Мы можем назвать ее короной и делалась ее основа из проволоки, фольги или даже простого картона. Основу обтягивали тканью и росшивали бисером, жемчугом и камнями. Также в ход шёл перламутр, монеты и раковины… Все что смотрелось красиво и гармонично на каждом конкретном изделии.

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

Особенно красивой были коруны в северных губерниях. Они украшались драгоценными камнями. Коруны носили девушки на выдании вплоть до ХХ века.

Головной убор для замужней женщины.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

«Простоволосой», то есть без головного убора могла ходить только девица, а встретить простоволосую бабу, т е замужнюю женщину — главу рода было на Руси невозможно. Чаще всего женщина носила кику.
 Кика могла иметь «рожки», в которые вставляли плотную ткань. Эти «рога» на головном уборе должны были оберегать женщину и давать ей силу и плодородие. Чем старше становилась женщине, тем меньше становились рога на кике.

Русский: Вотячка. 1838 г.
1838
Источник
Русский: Альбом «Одежды Русского государства»
English: Album «Clothes Of Russian Country»

 

Сорока.

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Головной убор сорока мог быть парчовый или бархатный. Сороку украшали жемчугом и золотой вышивкой. Молодухи надевали сороку в престольные праздники и берегли как самый дорогой наряд. Сорока стоила больше чем породистая лошадь.

Кокошник.

Самым знаменитым головным убором, пожалуй, кокошник. Его сегодня ошибочно путают с девичьим головным убором — гребнем и венцом. Но кокошник сугубо женский головной убор!
На изготовление кокошника брали простеганный или проклеенный, холст который обтягивался тканью с вышивкой. Часто ткань расшивали бисером и камнями.
Кокошник по краям украшался жемчужными нитями – ряснами. Спереди располагали сетку из жемчужин. На кокошник можно было одевать шелковые или шерстяные платки — убрусы.
 В наши дни женщины тоже носят головные уборы, только теперь практически невозможно определить откуда приехала красавица и замужем ли она. Такой путаницы на Руси не было.
Сегодня можно посмотреть настоящие современные головные уборы в Москве в Гостином дворе по адресу: Гостиный двор вход с Варварки, дом 3, вход 15. В Гостином дворе располагается представительство русского модельера Валентины Аверьяновой, которая продолжает сохранять жизнь русских головных уборов. Сегодня можно купить или заказать кокошник, кику, венец, коруну или другой головной убор соответсвующий вашему статусу, чтобы продолжить традиции Руси в современном мире.

Куда ходить в таком головном уборе сегодня? Спросите вы. Это уже зависит от вашего рода деятельности, образа жизни и смелости. Сегодня русские женские или девичьи головные уборы приобретают для важных торжеств таких как свадьба или государственные праздники, встречи с главами государств или для тематических праздников и балов. А кто-то ходит в русском головном уборе на службу в храм…

Выбор за вами!

Русский головной убор — повязка

Русский головной убор — повязка

Коруна — свадебный головной убор Анастасии Аверьяновой

венец в русском стиле

Женские и девичьи головные уборы на Руси: Традиционный современный головной убор — венец.

Женские и девичьи головные уборы на Руси Современный головной убор повязка.

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Современный венец

Свадебная коруна, оплечье и поручи

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Современная повязка

Вышивка бель, вышивка стеклом

Боярское платье и венец от Валентины Аверьяновой

Украшение на голову: современная повязка

Женские и девичьи головные уборы на Руси: современный венец

Девичий венец

венец в русском стиле

венец и кружевная душегрея с капюшоном

Девичий венец

девичий венец и накосник

Ирина Волина в венце

кружевная душегрея и венец

Кокошник , вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Коруна и накосник

Бель, вышивка жемчугом и бисером

Русская красавица в кокошнике от Валентины Аверьяновой

шоу-рум Валентины Аверьяновой
кокошник и поручи

Кокошник с жемчугом, золотым шитьем и самоцветами

Контакты Дома русской одежды Валентины Аверьяновой

Просим Вас,по возможности, за час до визита в салон одежды в русском стиле звонить по указанному номеру.

Запись в шоу-рум: ☎+7(495)114-50-16

Салон находится по адресу: г.Москва ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, вход 15. Салон работает с 11:00 до 20:00, пн-пт

Кокошник: традиционный русский головной убор

Все мы знаем пословицу Одежда говорит за мужчин . В русском национальном костюме значительную роль играл головной убор под названием кокошник: он завершал праздничный женский костюм, многослойный и монументальный. Женщины надевали кокошник только в самых торжественных случаях и часто передавали его в семье. Этот русский головной убор также является источником вдохновения для многих современных модных решений. Приветствуем вас в мире красоты!

Иван Аргунов, Портрет неизвестной в русском костюме , 1784, ГТГ, Москва, Россия.

Что вообще означает это смешное слово?

Название происходит от древнерусского «кокош» — оно связано с формой головы птицы. Мы не знаем, когда именно появился Кокошник в русском женском костюме. Использование этого слова впервые было зарегистрировано в 17 веке.

Уже к XVIII-XIX векам предмет стал одним из самых распространенных русских женских головных уборов. В России и крестьяне, и горожане, принадлежавшие к купеческому и мещанскому сословию, носили головной убор на торжествах, в церкви и по большим праздникам.

