Кто такой нигилист, как он себя проявляет и что делает? Почему человек становится нигилистом?
17 октября 2022
17.10
6 минут
6 мин.
32443
35
1
Обновлено: 17 октября 2022
Обновлено 17.10
Точное значение слова «нигилизм» знают не многие. Кто-то считает, что к нигилистам относят творческих личностей с нестандартным мышлением, особым складом ума и социальным поведением. Но так ли это? Кого называют нигилистами? И чем они отличаются от остальных людей?
Содержание статьи
- Кто такой нигилист? Понятие термина
- Разновидности нигилизма
- Причины появления такого поведения
- Признаки нигилизма
- Как побороть нигилистские взгляды
- Примеры нигилизма из жизни
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Кто такой нигилист? Понятие термина
Буквальный перевод слова значит «ничто» (от латинского слова «nihil»)
Нигилистом называют человека, который придерживается особой жизненной философии, ставящей под сомнение и опровергающей необходимость моральных, нравственных и социокультурных ценностей.
Говоря простыми словами, нигилист — человек, который все отрицает.
Такое отрицание и несогласие — своеобразная форма протеста, способ психологической защиты, выход из внутреннего конфликта, стремление познать себя и свою роль в обществе.
Важно! Нигилистическое поведение — это особое отношение к жизни. Идеи нигилизма выбирает тот человек, который хочет защититься от внутренних переживаний, стремиться к отчуждению, отрицает любые ценности.
Разновидности нигилизма
Известные философы, писатели, общественные деятели в разное время «проповедовали» нигилистические идеи и отрицали моральные принципы общества. Не соблюдали общепринятые традиции и нормы, не признавали авторитетов и законов, были настроены скептически и вели себя цинично.
Существует множество видов нигилизма, приведем несколько самых популярных в таблице ниже:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если говорит кратко, то нигилизм отрицает любые нормы, правила, моральные ценности, сложившиеся стереотипы. Это явление часто получает критику со стороны общества, социологов и психологов.
Причины появления такого поведения
Специалисты схожи во мнении, что основной причиной нигилизма становится неправильное воспитание и напряженные детско-родительские отношения.
-
Авторитарные родители заставляют ребенка что-то делать, принуждают, давят на него. Ребенок формирует установку, что «родителям доверять нельзя — это опасно». Появляется непонимание себя, агрессивное поведение, злость на весь мир, недоверие к окружающим. -
Психологические травмы, обиды, ситуации абьюза и насилия «блокирую» доверие и чувство безопасности, тогда человек через нигилизм так транслирует в окружение свою душевную боль. -
Если человек одновременно стремится к свободе и хочет построить отношения, то у него возникнет внутренний конфликт, который может привести к отрицанию всего.
Признаки нигилизма
Современные нигилисты не признают авторитетов, не верят в «общественный строй», в государство, власть, законы и моральные «требования» общества. Они, что называется, «на своей волне» и сами себе создали особенные правила.
Как ведет себя человек, который придерживается нигилистских взглядов? Рассмотрим основные признаки нигилиста:
-
обостренный эгоизм, развитое до крайности чувство самосохранения -
скептическое отношение, циничное поведение, постоянная критика -
ничто и никто для него не указ -
не проявляет эмпатии, не открывает чувства, не дает волю эмоциям -
обладает низкой духовностью, отрицает мораль и нравственность -
имеет острый ум и холодный расчет -
не умеет замечать прекрасное, скуп на проявление чувств -
чувствует истощение, моральную неудовлетворенность -
пребывает в депрессивных состояниях
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя признаки нигилизма и хотите понимать и принимать социальные ценности. Наши психологи проработают ваши детские травмы, расскажут, как восстановить духовность, доверие к окружающим и начать проявлять эмпатию.
Как побороть нигилистские взгляды
Если чрезмерные нигилистические взгляды вызывают у вас негативные эмоции, вы чувствуете выгорание, депрессивные состояния или иные неприятные симптомы, то бороться с нигилизмом можно и нужно.
Чтобы полноценно реализоваться в обществе, разрушить «сковывающие» правила нигилизма, обратитесь к психологу или психотерапевту.
Приведем также несколько самостоятельных шагов, как решить проблему.
-
Проанализируйте плюсы и минусы ваших нигилистических взглядов. Оцените, что вам дает нигилизм и чего он вас лишает. -
Попробуйте выявить первопричину, с чего все началось. -
Начните изучать себя, свой темперамент, психотип, склонности и способности. -
Составьте список своих потребностей и напишите, как вы можете их «закрыть». -
Найдите цель в жизни, что является наиболее ценным для вас, чего вы хотите достичь. Если это цель будет связана с социальным окружением или признанием, то она станет «спасительным» маяком, чтобы вы могли стать достойным членом общества.
