Что такое язык жестов и азбука пальцев — Архив публикаций и новостных статей портала DISLIFE
В Финляндии на каждую тысячу человек глухих приходится 300 сурдопереводчиков, а в России — всего 3. При этом нарушениями слуха в России страдают примерно 6 % населения.
Сурдопереводчик является посредником в общении между глухими людьми и остальным миром. Сурдопереводчики «переводят» телевизионные программы и радиопередачи, фильмы, помогают при телефонном общении, представляют интересы людей с недостатками слуха в госучреждениях и больницах. Если глухому человеку не помочь, очень многое для него станет полностью недоступным.
Многие слышащие люди путают «пальцевый алфавит» и жестовый язык. Знаковый язык — это ситуация, когда жестами рук передают звуки речи (буква за буквой), то есть один жест означает одну букву, а жестовый язык — когда одним жестом показываются целые слова.
Язык жестов
В широком понимании язык жестов, на котором «разговаривают» сурдопереводчики с телеэкрана, универсален, на нём общаются миллионы людей во всём мире. В некоторых странах Европы сотрудники полиции и служб помощи обязаны владеть основными приёмами жестовой речи.
Всего существует три статуса жестовых языков в Европе: признанный на конституционном уровне, например в Австрии, Чехии и Испании, признанный на национальном уровне — в Великобритании, Италии, Франции — и не признанный вообще, как в Польше, Румынии и Болгарии.
Жестовый язык состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ.
Относиться к жестовым языкам стоит как к иностранным, потому что они почти полностью независимы от словесных и развиваются. Появление новых жестов часто почти не связано с развитием словесных языков. Так же как количество жестовых языков в стране не связано с количеством словесных языков. Например, при существовании нескольких словесных языков в стране может быть единственный жестовый язык, или наоборот.
Азбука пальцев
Знаковый язык также используется для общения глухих, но в данном случае каждое положение пальцев означает букву. Называется такая форма речи — дактилология. В мире существует более 40 алфавитов и систем знаковых языков.
В некоторых системах используются две руки, но в большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука, потому что в таком случае вторая — свободна для других действий.
Дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, так как используется для оперативного общения, так и письменной, потому что все слова воспроизводятся знаками последовательно, в соответствии с нормами орфографии. Чаще всего жестовый алфавит используется для произнесения имён собственных, географических названий, специфичных терминов, взятых из словесных языков.
Кстати, если зрение человека не позволяет ему хорошо видеть знаки и он воспринимает всё осязательно, то общение с ним называется дактильно-контактной речью (ДКР), а при общении со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв — это уже письмо на ладони.
«Жестовый эсперанто»
В 1951 году была образована Всемирная федерация глухих, и участники первого Всемирного конгресса глухих решили стандартизировать язык коммуникации, в связи с чем возникла необходимость создания общего для всех жестового языка, то есть своеобразного «жестового эсперанто». Общий международный язык жестов создавался на основе общности речевых жестов глухих различных стран, и в 1975 году была принята и утверждена Международная жестовая речь.
Этот язык используется в работе конгрессов, конференций, симпозиумов по проблемам глухоты, на международных мероприятиях, мероприятиях Всемирной федерации глухих, Дефлимпийских и Паралимпийских играх, а также самими глухими для облегчения коммуникации с глухими из других стран.
Сурдоперевод
В обществе глухих работа сурдопереводчика крайне востребована — они помогают в общении с официальными органами, например в суде или полиции, помогают при общении с врачом, помощи в чрезвычайной ситуации, при воспитании детей, во время обучения или трудоустройства.
Профессионально сурдопереводом занимаются преимущественно дети глухих родителей, выросшие в «глухой» среде. Получить образование по этой специальности можно в межрегиональных учебных центрах Санкт-Петербурга и Москвы. В частности, в Москве есть Центр образования глухих и жестового языка и Учебно-методический центр Всероссийского общества глухих.
Зачастую именно сурдоперводчики оказывают помощь инвалидам по слуху в реализации их конституционных прав, решают повседневные вопросы коммуникации, доступа к информации, качественному образованию и трудоустройству. На сегодняшний день переводчиков русского жестового языка остро не хватает, произошло это по причине распада системы обслуживания глухих как таковой.
Майя Миличь
Источник: aif.ru
Говори, чтобы тебя услышали: 10 вопросов о жестовом языке
Фото Jo Hilton on Unsplash
Мэр Киева Виталий Кличко в обращении к киевлянам заговорил на жестовом языке. Так он поздравил с 87-летием Украинское общество людей с инвалидностью слуха. У Украине насчитывается более 50 тысяч людей с нарушениями слуха, в Киеве — более четырех тысяч. Уикенд отвечает на 10 вопросов о языке, на котором общаются люди с нарушениями слуха.
