Женские головные уборы в русском народном костюме

Подарки к празднику

  • День пограничника
  • Выпускной
  • День рождения
  • Юбилей
  • Свадьба
  • Годовщина свадьбы
  • Новоселье
  • Посмотреть все

Кому подарок

  • Иностранцам
  • Папе
  • Маме
  • Дедушке
  • Бабушке
  • Мужчине
  • Женщине
  • Мальчику
  • Девочке
  • Коллеге
  • Посмотреть все

Главная \ Советы и рекомендации \ Женские головные уборы в русском народном костюме

« Назад

Роскошные головные уборы были частью русского народного костюма. Их изготавливали из лучших тканей, украшали жемчугом, бисером, пайетками, золотым и серебряным шитьём. Именно их внешний вид мог рассказать о возрасте владелицы, её семейном и общественном положении. Из огромного количества видов выделяются уборы в русском народном костюме для замужних женщин и незамужних девиц.

По древней русской традиции замужние женщины должны были покрывать свои волосы головным одеянием и в этом им помогали:

Кокошник

Кичка

Клобук

Большое разнообразие женских головных уборов в нашем каталоге »

  1. Кокошник. Часть свадебного убранства из плотного твёрдого материала, обтянутого дорогой парчовой тканью. Завязывался сзади лентами, украшали его цветами, бисером, драгоценными каменьями, жемчугом. Носили в основном мещанки и купчихи.
  2. Кичка. Декоративный нарядный головной убор на твёрдой основе из парчи или льна, декорированный позолоченными или серебряными нитками. Имел копытообразную, рогатую, лопатообразную форму, которую делали из стёганого материала или бересты.
  3. Клобук. Шапка в виде конуса, украшенная подвесками, бусами, различными пряжками.

Способы убранства головы демонстрировали будущим женихам приданое невесты и способствовали удачному замужеству. Незамужние девицы заплетали косу, а также им предписывалось носить:

Перевязка

Венок

Ободок

  1. Перевязку из плотной ткани, концы которой завязывались в виде банта. Для красоты её обшивали цветными или золотыми нитками.
  2. Венок. Для создания веночков использовались живые или искусственные цветы, которые собирались в декоративный обруч.
  3. Обруч с открытой макушкой. Круг из картона или древесной коры обшивали красивой тканью и украшали бисером или каменьями.

Осталось узнать, какими были русские народные шапки? Самым распространённым зимним головным убором на Руси была шапка-ушанка. Такое название она получила из-за наушников, которые можно связывать на затылке, макушке или подбородке. Среди богатого слоя населения популярными были шапки с меховой опушкой и матерчатым верхом. С ними обычно носили полотенчатый наряд – убрус, приколотый специальными булавками. Национальные уборы в русском стиле выглядели так богато и были настолько красивыми, что некоторые из них пользуются популярностью до сих пор.

Официальный партнер

Традиционные русские женские головные уборы

Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.

Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.

Девичьи и женские традиционные русские народные прически.

Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.

Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.

Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.

Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).

Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».

«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».

Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.

Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

Девичьи традиционные русские народные головные уборы

При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.

Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.

Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).

На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.

Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.

Женские традиционные русские народные головные уборы

Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.

Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.

Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.

Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.

Повойник (подубрусник) — это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем. В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Поверх всего этого одевали волосник.

Волосник – женский русский народный головной убор

Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.

Убрус – женский русский народный головной убор.

Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.

Способы повязки убруса.

Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.

Кика – женский русский народный головной убор

Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.

Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.

Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

Кокошник– женский русский народный головной убор

Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.

Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.

В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.

Женские зимние русский народные головные уборы.

Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.

Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.

Мужские ушанки и другие меховые шапки из России

Русская шапка-ушанка существует уже много лет и теперь известна во всем мире как теплая и уникальная с точки зрения внешнего вида. Определите свой размер русской шапки и начните покупать шапки из натурального и искусственного меха!

12 Предмет (S)

Show 30 60 90

  • 0011

Россия страна холода и зимы. Русские не мечтают о белом Рождестве, оно есть и не может представить его без снега и морозного воздуха. Действительно, эта земля хорошо известна своими экстремально низкими температурами, и временами это может быть даже преимуществом. По меньшей мере дважды в истории страны врагам приходилось отступать от Москвы прежде всего из-за суровых невыносимых погодных условий. Вы можете думать о русских как о каком-то особом типе людей, невосприимчивых к холоду, но это не совсем так. Секрет в том, что мы слышали от сибиряков, которые среди русских являются заслуживающими доверия знатоками зимы. Они говорят: «Дело не в том, что мы никогда не мерзнем, дело в том, что мы умеем хорошо одеваться, чтобы не мерзнуть»

Легендарная русская меховая шапка под названием « ушанка » является убедительным доказательством того, что русские научились искусству зимней мудрости. Это, безусловно, больше, чем стереотипный сувенир, который иностранные туристы часто привозят домой из своих путешествий. Его рождение является результатом климатических требований, а иногда и буквального выживания при экстремально низких температурах.

