Содержание

Страница не найдена — Pix-feed

Случайная статья

Одежда

Модные жакеты весна-лето 2023: самые популярные луки на фото

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/0.jpeg
750
1125

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-24 17:17:142023-03-22 18:00:53Модные жакеты весна-лето 2023: самые популярные луки на фотоМаникюр

Маникюр на короткие ногти: модные тенденции сезона весна-лето 2023

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/1-5.jpg
1080
1080

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-22 17:58:522023-03-22 17:58:52Маникюр на короткие ногти: модные тенденции сезона весна-лето 2023Одежда

Стиль кэжуал: основные тенденции сезона весна-лето 2023

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/0. jpg
1134
1512

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-20 11:14:562023-03-17 17:21:24Стиль кэжуал: основные тенденции сезона весна-лето 2023Маникюр

Тренды педикюра весны 2023: самые актуальные тенденции сезона

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/0-2.jpg
1062
1280

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-18 13:14:532023-03-17 17:17:42Тренды педикюра весны 2023: самые актуальные тенденции сезонаМаникюр

Маникюр на длинные ногти весна-лето 2023: самые интересные новинки на фото

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/0-7.jpg
1139
1080

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-16 11:21:582023-03-16 11:21:58Маникюр на длинные ногти весна-лето 2023: самые интересные новинки на фотоМаникюр

Маникюр френч весна лето 2023: лучшие новинки года

https://pix-feed. com/wp-content/uploads/2023/03/0-6.jpg
886
1079

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-13 19:05:392023-03-13 19:05:39Маникюр френч весна лето 2023: лучшие новинки годаМаникюр

Зеленый маникюр 2023: свежие идеи дизайна ногтей

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2021/10/1571082755_manikjur-izumrud-6.jpg
832
1116

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-09 09:04:262023-02-28 11:24:14Зеленый маникюр 2023: свежие идеи дизайна ногтейМаникюр

Модный маникюр на миндалевидную форму ногтей: топовые идеи 2023

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2021/10/8-14.jpg
960
1280

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-07 12:04:232023-02-28 11:19:54Модный маникюр на миндалевидную форму ногтей: топовые идеи 2023Одежда

Мода для женщин за 50: идеи модных луков и актуальные тренды 2023

https://pix-feed. com/wp-content/uploads/2023/02/1615328161_30-p-platya-dlya-zhenshchin-elegantnogo-vozrast-30.jpg
998
1200

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-05 11:04:152023-02-28 11:16:31Мода для женщин за 50: идеи модных луков и актуальные тренды 2023

ПредыдущийСледующий

Последнее

  • Модные жакеты весна-лето 2023: самые популярные луки на фотоМарт 24, 2023 — 5:17 пп
  • Маникюр на короткие ногти: модные тенденции сезона весна-лето 2023Март 22, 2023 — 5:58 пп
  • Стиль кэжуал: основные тенденции сезона весна-лето 2023Март 20, 2023 — 11:14 дп
  • Тренды педикюра весны 2023: самые актуальные тенденции сезонаМарт 18, 2023 — 1:14 пп
  • Маникюр на длинные ногти весна-лето 2023: самые интересные новинки на фотоМарт 16, 2023 — 11:21 дп

Страница не найдена — Pix-feed

Случайная статья

Одежда

Модные жакеты весна-лето 2023: самые популярные луки на фото

https://pix-feed. com/wp-content/uploads/2023/03/0.jpeg
750
1125

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-24 17:17:142023-03-22 18:00:53Модные жакеты весна-лето 2023: самые популярные луки на фотоМаникюр

Маникюр на короткие ногти: модные тенденции сезона весна-лето 2023

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/1-5.jpg
1080
1080

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-22 17:58:522023-03-22 17:58:52Маникюр на короткие ногти: модные тенденции сезона весна-лето 2023Одежда

Стиль кэжуал: основные тенденции сезона весна-лето 2023

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/0.jpg
1134
1512

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-20 11:14:562023-03-17 17:21:24Стиль кэжуал: основные тенденции сезона весна-лето 2023Маникюр