Как это правильно называется?
Если мы имеем в виду язык, который используют для коммуникации люди с нарушениями слуха, правильно говорить «жестовый язык». «Язык жестов» — совсем другой термин, синоним для которого — «язык тела», это про то, что демонстрируют собеседнику наши неосознанные телодвижения, позы и вспомогательная жестикуляция.
Все, кто пользуется жестовым языком, — глухие?
В Украине существует официально зарегистрированная общественная организация под названием Украинское общество глухих, и эти люди действительно сами используют слово «глухой».
Однако сейчас в мире, который стремится к толерантности, принято использовать более нейтральные термины, например, люди с нарушениями слуха, неслышащие или слабослышащие — те, у кого слух утерян частично.
Они общаются с помощью алфавита?
Дактиль — это жестовая азбука, то есть алфавит, каждая буква показывается с помощью определенного жеста. Дактиль используют, к примеру, чтобы воспроизвести свое имя или фамилию, имена собственные или названия.
Кроме дактиля люди с нарушениями слуха используют целую систему отдельных жестов, обозначающих цвета, явления, действия, предметы, чувства и так далее. То есть, если вы хотите что-то сказать собеседнику на языке жестов, вам вовсе не обязательно выводить каждую букву каждого слова с именно помощью дактиля.
Жестовый язык — универсальный для людей во всем мире?
Нет, для каждой страны он свой, как и любые словесные языки. Универсальная система для общения действительно существует, однако сперва лучше выучить родной жестовый язык.
Есть ли логика в том, по какому принципу построен жестовый язык?
Возможно, это покажется странным, но не всегда. В некоторых случаях логика действительно прослеживается: жест может вызывать какие-то ассоциации с обозначаемым понятием, но может и не вызывать.
К примеру, чтобы если вы сложите пальцы в виде «козы», которую часто показывают на рок-концертах, повернув кисть ладонью к собеседнику, это будет русская буква «Ы». Очертания действительно похожи. Однако если захотите показать букву «А», это будет выглядеть просто как рука, сложенная в кулак.
Есть ли разница, какой рукой показывать жесты?
Жесты обычно показывают рабочей рукой, обращаясь к собеседнику. Если это общение с помощью дактиля, то жестикуляция происходит на уровне груди. В других случаях жесты могут показывать на уровне головы: у лба, щек, подбородка, а также на уровне шеи, поясницы, живота или плеч.
Вторая рука используется как вспомогательная, если жест этого требует. Все жесты, где нужно вращать или водить пальцами, показывают против часовой стрелки.
Один жест обозначает одно слово?
Вовсе нет. Один жест может обозначать несколько слов или понятий, которые являются синонимами. К примеру: вы складываете вашу нерабочую руку — допустим, левую — в кулак, подняв большой палец вверх. Затем несколько раз проводите по нему указательным пальцем рабочей, правой руки. Такой жест означает слово «имя» или «зовут».
Зачем нужна артикуляция?
Общаясь на языке жестов, не стоит забывать про артикуляцию: четко и беззвучно воспроизводим губами слова, которые хотим сказать.
Выше мы уже выяснили, что один жест может обозначать сразу несколько слов — в таких случаях именно артикуляция помогает лучше понять, что конкретно имеется ввиду. Обычно люди с нарушениями слуха отлично читают по губам.
Что такое жестовая песня и как ее петь?
По запросу «жестовая песня» в Ютубе вы можете найти множество клипов, где известные песни «перепевают» с помощью жестового языка. Так неслышащие могут узнать, о чем поют известные артисты.
Возможно это покажется кому-то удивительным, но некоторые люди с нарушением слуха могут даже заниматься танцами — слабослышащие могут чувствовать ритм, неслышащим помогают воспроизводить его жестами, под счет «1-2-3». Некоторые способны даже научиться играть на музыкальных инструментах.
Каждый ли может научиться жестовому языку?
Да, каждый. Если вы хотите постичь азы, это можно сделать самостоятельно, просматривая видеоуроки или жестовые песни. Также — с помощью жестовой азбуки. Для тех, кто хочет выйти на разговорный уровень и общаться на жестовом языке полноценно, в Киеве существуют специальные курсы. По их окончанию можно получить диплом сурдопереводчика и постичь полноценную новую профессию.
Читайте также: Місія спасіння: як працюють волонтери Червоного Хреста у Києві;
Опасная жизнь в городе: как работает служба спасения КАРС;
Наталья Мороцкая об инвалидности, чиновниках и доступном городе;
Зробити Київ дружнім до батьків та малюків;
Наука з жартами, мемами та лайкою: 10 сторінок українських популяризаторів.
Давай дружить в , самые крутые фотки лови в , все самое важное и интересное в , кратко и по делу в .
Подписывайтесь на нас в , читайте в , следите в и загляните в .
