Виды семейных отношений — Отношения — tsn.ua

Говорят, что счастливые семьи счастливы одинаково, зато каждая из несчастливых семей несчастна по-своему. И действительно, существуют различные модели отношений в семье. Поняв, в каких отношениях находятся члены семьи, можно найти причину проблем в таких семьях и возможные пути их решения.

Можно выделить следующие виды отношений:

Детско-родительские отношения. В этом случае один из партнеров строит отношения с позиции ребенка, в то время как другой – с позиции взрослого. В этом случае «ребенок» требует, обижается, отказывается от ответственности, бунтует, а «взрослый» воспитывает, контролирует, делает замечания, решает проблемы, обеспечивает финансово. Такие отношения часто бывают между молодыми девушками и мужчинами на 15-20 лет старше или же между несамостоятельными, слабыми мужчинами и доминирующими женщинами, привыкшими все держать под контролем и за все нести ответственность. Такие отношения часто разрушаются в тот момент, когда «дети» становятся более зрелыми, и им уже больше не нужными становятся доминирующие партнеры. Девушки становятся совладелицами бизнеса и влюбляются в ровесников, а мужья, которых постоянно пилили жены, называя слабаками и неудачниками, вдруг находят новых спутниц, которые верят, восхищаются, гордятся и стремятся быть ведомыми.

Слияние. В семьях, образованных по типу слияния, существует только одна личность – сильного, властного родителя. Границы других личностей в этой семье как бы стираются, их потребности игнорируются, и все их действия подчинены лишь удовлетворению потребностей «главной личности». Часто это властная, доминирующая мать, контролирующая каждый шаг своего ребенка и говорящая мужу, что ему делать, куда идти работать, жестко контролирующая семейный бюджет и планирование распорядка дня в семье. Слияние в норме может быть лишь на определенных этапах взаимоотношений, например, во время влюбленности, когда, действительно, границы двух личностей как бы размываются, и им начинает казаться, что они могут понимать друг друга без слов. В то же время убеждение вроде того, что «любовь – это когда двое смотрят в одну сторону», часто приводит к такому патологическому слиянию, когда двое действительно смотрят в одну сторону, но только в ту, которую укажет один из них.

Созависимые отношения. Этот вид отношений характерен для семей, в которых один из членов имеет какую-то зависимость: алкогольную, игровую, наркотическую. Тогда жизнь других членов семьи подчиняется этой зависимости, поэтому их называют созависимыми близкими. Созависимые члены семьи так же, как и в семье, члены которой находятся в слиянии, забывают о собственных потребностях и живут только тем, что спасают зависимого, решают его проблемы, ругают его за его проступки и т.д. Часто такая семья разрушается, когда созависимый перестает быть «спасателем» и перестает нести ответственность за жизнь зависимого, либо же тогда, когда у зависимого появляется сильная мотивация «завязать», а созависимый при этом не меняется.

Фото: Getty Images/Fotobank

Садомазохистские отношения. Как ни парадоксально это звучит, но в нашем обществе измены в семье более обсуждаемы и осуждаемы, нежели тема насилия. Вместе с тем, мало кто из родителей может признаться, что хотя бы разок не ударил своего ребенка. Какая-нибудь мама на детской площадке может побить свое чадо, и никто не подаст на нее жалобу в социальную службу. У такой мамы вырастает ребенок с размытыми границами, для которых побои от рук значимого человека – не только норма, но даже проявление любви. Многие женщины в нашей стране годами, десятилетиями терпят насилие – физическое, психическое, финансовое – от рук своих мужей, полагая, что ничего не в силах изменить. И, действительно, должен быть достигнут какой-то критический уровень боли, свое личное дно, чтобы «жертва» обрела решимость выйти из таких отношений. Тогда находятся телефоны доверия, кризисные центры для жертв насилия в семье, неравнодушные люди, готовые прийти на помощь.