Тренды педикюра весны 2023: самые актуальные тенденции сезона

https://pix-feed. com/wp-content/uploads/2023/03/0-2.jpg
1062
1280

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-18 13:14:532023-03-17 17:17:42Тренды педикюра весны 2023: самые актуальные тенденции сезонаМаникюр

Маникюр на длинные ногти весна-лето 2023: самые интересные новинки на фото

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/0-7.jpg
1139
1080

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-16 11:21:582023-03-16 11:21:58Маникюр на длинные ногти весна-лето 2023: самые интересные новинки на фотоМаникюр

Маникюр френч весна лето 2023: лучшие новинки года

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/03/0-6.jpg
886
1079

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-13 19:05:392023-03-13 19:05:39Маникюр френч весна лето 2023: лучшие новинки годаМаникюр

Зеленый маникюр 2023: свежие идеи дизайна ногтей

https://pix-feed. com/wp-content/uploads/2021/10/1571082755_manikjur-izumrud-6.jpg
832
1116

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-09 09:04:262023-02-28 11:24:14Зеленый маникюр 2023: свежие идеи дизайна ногтейМаникюр

Модный маникюр на миндалевидную форму ногтей: топовые идеи 2023

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2021/10/8-14.jpg
960
1280

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe.png

Cassy2023-03-07 12:04:232023-02-28 11:19:54Модный маникюр на миндалевидную форму ногтей: топовые идеи 2023Одежда

Мода для женщин за 50: идеи модных луков и актуальные тренды 2023

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2023/02/1615328161_30-p-platya-dlya-zhenshchin-elegantnogo-vozrast-30.jpg
998
1200

Cassy

https://pix-feed.com/wp-content/uploads/2017/09/wewewe. png

Cassy2023-03-05 11:04:152023-02-28 11:16:31Мода для женщин за 50: идеи модных луков и актуальные тренды 2023

ПредыдущийСледующий

Последнее

  • Модные жакеты весна-лето 2023: самые популярные луки на фотоМарт 24, 2023 — 5:17 пп
  • Маникюр на короткие ногти: модные тенденции сезона весна-лето 2023Март 22, 2023 — 5:58 пп
  • Стиль кэжуал: основные тенденции сезона весна-лето 2023Март 20, 2023 — 11:14 дп
  • Тренды педикюра весны 2023: самые актуальные тенденции сезонаМарт 18, 2023 — 1:14 пп
  • Маникюр на длинные ногти весна-лето 2023: самые интересные новинки на фотоМарт 16, 2023 — 11:21 дп

славянских татуировок польских мастеров — Lamus Dworski

Опубликовано Ламус Дворски

С ростом интереса самих поляков к познанию нашей дохристианской славянской мифологии и веры мы также можем наблюдать растущую тенденцию к исследованию славянских тем в различных формах искусства.

В Польше эта тенденция сохраняется, но остается довольно тонкой. Он проникает в основном в личные пространства, но все чаще и в «коммерческие» сферы. Возьмем, к примеру, успех франшизы «Ведьмак», игры, которая так много черпает из богатого славянского фольклора и мифологии, или текущий проект короткометражного фильма «Legendy Polskie» с современными интерпретациями польских легенд от Allegro (крупнейшего польского сайт онлайн-аукциона), которые использовали имя Перуна и яркую символику Родноверия в одном из своих последних видеороликов, посвященных Яге (Баба-Яга – видео можно посмотреть здесь, и не забудьте включить английские субтитры).

То, что я хочу показать вам сегодня, связано с личным пространством, точнее с человеческими телами. Это возрождение почти забытых традиций, встречающихся с современными способами самовыражения.

В последние годы все больше польских художников-татуировщиков получают запросы на создание работ, вдохновленных славянской верой или мифологией. Подобные увлечения мы можем наблюдать и в других славянских странах, где татуируют популярные символы Родновери. В Польше в последнее время популярны красивые и уникальные портреты славянских богов или демонов — уникальных личных интерпретаций их внешности тату-мастерами.

