Содержание

Паколь: почему советские офицеры предпочитали носить афганский головной убор

Русская семерка

У этого головного убора несколько названий – паколь, паккуль, читрали топи. По словам известного американского историка и исследователя афганской культуры Луи Дюпре, последнее наименование в переводе с пушту означает «читральская шапка» – паколь в 80-е изготавливался в пакистанском округе Читрал. В Пакистане его носили исключительно пуштуны, поэтому еще одно название плоской шапки – «пуштунка». За своеобразную форму бойцы Советской Армии прозвали головной убор «блином».

Что он из себя представляет

Видео дня

Луи Дюпре в 80-е часто бывал в Афганистане как этнолог и оставил описание паколя. Ученый писал, что данный головной убор там в основном носят мужчины Нуристана, региона на северо-западе Афганистана. В 80-х годах паколь был непременным атрибутом афганского моджахеда. Лидер Северного альянса Ахмад Шах Масуд практически на всех фото-видеосъемках демонстрировал именно шерстяную «пуштунку», что только добавило ей популярности. Традиционный паколь изготавливается из овечьей шерсти, эту шапку можно свернуть блином в жаркий период и наоборот, развернуть, закрыв уши в заморозки. Вариант паколя – шапка из хлопка. Внутри «пуштунка» обшита тонкой атласной тканью.

Чем удобна

В книге Александра Сухолесского «Спецназ ГРУ в Афганистане. 1979 – 1989» упоминается о том, что всем спецназовцам для выполнения определенных задач систематически приходилось переодеваться в «духовскую» одежду, и «пуштунка» была ее непременным атрибутом. Наиболее органично она смотрелась на выходцах из Средней Азии или кавказцах – внешне эти воины практически не отличались от представителей коренного населения Афганистана. Паколь советским офицерам и солдатам нравился своей универсальностью: изготовленный из шерсти, он весьма удобен как при ношении в палящий дневной зной, так и в холодные ночи, а также зимой – «пуштунка» фактически всесезонный головной убор. Причем, как пишет Александр Сухолесский, спецназовцы настолько привыкали к паколю, что некоторые даже спустя 20 лет после вывода советских войск из Афганистана продолжали его носить на гражданке (в книге есть фото в «пуштунке» ветеран 186-го отдельного отряда особого назначения ГРУ Сергея Жданова с соответствующей подписью) – паколь шьют на заказ, подобные предложения легко можно найти на соответствующих сайтах в интернете.

Что еще переняли «афганцы» у моджахедов

Командующий 40-й армией ограниченного контингента советских войск в Афганистане генерал-майор Борис Громов в воспоминаниях писал, что самый главный опыт, который пришлось перенимать на афганской войне у душманов – тактика ведения боя: «классические бои» в условиях горной местности этой страны были нереальными, а именно им и обучали офицеров и солдат в армии СССР. К тому же, моджахеды практиковали и навязывали «шурави» партизанские методы боестолкновений, которыми, в отличие от противника, владели в совершенстве – «духи» оправдывали свое прозвище, внезапно появляясь в самых неожиданных местах, точечно атаковали и скрывались, уходя в горы и ущелья. Советские танки и боевые машины пехоты не могли взбираться на горные вершины и даже обстрелять их – не позволял угол возвышения орудий. Советским подразделениям для придания боевым действиям наибольшей эффективности приходилось брать пример с тактики душманов – для атак формировались небольшие ударные группы, как и моджахеды, «шурави» устраивали засады на караваны, доставлявшие «духам» оружие, боеприпасы, горючее и продовольствие. Бывший военнослужащий 3-й мотострелковой роты 181 мотострелкового полка Александр Бахтин вспоминал, что, как и душманы, с пленными его сослуживцы чаще всего не церемонились, причем, после получения необходимой информации во время допросов их нередко даже не расстреливали, а забивали до смерти, чему Бахтин был свидетелем. Случалось, от пленных «духов» избавлялись на маршах на обратном пути после выполнения задания – заставляли их нести тяжелый груз, а когда группа подходила к месту назначения, душманов «пускали в расход». Бывало, «духов» пытали, это подтверждает лейтенант запаса Игорь Котов, служивший в Делалабаде в 186-м мотострелковом полку. По его словам, однажды группу захваченных в плен под Гардезом моджахедов «отпустили», потому что их нечем было кормить: имевшийся в наличии солдатский сухпай командир на них тратить не захотел. Поскольку пленников в момент принятия решения об «освобождении» перевозили на МИ-8, а приземляться не хотелось, душманов просто выбросили за борт с высоты 2 тысяч метров. Знавшие, что с пленными советскими военнослужащими «духи» обращаются куда более жестоко, воины ограниченного контингента воспринимали подобное отношение к захваченным моджахедам как должное.

