Зачем нужна мотивация: личностный рост и саморазвитие
Вы наверняка слышали или даже сами говорили: «Нужно мотивировать себя». А что же собой представляет мотивация? Какую роль в саморазвитии она играет и как правильно ею пользоваться? Из-за частоты использования значение этого слова размылось, стало неясным. Давайте вернем ему четкость и научимся использовать мотивацию и мотивы в своих целях.
Что такое мотивация
В широком смысле слова мотивация — это побуждение к действию; то, как некий объект (мотив) побуждает Вас что-то делать. Вот простой пример: скажите ребенку, что Вы дадите ему конфету, если он приберется в своей комнате. Конфета будет служить мотивом для ребенка, чтобы навести порядок. Если Вы задались какой-либо целью, мотивацией для Вас будет служить напоминание об этой цели, а мотивом — сама цель. Например, Вы можете указать свою мечту в Сервисе сайта и получать регулярные напоминания о ней, которые послужат Вам мотивацией.
Виды мотивации
Психологи делят мотивацию:
- на положительную и отрицательную. Если Вы мотивируете себя каким-нибудь призом или подарком — это положительная мотивация. А если, напротив, стремитесь избежать наказания — это отрицательная мотивация. Отрицательная — не значит плохая! Иногда, чтобы вытащить себя из тяжелой ситуации, нужно прибегать именно к ней. Например, если у Вас заболел зуб, нужно мотивировать себя сходить к стоматологу не красивой улыбкой, а отсутствием боли — это сработает эффективнее. Но в долгосрочной перспективе она работает хуже;
- внутреннюю (экстринсивную) и внешнюю (интринсивную). Внешняя мотивация имеет разные формы: сдача экзамена, похвала от близких, получение работы. Интринсивная мотивация более самодостаточна — Вы мотивированы просто потому, что Вам хочется это делать. Внутренняя мотивация завязана на самом процессе, а внешняя — на результате.
Отметим, что последние годы психологи сомневаются в делении мотивации на экстринсивную и интринсивную, потому что человек, живя в социуме, все равно зависит от внешних факторов — отсюда следует, что подлинной интринсивной мотивации не существует. Это деление сейчас носит условный характер, и мы его выделяем, потому что оно имеет прикладное значение.
Может ли мотивация заменить дисциплину
Однозначно нет. Мотивация — это импульс, толчок. Она мощная, но она действует недолго. Мотивация может заставить Вас начать действовать, но продолжать свой путь, несмотря на препятствия и сложности, можно только благодаря дисциплине и силе воли. Вам наверняка знакомы ситуации, когда человек загорается новой идеей, начинает ее воплощать, а уже через пару дней забрасывает. Ему хватило мотивации начать, но не хватило силы воли закончить.
Читайте по теме: «Как развить и укрепить силу воли».
Когда нужна мотивация
Если мотивация без дисциплины — ничто, то зачем она вообще нужна? На самом деле, она может очень помочь в двух ситуациях:
- в самом начале пути. Чтобы заставить человека начать что-то новое, нужен достаточно мощный толчок — им и служит мотивация. Чем она мощнее, тем более рьяно Вы приступите к достижению цели;
- в моменты кризиса. Если все идет наперекосяк и ничего не получается, даже самая железная сила воли может дрогнуть. Когда Вам кажется, что все обстоятельства против Вас — поможет небольшой отдых и мотивация.
Еще одна полезная функция мотивации — настроение. Когда Вы мотивированы что-то сделать, Ваше настроение значительно улучшается, и это сказывается на силе воли. Идти по своему пути, получая от этого удовольствие, гораздо легче!
Как мотивировать себя на саморазвитие
Вы удивитесь, но ежедневно мы выполняем сотни дел под воздействием мотивации! Только это не та мотивация, которая может нам помочь в изменении своей жизни — она неосознанная, автоматическая. Мотивом в таком случае выступает комфортная и привычная жизнь. Такая мотивация заставляет нас предаваться лени, смотреть простенькие сериалы, следовать своим привычкам. Вместо того чтобы поддаваться ей, ответьте на один вопрос: «Чего я хочу?». Ответ и будет Вашим мотивом.