Ниже приведены только некоторые примеры, которые недавно попались на глаза (страницы художников указаны с уважением под каждой картиной):

Славянский бог Велес художника Александры ДобраСлавянский бог Световит (Световид) художника Александры ДобраСлавянские боги Перун и Велес художника ЯгодаСлавянская богиня Марзанна (Морана) художника Александра ДобраСлавянская богиня Марзанна (Морана) художника Falka Art TattooСлавянская богиня Марзанна татуировщика Моники МалевскойСлавянский бог Велес художника Катажины ОскарбскойСлавянский бог Световит (Световид) художника Лукаша Згленицкого / Cykada Tattoo StudioСлавянский бог Триглав (Триглав) ) by Crystal Heart TattooСлавянская богиня Дзеванна с глазами лесного демона лихо (лихо) художника Александры КотловскойСтатуя древнеславянского бога художника Мартины Цыняк

 

 

Многие татуировки изображают также широко понимаемую богатую славянскую мифологию: популярные первобытные духи и демоны известные из польского (и другого славянского) фольклора:

Славянский демон полудница (полудница, полуденница) художника Фальки Арт ТатуСлавянский демон полудница (полудница) художника ÅuneДемон полудница (полудница) художника Бартоша СушкоСлавянский лесной дух Леши тату-мастера Петра СенцеляСлавянский демон русалка художник Лукаш Згленицкий / Cykada Tattoo StudioСлавянский демон русалка художник Лукаш Здалецкий / Cykaz Zdaglenicki Тату-студияСлавянский ольховник и коргорус (кот-помощник домовика) от художника Falka Art Tattoo

 

Другой формой художественного выражения в татуировках являются мотивы, черпающие вдохновение из популярных родноверских символов, из «родового» славянского стиля вышивки, из глаголицы, из хорватских татуировок (единственные исторически задокументированные случаи татуировки у славянских народов). , и другие подобные культурно-славянские образцы. Это может быть действительно сплав различных славянских мотивов :

Славянская татуировка художника Петра ШотаСлавянская татуировка для плотника художника Петра ШотаСлавянская татуировка с символом бога Перуна, традиционные хорватские мотивы татуировки и слова, написанные глаголитой художника Петра ШотаТату со славянскими орнаментами и символами художника Петра ШотаСлавянский орнамент тату-мастера Бартоша Сушко

 

Есть также много татуировок, вдохновленных узорами из польского фольклора , в основном из известного искусства wycinanki (вырезания из бумаги) или вышивки на польских народных костюмах. Их символика обычно представляет собой жизнь, жизненную силу, силу, возрождение или удачу, в зависимости, конечно, от выбранного узора.

Это могут быть популярные народные мотивы в их оригинальном стиле. Они также могут получить современную стилистическую «изюминку» в соответствии с личным художественным стилем тату-мастера, который вы можете увидеть в конце статьи:

Вычинанка в стиле Ловича (вырезанная из бумаги), татуировка художника Мариуша Трубишловича Вычинанка в стиле Ловича (вырезанная из бумаги) на татуировке, сделанной художником Виктором из Sigil Tattoo Вычинанка в стиле Ловича (вырезанная из бумаги) на татуировке, сделанной художником Виктором из Sigil Tattoo Вычинанка в стиле Курпи (вырезанная из бумаги) автором художник Чёрный Тюльпан / Zakład Tatuatorski Syrena. Этот мотив представляет Древо Жизни с петухами, символизирующими силу, жизненную силу и плодородие. Татуировка, вдохновленная польскими wycinanki (вырезанными из бумаги) художником Czarny Tulipan / Zakład Tatuatorski Syrena. Аисты, спрятанные в мотиве, символизируют удачу. Татуировка, вдохновленная польскими wycinanki (бумажные вырезки) художника Czarny Tulipan / Zakład Tatuatorski Syrena. Аисты, спрятанные в мотиве, символизируют удачу. Татуировка, вдохновленная польскими wycinanki (бумажные вырезки) Агнешки Кулинской / Avalan Tattoo Татуировка, вдохновленная польскими wycinanki (бумажными вырезками) Агнешки Кулинской / Avalan TattooСовременный взгляд на символ парзеницы (символы силы и плодородия, известные из традиционных вышивка польских горцев) художницы Джо Ламы. ​​Модернизированный взгляд на польские wycinanki (вырезанные из бумаги) художницы Гиены Тодрик. Татуировка, вдохновленная польскими wycinanki (вырезанными из бумаги) художника Giena Todryk. Модернизированный взгляд на польские wycinanki (вырезанные из бумаги) художника Giena Todryk. Tattoo вдохновлен польскими wycinanki (вырезанными из бумаги) художницы Гиены Тодрик.