Константин Маковский, Девушка с жемчужным ожерельем , 1880-1890, частное собрание. Викиарт.

Петр I, желавший модернизировать Россию по образцу стран Западной Европы, запретил этот головной убор. А вот кокошник сохранился в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.

В эпоху Екатерины Великой возродился интерес к русской истории и русским древностям. Женский костюм Московской Руси XVII века, состоявший из придворного платья, напоминающего сарафан, дополненного кокошником и длинной присборенной рубахой, был в моде.

Франц Крюгер, Портрет императрицы Александры Федоровны , 1830-е годы, Государственный исторический музей, Москва, Россия.

В 1834 году Николай I издал указ о введении нового придворного платья, дополненного кокошником. Он состоял из узкого открытого лифа с длинными рукавами и длинной юбки со шлейфом. Порядок ношения этих платьев сохранялся до отречения Николая II от престола в феврале 1917 года.05), Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

В древности кокошник имели право носить только замужние женщины. Несмотря на славный вид, главной особенностью кокошника было то, что он плотно закрывал волосы женщины, заплетался в две косы и укладывался венком или пучком. Древний обычай покрывать волосы замужней женщины известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными верованиями.

Девять портных делают мужчину

В данном случае мастерицы делают женщину. Кокошники, как правило, изготавливались профессиональными мастерицами-кокошницами, обладавшими необходимыми навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью, умением обращаться с дорогими, красивыми фабричными тканями: шелком, атласом, бархатом, парчой.

Спинка русского головного убора, 19 век, коллекция Натальи де Шабельской (1841-1905), Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

Важность образа

Особую ценность имели украшения, украшавшие кокошник. Посередине, как правило, располагалась стилизованная «лягушка» — символ плодородия. По бокам – S-образные фигурки лебедей – символы супружеской верности. На спине русского головного убора традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая ветвь которого — новое поколение. А на этом «кусте» были птицы, плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом, кокошник был еще и оберегом.

Был очень оригинальный сорт Кокошника с жемчужными шишками. Эти уникальные украшения символизировали плодородие. Была даже такая поговорка: Сколько шишек – столько малышей .

Абрам Клюквин, Женщина в головном уборе из торопецкого жемчуга и платке , начало 20 века, частное собрание. Артхив.

Стоимость некоторых кокошников, сделанных для царской семьи, была огромной. Кокошники считались большой семейной ценностью. Люди бережно хранили их и передавали по наследству. Часто ими пользовались несколько поколений женщин.

Константин Маковский, Боярский свадебный пир , 1883, Поместье Хиллвуд, Музей и сады, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Конечно, в кокошнике и маскарадном костюме никто не прял и не чистил. Эта дама, наверное, ждет, когда придут гости, и думает, что считает уборку дома большим событием!

Константин Маковский, Боярка у окна , 1885 год, частное собрание. Викиарт.

Modern Approach

Члены английской королевской семьи до сих пор носят русские головные уборы на свадьбах и важных мероприятиях. И принцесса Евгения Йоркская, и Меган Маркл выходили замуж в таких бриллиантовых тиарах. А Кейт Миддлтон на крестинах принца Луи надела вариант кокошника.

Елена Мрозовская, Княгиня Ольга Константиновна Орлова (урожденная княгиня Белосельская-Белозверская) в кокошнике на балу 1903 года в Зимнем дворце , 1903, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

На подиуме кокошники основательно переосмыслил Карл Лагерфельд. Они появились в 2009 году на показе Chanel «Париж-Москва». А Дженнифер Лопес позировала в традиционном русском головном уборе в 2014 году для обложки русского Harper’s Bazaar . Сегодня многие модные бренды предлагают свои версии кокошника: классические и переосмысленные — в виде красивых минималистичных повязок.

Русский головной убор, 19 век, коллекция Натальи де Шабельской (1841-1905), Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

Кстати, «корона наряда беженца» королевы Амидалы из второго эпизода «Звездных войн » также вдохновлена ​​этим традиционным русским головным убором.

Кадр из фильма Джорджа Лукаса « Звёздные войны. Эпизод II — Атака клонов », 2002 год. Costumevault.

«>

Головной убор | русский | Метрополитен-музей

Головной убор | русский | Метрополитен-музей

×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

Создан с благодарностью с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок:
Головной убор

Дата:
19 век

Культура:
Русский

Середина:
шелк, металл, стекло, полудрагоценные камни, хлопок

Кредитная линия:
Коллекция костюмов Бруклинского музея в Метрополитен-музее, дар Бруклинского музея, 2009 г . ; Подарок миссис Эдвард С. Харкнесс в память о ее матери Элизабет Гринман Стиллман, 1931 г.

Регистрационный номер:
2009 г..300.1713

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Похожие произведения искусства

  • Коллекция костюмов Бруклинского музея
  • Институт костюма
  • Костюм
  • Хлопок
  • Стекло
  • Головные уборы
  • Металл
  • Шелк
  • Камень
  • Из Азии
  • Из России
  • С 1800 по 1900 г. н.э.

Ресурсы для исследований

Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.