Запрет на тату в исламе

Содержание

  • Последствия тату для мусульманина
  • Допустимы ли временные татуировки
  • Тату и ислам: современные реалии

Мусульманство уделяет огромное внимание телу человека. Коран и дополняющие его тексты формируют строгий свод правил и запретов, касающихся ухода за телом, гигиены, одежды и т. п.

По исламскому вероучению, тело человека совершенно в том виде, в котором оно создано богом (Аллахом). Поэтому оно не просто не нуждается в каких-либо изменениях – любые попытки что-то изменить, в том числе набить тату, считаются в исламе грехом и не разрешаются.

Сейчас подобные запреты кажутся многим странными: десятки древних религий по всему миру не только разрешали, но нередко даже предписывали татуировки. Но нужно понимать практическую основу такого подхода. Ислам зародился в арабских пустынях, где очень жарко и очень сухо. В таких условиях максимально бережное отношение к телу – поистине залог физического выживания.

 

Отсюда – не только запрет бить тату, но и подробно прописанные в самом исламе требования гигиены. Аналогичное отношение в мусульманской традиции и к любым другим изменениям тела, например, к пирсингу, всевозможным боди-модификациям и т. п. (кроме обрезания).

Последствия тату для мусульманина

В плане вероучения ислама тату – грех и для того человека, которому его сделали, и для мастера. За это оба будут отвечать перед всевышним после смерти. По шариату, деньги, уплаченные за набивание татуировки, признаются нажитыми нечестно. Конкретное наказание зависит от размера, цвета, содержания изображения, от того, мужчина его сделал или женщина. К мужчинам исламский закон более лоялен. Но практикуются телесные наказания и тюремные заключения.

Если же мусульманин живет в светском государстве, временные тату вообще не должны быть проблемой. Возможность нанесения постоянных зависит от неформального влияния мусульманской культуры. Если ислам не является доминирующей религией, если человек не зависит от этнической общины, если классические нормы Корана воспринимаются в целом спокойно, без фанатизма – решение за ним. Наказание за татуировки существует только в пределах ислама и шариата.

Допустимы ли временные татуировки

Строго говоря, временные татуировки в классическом исламе также если не запрещены напрямую, то как минимум не одобряются. Но мир не стоит на месте, и мусульманские страны развиваются, пусть и не так стремительно, как европейские. Поэтому на практике сложился компромисс: если рисунок на теле нейтральный и временный, его легко смыть, то на такое можно закрыть глаза.

Правда, даже подобная уступка имеет множество оговорок и ограничений:

  • рисунки должны легко смываться обычными бытовыми средствами: водой, маслом и т. п.;
  • у изображений не должно быть никаких сомнительных значений, смыслов, ассоциаций;
  • категорически неприемлемы откровенные, вульгарные, эротические сюжеты и темы;
  • из надписей лучше всего выбрать цитату из Корана на арабском, тюркском, персидском;
  • нельзя наносить изображения живых существ – это один из базовых исламских запретов;
  • рисунок нельзя покрывать защитным слоем, который будет препятствовать его смыванию.

Кроме того, ислам допускает временные татуировки для мужчин гораздо охотнее, чем для женщин. Консервативное различие между полами в этой вере очевидно, исламские мужчины в целом намного быстрее встраиваются в современное общество в неисламской стране, чем мусульманки.

В этом различии важно соблюдать правила аурата (аврата): какие-то части тела должны быть прикрыты всегда. У мужчин это как минимум области между пупком и коленями. Но нередко она распространяется и на туловище выше пояса, и на ноги до ступней – шорты в целом не одобряются мусульманами. Для женщин аурат касается вообще всего тела, кроме лица и кистей рук.

Тату и ислам: современные реалии

Да, в исламе тату считаются грехом и запрещены, но религия и мусульманские общества не стоят на месте. При всей консервативности магометанства многие арабские и тюркские страны достаточно светские, чтобы нормы Корана воспринимались адекватно, с учетом реалий современного мира.

Точно так же, как существует немало невоцерковленных православных, есть множество мусульман, которые больше считаются таковыми, чем являются на самом деле. И кто-то из них находит для себя компромисс между верой и повседневной жизнью: питанием, модой, другими аспектами.

Конечно, в Иране или Саудовской Аравии говорить о таком не приходится, как, например, и в Чечне или Дагестане, но в Турции или Татарстане такой компромисс вполне возможен.

Пример на фотографии: тату-салон работает в Сирии – светской стране с преобладанием мусульманства. Примерно три года назад украшение тела постоянными изображениями стало в стране довольно популярным среди молодых мужчин. Причем сюжеты и темы вполне обычны.