Что такое язык жестов? | Коммуникация
Язык жестов — это визуальный язык, в котором используются формы рук, выражение лица, жесты и язык тела. Языки жестов имеют свой словарный запас, конструкцию и грамматику.
В мире насчитывается около 300 жестовых языков. Как и разговорные языки, языки жестов являются естественными, а это означает, что они разрабатывались годами людьми, которые их используют. В Великобритании термин язык жестов обычно относится к британскому языку жестов (BSL).
Языки жестов отличаются от систем жестов, таких как английский язык с поддержкой жестов, Signalong или Makaton, которые могут использовать знаки BSL наряду с разговорным английским, но следовать структуре разговорного английского.
Почему семьи изучают язык жестов?
Есть много причин, по которым семьи решают изучать язык жестов. Язык жестов особенно полезен для детей с тяжелой или глубокой глухотой, которые мало или совсем не получают пользы от слуховых технологий. Для этих детей язык жестов часто является их первым языком.
Некоторые семьи выбирают язык жестов, потому что хотят дать своим детям возможность общаться всеми возможными способами. Например, многие семьи детей, которые используют кохлеарные имплантаты, изучают язык жестов, чтобы их дети могли выбирать, хотят ли они использовать речь или язык жестов в будущем.
На самом деле, даже семьи, в которых нет глухих детей, могут решить изучать язык жестов со своими слышащими детьми, чтобы способствовать развитию речи. Зрительно-моторная координация развивается раньше, чем навыки речи, и многие дети могут использовать простые жесты, такие как «молоко», «есть», «спать», «подгузник» и «плюшевый», прежде чем они смогут произнести эти слова.
Подходит ли моему ребенку язык жестов?
Многие дети оснащаются слуховыми технологиями, такими как слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты, вскоре после того, как они признаются глухими, что дает им возможность развивать разговорную речь. Однако, даже если ваш ребенок использует речь, изучение языка жестов может помочь в понимании речи. Это также может быть особенно полезно, когда глухой ребенок не пользуется слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, такими как:
- до установки слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов
- , пока они привыкают к их ношению (например, младшие дети могут сначала снять слуховые аппараты)
- в то время, когда их оборудование не используется, например, перед сном, во время купания и во время плавания
- , если они устали от концентрации и нуждаются в тишине
- , если их слуховой аппарат или имплант перестал работать и нуждается в замене.
Некоторые глухие дети естественным образом перестают жестикулировать по мере развития их разговорной речи. Однако для многих глухих детей язык жестов останется предпочтительным языком или по-прежнему будет играть важную роль в их жизни.
Изучение языка жестов позволяет глухим детям общаться с другими детьми, говорящими жестами, и обогащает их опыт и понимание культуры глухих.
Повлияет ли использование языка жестов на речь моего ребенка?
Некоторые люди беспокоятся, что использование языка жестов приведет к тому, что их ребенок не научится говорить или научится говорить медленнее. На самом деле, изучение языка жестов может помочь вам в общении с ребенком. Пока ваш ребенок знаком с хорошим разговорным языком, а также с языком жестов, нет никаких доказательств того, что обучение жестам задержит или остановит развитие речи.
Для получения подробной информации о выборе метода общения для вашего ребенка посетите нашу страницу Выбор подхода, на которой есть подробная информация о наиболее популярных подходах, используемых глухими детьми и их семьями.
Что такое язык жестов? | Лингвистическое общество Америки
Дэвид М. Перлмуттер
Загрузите этот документ в формате pdf.
Самое время спросить. В течение большей части 20-го века никто толком этого не знал. Даже глухие люди, которые использовали язык жестов в своей повседневной жизни, не знали, что это такое. Те, кто заметил, что многие мысли по-разному выражаются в знаках и в английском языке, предположили, что знак — это неграмматическая форма английского языка. Большинство американцев думало, что это способ выражать английские слова знаками — заменитель речи. Когда правда вышла наружу во второй половине 20-го века, она удивила всех.
Знаки американского языка жестов (ASL) обозначают английские слова? Простой тест — найти английские слова, которые имеют два разных значения. Если бы знаки ASL обозначали английские слова, то был бы знак с теми же двумя значениями, что и английское слово. Например, английское слово «право» имеет два значения: одно противоположно слову «неправильно», другое противоположно слову «лево». Но нет знака ASL с этими двумя значениями. Они выражаются двумя разными знаками в ASL, точно так же, как они выражаются двумя разными словами во французском, испанском, русском, японском и большинстве других языков.
Правильно (противоположно «неправильно»)
Правильно (противоположно «лево»)
Как и слова других языков, знаки ASL выражают значения, а не английские слова.