Разобщенная семья. Так называют семьи с жесткими внутренними границами каждого члена семьи. Такие семьи постороннему наблюдателю часто кажутся благополучными, в то время как каждый член семьи живет своей собственной, обособленной жизнью. В настоящее время наблюдается тенденция к росту числа разобщенных семей. К таким отношениям можно отнести, например, гостевой брак или семью, в которой муж и жена живут в разных странах.

Фото: Getty Images/Fotobank

Братско-сестринские отношения. Если у мужа и жены общие интересы, общие взгляды на жизнь, они заняты общим делом и, как говорится, способны понять друг друга без слов, их любовь рискует перерасти в братско-сестринскую, и тогда в таких отношениях не останется места сексу. Если такие отношения возникают у супружеской пары после 40-50 лет совместной жизни, то это является естественным итогом гармоничного развития партнерских отношений. Но если двое относятся друг к другу как брат и сестра практически в начале семейной жизни, то удивительно, как в такой семье могут появиться дети. И немудрено, что зачастую раскол в таких отношениях происходит после того, как один из партнеров встретит человека, к которому испытает настоящую страсть и непреодолимое сексуальное желание.

Партнерская пара. Наглядный пример партнерских отношений – это финальная сцена в фильме «Мистер и миссис Смит». В ней герои Брэда Питта и Анджелины Джоли, стоя спинами друг к другу, отстреливаются от окруживших их врагов. При этом каждый выбирает оружие на свое усмотрение, и каждый доверяет партнеру в тактике ведения боя. И такие слаженные действия супругов – результат их глубокого уважения друг к другу и заботы друг о друге. Наверняка многим бы хотелось, чтобы в их семье было именно так. Но почему это удается лишь небольшому числу людей? А это вопрос к семейному психологу.

Татьяна Корякина

Психология отношений между детьми и родителями


Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.


Что такое семья и родительские отношения


Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.


В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.


Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.


Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:


  • Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.

  • Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.

  • Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.

  • Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.


Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.


Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.


Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:


  • общение;

  • совместная деятельность;

  • влияние родителей на формирование характера ребенка;

  • влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.


Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.


Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:


  • взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;

  • соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;

  • союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;

  • конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;

  • антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.


Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:


1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.


2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.


Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.


Типы семейных отношений


Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:


1. Социальнобиологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.


2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.


3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.


4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.


5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.


6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.


Способы воспитания детей в семье


Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.


Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:


1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.


2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.


3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.


4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.


5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.


Принципы детско-родительских отношений


Выделяют следующие основные принципы:


  • равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;

  • принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;

  • совместного развития детей и родителей;

  • понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;

  • дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;

  • общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.


Особенности воспитания в наши дни


Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.


Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!

6.4 Семейные отношения – Сообщение 101 (Даттон)

Глава 6 Межличностное общение

Департамент коммуникаций, Университет штата Индиана

page source

Нет сомнения, что определение и состав семьи меняются в Соединенных Штатах. Новые данные исследовательских организаций и переписи населения США 2010 г. показывают следующее: люди, решившие вступить в брак, дольше ждут, все больше пар сожительствоют (живут вместе) до брака или вместо брака, увеличивается число домохозяйств, состоящих размер домохозяйства уменьшается (Pew Research Center, 2010). Точно так же, как меняется состав семьи, меняются и определения.

Определение семьи

Кого вы считаете членом своей семьи? Многие люди изначально называли людей, с которыми они связаны кровью. Вы также можете назвать человека, с которым у вас серьезные отношения, — партнера или супруга. Но у некоторых людей есть человек, не связанный кровью, которого они могут называть тетей или дядей или даже братом или сестрой. Из этих примеров видно, что дать определение семье непросто.

