Создание пропорций тела человека. Правила рисования пропорционального лица
Чтобы академический рисунок выглядел гармонично и реалистично, в нем все должно быть четко продуманным и соразмеренным. Поэтому правильное построение пропорций – это одна из основных задач, которую надо решить при создании рисунка. Эта работа не самая простая, но для создания красивых изображений просто необходима.
Зачем нужно строить пропорции?
Любой художник, независимо от стиля, в котором он собирается работать, должен овладеть академическим рисунком. Это своего рода фундамент всей живописи, необходимый как художникам, так и архитекторам, дизайнерам, скульпторам.
Изучение академического рисунка начинается с азов. Ученики сначала проходят геометрические фигуры, затем розетки и капитель. И только после этого переходят к изображению головы и тела человека. Осваивая портреты, они начинают с гипсовых голов, а затем переходят к рисованию с натуры. Если речь идет об изображении людей в полный рост, то тут процесс тоже проходит постепенно – скелет, мышцы, гипсовая фигура, обнаженная натура.
Художник очень часто сталкивается с тем, что изображаемый объект значительно больше, чем лист бумаги или, наоборот, меньше. В натуральную величину не всегда получится изобразить ни фигуру человека, ни маленькую бабочку. Чтобы передать изображение максимально точно, необходимо уменьшить или увеличить исходный объект, при этом правильно передавая соотношение его размеров.
Рисуете ли вы портрет, пейзаж или натюрморт – соблюдать пропорции необходимо. Умение делать это является одним из самых важных для любого художника.
Как правильно рисовать пропорциональное лицо?
Работа над портретом начинается с компоновки. Размер изображения должен быть гармоничным, не слишком большим и не слишком мелким, сопоставимым с размером листа бумаги.
Многие художники, когда впервые берутся за портрет, уделяют основное внимание отдельным чертам – глазам, носу, губам. И это ошибочное решение, ведь зачастую при этом они не видят общего – овала лица. А ведь рисунок начинается именно с него.
По форме голова человека напоминает яйцо, однако это аналогия весьма примерная, это надо учитывать, занимаясь рисованием.
Всем известно, что тело человека не полностью симметрично. Тем не менее, при создании портрета придерживаться симметрии необходимо. Поэтому преподаватели на курсах всегда учат начать работу над изображением с построения оси симметрии, которая поделит рисунок на правую и левую части.
Еще одну линию необходимо провести перпендикулярно оси симметрии. Она поделит изображение по горизонтали. Эти две прямые помогут правильно расположить глаза, нос, губы и брови. Поставьте по точке на середине левой и правой частей горизонтальной линии – там будут располагаться глаза. Нижнюю половину вертикальной линии нужно поделить на пять одинаковых частей. Вторая сверху точка – это кончик носа, а третья – складка между губами.
Верхняя часть делится на четыре одинаковых отрезка. Между второй и третьей точкой снизу, как правило, находится линия роста волос. Уши нужно рисовать примерно между верхним веком и кончиком носа, при этом имейте в виду, что если взгляд модели направлен вверх или вниз, расположение уха изменится.
Если на вашем портрете будет изображен человек в профиль, пропорции не поменяются, только ракурс и компоновка на листе бумаги. Форма головы все также будет напоминать яйцо, но его острый кончик будет направлен в сторону. Вам необходимо нарисовать те же центральные линии, однако теперь они будут делить голову на лицо и череп (переднюю и заднюю части).
Ухо на портрете в профиль расположено за центральной горизонтальной линией. Черты сохраняют свое положение как на изображении в анфас. Переносица находится аккурат на центральной линии, иногда чуть выше.
Во время рисования портрета нужно иметь в виду, что у каждого свои особенности внешности – длина и толщина носа, размер, разрез, посадка глаз и так далее. Чтобы добиться портретного сходства, нужно точно уловить и передать эту специфику. Для этого вам понадобится много практики, мастерство улавливать пропорции и мелкие детали придет со временем.
Рисуем пропорциональное тело
Художники-новички, как правило, сначала работают с фигурами среднего размера, потому что на этом примере проще понять, как строить пропорцию человеческого тела. На первом этапе обучения необходимо освоить скелет, потом перейти к мышцам, а уже после этого браться за изображение человека
Чаще всего в качестве единицы измерения используют высоту головы. В среднем длина тела – это семь голов, но шесть или восемь тоже считается нормой. Кроме того, туловище вместе с шеей – это три головы, столько же – верхние конечности, а нижние – три с половиной.
У детей голова занимает большую часть всего тела. У новорожденного она вообще составляет примерно четверть всей высоты. Однако с возрастом у ребенка ноги становятся все длиннее, поэтому со временем голова пропорционально уменьшается.