Оцените статью: 

Можно ли мусульманам делать татуировки

Опираясь на примеры из достоверных научных источников, а также на мнения ученых-факихов, на вопрос, можно ли мусульманам делать татуировки, может быть только один ответ: тату не будет разрешаться шариатом, если принимать за понятие «татуировки» введение краски с целью изменения цвета кожного покрова путем прокалывания кожи иглами и пускания крови.

В качестве примера такого запрета приводится хадис от Ибн Умара, в котором говорится что Пророк Мухаммад ﷺ проклинает не только татуировщиков, но и тех, кому делаются татуировки, как и тех, кто и кому наращивают волосы.

О том, что тату нежелательны, говорили и ряд богословов-маликитов. По мнению ан-Нафрави, наколки можно считать близким к хараму.

Но следует принимать во внимание тот момент, что виды и типы татуировок бывают различными, так что и отношение ислама к ним также отличается. Есть ряд мнений, что если изображение на кожу наносится в лечебных целях, то в запрете можно сделать исключение.

Часто возникает вопрос, можно ли считать наколку наджасом, то есть скверной, нечистым. В данном случае ученые-факихи едины во мнении, что это наджас, потому что кровь в том месте, куда ввели краску, задерживается вместе с краской и тем, что было введено вместе с ней.

В вопросе об избавлении от изображения среди ученых возникают разногласия, поскольку одни из них, представители ханафитского мазхаба, считают, что тату в данном случае требует того же отношения, что и окрашивание от наджаса: когда его смываешь, кожа будет чистой, но след может остаться и его удалить нелегко. Не требуется удалять рисунок огнем или сдирать кожу, чтобы избавиться от него: это будет относиться к наджасу, который прощается, и намаз такого человека будет считаться действительным. Представители же шафиитского мазхаба утверждают, что наколку следует обязательно удалять, не нанося тем самым такой возможный вред коже, после которого придется совершать таяммум. В таком случае мусульманин должен покаяться, и на нем греха не будет. Точно так же обстоит дело, если делать татуировку без согласия человека и до его совершеннолетия: в этом случае удалять необязательно, намаз будет считаться действительным, и этот мусульманин может в намазе быть имамом.

Шариат разграничивает те украшения, которые наносит мусульманка на тело временно, то есть временные тату, и те, которые мусульманин может татуировать, чтобы они носили постоянный характер.

В настоящее время, среди мусульманок стали популярны татуировки хной, мехенди, которые имеют многовековую традицию и были популярны среди многих мусульманских народов, такие временные татуировки разрешены мусульманкам шариатом, при соблюдении определенных условий:

  • Если изображения на тело нанесены хной или другими временными красками;
  • это не изменяет творение Аллаха, то есть татуировка не меняет до неузнаваемости лицо и внешний облик;
  • женщина может украшать себя таким способом, но рисунки эти не должны изображать животных или людей;
  • такие рисунки не должны быть видны посторонним мужчинам.

Если же делать татуировку постоянную, такую, как наколка, то они считаются запретными и ведут к изменению творения Аллаха. К запрещенному уашму относятся тату с помощью иглы, с помощью химических препаратов и хирургического вмешательства, а также любыми методами, с помощью которых рисунки могут держаться на теле длительный срок – год и более. За такие татуировки Аллах может проклясть и самого татуировщика, который выполняет тату, и того, кто носит такое тату.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Задать вопрос

Каково исламское постановление о татуировках?

Последнее обновление 1 июля 2022 года

Кто-то написал Хазрату Амирул Моминин, Халифатул Масих V аа  , что вода не достигла кожи той части тела, на которой была нанесена татуировка. Затем он попросил совета относительно действительности вуду или гусля человека, у которого есть татуировка на теле.

Huzoor aa в своем письме от 16 мая 2021 г. дал следующие указания по этому вопросу: 

«Во-первых, нельзя делать кому-либо татуировку или вообще делать татуировку. Этот запрет также упоминается в хадисе , где говорится, что Всевышний Аллах проклял тех женщин, которые в косметических или эстетических целях практиковали татуировку, и тех, кто сделал себе татуировку… кто изменил творение Аллаха. ( Сахих Бухари , Китаб аль-Либас)

«Когда Святой Пророк са  был назначен пророком, с одной стороны, яд различных видов многобожия распространился повсюду в мире и особенно в арабских Полуостров, а с другой стороны, различные заблуждения также захватили человечество в свои когти. Мужчины и женщины были вовлечены в разного рода политеистические ритуалы и общественные пороки. Они включали политеистические практики, такие как татуировка изображения богини, идола или животного на теле, лице или руках для получения благословения, или это делалось в косметических или эстетических целях, чтобы затем пропагандировать социальные проступки и непристойности.