Важно! Избавление от нигилизма в основном включает долгую работу с детскими травмами и проживание тех негативных моментов. Немногие люди могут избавиться от негативного поведения сами, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью к квалифицированным специалистам.
Примеры нигилизма из жизни
Проявления нигилизма можно встретить в обычной жизни. Приведем несколько примеров, в чем выражаются нигилистические поступки:
-
организация митингов, шествий, протестов, пикетов. Нигилисты часто оспаривают решение властей и отрицаются правовое поле; -
человек ведет себя агрессивно, не пытается быть вежливым, тактичным, грубит и огрызается. Поставить на место его не получается, на замечания он не реагирует. Ему не важно мнение остальных; -
не соблюдает этикет, нормы прилия, нравственности, ведет себя вызывающе, так, как взбредет ему в голову.
Частые вопросы
Кого называют нигилистом?
+
Нигилистом называют того человека, который «проповедует» отрицание логики, фактов, аргументов, морали, нравственности, социальных ценностей. Нигилист отрицает все, что можно отрицать.
Какие есть минусы у нигилиста?
+
Приведем несколько примеров — такой человек в первую очередь вредит самому себе, очень категоричен в своих суждениях, не признает чужого мнения, болезненно реагирует на критику, не может признать свою неправоту.
Что делать в первую очередь в борьбе с нигилизмом?
+
Для начала нужно осознать проблему и понять, почему это поведение мешает нормально жить. Затем стоит описать то состояние, к которому человек хочет прийти, составить план борьбы и постепенно менять свое поведение.
Заключение эксперта
Нигилисты — приверженцы радикального поведения, они отрицают нормы, правила, права, блага, ценности, мораль. Они утверждают, что они свободны ото всего, но это не так. Многие лишь играют роль нигилиста, надевают маску, чтобы скрыть свой страх и боль. И вот этот страх, боль нужно вытаскивать наружу, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Справиться с жизненными потрясениями «мнимому» нигилисту поможет хороший психолог.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 350
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
-
2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог -
2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог -
2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог -
2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог -
2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- …
Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011 - . ..
Новиков, А. И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. — Л. : Лениздат, 1972 - …
Матузов, Н. И. Правовой нигилизм как образ жизни // Социум и власть. — 2014. — № 3
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье
Беременность и роды
Про детей
ЗОЖ
Психология
Неврология
Гастроэнтерология
Уход за собой
Лекарства и БАД
Предыдущая статья
Как раскрепоститься в постели
Следующая статья
Как убрать отрыжку тухлыми яйцами
Другие статьи по теме
Агишев Дамир Адгемович
12. 09.22
Миофасциальный болевой синдром
Неврология
Монахова Альбина Петровна
15.04.22
Как научиться расслабляться
Психология
Агишев Дамир Адгемович
18.08.22
Синдром лобной доли
Неврология
кто это такой, взгляды нигилистов
Нигилист – это личность, которая отрицает значимость общепринятых ценностей как нравственных, так и культурных. Понятие «нигилист походит от латинского «nihil» и означает «ничто». Нигилист отметает все принципы, не признает априори авторитетов. Помимо несогласия с общепризнанными ценностями и идеями, он отрицает также и осмысленность человеческого существования. Нигилисты склонны к критическому мышлению и скептицизму.
Кто такой нигилист
В толковом словаре находится информация о том, что нигилист – это индивид, который:
– отрицает смысл существования человека;
– свергает с пьедесталов все общепризнанные авторитеты;
– отвергает духовные ценности, идеалы и прописные истины.
Нигилист своеобразно реагирует на события в окружающем мире, проявляя защитную реакцию в качестве несогласия. Отрицание у нигилиста нередко доходит до мании. Для него все человеческие идеалы – как призраки, ограничивающие свободное сознание индивида и мешающие ему правильно жить.
Нигилист признает в этом мире лишь материи, атомы, образующие определенное явление. Среди основных причин нигилизма – эгоизм, а также чувство самосохранения, не ведающее чувства духовной любви. Нигилисты утверждают, что все творческое – ненужная и напускная ерунда.
В психологии нигилист рассматривается как человек, который отчаялся в поисках причин и смысла существования на земле.
В концептуальных положениях Э.Фромма нигилизм преподносится как механизм психологической защиты. Фромм считал, что основной проблемой индивида, пришедшего в этот мир не по своей воле, является естественное противоречие между бытием, а также тем, что человек, владея способностью к познанию себя, других, настоящего и прошлого, выходит за пределы природы. По мнению Э.Фромма личность развивается в стремлении к свободе и стремлении к отчуждению. И это развитие происходит путем увеличения свободы, однако не каждый может этим путем правильно воспользоваться. Вследствие этого негативные состояния и психические переживания приводят индивида к отчуждению и утрате его самости. Появляется защитный механизм «бегство от свободы», приводящий индивида к деструктивизму, нигилизму, автоматическому конформизму, стремлению разрушать мир, чтобы мир не разрушил его.