.

Модернизированный взгляд на традиционные польские wycinanki (вырезанные из бумаги) художницы Катажины Крутак

.

Модернизированный взгляд на традиционные польские wycinanki (бумажные вырезки) от Kudu Tattoo

 

Что вы думаете об этой форме посвящения славянскому фольклору и мифологии в современном мире?

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рубрики Без категории•Теги Искусство, фольклор, Польша, Польша, родноверы, родзимовьерство, славянская мифология, славяне, символика, тату, wycinanki

Подпишитесь на Ламуса Дворски на WordPress.com

Делюсь информацией о тайнах польского фольклора, обычаев и мифологии, уделяя особое внимание тем аспектам, в которых сохранились старые «языческие» верования. Чтобы узнать больше, пожалуйста, проверьте мою страницу «о нас».

Не стесняйтесь оставлять комментарии, задавать вопросы или запрашивать дополнительную информацию по определенной теме.

Для запросов или информации о цитировании моих статей, пожалуйста, пришлите мне сообщение на lamusdworski [at] gmail [dot] com.

Искусство баннера: картина Михала Горсткина-Выверского (1861-1919 гг.)26)

Пожалуйста, дайте мне знать, если вы обнаружите какие-либо старые ссылки, которые больше не работают!

Где меня найти

  • Подпишитесь на меня в Instagram

Другие мои проекты

  • Ламус Дворски на Tumblr
  • Ламус Дворски в твиттере
  • Польские народные костюмы
  • Западные славяне в археологии

Рекомендуемые ссылки

  • культура.pl

Категории

КатегорииВыберите категориюОбъявления (1)Искусство  (2)Без категории (3)Этнография и обычаи  (42)история (7)Мифология и легенды  (27)Природа и туризм  (5)родноверие  (1)Национальные костюмы и народная мода (4)

Архив

Архив
Выберите месяц Ноябрь 2019 (1) Июль 2019 (2) Июнь 2019 (2) Май 2019 (3) Июнь 2018 (2) Декабрь 2017 (1) Ноябрь 2017 (1) Июль 2017 (2) Июнь 2017 (1) Апрель 2017 ( 2) март 2017 г. (4) февраль 2017 г. (1) январь 2017 г. (1) декабрь 2016 г. (3) ноябрь 2016 г. (2) октябрь 2016 г. (2) август 2016 г. (2) июль 2016 г. (4) июнь 2016 г. (3) май 2016 г. ( 3) март 2016 г. (7) февраль 2016 г. (3) январь 2016 г. (3) декабрь 2015 г. (4) ноябрь 2015 г. (2) октябрь 2015 г. (7) август 2015 г. (2)

Сакральные знаки на теле: искусство татуировки у славян

С древних времен татуировка имела сакральное значение. Жрецов покрывали рисунками перед обрядом, охотников, выходом на охоту или войну, перед участием в сражении.

Использование татуировок нашими предками славянами до сих пор вызывает споры у историков. На сегодняшний день нет достоверных археологических находок, нет достоверных упоминаний в летописях или других письменных источниках.

И все же попробуем разобраться в этом вопросе.

История татуировок и других церемониальных знаков, таких как шрамы, уходит в глубь тысячелетий, в ранний железный век. Ученые указывают более точную датировку – «неизгладимые следы» были известны уже 5000 лет назад на обширных территориях расселения представителей племен индоевропейской общности.

Поскольку прямых доказательств существования татуировки у славян пока не обнаружено, обратимся к косвенным свидетельствам. Посмотрим на археологические находки у «соседей» славянских племен. Я не случайно слово «соседи» ставлю в кавычки — пазырыкские скотоводы, древние обитатели пустыни Такла-Макан и тирольский «ледяной» человек родственны славянам принадлежностью к индоевропейской общности и крайне определенный географический район. В статье я намеренно не рассматриваю искусство татуировки у племен Полинезии или аборигенов Австралии ввиду их значительной географической удаленности от территорий расселения славянских племен, а также иного происхождения, чем индоевропейское .