«Человеку не запрещается применять какие-либо законные методы для собственной красоты, оставаясь при этом в допустимых пределах. Достижение красоты, о котором Святой Пророк sa предупреждал о Божьем проклятии, означает нечто иное, и мудрость, стоящая за запретом некоторых из этих средств, по-видимому, заключается в том, что есть страх, что такого рода действия могут привести к склонности к ширк — тягчайший из грехов; или если эти вещи совершаются для того, чтобы обмануть противоположный пол непозволительным образом, то все эти средства также будут считаться незаконными и подлежащими действию.

«Что касается татуировки, будь то мужчина или женщина, единственная цель, стоящая за ней, — показать ее или обмануть противоположный пол непозволительным образом. Вот почему люди обычно делают татуировки на частях тела, которые они затем могут выставить напоказ и выставить на всеобщее обозрение. Однако, если человек делает татуировку на части тела, которой велено носить покрывало [ сатр ], то, во-первых, во время нанесения этой татуировки человек нарушает заповедь пурда 9. 0008 и совершает непристойные действия, противоречащие учению ислама. Более того, одна из идей нанесения татуировок на закрытые части тела заключается в том, что они могут быть выставлены напоказ перед противоположным полом при совершении злых поступков. Все эти методы запрещены, поскольку противоречат исламскому учению.

«Кроме того, татуировки связаны с массой физических проблем и проблем со здоровьем. Например, на участках тела с татуировками сильно поражаются потовые железы под кожей, то есть татуировка снижает потоотделение на соответствующих участках тела, что вредно для здоровья. Точно так же, поскольку татуировки становятся постоянными чертами на коже, иногда по мере того, как тело растет или сжимается, форма татуировки меняется, что делает татуировку уродливой, а не «красивой». Тогда такие люди начинают думать о них как о чуме, от которой они не могут избавиться. Таким образом, только по этим причинам делать татуировку бесполезно и абсурдно.

«Поэтому верующему мужчине или верующей женщине не разрешено делать татуировку на теле. Однако, если у человека была татуировка на теле до того, как он стал ахмади, и теперь Всевышний Аллах дал ему возможность принять ахмадийят, указав ему истинный путь ислама, то этот поступок подпадает под категорию إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ т.е. «за исключением того, что уже произошло». [Сура ан-Ниса, Гл.4: Т.23] 

«Кроме того, такая татуировка до принятия Ислама не повлияет на действительность вуду или гусль . Точно так же, как нанесение лака на ногти женщины не влияет на ее вуду  и ее вуду  действительны, даже если она нанесла лак для ногтей, таким же образом вуду и гусль такого человека с татуировками будут действительными. ”

Татуировки — Харам? Вот что говорят эксперты-мусульмане: HelloGiggles

Как любитель искусства, я всегда рисовал везде, где есть пустое место, включая свое тело. Однако я всегда ограничивался временными, нарисованными от руки дудлами. Помимо моего страха перед иглами и чрезвычайно низкой терпимости к боли, основная причина, по которой я до сих пор не держу татуировки, — это мои религиозные убеждения. Меня, как мусульманку, учили, что татуировка может нанести вред Божьему творению. В Коране есть абзац, в котором говорится о порче Божьего творения как о грехе, что используется для толкования запрета на татуировки. Если бы я сделал татуировку, это означало бы, что мои молитвы не будут приняты Аллахом.

Ракин Ниасс, лайф-коуч и Мукаддам (исламский религиозный деятель), говорит, что среди мусульманских ученых распространено мнение, что татуировки являются харамом (непозволительным), потому что они изменяют творение Аллаха. Однако он также говорит, что эта вера различается между мусульманскими сектами. Итак, татуировки — это харам?

В то время как Коран и хадисы остаются универсальным руководством для всех мусульман, конкретные постановления различаются между двумя основными течениями шиитского и суннитского ислама. Некоторые шиитские ученые считают, что делать татуировки разрешено, и даже в суннитских школах мысли, Ниасс говорит, что есть несколько человек, которые говорят, что, хотя делать татуировки макрух (не полностью запрещено), они по-прежнему в целом запрещены большинством ученых. «Существует точка зрения, утверждающая, что выполнение их — это макрул, которого не любят. Это мнение, которого придерживается небольшое число маликитов (подразделение суннитского ислама), но подавляющее большинство мусульман-суннитов согласны с тем, что это харам», — говорит он.

Я вырос с верой в то, что татуировки — это грех и что они связаны только с членами банды и бедняками. В детстве мне не разрешалось думать о его приобретении. Только недавно я стал слышать больше разговоров о морали татуировок в рамках моей религии.