Когда человек стареет, его тело претерпевает определенные изменения. Тело сгибается, плечи становятся более круглыми, позвоночник и шея как бы толкают голову вперед. Кожа утончается, из-за чего вены могут стать более видными. Локти и запястья кажутся крупнее.
Работа над фигурой начинается с проведения вертикальной прямой линии, длина которой соответствует его росту. Если разделить ее пополам, то в середине окажется лобковая кость. Верхнюю и нижнюю часть делим еще пополам и определяем положение сосков и коленных чашечек. Голова составляет половину самого верхнего отрезка. На середине линии от груди до лобковой кости располагается пупок. Кисть руки нужно рисовать от уровня той линии, которая делит рост пополам.
Рисование пропорциональных фигур
Работаете вы с моделью или предметом, начинать всегда стоит с наброска. Установите место изображаемого объекта на листе бумаги и определите его примерный размер.
Если вы рисуете портрет в полный рост, то можно сначала построить пропорциональный скелет, а уже потом «надевать» на каркас тело, прорисовывать рельеф мышц.
Делать пропорциональные изображения людей, архитектуры или предметов непросто, и вряд ли у кого-то получится правильно сделать это с первого раза. Для этого необходима долгая и упорная тренировка. Их рисованию учат на любых художественных курсах, потому что без этого знания освоить рисунок невозможно.
Абитуриентам художественных вузов на вступительном экзамене необходимо рисовать гипсовые головы, а это значит, что умение рисовать пропорциональный портрет им просто необходимо.
В школе-студии «Мастер рисунка» К.Э. Арутюновой пропорциям также уделяют много внимания, они входят в обязательную программу академического курса. Запишитесь на занятия по телефону или через форму на сайте.
Похожие записи
Прямая и обратная пропорциональность. Формулы, обозначение, примеры
Поможем понять и полюбить математику
Начать учиться
224.1K
Чем старше дерево, тем оно выше. Чем медленнее темп, тем дольше идти до школы. Эти и другие процессы можно описать математическим языком в виде прямой и обратной пропорциональной зависимости. Как это делать — расскажем в этой статье.
Основные определения
Математическая зависимость — это соответствие между элементами двух множеств, при котором каждому элементу одного множества ставится в соответствие элемент из другого множества.
Виды зависимостей:
Прямая зависимость. Чем больше одна величина, тем больше вторая. Чем меньше одна величина, тем меньше вторая величина.
Обратная зависимость. Чем больше одна величина, тем меньше вторая. Чем меньше одна величина, тем больше вторая.
Пропорция в математике — это равенство между отношениями двух или нескольких пар чисел или величин. Пропорциональными называются две взаимно-зависимые величины, если отношение их значений остается неизменным.
Пропорциональность — это взаимосвязь между двумя величинами, при которой изменение одной из них влечет за собой изменение другой во столько же раз. Проще говоря — это зависимость одного числа от другого.
Есть две разновидности пропорциональностей:
Прямая пропорциональность.
Это зависимость, при которой увеличение одного числа ведет к увеличению другого во столько же раз. А уменьшение одного числа ведет к уменьшению другого во столько же раз.
Обратная пропорциональность. Это зависимость, при которой уменьшение одного числа ведет к увеличению другого во столько же раз. А увеличение числа наоборот ведет к уменьшению другого во столько же раз.
Коэффициент пропорциональности — это неизменное отношение пропорциональных величин. Он показывает, сколько единиц одной величины приходится на единицу другой. Коэффициент пропорциональности обозначается латинской буквой k.
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Прямо пропорциональные величины
Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении (или уменьшении) одной из них в несколько раз — другая увеличивается (или уменьшается) во столько же раз.
Прямая пропорциональность в виде схемы: «больше — больше» или «меньше — меньше».
a и d называются крайними членами, b и c — средними.
Основное свойство пропорции
Произведение крайних членов равно произведению средних членов.
Свойство прямо пропорциональной зависимости:
Если две величины прямо пропорциональны, то отношения соответствующих значений этих величин равны.
Примеры прямо пропорциональной зависимости:
при постоянной скорости пройденный маршрут прямо-пропорционально зависит от времени;
периметр квадрата и его сторона — прямо-пропорциональные величины;
стоимость конфет, купленных по одной цене, прямо-пропорционально зависит от их количества.
Если говорить метафорами, то прямую пропорциональную зависимость можно отличить от обратной по пословице: «Чем дальше в лес, тем больше дров». Что значит, чем дольше ты идешь по лесу, тем больше дров можно собрать.
Формула прямой пропорциональности y = kx, где y и x — переменные величины, k — постоянная величина, которую называют коэффициентом прямой пропорциональности. |
Коэффициент прямой пропорциональности — это отношение любых соответствующих значений пропорциональных переменных y и x, равное одному и тому же числу.
Формула коэффициента прямой пропорциональности:
Пример 1.