Один знак ASL может выражать целое предложение, состоящее из трех или более слов на английском языке. Например, приведенные ниже знаки означают «Я спрашиваю ее» и «Она спрашивает меня».
Я спрашиваю ее
Она спрашивает меня
Ориентация руки и направление, в котором она движется, указывают, кто кого спрашивает. В английском языке требуется три разных слова для выражения «спросить», «спрашивающий» и «спрашиваемый». В ASL каждое сложное значение «я спрашиваю ее» и «она спрашивает меня» выражается одним знаком.
Один знак ASL может выражать еще больше. При добавлении к этим знакам кругового движения получаются знаки, означающие «Я давно ее спрашиваю» и «Она долго меня спрашивает»: Изменение движения другими способами производит знаки, означающие: «Я постоянно спрашиваю ее», «Я спрашиваю ее постоянно», «Она постоянно спрашивает меня», «Она постоянно спрашивает меня» и другие. Эти значения, для выражения которых в английском языке требуется четыре или более слов, в ASL выражаются только одним знаком. В ASL есть много способов объединения в один знак сложных значений, которые могут быть выражены только последовательностью слов в английском языке. Это одно из многих различий между грамматикой ASL и английской грамматикой. ASL не лишен грамматики; у него есть собственная грамматика, отличная от английской.
Вопросы типа «да-нет» иллюстрируют еще одно различие между грамматикой ASL и английским языком. Чтобы заменить повествовательное английское предложение вопросительным, нужно изменить порядок слов, иногда добавляя форму глагола «делать». Например, «Она была там» становится «Она была там?» «Он работал здесь» становится «Он здесь работал?» В ASL декларативный и соответствующий ему вопрос «да-нет» состоят из одних и тех же знаков в одном и том же порядке. Отличие утверждения от вопроса обозначено на лице: при вопросе да-нет брови приподняты. В разговоре на языке ASL подписывающие не смотрят друг другу руки; они поддерживают зрительный контакт, наблюдая за лицами друг друга. Грамматическая информация, такая как разница между утверждениями и вопросами, передается на лице. Подписывающие получают всю информацию, передаваемую руками, через периферийное зрение.
В вопросе другого типа используются такие вопросительные слова, как «кто», «что», «где», «когда» и «почему». В английском и большинстве других европейских языков эти вопросительные слова стоят в начале предложения, например Что она купила вчера? В ASL эти вопросы могут быть выражены несколькими способами, в том числе с вопросительным словом в конце предложения (ОНА КУПИТ ВЧЕРА ЧТО?), или как в начале, так и в конце (ЧТО ОНА ВЧЕРА КУПИЛА ЧТО?). Это еще одно отличие грамматики ASL от английского.
Такие различия между ASL и английской грамматикой были обнаружены только после того, как лингвисты начали изучать ASL как самостоятельный язык, начиная примерно с 1960 года. Различия между ASL и английским языком, которые когда-то считались доказательством того, что ASL является «неграмматическим английским языком», оказались богатым источником доказательств того, что у ASL есть собственная грамматика. Действительно, ASL отличается от английского по своей грамматической структуре больше, чем европейские языки, такие как французский, немецкий, испанский и русский. Многие из грамматических структур, которые отличают ASL от английского, встречаются и в других разговорных языках по всему миру. ASL отличается от английского по той же причине, что и другие языки: это другой язык. Таким образом, он все чаще воспринимается как удовлетворяющий требованиям по иностранному языку в средних школах, колледжах и университетах.
Различия между ASL и английским языком являются доказательством того, что ASL не был изобретен или смоделирован на основе английского языка, а скорее разработан внутри американского сообщества глухих. Точно так же другие жестовые языки развились в других сообществах глухих. Во всем мире существуют разные жестовые языки, так же как и разные разговорные языки. ASL и британский язык жестов — разные, взаимно непонятные языки. Поскольку американское и британское сообщества глухих не контактировали друг с другом, эти два языка развивались независимо друг от друга. Французский язык жестов, датский язык жестов, тайваньский язык жестов, австралийский язык жестов, тайский язык жестов, финский язык жестов, бразильский язык жестов и многие другие языки развились в сообществах глухих людей точно так же, как разговорные языки развились в сообществах слышащих людей. . Каждый из них демонстрирует виды структурных отличий от разговорного языка страны, которые показывают, что это язык сам по себе.
Открытие того, что языки жестов сами по себе являются языками, привело к расцвету литературной культуры жестов. Новое поколение глухих писателей, драматургов и поэтов с новым чувством гордости за свой язык и культуру, а также прочными традициями рассказывания историй глухими людьми начали исследовать способы использования жестового языка для создания произведений искусства. . Они создали литературные произведения на жестовых языках — рассказы, пьесы и стихи — исполняемые и распространяемые на видеокассетах.
За последние полвека было обнаружено, что язык жестов — это язык.