Вернемся к фактам.

В 1991 году в Альпийских горах, на границе между Австрией и Италией, было найдено тело мужчины. И в этом не было бы ничего примечательного, но человек ушел из жизни… около 5300 лет назад. Мумия, найденная во льдах Альп и названная учеными Этци, принадлежала человеку, жившему в медном веке в этой местности.

Согласно исследованиям ученых, Эци, скорее всего, погиб во время драки, возможно, с соплеменниками или представителями соседних племен. На теле мумии прекрасно сохранились крупные фрагменты одежды, частично сохранилась обувь и полностью сохранилось оружие – медный топор с тисовой рукоятью, каменный нож с ясеневой рукоятью, колчан с 14 стрелами с костяными наконечниками и древки калины и кизила, а также 182-сантиметровый лук из тиса.

Но «ледяной человек» нас интересует не поэтому. Поскольку тело, вмороженное в лед, избежало разложения, кожа со множеством татуировок хорошо сохранилась.

На теле Эци было обнаружено около 57 татуировок в виде точек, линий и крестов. Эти отметины покрывают тело мумии с головы до ног. Причем делались они не современным способом, а без применения иголок: вероятно, на коже делались небольшие надрезы, в которые втирался древесный уголь. Татуировки в виде линий и крестов чаще всего встречаются на тех частях тела, которые наиболее подвержены травмам или возможной боли, например, на суставах и вдоль спины. Одни исследователи считают, что татуировки на теле Эци могли указывать на точки древней акупунктуры, по мнению других, узоры на теле означали переход юноши во взрослую жизнь, признание его мужчиной.

 

 

 

Социальный статус Эци также вызывает ряд вопросов: одни ученые причисляют его к жрецам или шаманам, другие – к воинам, третьи считают, что «ледяной человек» был простым пастухом.
Как бы то ни было, изучение мумии «ледяного человека» продолжается, и, возможно, в самое ближайшее время станут известны новые подробности исследования, и будут раскрыты тайны древнего человека.

Сейчас мы совершим небольшое воображаемое путешествие во времени и пространстве, и окажемся в пустыне Такла-Макан, недалеко от границ с современной Монголией, 2000 лет до нашей эры. Здесь, в благодатных оазисах, существовала цивилизация людей кавказского типа. Но со временем климатические условия в этих местах сильно изменились, и люди покинули некогда плодородные земли. Пески времени покрыли заброшенные поселения, оставив ученым лишь огромные загадки.

В 70-х годах XX века при археологических раскопках в этих местах были обнаружены остатки поселений с большим количеством захоронений. Ученые окрестили «жителей» этих мест таримскими мумиями, по реке Тарим, протекающей в соседней долине, или псевдотохарами — носителями тохарской группы языков.

Эта европеоидная популяция появилась на западе Китая за 1000 лет до монголоидов. Вероятным источником миграций носителей тохарских языков в Синьцзянскую провинцию и пустыню Такла-Макан была Минусинская степь – зона распространения афанасьевской культуры. Предположительно, культура создавалась выходцами из Восточной Европы, в частности, носителями древней ямной культуры, ассимилировавшими местное население.

Данные пазырыкской и таштыкской культур, а также некоторые письменные источники свидетельствуют о широком распространении европеоидов во Внутренней Азии 2000-3000 лет назад. Например, Плиний Старший сообщает, что посол при дворе императора Клавдия описывал жителей западного Китая как «выше среднего роста, с льняными волосами и голубыми глазами».

Судя по найденным захоронениям, бальзамирование в этих местах не практиковалось, а мумификация происходила естественным путем, в результате изменения климата и опустынивания оазисов. Изучая найденные останки, ученые сделали сенсационное открытие – древнейшей мумии было около 4000 тысяч лет, а самое последнее захоронение датируется 200 годом до нашей эры. И почти на всех мумиях, как мужских, так и женских, были заметны остатки татуировок.

Они закрывали руки, пальцы, лица, спины. Возможно, эти узоры отражали социальный статус или профессию человека. Так, на лице одной из мужских мумий можно увидеть солярный знак в виде полуспирали, а на скулах пожилой женщины – красные полосы и остатки геометрического орнамента в виде уголков.