В одно и то же путешествие поехали два автомобиля. Один двигался со скоростью 70 км/ч и за 2 часа проделал тот же путь, что другой за 7 часов. Найти скорость второго автомобиля.
Как решаем:
Вспомним формулу для определения пути через скорость и время:
Так как оба автомобиля проделали одинаковый путь, можно составить пропорцию из двух выражений:
Найдем скорость второго автомобиля:
Ответ: 20 км/ч.
Онлайн-курсы математики для детей помогут подтянуть оценки, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.
Пример 2.
Блогер за 8 дней может написать 14 постов. Сколько помощников ему понадобится, чтобы написать 420 постов за 12 дней, если они пишут с такой же скоростью?
Как рассуждаем:
Количество человек (блогер и помощники) увеличивается с увеличением объема работы, если ее нужно сделать за то же количество времени.
Составим пропорцию:
14 (постов) / 8 (дней) × х (блогеров) = 420 (постов) / 12 (дней)
Вспомним основное свойство пропорции, согласно которому:
14x × 12 = 420 × 8
х = (420 × 8) / (14 × 12)
х = 20
Ответ: 20 человек напишут 420 постов за 12 дней.
Обратно пропорциональные величины
Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (или уменьшении) одной из них в несколько раз — другая уменьшается (или увеличивается) во столько же раз.
Объясним, что значит обратно пропорционально в виде схемы: «больше — меньше» или «меньше — больше».
Свойство обратной пропорциональности величин:
Если две величины находятся в обратно пропорциональной зависимости, то отношение двух произвольно взятых значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины.
Примеры обратно пропорциональной зависимости:
время на маршрут и скорость, с которой путь был пройден — обратно пропорциональные величины;
при одинаковой продуктивности количество школьников, решающих конкретную задачу, обратно пропорционально времени выполнения этой задачи;
количество конфет, купленных на определенную сумму денег, обратно пропорционально их цене.
Формула обратной пропорциональности где y и x — это переменные величины, k — постоянная величина, которую называют коэффициентом обратной пропорциональности. |
Коэффициент обратной пропорциональности — это произведение любых соответствующих значений обратно пропорциональных переменных y и x, равное одному и тому же числу.
Формула коэффициента обратной пропорциональности:
xy = k.
Потренируемся
Пример 1. 24 человека за 5 дней раскрутили канальчик в ютубе. За сколько дней выполнят ту же работу 30 человек, если будут работать с той же эффективностью?
Как рассуждаем:
В заполненном столбце стрелку ставим в направлении от большего числа к меньшему.
Чем больше людей, тем меньше времени нужно для выполнения определенной работы (раскрутки канала). Значит, это обратно пропорциональная зависимость.
Поэтому направим вторую стрелку в противоположную сторону. Обратная пропорция выглядит так:
Как решаем:
Пусть за х дней могут раскрутить канал 30 человек.
Составляем пропорцию:
30 : 24 = 5 : х
Чтобы найти неизвестный член пропорции, нужно произведение средних членов разделить на известный крайний член:
х = 24 * 5 : 30
х = 4
Значит, 30 человек раскрутят канал за 4 дня.
Ответ: за 4 дня.
Пример 2. Автомобиль проезжает от одного города до другого за 13 часов со скоростью 75 км/ч. Сколько времени ему понадобится, если он будет ехать со скоростью 52 км/ч?
Как рассуждаем:
Скорость и время связаны обратно пропорциональной зависимостью: чем больше скорость, тем меньше времени понадобится.
Обозначим:
v1 = 75 км/ч
v2 = 52 км/ч
t1 = 13 ч
t2 = х
Как решаем:
Составим пропорцию:
Соотношения равны, но перевернуты относительно друг друга.
Подставим известные значения:
18 ч 45 мин
Ответ: 18 часов 45 минут.
Шпаргалки для родителей по математике
Все формулы по математике под рукой
Лидия Казанцева
Автор Skysmart
К предыдущей статье
148.3K
Теорема синусов
К следующей статье
563.6K
Площадь прямоугольного треугольника
Получите план обучения, который поможет понять и полюбить математику
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Витрувианский человек — Леонардо да Винчи
Предоставлено LeonardoDaVinci.![]() |
Витрувианский человек был создан Леонардо да Винчи около 1487 года. Он сопровождается примечаниями, основанными на работах знаменитого архитектора Витрувия Поллиона. Рисунок, выполненный пером и тушью на
бумаги, изображает мужскую фигуру в двух наложенных друг на друга положениях с расставленными руками и ногами и одновременно вписанными в круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют Каноном пропорций или,
реже, Пропорции человека. Он хранится в Галерее Академии в Венеции, Италия, и, как и большинство работ на бумаге, выставляется лишь изредка.