Поскольку глобальные тенденции сделали татуировки более популярными, молодые мусульмане начали задаваться вопросом, почему перманентные чернила запрещены. В некотором смысле это сомнение в давних нормах и убеждениях исходит от молодых мусульман, которые решили отделить культурные табу от религиозных учений. Гендерные нормы — яркий тому пример. Место женщины в доме долгое время навязывалось нам как исламское учение, но сомнения в этом привели к увеличению числа женщин-ученых и религиозных феминистских движений.

Еще одной причиной роста популярности татуировок в мусульманском сообществе является усиление глобализации. В то время как на Ближнем Востоке почти не существовало тату-салонов, запуск Huzz Ink в Иордании в 2007 году оказался настолько популярным, что они недавно открыли филиал в Дубае. Хотя нет доступных статистических данных, доказывающих растущее число мусульман, делающих татуировки, Ниасс говорит, что для многих ученых эти темы становятся все более важными для обсуждения, поскольку многие молодые мусульмане теперь хотят татуировки.

«Поскольку татуировки настолько постоянны и вызывают такое сильное культурное сопротивление, легче признать, что они являются харамом, в отличие от многих других действий, которые молодые мусульмане предпочитают делать, при этом считая их недопустимыми», — говорит Аша, 21-летняя женщина. летняя мусульманка. По ее мнению, молодые поколения больше внимания уделяют гуманитарному аспекту религии и своей духовной связи с Богом.

Ализе, 23-летняя мусульманка с татуировками, говорит, что, хотя она не чувствовала необходимости получать одобрение от религиозного лидера, она все же поговорила со своей бабушкой, прежде чем ей сделали татуировку. Будучи так близко, как они, она сказала, что хочет получить ее одобрение на принятие решения. Ее бабушка, по ее словам, сказала, что татуировки разрешены в шиитском исламе, и дала внучке свое благословение. «У меня имена обоих родителей на урду чуть ниже запястья, — делится Ализе.

Многие представители всех религий предпочитают делать татуировки, имеющие личное значение. Для Саджир, 25-летней мусульманки, это также означало духовную связь. На ее первой татуировке написано «Кун Фая Кун», арабская фраза, которая переводится как «быть и это есть», к которой у нее есть как личная, так и религиозная связь. Однако, хотя Саджир любит свои татуировки, она признает, что религиозные и культурные табу, включая идею о том, что татуировки делают кого-то менее презентабельным или уважаемым, вокруг них действительно заставляют ее чувствовать себя неуверенно. «Было много «а что, если», но в конце концов они превратились в фоновый шум», — делится она.

Эти опасения присутствуют в умах многих, кто хочет рискнуть и сделать татуировку, что не является простым решением даже без религии. Вот почему Рида, единственная женщина-татуировщик в Пакистане, говорит, что религия — это тема, которую она избегает на работе. «Мои клиенты часто спрашивают меня, считаю ли я татуировки халяльными (допустимыми), но не мне говорить им, что разрешено, а что нет», — говорит она.

Рида не единственный человек, который предпочитает сохранять индивидуалистический подход к религии, тем более, что люди следуют религиозным практикам такими разными способами. Однако она говорит, что в последнее время заметила увеличение числа клиентов. «Это были клиенты всех возрастов и полов, и это прекрасно», — говорит она. «Мне кажется, это потому, что все больше людей привыкают принимать религиозную веру как то, что вы воспринимаете и считаете правильным, а не потому, что кто-то говорит, что это хорошо или плохо».

В то время как религиоведы в других частях мира могут иметь разные мнения, бывший великий муфтий Египта (религиозный ученый, который дает юридические заключения, толкующие исламские законы) шейх Али Гома в 2017 году провозгласил фетву, в которой говорится, что временные татуировки — вид, при котором чернила проникают только в первый слой кожи и, следовательно, быстрее исчезают — подходят женщинам.

«[Новая техника татуировки, которая не причиняет боли и не проливает кровь] считается инструментом украшения и украшения, поэтому девушкам разрешено делать ее. Однако для мальчиков это похоже на нанесение помады или лака для ногтей; это подражание женщинам, а это запрещено в исламе», — сказал Гома. Как бы ни хотелось тем, кто хочет татуировки, видеть правление Гомы прогрессивным, гомофобные и сексистские коннотации, которые оно имеет, нельзя отрицать. Однако с ростом популярности татуировок это заявление религиозного лидера позволило многим совершить желаемый скачок, даже если в других отношениях это проблематично.

Несколько художников-татуировщиков в Египте говорят, что фетва только усилила растущую популярность татуировок среди мусульманских общин, так как многие восприняли это заявление как разрешение сделать татуировку. Тату-мастер Симо из Simo Tattoo Studio в Каире говорит, что его клиентура увеличилась на 50 процентов после принятия фетвы, а Далия Бадр, внештатный художник-татуировщик из Каира, говорит, что теперь она получает заказы со всей страны.