В.Райх, анализируя внешний вид и поведение нигилистов, характеризует их как высокомерных, циничных, дерзких с ироничной ухмылкой. Эти качества являются следствием действия нигилизма как защитного механизма. Эти особенности стали «броней характера» и выражаются в виде «невроза характера». В.Райх утверждает, что черты нигилистов – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом, отделившиеся от своих исходных ситуаций и ставшие постоянными особенностями характера.
Нигилист – это личность, разочаровавшаяся в жизни и скрывающая горечь этого разочарования под маской цинизма. Но именно в переломных моментах истории человечества нигилисты являлись движущей силой перемен и событий, и большинством носителей нигилистических взглядов была молодежь со своим стремлением к максимализму.
Взгляды нигилистов
Учение о нигилизме возникло в ХII веке, но вскоре было расценено как еретическое и предано анафеме папой Александром III.
Особенный размах получило нигилистическое движение в XIX веке на Западе и в России. Его связывали с именами Якоби, Ницше, Штирнера, Прудона, Кропоткина, Бакунина и других.
Само понятие «нигилизм» ввел немецкий философ Ф. Г.Якоби. Наиболее ярким представителем нигилизма был Ф.Ницше. Он считал, что истинного в мире нет, а его существование – иллюзия прохристианских мыслителей.
Еще один известный нигилист О.Шпенглер продвигал идею о закате европейской культуры и о разрушении прежних форм сознания.
С.Кьеркегор считал, что причиной распространения нигилистического движения является кризис в христианском вероисповедании.
В России во второй половине ХIХ века появилось больше сторонников нигилизма, отрицающих сложившиеся устои общества. Они высмеивали религиозную идеологию и проповедовали атеизм.
Значение слова нигилист наиболее раскрыто в образе Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Яркий представитель своего времени, он выражал социальные, а также политические изменения, которые происходили тогда в обществе. Он был «новым человеком», бунтарем. Студент Базаров описан Тургеневым как сторонник наиболее «беспощадного и полного отрицания». Прежде всего, он выступал против самодержавия, крепостного права, религии – это всего того, что порождало народную нищету, бесправие, темноту, общину, патриархальную старину, семейный гнёт. Бесспорно, это отрицание носило революционный характер, такой нигилизм был свойственен революционным демократам 60-х годов.
Среди основных видов нигилизма в современном обществе можно выделить несколько.
Правовой нигилизм состоит в отрицании законов. Это может привести к торможению правовой системы, противоправным действиям, а также хаосу.
Причины правового нигилизма могут иметь исторические корни, также он возникает из-за несоответствия законов интересам граждан, несогласия людей со многими научными концепциями.
Моральным нигилизмом называют метаэтическую позицию, которая гласит, что ничто не может быть моральным либо аморальным. Нигилисты предполагают, что даже убийство независимо от его обстоятельств и причин нельзя расценивать как плохой или хороший поступок.
Юношеский нигилизм, так же, как и юношеский максимализм выражается яркими эмоциями в отрицании всего. Подрастающая личность часто испытывает несогласие с взглядами, привычками и жизненным укладом взрослых и стремится защитить себя от негатива реальной жизни. Этот вид нигилизма нередко присущ не только юношам, но и эмоциональным людям всех возрастов и выражается в самых разных сферах (в религии, культуре, правах, знаниях, общественной жизни).
Мереологический нигилизм сегодня довольно распространен. Это философская позиция, которая твердит, что объектов, состоящих из частей, не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Например, нигилист уверен, что лес существует не как отдельный объект, а как множество растений в ограниченном пространстве. И что понятие «лес» создано, чтобы облегчить человеческое мышление и общение.
Географический нигилизм стал выделяться относительно недавно. Его суть в отрицании и неразумении нелогичного использования географических признаков частей света, подмене географических направлений север – восток – юг – запад и географических частей света культурологическим идеализмом.
Эпистемологический нигилизм – это форма скептицизма, которая утверждает сомнение в возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Софисты первыми поддержали скептицизм. Через некоторое время сформировалась школа, отрицающая возможность идеального познания. Тогда уже была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать нужные знания.
Популярный сегодня нигилизм – культурный. Его суть в отрицании культурных направлений всех сфер жизни социума. Руссо, Ницше и другие основоположники контркультуры полностью отрицали всю западную цивилизацию, а также буржуазную культуру. Самая большая критика обрушилась на культ потребительства массового общества и массовой культуры. Нигилисты уверены, что только авангард достоин развития и сохранения.
Религиозный нигилизм – это бунт, восстание против религии, негативное отношение к духовным общественным ценностям. Критика религии выражается в прагматическом отношении к жизни, в бездуховности. Такого нигилиста называют циником, для него ничего святого.