 

Уйгурский археолог Долкун Кимберли, нашедший захоронение мужчины, предполагает связь солярного знака на лице мумии с индоевропейским солярным культом бога Митры.

На сегодняшний день исследование таримских мумий не завершено, но ясно одно – жители пустыни Такла-Макан больше походили на современных европейцев, чем на их непосредственных соседей, китайцев.

Теперь мысленно совершим еще одно путешествие и перенесемся на Алтай. Прошло 2 тысячелетия с тех пор, как «ледяной» человек уснул вечным сном в горах Тироля, а цивилизация в пустыне Такла-Макан еще процветала, во времена железного века, где жили пазырыкские скотоводы.

Мумии представителей этой культуры, населявших степи и предгорья Горного Алтая в V-III вв. до н.э., на границе современной Монголии, Китая и Казахстана, явились главным свидетельством практики татуирования в древности.

В 1948 году советской экспедицией под руководством С.И. Руденко было найдено место захоронения «вождя». Кожа мумии мужчины прекрасно сохранилась. Так, на груди хорошо видна голова львиного грифона, а на правом плече нанесено изображение оленя. На правой руке сверху вниз расположено изображение клыкастого хищника, оленя с орлиным клювом, горного барана, фантастического крылатого зверя с кошачьим хвостом. На левой руке изображения двух оленей и горного барана. На внешней стороне правой голени изображена рыба. На внутренней стороне голени сверху нарисовано рогатое и крылатое животное с длинным хвостом, снизу – четыре скачущих горных барана или лошади.

На верхней части стопы фантастический клыкастый зверь с кошачьим хвостом. Там же, в районе рта животного, рисуются круги. Точно такие же круги нанесены вдоль позвоночника мужчины. Разве это не те точки древней акупунктуры, как у «ледяного» человека Эци?

Всемирную известность получила научная публикация результатов советской экспедиции на Алтай. Но на этом сюрпризы этих суровых мест не закончились. Почти 50 лет спустя новая научная экспедиция и исследования Н.В. Полосьмак и В.И. Молодина стала одним из крупнейших археологических событий конца 20 века.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии выбрала для своих исследований самую южную точку Русского Алтая. Плато Укок простирается на высоте 2,5 тысячи метров. Здесь, по мнению исследователей, пазырыкские кочевники-скотоводы проводили самое суровое время – зиму и весну. Летом они перегоняли свои стада в более плодородные места. Что привлекало кочевников в эти суровые места? По мнению Н. В. Полосьмак, пазырыкцам удалось освоить все богатства Алтая, необходимые для жизни скотовода. Они были знакомы с местными месторождениями золота, железной руды, меди и олова. Местные кочевники изготавливали удивительные изящные украшения. Природа словно позаботилась о том, чтобы сохранить для потомков пазырыкскую культуру – не только вещи и украшения, но и сами захоронения.

Укок — одно из высокогорных плато Алтая, скованное вечной мерзлотой. В таком каркасе изо льда летом 1993 года археологи нашли тело молодой женщины, руки которой, включая часть фаланг пальцев, были полностью покрыты татуировкой. Останки покойной, получившей впоследствии имя «Принцесса Укок», принадлежали девушке очень высокого социального положения. Шутка ли, в погребении было найдено 6 лошадей со сбруей и седлами.

На левом плече «принцессы» изображено копытное животное (олень или лошадь) с клювом грифона, со стилизованными рогами козерога и оленя, увенчанное головами грифонов. Ниже в аналогичной позе баран с запрокинутой вниз головой. За бараном леопард с закрученным хвостом. Под ними фантастическое животное с лапами хищника, телом оленя и хвостом тигра. Некоторые татуировки плохо сохранились, но на запястье хорошо видна голова оленя с разветвленными рогами.

Позднее под руководством В.И. Молодина был осмотрен еще один курган, в котором было обнаружено тело молодого человека. Мифическое копытное животное с телом оленя, клювом грифона и головами стервятника на рогах навсегда «болталось» над его левым плечом.

Полосьмак Н.В. глубоко исследовал феномен пазырыкских татуировок. Она отметила своеобразие стиля и способа нанесения изображений. Кроме того, есть определенное сходство в расположении одних и тех же рисунков – в верхней части плеча и у мужчины, и у женщины были рисунки фантастических копытных.