Само слово происходит от слова « уши », что означает « уши » на русском языке.

Когда появилась

ушанка ?

Существует несколько теорий возможных источников. В одном из них говорится, что монгольская шлемовидная шапка под названием « малахай » могла быть прототипом русской ушанки . Малахайская шапка имела «уши», которые были предназначены для защиты владельца от сильного ветра в носке, а также могли подвязываться сзади в теплую погоду. Монгольские племена правили восточными славянами около 400 лет, начиная с 14 века, поэтому неудивительно обнаружить влияние монгольской культуры в различных аспектах русской жизни.

Поморы, русские поморы в районах Северного Ледовитого океана, также носили этот функциональный тип шапки с длинными «ушами». Рыбаки использовали их как теплые шарфы во время плавания по ледяным водам Белого моря.

Неважно, с севера она пришла или с юга, но эта шапка-ушанка стала популярной среди русского крестьянства. Русские земляки 16 века считали его признаком богатства. На самом деле его носили и мужчины, и женщины. Женские головные уборы были украшены жемчугом с изнаночной стороны, закрывавшей волосы.

Армейское обмундирование Артикул

Позже, в 1919 г., во время коммунистической революции и Гражданской войны ушанка зарекомендовала себя как предмет военной формы как в белых (монархических), так и в красных (коммунистических) Армии. Первая называлась колчаковка в честь имперского российского адмирала, военачальника и полярного исследователя Александра Колчака. Он был сделан из японской шерстяной ткани. Последняя называлась буденовка по имени командующего кавалерией Красной Армии Семена Буденного. Он был остроконечен сверху, так как был стилизован под старинные русские шлемы, столь знакомые каждому русскому по героическим былинам и народным сказкам. Эти шапки также были шерстяными и по причине недостаточной теплоизоляции были заменены на гораздо более тяжелые зимние 9.0039 ушанки в 30-е годы.

Моряки были первым родом войск, надевшим их. Единственным возможным цветом на пароходах с плавающей в воздухе угольной пылью в то время был черный цвет. Так же как и их шляпы, черные как уголь. Традиционный цвет перешел к современной фуражке ВМФ России. Все военные службы носят ушанки символических цветов, стальной оттенок для сухопутных войск и небесно-голубой цвет для воздушного флота.

Артефакт уходящей советской эпохи

Ушанка была популярна на протяжении веков вплоть до периода Советского Союза, когда она продолжала быть признаком престижа и определенного социального статуса в зависимости от того, из какого меха она была сделана. Самыми дорогими и поэтому редкими видами меха были молодой северный олень, норка и каракул. Рядовым Советам приходилось довольствоваться овчиной и кроликом. Шапки из искусственного меха назывались «чебурашками» в честь знаменитого советского мультипликационного героя, до сих пор глубоко любимого в России.

Шапка сегодня

Оксфордский словарь сегодня определяет этот тип шляпы как шапка , что буквально означает «шапка» на русском языке.

Очень популярный туристический сувенир, который покупают в России.

Ушанка сегодня – символ, который выбирают болельщики футбольного клуба «Челси». Клуб принадлежит известному российскому бизнесмену Роману Абрамовичу, а шапка из искусственного меха Chelski с логотипом клуба — must have для истинного поклонника «Челси».

Слава Зайцев, всемирно известный русский художник и кутюрье, прославил шапку своими коллекциями в традиционном русском стиле и тем самым сделал ее модным аксессуаром для модниц.

Сегодня шапка – самый узнаваемый атрибут настоящего русского мужчины. Он стал одним из символов Советского Союза, а впоследствии и России. Если вы видите его в голливудском фильме, он определенно на нем. Серьезно, разве они не носят их круглый год, не снимая, даже когда спят или принимают душ?!

Виды меха

Натуральный мех россияне всегда восхищались и ценили. Исторически шкура была денежной единицей у древних русских. Если вы приедете в нынешнюю Россию зимой, желательно в Сибирь, вы, вероятно, заметите множество людей в шубах и меховых шапках. Мех определенно вне всякой моды. В The Russian Store мы предлагаем коллекцию головных уборов ручной работы в России из самых популярных и желанных видов меха. Например:

  • Мех кролика, ценится за мягкость и легкость
  • Мех рыжей лисы, такой привлекательный своей яркостью и нежностью
  • Мех бурого бобра, известный своей рекордной износостойкостью
  • Мех ондатры (ондатра), любимый за отличные водоотталкивающие свойства
  • Мех норки, один из самых ценных и дорогих видов меха в мире
  • Шерстяные шапки, любимые и носившиеся всегда и везде
  • Искусственный мех, за наше уважение и заботу о вашем вкусе на всякий случай вы экологически чистый клиент

Стеганая подкладка внутри наших шапок добавит тепла и комфорта. Наши головные уборы — это идеальное сочетание практичности и престижа, стиля и содержания.