Социальный нигилизм выражается в самых разных проявлениях. Это неприязнь к государственным институтам, реформам, социальные протесты против различных преобразований, новшеств и шоковых методов, несогласие с различными политическими решениями, непринятие нового уклада жизни, новых ценностей и перемен, отрицание западных образцов поведения.
Среди негативных сторон нигилизма невозможность выйти за рамки собственных взглядов, непонимание среди окружающих, категоричность в суждениях, которая часто приносит вред самому нигилисту. Однако позитивно то, что нигилист проявляет свою индивидуальность, отстаивает собственное мнение, ищет и открывает что-то новое.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Каковы пять теорий нигилизма?
Нигилизм был широко распространенной философской школой, возникшей в 18-м и 19-м веках на большей части Европы и за ее пределами. Разговорно можно говорить о нигилизме как о мрачной, пессимистической школе, лидеры которой отвергали морализм религии, вместо этого веря абсолютно ни во что и ни в кого. По сути, это верно, но это также и чрезмерное упрощение. На самом деле нигилизм был широко распространенным, сложным и широким способом мышления о мире. Чтобы понять большую сложность нигилизма, философы часто делят школу на пять основных областей исследования. Мы рассмотрим пять ключевых теорий нигилизма в нашем удобном списке ниже.
1. Экзистенциальный нигилизм
Экзистенциальный нигилизм имеет некоторое сходство со школой экзистенциализма 19-го и 20-го веков, но они все же заметно отличаются друг от друга. Обе школы отвергали религию и другие авторитарные силы, которые когда-то доминировали в нашем образе жизни. Экзистенциальные нигилисты мрачно полагали, что без каких-либо моральных кодексов, удерживающих нас на месте, человеческая жизнь по существу бессмысленна и бессмысленна. Напротив, экзистенциалисты считали, что у человека есть сила найти свой собственный осмысленный путь сквозь абсурдную сложность жизни, но только если он достаточно смел, чтобы отправиться на его поиски.
2. Космический нигилизм
Космический нигилизм — одна из самых экстремальных теорий нигилизма. Его лидеры заглядывают в более широкую вселенную, утверждая, что космос настолько огромен и непостижим, что служит доказательством нашей незначительной незначительности. Космические нигилисты отмечали, что Вселенная совершенно безразлична к нашей повседневной жизни, тем самым подкрепляя аргумент о том, что все, что мы делаем, вообще не имеет значения, так зачем вообще верить во что-то или в кого-то? Некоторые даже пошли еще дальше, утверждая, что такие вещи, как любовь, семья, свобода и счастье, за которые мы так крепко цепляемся, — это просто отвлечение, чтобы отвлечь нас от лежащей в основе истины, что мы все просто ждем смерти.
3. Этический нигилизм
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
В отличие от двух рассмотренных выше теорий нигилизма, этические нигилисты сосредоточили свое внимание на вопросах морали. Они утверждали, что не существует такой вещи, как объективное правильное или неправильное. Этический нигилизм обычно делится на три подкатегории: аморализм — полное неприятие моральных принципов, эгоизм — взгляд, согласно которому человек должен заботиться только о себе и своих личных интересах, и моральный субъективизм — идея о том, что моральные суждения зависит от выбора человека, а не от внешней авторитарной силы, такой как религия или правительство, даже если они не имеют смысла ни для кого другого.
4. Эпистемологический нигилизм
Если эпистемология — это философия знания, то эпистемологические нигилисты интересовались тем, что такое знание. Они утверждали, что знание — это ложная конструкция, основанная на точке зрения другого человека, а не неоспоримый факт. Их философию лучше всего можно выразить фразой «мы не можем знать». Вместо этого они утверждали, что на самом деле вообще ничего не известно, и вместо этого мы должны скептически относиться к предполагаемым жизненным истинам, подвергая сомнению все вокруг нас и задаваясь вопросом, имеет ли это вообще какой-либо смысл.
5. Политический нигилизм
Как вы могли догадаться, политический нигилизм был связан с природой политики и правительства. Эта ветвь нигилизма разрушила все ранее существовавшие институты, которые пытались диктовать нам, как нам жить, включая религию, политические институты и даже социальные клубы и организации. Его ведущие мыслители утверждали, что мы должны подвергать сомнению любую высшую власть, которая пытается диктовать нам, как нам жить. Они подчеркнули, что все эти контролирующие учреждения были коррумпированы и имели свои собственные планы, поэтому мы должны оставаться крайне подозрительными и скептически относиться к их мотивам.
Чем не является нигилизм | The MIT Press Reader
Чтобы сохранить нигилизм как осмысленное понятие, необходимо отличать его от пессимизма, цинизма и апатии.