   

Одно из последних исследований проведено в 2005 г. на мумиях, найденных С.И. Руденко в 1953 г. и хранящихся в Эрмитаже. Последние достижения науки позволили использовать инфракрасное излучение для изучения 3 мумий. На них также выявлены многочисленные татуировки, повторяющие в общей композиции ранее найденные – это олени, горные бараны и большие кошки, а также мифологические копытные и грифоны.
Следует отметить, что все найденные пазырыкские татуировки выполнены мастерски и имеют большую художественную ценность. Это не отдельные символы – линии или точки, а целые композиции из животных, как мифических, так и реальных.
Изображение оленя часто встречается на теле «вождя» и алтайской «царевны». Скорее всего, это был племенной знак, знак охранителя рода или животного-предка.

А что, собственно, славяне? На это не так просто ответить. Рукописи донесли до нас слова арабского путешественника и летописца 10 века Ахмада ибн Фадлана. «Он (Ибн-Фадлан) сказал: Я видел русов, когда они прибыли со своим товаром и поселились (высадились) на реке Атиль. И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они как ладошки, румяные, красные. Они не носят куртки или кафтаны, но муж/мужчина носит кошачью шкуру, которой он прикрывает один из своих боков, и из нее выходит одна рука. При каждом из них (есть) и топор, и меч, и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы (теперь) упомянули. Мечи у них плоские, с желобками, как у франкских. И от края гвоздя (ногтей) одного из них (Руса) до его шеи (там) собрание деревьев и образов (вещей, людей?) и тому подобное.
Ибн Фадлан говорит о знаках на теле «русов». И тут мы сталкиваемся с тем, что у современных ученых нет единого мнения о том, кто такие эти русские.
Большинство русских историков считают, что русы, увиденные Ибн Фадланом в Волжской Булгарии, не кто иные, как варяги или варяги. Да, все описанное арабским летописцем, в том числе и погребение в лодке, больше подходит северным соседям славян, но ряд ученых считают русов южными славянами.
Итак, мнения разделились. Не имея других свидетельств, кроме заметок Ибн-Фадлана и искаженных упоминаний в средневековых летописях, в том числе в многократно переписанной «Повести временных лет», я присоединяюсь к мнению большинства – народ русов не был славянами, но скорее всего были их северным соседом…

На сегодняшний день прямых свидетельств наличия татуировок у славян нет. Человеческая кожа — не очень прочный материал, и славяне не жили в пустынях или на высокогорных плато, где климатические условия позволили бы сохраниться конкретному археологическому материалу. Словом, до сих пор не найдено ни одной славянской мумии с сохранившейся кожей, на которой можно было бы увидеть рисунок татуировки.
С принятием христианства татуировка была полностью запрещена, в том числе как одно из проявлений язычества. В Библии есть прямые указания на запрет украшать себя символами и знаками. В то или иное время христианизации подвергались все славяне.
Но неужели не осталось «доказательств»?
Если говорить о более правдоподобных свидетельствах славянских татуировок, то факты неизбежно приводят нас к Балканскому полуострову. Первые письменные упоминания о татуировках среди хорватских и боснийских женщин появились с приходом османов на эти земли в 14 веке.

Популярная туристическая версия происхождения татуировок гласит, что балканские славяне носили эти узоры во избежание насильственного обращения в ислам во время османского нашествия.
Да, этот обычай во времена турецкого владычества спасал девушек от гаремов, а мальчиков с татуировками в янычары не брали.
Но ритуальные татуировки появились гораздо раньше прихода тюрков на Балканы. Этот обычай является отголоском язычества. И нет сомнения, что кресты — это солярные знаки, и они до сих пор используются во время весеннего равноденствия, на неделе, предшествующей христианской Пасхе.
Все эти кресты, кружочки и точки — наследие язычества, зов солнца и заклинания плодородия.