Пропорциональное соотношение частей отражает универсальный дизайн. А «медицинское» равновесие элементов обеспечивает стабильную структуру. Таким образом, эти качества в равной степени разделяются Богом, созданным человеком.
тело и собственное производство человека хорошего здания. В конце 1480-х годов эта тема художественного микрокосма стала одним из великих объединяющих принципов его мысли. Это архитектурное приложение
однако дело не в этом; это только начало концепции, которая имела буквально универсальное применение.
Это изображение является прекрасным примером интереса Леонардо к пропорциям. Кроме того, эта картина представляет собой краеугольный камень попыток Леонардо соотнести человека с природой. Британская энциклопедия
в Интернете говорится: «Леонардо представлял себе великую схему изображения человеческого тела, которую он создал с помощью своих анатомических рисунков и Витрувианского человека, как космографию дель минор мондо (космографию микрокосма).
Он считал, что работа человеческого тела аналогична работе Вселенной».0017
Рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» — одна из самых популярных мировых икон. На протяжении многих лет предпринимались бесчисленные попытки понять состав иллюстрации Леонардо к принципам Витрувия.
Мона Лиза
Тайная вечеря
Витрувианский человек
Спаситель мира
Автопортрет
Богородица с младенцем и святой Анной
Поклонение волхвов
Мадонна с моталкой
Крещение Христа
Благовещение
Дама с горностаем
Бахус
Голова женщины
Литта Мадонна
Портрет Джиневры де Бенчи
Битва при Ангиари
Святой Иоанн Креститель
Эмбрион в утробе матери
Витрувианский человек | История, рисунок, Леонардо да Винчи, смысл и факты
Витрувианский человек , также называемый исследование пропорций человеческого тела , рисунок металлической иглой, пером, тушью и акварелью на бумаге (ок. 1490 г.) художника эпохи Возрождения, архитектора и инженера Леонардо да Винчи. На нем изображена обнаженная мужская фигура с руками и ногами в двух наложенных положениях, так что руки и ноги касаются периметров квадрата и круга. Одна из самых известных работ Леонардо, рисунок стал культовым изображением, часто воспроизводимым в искусстве, науке и торговле.
Витрувианский человек был частично под влиянием пропорциональных теорий римского архитектора Витрувия. В своем трактате Об архитектуре (1 век до н.э.; Об архитектуре ) Витрувий предположил, что человеческая фигура может идеально вписаться в круг и квадрат. Он заявил, что если человек лежит на спине с вытянутыми руками и ногами, его пальцы рук и ног касаются окружности круга, а его пупок находится в центре. Витрувий также заметил, что, поскольку высота человеческого тела равна длине его вытянутых рук, человеческая фигура сравнима с идеальным квадратом, стороны которого имеют одинаковое измерение. Однако трактат Витрувия не содержал иллюстраций, и в 15-м и 16-м веках несколько человек, в том числе фра Джованни Джокондо, Чезаре Чезариано и Франческо ди Джорджио, пытались проиллюстрировать идеального человека Витрувия. Многие из этих начинаний помещали круг внутрь квадрата или наоборот, что требовало некоторого искажения придатков фигуры.
Леонардо провел собственное исследование пропорций человеческого тела, потратив месяцы на измерения ряда молодых людей. В его примечаниях выше и ниже рисунка Витрувианского человека указаны размеры тела, которые он приписал Витрувию. На самом деле измерения в основном являются собственными открытиями Леонардо. Его запросы позволили ему отказаться от измерений Витрувия и других изображений человеческих пропорций. Он сместил квадрат от круга, а в круге нарисовал распростертого человека, руки и ноги которого касались периметра, а пупок находился точно в центре, согласно Витрувию. На эту позу наложена поза, в которой ноги мужчины вместе и его ступни стоят на дне квадрата, а его руки вытянуты наружу, так что его руки касаются сторон квадрата. Согласно собственным исследованиям Леонардо, в этом положении область непосредственно над гениталиями мужчины находится в центре квадрата. Применяя свои собственные эмпирические данные к своему рисунку идеального человеческого тела, Леонардо бросил вызов преобладающей вере в писания древности.
Витрувианский человек сочетает в себе принципы гуманизма, геометрии, анатомии и искусства. Круг и квадрат долгое время считались символами божественного и земного соответственно. Расположение фигуры внутри двух форм отражает веру гуманистов эпохи Возрождения в то, что человеческое тело является микрокосмом вселенной. Изучая пропорции идеального человеческого тела, Леонардо и его современники, подобно интеллектуалам древности, воображали, что могут вывести законы, управляющие мирозданием. Более того, применяя геометрию и свои познания в анатомии — предметах, высоко ценившихся в эпоху Возрождения, — Леонардо принимал участие в усилиях по повышению статуса изящных искусств, которые тогда считались ремеслом.