Нигилизм — одно из тех понятий, значение которых мы все почти уверены, если только кто-нибудь не попросит нас дать ему определение.
Автор: Нолен Герц
Нигилизм, мало чем отличающийся от времени (согласно Августину) или порнографии (согласно Верховному суду США), является одним из тех понятий, значение которых мы почти уверены, если только кто-нибудь не попросит нас дать определение это. Нихил означает «ничего». -ism означает «идеология». Однако, когда мы пытаемся соединить эти термины, комбинация, кажется, немедленно опровергает себя, поскольку идея о том, что нигилизм есть «идеология ничего», кажется бессмысленной. Сказать, что это означает, что кто-то «ни во что не верит», на самом деле не намного полезнее, поскольку вера во что-то предполагает, что есть во что верить, но если это что-то есть ничто , то не во что верить верят, и в этом случае вера ни во что снова является самоопровергающей идеей.
Поэтому легко попасть в ловушку мысли «Все есть нигилизм!» что, конечно, приводит к мысли: «Ничто не является нигилизмом!» Таким образом, чтобы сохранить нигилизм как осмысленное понятие, необходимо отличать его от понятий, которые часто с ним связаны, но тем не менее различны, таких, как пессимизм, цинизм, апатия.
Нигилизм против пессимизма
Если оптимизм — это надежда, то пессимизм — это безнадежность. Быть пессимистом — значит спрашивать: «Какой в этом смысл?» Пессимизм часто сравнивают со взглядом на мир в стиле «стакан наполовину пуст», но, поскольку он только наполовину пуст, этот сценарий может быть слишком обнадеживающим для пессимиста. Возможно, лучшим сценарием было бы то, что если бы пессимист упал в колодец и кто-то предложил его спасти, он, скорее всего, ответил бы: «Зачем беспокоиться? В колодце, вне колодца, мы все равно все умрем». Другими словами, пессимизм темен и угнетает. Но это не нигилизм.
Если бы пессимист упал в колодец и кто-то предложил его спасти, он, скорее всего, ответил бы: «Зачем? В колодце, вне колодца, мы все равно все умрем».
В самом деле, мы могли бы даже сказать, что пессимизм есть противоположность нигилизма. Подобно нигилизму, пессимизм можно рассматривать как порождение отчаяния. Факт нашей смерти, крушение наших желаний, непреднамеренные последствия наших действий, твиты наших политических лидеров — все это может привести нас либо к нигилизму, либо к пессимизму. Однако там, где эти две дороги расходятся, стоит вопрос о том, останавливаемся ли мы на своем отчаянии или прячемся от него.
Быть с пессимистом — значит знать, что ты с пессимистом. Но можно быть с нигилистом и не иметь ни малейшего представления. В самом деле, вы могли бы сами быть нигилистом и понятия не иметь. Такое отсутствие осознания является сутью нигилизма, поскольку нигилизм заключается в том, чтобы прятаться от отчаяния, а не зацикливаться на нем. Эту разницу проиллюстрировал Вуди Аллен в своем фильме «Энни Холл» (1977), когда его альтер-эго Элви Сингер беседует с парой, которую он останавливает на улице за советом:
ЭЛВИ ( Он идет по тротуару к молодой модной паре, обняв друг друга ): Вы… вы выглядите очень счастливой парой. Э-э… ты?
МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА: Да.
АЛЬВИ: Ага! Итак… п-п-как вы это объясняете?
МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА: Я очень поверхностна и пуста, у меня нет идей и мне нечего сказать.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: И я точно такой же.
АЛЬВИ: Понятно. Что ж, это очень интересно. Значит, у тебя что-то получилось, да?
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Верно.
Элви Сингер пессимист. Мужчина и женщина — нигилисты.
Наиболее показательно в этой сцене то, что она показывает, как пессимист может раскрыть личность нигилиста, точно так же, как можно утверждать, что пессимизм немецкого философа Артура Шопенгауэра помог Ницше раскрыть его собственный нигилизм. До того, как они столкнутся с Элви, они просто счастливо поверхностная и счастливо пустая пара. Однако, когда он просит их объяснить свое счастье, они уже не поверхностны и пусты; вместо этого они вынуждены пробудиться от своих мечтаний и осознать себя. это не что они счастливы что раскрывает их нигилизм; скорее их попытка объяснить пессимисту , почему они счастливы , раскрывает их нигилизм. На первый взгляд они родственные души, которые нашли друг друга. Но поверхность — это все, что они есть. Попытка пойти глубже показывает, что глубже нет ничего. И именно пессимист, столкнувшись с такой счастливой парой, спросит: «Почему?» что раскрывает их ничтожество.
Эта статья взята из книги Нолен Герц «Нигилизм».