Татуировку обычно делали девочкам 4-5 лет, но с годами она видоизменялась – добавлялись новые элементы. Если ребенок болел, то узоры наносили в лечебных целях. Когда девушка вошла во взрослую жизнь, к татуировкам добавилась информация о том, что ее могут выдать замуж. Когда девушка становилась женщиной, к предыдущей татуировке добавлялись новые узоры. Рождение детей, количество беременностей, вдовство – вся информация содержалась в татуировках.
Традиция нанесения татуировок, пережившая османское правление, в коммунистические времена попала в немилость. Коммунисты, боровшиеся против религии, организовали целую кампанию по преследованию татуированных женщин. Поэтому женщины перестали украшать своих детей знаками из страха перед властью — и к 1950-м годам эта традиция практически исчезла. В настоящее время только в некоторых районах Боснии и Хорватии женщины и очень редко мужчины продолжают покрывать руки древними символами и орнаментами.

Первым, кто описал и зарисовал балканские татуировки, был археолог Чиро Трухелка в 1896 году. Он опубликовал обширный труд «Научные отчеты по Боснии и Герцеговине», в котором одна из статей посвящена традиционной татуировке. По предположениям Трухелки, истоки орнаментов боснийских хорватов лежат в гальштатской культуре (900-400 гг. до н.э.), которую переняли кельты, фракийцы и иллирийцы.

 

Однако серьезных этнографических исследований на эту тему до сих пор нет. Как будто балканские ученые специально не хотят касаться этого обычая, часто отождествляя его с курдской традицией татуировки, и видя в нем отголоски доисламских верований Востока.

Действительно, есть параллели с татуировками курдских женщин. Но почему нельзя принять за достоверный факт, что знаки на теле как балканских, так и курдских женщин имеют одинаковое происхождение, и являются древнейшими индоевропейскими символами? Да, курды тоже индоевропейцы, как и славяне.

Впрочем, речь сейчас не о курдах, а о славянах. Принимая во внимание тот факт, что ранние славяне были, по сути, единым суперэго  (определение Л.Н. Гумилева), у меня есть все основания предполагать языческое происхождение татуировок на телах балканских женщин.

Крест является одним из древнейших соль символов наряду со свастикой. Точки – символ плодородия, как земного, так и человеческого. Полумесяц – лунная женская символика в противовес солярной, солярной.

Некоторые исследователи феномена татуировок считают, что рисунки, наносимые на тело, были лишь одним из способов его украшения, и не несли глубокого ритуального смысла. Но татуировка – это не наряд, который можно сменить, и не раскраска, которую можно смыть. Татуировка – это знак, который остался с человеком на всю жизнь. Не случайно Л.Я. Штернберг (1861-1919 гг.)27), основоположник русской этнологии, написавший более 100 лет назад статью об искусстве татуировки для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, называл татуировки «неизгладимыми следами».

Не думаю, что наши предки так легкомысленно относились к нанесению на тело несмываемых отметин. Как и многое в жизни наших предков, татуировки были не просто украшением, а несли сакральный, ритуальный смысл.

Юноши и девушки по достижении определенного возраста проходили ряд инициаций или обрядов посвящения, связанных с изменением статуса. Итак, юноша стал взрослым мужчиной, а девушка готовилась стать женой и матерью. Я лишь предполагаю, что это была только первая стадия посвящения. Если юноша выбирал путь воина, то после первого посвящения, с нанесением простейших знаков, следовали дальнейшие этапы посвящения – после первого боя, после первого убитого врага – и далее наносились более сложные узоры на тело.

Подводя итоги, хочу сказать, что М.Б. Медникова, посвятившая изучению феномена татуировок несколько научных работ, в свое время провела опрос. По результатам данного опроса, славянская тематика в современной татуировке занимает незначительный процент на фоне других стилей.

На современных Родноверах часто можно увидеть татуировки со скандинавскими рунами или «валикирианцами» или «рысаками», придуманными в 90-е годы.

Так может быть, вернемся к истокам и выберем традиционные защитные знаки, изображенные на вышивках или предметах из исторических находок?

Возможно, археологам еще посчастливится найти вещественные доказательства существования татуировок у славян. Для меня не вызывает сомнений, что наши предки украшали свои тела «неизгладимыми знаками».

Анастасия Пронина Медникова. Несмываемые следы. Москва. 2007 год

Джон Э. Раш. История культуры татуировки, пирсинга, скарификации, клеймения и вживления имплантов. Санкт-Петербург.