Определения, которые люди приписывают семьям, обычно относятся как минимум к одной из следующих категорий: структурных определений , t определений ориентации запроса и транзакционных определений (Segrin & Flora, 2005). Структурные определения семьи сосредоточены на форме, критериях членства и часто иерархии членов семьи. Одним из примеров структурного определения семьи являются два или более человека, которые живут вместе и связаны рождением, браком или усыновлением. Исходя из этого определения, отец и сын, два двоюродных брата или брат и сестра могут считаться семьей, если они живут вместе. Однако одинокий человек, живущий один или с друзьями, не являющимися родственниками, или пара, которая предпочитает не вступать в брак или не может вступить в брак по закону, не будет считаться семьей. Эти определения основаны на внешних «объективных» критериях для определения того, кто входит в семью, а кто нет, что делает определения полезными для таких групп, как Бюро переписи населения США, законодатели и другие исследователи, которым необходимо определить семью для крупномасштабных данных. коллекция. Простота и преимущества этих определений, позволяющие сэкономить время, уравновешиваются тем фактом, что многие типы семейств не учитываются в общих структурных определениях; однако в последние годы появились более конкретные структурные определения, включающие больше форм семьи.

Семья происхождения относится к родственникам, связанным кровными или другими традиционными правовыми узами, такими как брак или усыновление, и включает родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, тетушек, дядей, племянниц и племянников. Семья ориентации относится к людям, которые живут в одном домашнем хозяйстве и связаны кровными узами, юридическими узами или действуют/живут так, как если бы они были связаны одним из них (Segrin & Flora, 2005). В отличие от семьи происхождения, это определение ограничивается людьми, проживающими в одном домашнем хозяйстве, и представляет собой семейный состав, который мы выбираем. Например, большинство молодых людей не могут выбирать, с кем им жить, но по мере взросления мы выбираем себе супруга или партнера, а также можем иметь или усыновлять детей.

Существует несколько подопределений семей ориентации (Segrin & Flora, 2005). Нуклеарная семья состоит из двух гетеросексуальных женатых родителей и одного или нескольких детей. Несмотря на то, что этому типу семьи уделялось большое политическое и общественное внимание, некоторые ученые утверждают, что он был доминирующим как семейная форма только в течение короткого периода человеческой истории (Peterson & Steinmetz, 1999). Двухъядерная семья — это нуклеарная семья, которая была разделена в результате развода на два отдельных домохозяйства, одно из которых возглавляет мать, а другое — отец, причем в каждом доме в течение определенного периода времени проживают первоначальные дети из семьи. Семья с одним родителем включает мать или отца, которые могут состоять или не состоять ранее в браке с одним или несколькими детьми. Приемная семья включает в себя гетеросексуальную пару, которая живет вместе с детьми от предыдущих отношений. К сожительствующей семье относится гетеросексуальная пара, которая живет вместе в серьезных отношениях, но не имеет юридических уз, таких как брак. Точно так же семья геев или лесбиянок включает пару одного пола, которые живут вместе в преданных отношениях и могут иметь или не иметь юридических уз, таких как брак, гражданский союз или домашнее партнерство. Сожительствующие семьи и семьи геев или лесбиянок могут иметь или не иметь детей.

Что важнее, чтобы структура семьи соответствовала определению, или мы должны определять семью, основываясь на поведении людей или качестве их межличностных взаимодействий? В отличие от структурных определений семьи, функциональные определения сосредоточены на задачах или взаимодействии внутри семьи. Определения семьи, ориентированные на задачу, признают, что поведение, такое как эмоциональная и финансовая поддержка, является более важным межличностным показателем семейной связи, чем биология. Короче говоря, любой, кто выполняет типичные задачи, присутствующие в семьях, считается семьей. Например, в некоторых случаях опекунство над детьми было предоставлено лицу, не связанному биологическим родством с ребенком, а не живому кровному родственнику, потому что это лицо действовало по отношению к ребенку скорее как член семьи. Наиболее распространенные семейные задачи включают заботу и общение с другими членами семьи. Забота о членах семьи подразумевает обеспечение базовой заботы и поддержки, как эмоциональной, так и финансовой. Социализация членов семьи относится к обучению маленьких детей тому, как говорить, читать и практиковать социальные навыки.

Транзакционные определения семьи сосредоточены на общении и субъективных чувствах связи. В то время как определения, ориентированные на задачу, передают важность обеспечения членов семьи, транзакционные определения касаются качества взаимодействия между членами семьи. В частности, транзакционные определения подчеркивают, что создание чувства дома, групповой идентичности, лояльности и общего прошлого и будущего составляет семью. Разве это не правда, что кто-то может обеспечить ребенка едой, кровом и транспортом в школу, но не создать ощущение дома? Несмотря на то, что нет ни одного всеобъемлющего определения числа семья , пожалуй это и к лучшему. Учитывая, что семья представляет собой комбинацию структурных, функциональных и коммуникативных элементов, для отражения этой сложности требуется несколько определений.