Если, как я предположил ранее, нигилизм и пессимизм противоположны, то нигилизм на самом деле гораздо ближе к оптимизму. Видеть стакан наполовину полным — значит думать, что нам следует радоваться тому, что у нас есть, а не сосредотачиваться на том, чего не хватает. Но быть довольным тем, что у нас есть, также может быть способом оставаться самодовольным, игнорировать то, чего не хватает, чтобы избежать необходимости искать перемен. Точно так же верить, что в конце концов все получится, что всегда есть свет в конце туннеля, значит верить, что жизнь телеологична, что есть какая-то цель или намерение — будь то Бог или Справедливость, — невидимо действующая за тем, что происходит. мы испытываем.
Веря в существование сверхчеловеческих целей и сверхчеловеческих целей, мы упускаем из виду человеческие цели и человеческие намерения. Точно так же, когда мы возводим кого-то вроде Мартина Лютера Кинга-младшего в статус святого или пророка, мы видим в нем нечто большее, чем простой смертный, тем самым освобождая себя от обязанности подражать ему, поскольку мы просто должны надеяться. что кто-то вроде него придет снова. Если оптимизм заставляет нас быть самодовольными, заставляет нас ждать, пока не произойдет что-то хорошее или пока кто-то другой не сделает что-то хорошее, тогда оптимизм заставляет нас ничего не делать. Иными словами, не пессимизм, а оптимизм подобен нигилизму.
Нигилизм против цинизма
В Древней Греции циник был человеком, который жил подобно собаке (греческое kynikos означает «по-собачьи»), или, если быть более точным, был кем-то, кто жил согласно философии киника оставаться верным к природе, а не к тому, что этот человек считал социальной выдумкой. Сегодня циник — это точно так же тот, кто смотрит на общество свысока и считает его фальшивкой, но не потому, что циник считает общество неестественным, а потому, что циник считает фальшивыми людей, составляющих общество. Быть циником — значит предполагать худшее в людях, думать, что мораль — это просто притворство, и полагать, что даже когда кажется, что люди помогают другим, на самом деле они только пытаются помочь себе. Веря только в собственные интересы, циник кажется другим ни во что не верящим. Следовательно, цинизм может оказаться нигилизмом. Но это не нигилизм.
Циник может даже наслаждаться жизнью. В частности, циник может получить удовольствие, насмехаясь над теми, кто утверждает, что альтруизм существует или что политики являются самоотверженными государственными служащими, и особенно находит смехотворной мысль о том, что мы должны пытаться видеть в людях хорошее.
Цинизм, как и пессимизм, связан с негативом. Однако если пессимизм связан с отчаянием, с чувством бессмысленности жизни перед лицом смерти, то цинизм скорее связан с пренебрежением, чем с отчаянием. Циник так бы не сказал жизнь бессмысленна, но я бы просто сказал, что то, что люди говорят о жизни , бессмысленно. Циник может даже наслаждаться жизнью. В частности, циник может получить удовольствие, насмехаясь над теми, кто утверждает, что альтруизм существует или что политики являются самоотверженными государственными служащими, и особенно находит смехотворной мысль о том, что мы должны пытаться видеть в людях хорошее.
Пессимисты не являются нигилистами, потому что пессимисты принимают отчаяние, а не избегают его. Циники не являются нигилистами, потому что циники принимают ложь, а не уклоняются от нее. Ключевым элементом преодоления отчаяния является готовность верить, верить, что люди могут быть хорошими, что добро вознаграждается и что такие награды могут существовать, даже если мы их не испытываем. Но для циника такая готовность верить — это готовность быть наивным, легковерным и поддаваться манипуляциям. Циник высмеивает такие убеждения не потому, что циник утверждает, что знает, что такие убеждения обязательно ложны, а потому, что циник осознает опасность, которую представляют люди, утверждающие, что знают, что такие убеждения обязательно верны.
Скептик ждет доказательств, прежде чем вынести суждение. Циник, однако, не доверяет свидетельствам, потому что циник не верит, что кто-либо способен предоставить объективные доказательства.
Скептик ждет доказательств, прежде чем вынести суждение. Циник, однако, не доверяет свидетельствам, потому что циник не верит, что кто-либо способен предоставить объективные доказательства. Циник предпочел бы оставаться сомневающимся, чем рисковать быть обманутым, и поэтому циник считает тех, кто идет на такой риск, обманутыми. По этой причине циник способен выявить нигилизм других, призывая людей защищать свое отсутствие цинизма, подобно тому, как пессимист раскрывает нигилизм других, призывая людей защищать свое отсутствие пессимизма.