Другое, Александр Бахтин, Игорь Котов, Сергей Жданов, Борис Громов, ГРУ

Русская семерка: главные новости сегодня

  • «Королева русских уголовников»: судьба Соньки Золотой Ручки

  • Дий Репин: за что НКВД казнил потомка гениального русского художника

  • Самое загадочное исчезновение в СССР: что случилось любимчиком Сталина лётчиком Сигизмундом Леваневским

Паколь

Паколь, пуштунка

Пако́ль (или пакол) — один из традиционных афганских головных уборов в виде берета «две лепёшки», носимый преимущественно пуштунами. Бывает чёрного, коричневого, белого цвета. Изготавливается из тонкой шерсти. В годы афганской войны являлся одним из атрибутов душманов, в том числе паколь носил Ахмад Шах Масуд. Солдатами ограниченного контингента советских войск в Афганистане паколь назывался «пуштунка». В массовой культуре обычно считается атрибутом моджахеда и своего рода символом борьбы с советскими войсками.

Распространение

Паколь в Афганистане — это в большей степени афганский традиционный головной убор, его носят пуштуны, нуристанцы и таджики — северного, северо-восточного Афганистана и Панджшерского ущелья. Изготавливается из тонкой шерсти, покрашенной в чёрный, коричневый, бежевый и белый цвет. Представляет собой двухуровневый шерстяной берет, закатанными краями в обруч.

Паколь в Пакистане носится исключительно пуштунским населением, в местах, исторически населённых пуштунами, — это северо-западная часть страны, так называемая Зона племён, Северный и Южный Вазиристан, провинции Хайбер-Пахтунхва, Читрал, частично Пенджаб (Пакистан) и другие.

Получил широкое распространение в годы Афганской войны (1979-1989), став одним из характерных атрибутов одежды афганских моджахедов (душманов) — «борцов за веру». Известно, что паколь постоянно носил влиятельный полевой командир, лидер партии «Исламское общество Афганистана» и командующий группировкой «Северный альянс» — Ахмад Шах Масуд (Панджшерский лев). Многие его подчинённые так же предпочитали паколь другим видам головных уборов.

Военнослужащими Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) паколь часто назывался «душманка» или «пуштунка», реже «нуристанка».

В 1980-е годы паколь — символ «освободительной борьбы» афганской вооружённой оппозиции с ОКСВА можно было увидеть на голове «афганского повстанца», позирующего на фотоснимках страниц популярных западных изданий.

Изготовление и продажа паколей в северном Пакистане

История возникновения

Есть мнения, что прародителем современного паколя является существовавшая в эллинистический период (возможно ранее — с времён Александра Великого, в Древнем Риме), плоская небольшого размера македонская шапка (шляпа) — καυσία («каузия», латинск. causea). Использовалась неимущими как спасение от лучей палящего солнца.

Описание

Паколь — традиционный (национальный) всесезонный головной убор — ручной вязки на шести или более швах, круглой формы диаметром до 60 см, способный разматываться в высоту.

У ряда народностей Афганистана, некоторых пуштунских племён Кунара и Лагмана, жителей Нуристана, афганского Бадахшана, Панджшера, пакистанского Читрала называется «Khowar». Паколь надевают в районах Гилгита (Пакистан), Джамму и Кашмир, а также в других регионах Южной Азии.

Паколь внешне напоминает берет с цилиндрическим основанием. Известны два основных типа паколя, наиболее классическим из которых считается «читральский тип» .

Паколь завоевал популярность у представителей пуштунских племён, других народов Афганистана, а также пуштунов соседнего Пакистана лишь в начале ХХ века. Практичность, способность сохранять прохладу летом и тепло зимой сыскали паколи популярность у местного населения, преимущественно живущего в горной местности.

Паколь недорог и значительно проще в использовании, чем традиционная «громоздкая» чалма.

Виды

Изготавливается из различных видов шерсти, в том числе с подкладкой. Палитра цвета паколь представлена в диапазоне: от светлых тонов — почти белого (слоновой кости, бежевого, серого) до предельно тёмных — различных оттенков (коричневого, землисто-охряного, иногда откровенно чёрного). Абсолютно не встречаются в каких-либо ярких тонах — красном или жёлтом и иных «вызывающих» цветах.

афганская шляпа — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
1000+ релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • 9Кепки ветеранов войны в Афганистане 0000 — USMilitaryHats. com Кепки ветеранов войны в Афганистане

    — USMilitaryHats.com

    Поиск

    Фуражка ветерана Афганистана

    Купите шляпы и кепки ветеранов войны в Афганистане здесь и сэкономьте, а также получите бесплатную доставку соответствующих заказов в пункты назначения в США.