Процессы семейного общения

Подумайте, сколько времени мы тратим на общение с членами семьи на протяжении всей нашей жизни. В детстве большинство из нас проводит большую часть времени, разговаривая с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Когда мы становимся подростками, наши группы сверстников становятся более центральными, и мы можем даже начать сопротивляться общению со своей семьей в бунтарские подростковые годы. Однако по мере того, как мы начинаем выбирать и формировать свои собственные семьи, мы снова тратим много времени на семейное общение. Кроме того, семейное общение является нашим основным источником межпоколенческого общения или общения между людьми разных возрастных групп.

Семейные ритуалы взаимодействия

Возможно, вы слышали или использовали термин семейное время в своих семьях. Что означает семейное время ? Как обсуждалось ранее, культура отношений построена на рутинах и ритуалах взаимодействия. В семьях также есть нормы взаимодействия, которые создают, поддерживают и изменяют климат общения. Понятие «семейное время» появилось не так давно, но широко распространялось и было представлено в популярной культуре 1950-х годов (Daly, 2001). Когда мы думаем о семейном времени, или качественное время , как это иногда называют, мы обычно думаем о романтизированном идеале семейного времени, проведенного вместе.

 

 

Хотя семейные ритуалы и распорядок дня определенно могут быть забавными и занимательными, они также могут вызывать межличностные конфликты и раздоры. Только подумайте о череде благонамеренных, но ошибочных попыток Кларка В. Гризуолда создать семейное развлечение в серии National Lampoon’s Vacation .

Семьи участвуют в различных ритуалах, демонстрирующих символическую важность и общие убеждения, взгляды и ценности. Три основных типа ритуалов взаимоотношений — это шаблонные семейные взаимодействия, семейные традиции и семейные праздники (Wolin & Bennett, 19).84). Образцовые семейные взаимодействия являются наиболее частыми ритуалами и не имеют степени официальности традиций или праздников. Шаблонные взаимодействия могут включать время приема пищи, время сна, прием гостей в доме или развлекательные мероприятия. Ритуалы приема пищи могут включать ротацию тех, кто готовит, а кто убирает, и многие семьи установили рассадку за обеденным столом. Моя семья недавно приняла новый ритуал досуга для семейных собраний, играя в кукурузную дыру (также известную как мешки). Хотя это семейное мероприятие не является формальным, оно стало чем-то ожидаемым, чего мы с нетерпением ждем.

Семейные традиции более формальны, происходят реже, чем шаблонные взаимодействия, широко варьируются от семьи к семье и включают дни рождения, семейные встречи и семейные каникулы. Традиции дня рождения могут включать поход в любимый ресторан, выпечку торта или развешивание серпантина. Воссоединение семьи может включать изготовление футболок для группы или подсчет общего возраста всех присутствующих. Семейные поездки могут включать в себя предсказуемые конфликты между братьями и сестрами, игры в автомобильные игры, такие как «Я шпион», или попытки найти как можно больше номерных знаков из разных штатов.

Наконец, семейные торжества также носят формальный характер, имеют большую стандартизацию между семьями, могут быть культурно специфичными, помогают передавать ценности и воспоминания из поколения в поколение и включают в себя обряды посвящения, а также религиозные и светские праздники. День благодарения, например, оформлен как национальный праздник и аналогичным образом отмечается многими семьями в Соединенных Штатах. Обряды перехода отмечают переходы жизненного цикла, такие как выпускные, свадьбы, кинсеаньеры или бар-мицвы. Хотя выпускные носят светский характер и могут различаться в зависимости от того, как они отмечаются, кинсеаньеры имеют культурные корни в Латинской Америке, а бар-мицва является давним религиозным обрядом посвящения в еврейскую веру.