Пожалуй, лучшим примером способности циника к откровению является спор между Фрасимахом и Сократом в открывающей книге платоновской «Республики». Фрасимах сначала представлен как издевающийся над Сократом за то, что он расспрашивал других об определении справедливости, а затем требует, чтобы ему заплатили, чтобы он рассказал им, что такое справедливость на самом деле. Умиротворенный, Фрасимах определяет справедливость как уловку, придуманную сильными, чтобы воспользоваться слабыми, как способ сильных захватить власть, манипулируя обществом, заставляя его поверить в то, что послушание — это справедливость. Фрасимах далее утверждает, что всякий раз, когда это возможно, люди поступают несправедливо, за исключением случаев, когда они слишком боятся быть пойманными и наказанными, и, таким образом, Фрасимах заключает, что несправедливость лучше справедливости.
Когда Сократ пытается опровергнуть это определение, уподобляя политических лидеров врачам, тем, кто обладает властью, но использует ее для помощи другим, а не для помощи себе, Фрасимах не принимает опровержение, как другие, а вместо этого опровергает опровержение Сократа. Фрасимах обвиняет Сократа в наивности и утверждает, что Сократ подобен овце, которая думает, что пастырь, который защищает и кормит овец, делает это потому, что пастух хороший , а не понимает, что пастух хороший . 0071 откорм их на убой . Сократ никогда не сможет по-настоящему убедить Фрасимаха в том, что его определение справедливости неверно, и действительно, цинизм Фрасимаха настолько убедителен, что Сократ тратит остаток «Республики», пытаясь доказать, что справедливость лучше несправедливости, пытаясь опровергнуть очевидный успех несправедливых людей, делая метафизические заявления о влиянии несправедливости на душу. Таким образом, Сократ может противостоять цинизму в видимом мире только через веру в существование невидимого мира, невидимого мира, который, как он утверждает, есть 9.0071 более реальный , чем видимый мир. Иными словами, именно цинизм Фрасимаха заставляет Сократа раскрыть свой нигилизм.
Здесь мы видим, что нигилизм на самом деле гораздо более тесно связан с идеализмом, чем с цинизмом. Циник представляет себя реалистом, человеком, которого заботят действия, а не намерения, который сосредотачивается на том, что люди делают, а не на том, чего они надеются достичь, кто помнит невыполненные обещания прошлого, чтобы не быть сметенным. в еще не сбывшихся обещаниях о будущем. Идеалист, однако, отвергает цинизм как безнадежно негативный. Сосредоточив внимание на намерениях, надеждах и будущем, идеалист может предложить позитивное видение, чтобы противостоять негативности циника. Но отвергая ли цинизм, идеалист отвергает и действительность?
Нигилизм на самом деле гораздо более тесно связан с идеализмом, чем с цинизмом.
Идеалист, как мы видели у Сократа, не в состоянии бросить вызов циничному взгляду на реальность и вместо этого вынужден конструировать альтернативную реальность, реальность идей. Эти идеи могут образовывать связную логическую историю о реальности, но это никоим образом не гарантирует, что эти идеи представляют собой нечто большее, чем просто историю. По мере того как идеалист все больше и больше сосредотачивается на том, какой должна быть реальность , идеалист все меньше и меньше заботится о том , как реальность — это . Утопические взгляды идеалиста могут быть более убедительными, чем антиутопические взгляды циника, но антиутопические взгляды, по крайней мере, сосредоточены на этом мире , тогда как утопические взгляды по определению сосредоточены на мире, который не существует . Именно поэтому использовать потусторонний идеализм для опровержения посюстороннего цинизма значит заниматься нигилизмом.
Нигилизм против Апатии
Наряду с пессимизмом и цинизмом нигилизм также часто ассоциируется с апатией. Быть апатичным — значит быть без пафоса, без чувства, без желания. В то время как всем нам время от времени предоставляется выбор, который нас особо не колеблет в ту или иную сторону («Хотите поесть итальянского или китайского?»), такая незаинтересованность — это то, что постоянно чувствует апатичный человек. Таким образом, быть апатичным означает быть безразличным к чему-либо. Пессимист чувствует отчаяние, циник чувствует презрение, а апатичный человек ничего не чувствует. Другими словами, апатия рассматривается как нигилизм. Но апатия — это не нигилизм.
Пессимист чувствует отчаяние, циник чувствует презрение, а апатичный человек ничего не чувствует.
Апатия может быть отношением («Меня не волнуют , что ») или чертой характера («Меня не волнует что-либо »). Однако и в том, и в другом случае апатичный индивид выражает личное чувство (точнее, бесчувственность ), а не утверждает, что все должны чувствовать (или, опять же, не чувствовать). Апатичный индивид прекрасно понимает, что другие люди чувствуют иначе, поскольку они вообще что-либо чувствуют. И поскольку апатичный человек ничего не чувствует, апатичный человек не испытывает никакого желания убеждать других в том, что они также не должны ничего чувствовать. Другие могут заботиться, но апатичный человек не заботится, и поскольку им все равно, апатичный человек не заботится о том, чтобы другие заботились.