Ориентация на общение и соответствие

Объем, широта и глубина разговоров между членами семьи варьируется от семьи к семье. Кроме того, некоторые семьи поощряют самопознание и свободу, в то время как другие ожидают семейного единства и контроля. Эту вариацию можно лучше понять, изучив два ключевых фактора, влияющих на семейное общение: ориентацию на общение и ориентацию на соответствие (Koerner & Fitzpatrick, 2002). Данная семья может быть выше или ниже по любому измерению, и то, как семья оценивает каждое из этих измерений, можно использовать для определения типа семьи.

Чтобы определить направленность разговора, мы определяем, в какой степени семья поощряет членов к взаимодействию и общению (разговорам) на различные темы. Члены семьи с высокой ориентацией на общение свободно и часто общаются друг с другом о деятельности, мыслях и чувствах. Этот неограниченный стиль общения приводит к тому, что все члены, включая детей, участвуют в семейных решениях. Родители в семьях с высокой ориентацией на общение считают, что открытое и частое общение с детьми ведет к более полезной семейной жизни и помогает воспитывать и социализировать детей, подготавливая их к взаимодействию вне семьи. Члены семьи с низкой разговорной направленностью не так часто взаимодействуют друг с другом, а темы для разговоров более ограничены, так как некоторые мысли считаются личными. Например, при принятии решений, затрагивающих всех членов семьи, не требуется участия каждого, а открытое и частое общение не считается важным для функционирования семьи или социализации ребенка.

Ориентация на конформизм определяется степенью, в которой климат семейного общения способствует конформизму и согласию в отношении убеждений, взглядов, ценностей и поведения (Koerner & Fitzpatrick, 2002). Семья с высокой конформистской ориентацией способствует формированию атмосферы единообразия, и родители определяют правила, которым следует соответствовать. Ожидается, что дети будут послушными, и часто избегают конфликтов, чтобы сохранить семейную гармонию. Эта более традиционная семейная модель подчеркивает взаимозависимость между членами семьи, что означает, что пространство, деньги и время распределяются между ближайшими родственниками, а семейные отношения имеют приоритет над отношениями вне семьи. Семья с низкой конформистской ориентацией поощряет разнообразие убеждений, взглядов, ценностей и поведения, а также утверждение индивидуальности. Отношения вне семьи рассматриваются как важная часть роста и социализации, поскольку они преподают уроки независимости и укрепляют уверенность в себе. Члены этих семей также ценят личное время и пространство.

«Получить реальность»

Семейные терапевты

Семейные терапевты консультируют родителей, детей, романтических партнеров и других членов семьи (Career Cruising, 2011). Люди могут обратиться к семейному терапевту, чтобы справиться с трудным прошлым опытом или текущими проблемами, такими как семейный конфликт, эмоциональная обработка, связанная с горем или травмой, стрессами в браке/отношениях, поведенческими проблемами детей и так далее. Семейные терапевты обучены оценивать системы взаимодействия в семье с помощью сеансов консультирования, которые могут проводиться один на один или в присутствии других членов семьи. Затем терапевт оценивает, как семейные паттерны влияют на членов семьи. Будь то через социальные службы или частную практику, семейная терапия обычно краткосрочна. После того, как анализ и оценка завершены, устанавливаются цели и назначаются сессии для отслеживания прогресса на пути к завершению. Спрос на семейных терапевтов остается высоким, поскольку жизнь людей становится все более сложной, карьера уводит людей от сетей поддержки, таких как семья и друзья, а экономические трудности влияют на межличностные отношения. Семейные терапевты обычно имеют степени бакалавра и магистра и должны получить лицензию на практику в своем штате. Дополнительную информацию о семейных и брачных терапевтах можно найти в их профессиональной организации, Американской ассоциации семейной и семейной терапии, на сайте http://www.aamft.org.

  1. Перечислите некоторые семейные проблемы, которые, по вашему мнению, следует решать с помощью формальной терапии. Перечислите некоторые семейные проблемы, которые, по вашему мнению, следует решать непосредственно с членами семьи. Какая грань разделяет эти два уровня?
  2. Основываясь на том, что вы уже прочитали в этой книге, какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, были бы наиболее полезными для семейного терапевта и почему?

Определение того, на каком уровне ваша семья находится в плане общения и конформизма, будет более информативным, если вы знаете, к каким типам семьи они приходят, а именно к консенсуальным, плюралистическим, защитным и либеральным (см. рис. 7.2 «Типы семей, основанные на конфликтных и конформистских ориентациях»). ») (Koerner & Fitzpatrick, 2002). В семье по обоюдному согласию высока ориентация как на общение, так и на соответствие, они поощряют открытое общение, но также хотят поддерживать иерархию внутри семьи, которая ставит родителей выше детей. Это создает некоторую напряженность между стремлением к открытости и контролю. Родители могут примирить это напряжение, выслушав мнение своих детей, приняв окончательное решение сами, а затем объяснив, почему они приняли такое решение. В плюралистической семье высока ориентация на разговор и низка конформность. Открытое обсуждение приветствуется для всех членов семьи, и родители не стремятся контролировать поведение или решения своих детей или друг друга. Вместо этого они ценят жизненные уроки, которые член семьи может усвоить, проводя время с не членами семьи или занимаясь самопознанием. Защитная семья имеет низкую ориентацию на разговор и высокую конформность, ожидает от детей послушания родителям и не ценит открытое общение. Родители принимают окончательные решения и могут чувствовать или не чувствовать необходимость делиться своими рассуждениями со своими детьми. Если ребенок сомневается в решении, родитель может просто ответить: «Потому что я так сказал». В семье невмешательства мало общения и ориентации на конформизм, нечастые и / или короткие взаимодействия и не обсуждают многие темы. Помните, что плюралистические семьи также имеют низкую ориентацию на конформизм, что означает, что они поощряют детей принимать собственные решения, чтобы способствовать личному исследованию и росту. Семьи невмешательства отличаются тем, что родители не участвуют в принятии решений своими детьми, и в целом члены семьи этого типа «эмоционально разведены» друг с другом (Koerner & Fitzpatrick, 2002).

 

Рисунок 7.2 Типы семей на основе конфликтных и конформистских ориентаций

 

Ключевые выводы

Ссылки

Career Cruising, «Психотерапевт по вопросам брака и семьи», Career Cruising: Explore Careers , по состоянию на 18 октября 2011 г., http://www.careercruising.com.

Дейли, К. Дж., «Деконструкция семейного времени: от идеологии к жизненному опыту», Journal of Marriage and the Family 63, no. 2 (2001): 283–95.

Кернер, А. Ф. и Мэри Энн Фитцпатрик, «На пути к теории семейного общения», Communication Theory 12, вып. 1 (2002): 85–89.

Петерсон, Г. В. и Сюзанна К. Стейнмец, «Взгляды на семьи по мере приближения к двадцать первому веку: задачи для будущих авторов справочников», в Справочник по браку и семье , под ред. Марвин Б. Сассман, Сюзанна К. Стейнмец и Гэри В. Петерсон (Нью-Йорк: Springer, 1999), 2.

Pew Research Center, «The Decline of Marriage and Rise of New Families», 18 ноября 2010 г., по состоянию на 13 сентября 2011 г., http://pewsocialtrends.org/files/2010/11/pew-social-trends-2010- семьи.pdf.

Segrin, C. and Jeanne Flora, Family Communication (Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2005), 5–11.

Волин, С. Дж. и Линда А. Беннетт, «Семейные ритуалы», Family Process 23, no. 3 (1984): 401–20.

Семейные отношения | Введение в общение |

Межличностное общение

Третий основной тип межличностных отношений, в который мы вступаем, — это отношения в семье. Что такое семья? Создана ли семья юридическими узами или узами общей крови? Или можно ли считать семью людьми, разделяющими обязательства друг перед другом? Стремясь признать разнообразие семей, мы определяем семья как организованная группа , обычно связанная кровью или каким-либо связующим фактором общности, где индивидуальные роли и отношения меняются с течением времени. Семейные отношения, как правило, носят долгосрочный характер и, как правило, имеют период совместного использования общего пространства.