Тем не менее, апатия до сих пор часто воспринимается теми, кому не все равно, как оскорбление, как оскорбление, как упрек. Например, в «Дарье» на MTV (1997–2002) — передаче о «крайне апатичной» старшекласснице — Дарья Моргендорфер и ее подруга Джейн Лейн ведут следующий разговор:
ДАРЬЯ: В школе происходит трагедия, и все думают о мне. Популярный парень умер, и теперь я популярна, потому что я несчастная цыпочка. Но я не несчастен. Я просто не такой, как они.
ДЖЕЙН: Это действительно заставляет задуматься.
ДАРЬЯ: Забавно. Большое спасибо.
ДЖЕЙН: Нет! Вот почему они хотят поговорить с вами. Когда говорят: «Ты всегда несчастна, Дарья», они имеют в виду: «Ты думаешь, Дарья. Я могу сказать, потому что ты не улыбаешься. Теперь этот парень умер, и это заставляет меня задуматься, и от этого у меня болит головка, и я перестаю улыбаться. Итак, скажи мне, Дарья, как ты справляешься с тем, чтобы все время думать, пока я не вернусь в свое нормальное овощное состояние.
ДАРЬЯ: Хорошо. Так почему ты избегаешь меня?
ДЖЕЙН: Потому что я старалась не думать.
Таким образом, апатичный индивидуум может, подобно пессимисту и цинику, разоблачать нигилизм других, хотя, в отличие от пессимиста и циника, апатичный индивидуум делает это, даже не пытаясь. В то время как пессимист и циник бросают вызов другим, чтобы объяснить отсутствие у них пессимизма или цинизма, апатичный человек вместо этого является тем, кому бросают вызов, бросают вызов другие, чтобы объяснить его или ее отсутствие пафоса. Пытаясь вызвать у апатичного человека заботу, человек, которому не все равно, вынужден объяснять почему он или она заботится, объяснение, которое может показать, насколько значимой (или бессмысленной) является причина заботы человека.
Апатичному человеку все равно. Однако не заботиться — это не то же самое, что не заботиться ни о чем. Апатичный человек ничего не чувствует. Но у нигилиста есть чувства. Просто то, что испытывает нигилист, есть само ничто . И именно потому, что нигилист способен испытывать такие сильные чувства, сильные чувства к тому, что есть ничто, нигилист не является и не может быть апатичным. У нигилистов может быть сочувствие, сочувствие и антипатия, но не может быть апатии.
Не заботиться — это не то же самое, что не заботиться ни о чем. Апатичный человек ничего не чувствует. Но у нигилиста есть чувства.
Ницше пытался продемонстрировать чувства, действующие в нигилизме, в своем аргументе против того, что он называл «моралью сострадания». Мораль жалости гласит, что хорошо чувствовать жалость к тем, кто в ней нуждается, и особенно хорошо, когда такая жалость побуждает помогать тем, кто в ней нуждается. Но, согласно Ницше, желание помочь часто мотивируется тем, как мы можем видеть себя благодаря тому, как мы видим других в нужде, в частности, как мы видим себя способными помочь, достаточно сильными, чтобы помочь.
Мораль сострадания заключается для Ницше не в помощи другим, а в возвышении себя за счет умаления других, низведения других до их нужды, до нужды, которой у нас нет и которая по контрасту показывает, как много мы имеем. Жалость нигилистична, поскольку позволяет нам уклоняться от реальности, например, позволяя нам чувствовать, что мы лучше, чем мы есть, и что мы лучше тех, кто в ней нуждается. Следовательно, мы можем избежать признания того, что нам, возможно, просто повезло больше или что мы были более привилегированными.
Мораль жалости заставляет нас чувствовать жалость и чувствовать себя хорошо, чувствуя жалость. Иметь такие чувства хуже, чем ничего не чувствовать, потому что если мы чувствуем себя хорошо, когда чувствуем жалость, то мы мотивированы только тем, чтобы помочь людям, к которым мы чувствуем жалость, а не помочь положить конец системной несправедливости, которая в первую очередь создает такие жалкие ситуации. В то время как апатия может помочь нам не быть ослепленными нашими эмоциями и более ясно видеть ситуации несправедливости, жалость вместо этого, скорее всего, побудит нас увековечить несправедливость, увековечивая условия, которые позволяют нам помогать нуждающимся, которые позволяют нам видеть самих себя. как хороший за помощь тем, кого мы считаем только нуждающимися .
Это не означает, однако, что мы должны пытаться достичь апатии, что мы должны пытаться заставить себя ничего не чувствовать. Популярные версии стоицизма и буддизма призывают к спокойствию, отрешенности, к попыткам не чувствовать то, что мы чувствуем. Заставлять себя становиться апатичным — нигилистично, поскольку это означает уклонение от наших чувств, а не противостояние им.