Пирсон предполагает, что семьи имеют схожие характеристики, поскольку они, как правило, организованы, представляют собой реляционную транзакционную группу, делят жизненное пространство в течение длительных периодов времени и представляют собой смесь межличностных образов, которые развиваются посредством обмена значениями с течением времени. Давайте уделим несколько минут расшифровке этого определения.

  • Семьи организованы . Все мы занимаем и играем довольно предсказуемые роли (родитель, ребенок, старший брат или сестра) в наших семейных отношениях. Точно так же общение в этих отношениях может быть довольно предсказуемым. Например, ваш младший брат может выступать в качестве миротворца в семье, а ваша старшая сестра всегда инициирует ссоры со своими братьями и сестрами.
  • Семьи представляют собой реляционную транзакционную группу . Семья состоит не только из отдельных членов, она в значительной степени определяется отношениями между членами. Вспомните наше обсуждение теории систем в пятой главе. Семья, состоящая из двух разнополых родителей, старшей сестры, ее мужа и троих детей, младшего брата, его новой жены и двух детей от первого брака, во многом определяется отношениями между членами семьи. Все эти люди играют определенную роль в семье и взаимодействуют с другими людьми довольно последовательно в соответствии со своими ролями.
  • Семьи обычно занимают общую жилую площадь в течение длительного периода времени . Одной из постоянных тем при определении семьи является признание того, что члены семьи обычно живут под одной крышей в течение длительного периода времени. Мы, безусловно, включаем расширенную семью в наше определение, но по большей части наши представления о семье включают тех людей, с которыми мы делим или делили общее пространство в течение определенного периода времени. Даже несмотря на то, что вы, возможно, переехали в колледж, большая часть вашего определения вашей семьи заключается в том, что вы провели большую часть своей жизни в одном доме с теми, кого вы называете своей семьей.
  • Семьи обладают смесью межличностных образов, которые развиваются посредством обмена смыслами с течением времени . От наших семей мы узнаём важные ценности, касающиеся близости, духовности, общения и уважения. Родители и другие члены семьи моделируют поведение, которое формирует то, как мы взаимодействуем с другими. В результате мы постоянно формируем представления о том, что значит быть семьей, и стараемся поддерживать этот образ семьи в своей жизни. Вы можете определить семью как свою ближайшую семью, состоящую из ваших родителей и брата или сестры. Однако ваш романтический партнер может рассматривать семью как состоящую из родителей, братьев и сестер, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер, бабушек и дедушек. Каждый из вас ведет себя по-разному, чтобы поддерживать свой образ семьи.

Во многих семьях есть дети. Олсон и МакКаббин обсуждают семь стадий, через которые проходят семьи с детьми по мере продвижения по жизни. Семьи без детей не проходят все эти этапы, а смешанные семьи, в которых один из родителей не имеет основной опеки над детьми, могут испытывать менее резкие сдвиги между этапами.

Первый этап развития семьи Создание семьи . На этом этапе 90 135 пар вступают в верную или супружескую жизнь и вносят необходимые изменения, признавая свой новый правовой, семейный и социальный статус 9.0136 . Если они не жили вместе до брака, им, возможно, придется проработать детали совместного проживания, денег и времени. Часто этот этап включал в себя создание первого дома вместе как пара.

Второй этап развития семьи Расширение семьи . На этом этапе пара решает расширить свою семью за счет детей . Хотя это время радости и праздника, это также период сильного стресса и перемен для родителей, поскольку они осваивают новые роли родителей. Время для друзей, работы и друг друга часто уменьшается, поскольку требования нового ребенка становятся главной заботой и центром внимания и ресурсов пары. На этом этапе отношения больше не определяются с точки зрения двух людей, а включают детей, которые теперь являются частью семьи.

Третий этап развития семьи Развитие семьи . По мере взросления детей их потребности меняются с преимущественно физических (кормление, смена подгузников и сон) на более когнитивные и эмоциональные. Родители становятся основным источником привития культурных и духовных ценностей, а также воспитания индивидуальной личности ребенка . Этот период требует от родителей огромного количества времени и усилий, поскольку дети остаются в центре повседневного общения. Подумайте о семье, которая водит детей на футбол, бейсбол, уроки игры на фортепиано, в церковь и руководит их образовательным развитием. На этом этапе личностное развитие детей имеет большое значение для семьи.

Четвертая стадия развития семьи Поощрение независимости . Примерно в подростковом возрасте 90 135 дети начинают процесс естественного отчуждения от своих родителей как средство установления и закрепления независимой идентичности 90 136 . Возможно, вы помните, что этот период был периодом стресса и разочарования как для вас, так и для ваших родителей. Дети могут чувствовать, что их родители чрезмерно защищают или беспокоятся об их друзьях и занятиях, в то время как родители могут чувствовать себя покинутыми и беспокоиться о безопасности своего ребенка, поскольку они проводят больше времени вдали от дома. Их часто называют мятежными годами, когда дети проявляют поведение с целью установления независимости от своих родителей.

Пятая стадия развития семьи Запуск детей . В процессе воспитания детей пары испытывают отношения друг с другом, в которых дети часто находятся в центре внимания, а не друг друга. На этапе запуска детей, , каждый член пары теперь должен заново выучить свои роли, поскольку взрослые дети в конечном итоге уходят из дома, чтобы поступить в колледж, сделать карьеру или жениться и создать семью . Если один из родителей отказался от карьеры ради воспитания детей, он/она может задаться вопросом, что делать со свободным временем. Хотя синдром пустого гнезда может вызывать стресс, это также шанс для новых возможностей, поскольку у родителей появляется больше времени, денег, свободы и энергии, которые они могут тратить друг на друга, хобби, путешествия и друзей. Многие испытывают волнение по поводу возможности сосредоточиться друг на друге как пара после многих лет воспитания детей в доме.

Шестой этап развития семьи После рождения детей . В зависимости от того, как пара справляется с пятой стадией, рождение детей после рождения детей может быть наполнено новой любовью или может создать большую нагрузку на брак, поскольку пара узнает, что они не знают, как общаться друг с другом вне контекста отношений. воспитание детей . Некоторые пары влюбляются снова и снова и могут возобновить свои свадебные клятвы, как сигнал этого нового этапа в их отношениях. Некоторые родители, решившие остаться в браке ради детей, могут решить разорвать отношения после того, как дети покинут семейный дом. Для некоторых пар, когда «птиц в гнезде не осталось», семейная собака становится новым центром внимания и непреднамеренно берет на себя роль одного из потомков и продолжает регулировать и ограничивать действия пары, поскольку собака требует воспитания. Некоторые родители заводят новые увлечения, путешествуют по миру и устраивают несколько «дней свиданий» каждую неделю.

Седьмой этап развития семьи Выход на пенсию . Подобно запуску детей, свобода от работы может быть возможностью для роста и изучения новых отношений и занятий. Просто наличие большего количества времени в день может способствовать путешествиям, волонтерской работе или продолжению образования . И наоборот, люди на этом этапе могут столкнуться с сокращением доходов и потерей идентичности, связанной с принадлежностью к профессии. На этом этапе семья также может испытать новый рост, поскольку взрослые дети приводят своих партнеров по отношениям и внуков в качестве новых членов семьи.

Модели общения внутри семьи и между парой постоянно меняются и пересматриваются по мере того, как семья проходит через вышеуказанные этапы. Тот факт, что пара обычно проводит меньше времени вместе на этапах два и три и больше времени вместе на этапах с пятого по восьмой, требует, чтобы они постоянно справлялись с диалектическими напряжениями, такими как автономия/связь. Управление этими напряжениями может проявляться как конфликт. Во всех отношениях есть конфликт. Конфликт естественен. Важно то, как мы думаем о конфликте и как справляемся с ним.

Лицензии и авторство

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Survey of Communication Study. Авторы : Скотт Т. Пейнтон и Линда К. Хан. Предоставлено : Государственный университет имени Гумбольдта.