Казалось бы, что может быть проще? Но все намного сложнее, чем кажется. Решить, чего Вы на самом деле хотите, откинуть социальные установки и определить свое истинное желание — задача не из легких. Вы можете раз за разом неверно определять свой мотив и из-за этого терять мотивацию в самый неподходящий момент. Вот простой пример: вы хотите мотивировать себя на упорную работу, чтобы получить солидную прибавку к зарплате. Ваша мотивация — это деньги? Вряд ли, ведь сами по себе деньги мало что значат. Возможно, Вы хотите обеспечить себе роскошную жизнь? Или дать своим детям хорошие условия и дорогое образование? А может, Вам на самом деле хочется сменить жилье? Или получить доступ в более высокие слои общества? Каждый раз, отвечая на вопрос: «Чего я хочу?», продолжайте копать вглубь и спрашивайте себя: «Зачем мне это нужно?». Такой самоанализ просто необходим, если Вы хотите найти самую мощную мотивацию.
Возможно, Вам потребуется не один день и даже не один месяц, чтобы определить собственное желание. Но когда Вы это сделаете, Вам откроется источник огромной силы, к которому Вы сможете обращаться в трудные моменты своего пути.
+1
Оставить отзыв
Что такое мотивация и зачем она нужна. Может ли мотивация заменить дисциплину. Виды мотивации: положительная и отрицательная, экстринсивная и интринсивная. Как мотивировать себя на саморазвитие.
Теги:
мотивация
самомотивация
какмотивироватьсебя
Зачем человеку мотивация? – Психолог Ольга Подольская
Мотивация – это наше внутренне горючее, наша сила, топливо, позволяющее достичь целей и удовлетворить свои потребности. Но для того, мотивировать себя к достижению целей, цели должны быть осознанными и действительно отвечающими внутренним устремлениям. Тем не менее, в жизни так получается не всегда.
Вопросы мотивации хорошо изучены, и разумное применение различных видов (само)мотивации можно представить так:
1.
Отрицательная мотивация (тот самый “волшебный пендель”)
Допустимо применять к себе в том случае, если речь идёт о физической угрозе жизни, или как минимум серьёзной угрозе здоровью. То есть, с помощью “волшебного пенделя” можно вытаскивать себя из опасных для жизни ситуаций, или тащить к врачу. Всё.
Вопросы социального благополучия, красоты, карьеры, личной жизни и тому подобного должны учитывать собственные потребности индивидуума, или как минимум не должны усиливать внутренний конфликт, а потому волшебный пендель в них противопоказан.
2. Положительная мотивация
В норме достаточной положительной мотивацией является уж сам по себе позитивный образ цели. Если я хочу сделать карьеру, то у меня есть потребность и совершать какие-то движения в этом направлении. Если такая потребность не ощущается – то, возможно, “сделать карьеру” это вообще не ваша цель?
Тут, понятно, можно прибегать к хитростям, уговаривая себя на движение в социально навязанном направлении какими-то побочными вознаграждениями. Типа, если закончу сегодня отчет – иду праздновать победу над отчетом в кафе после работы. Если напишу деловое письмо – съем кусочек шоколадки.
Но по большому счету пора уже задуматься, действительно ли такая цель стоит всех этих действий?
3. Внутренняя мотивация
Как говорил Портос – “Я дерусь потому, что дерусь!” – внутренняя мотивация по отношению к истинной цели выражается уже в том, что человеку нравится сам процесс движения в этом направлении. Это самая действенная из всех видов мотивации, так как позволяет человеку быть наиболее эффективным и решать самые творческие задачи – но, увы, и самая нестойкая из всех. Буквально дин волшебный пендель в этом направлении – и увы, с внутренней мотивацией можно распрощаться.
Именно поэтому иногда люди, занимающиеся чем-то в качестве хобби, не желают делать это же по обязанности: как только возникают обязанности – возникает и искушение дать себе “волшебный пендель”, и не всегда удается противостоять этому искушению. Вместо мотивации появляются внутренние тормоза и не хочется заниматься даже любимым делом. Тем не менее, сохранение фокуса на внутреннем удовольствии от деятельности
возможно, хотя крайне сложная задача сохранить фокус на удовольствии от деятельности, а не на сроках, результатах, и прочих обязанностях.
Почему так происходит?
Здесь наиболее отчетливо видно, как влияет на человека даже забытое прошлое. Люди все взрослые, самостоятельные – а влияет на них детский опыт, тот способ, которым проявляли свою любовь к ним, как их мотивировали их собственные родители.
Нередко родители в процессе воспитания прибегают к генерализациям: если ты не можешь что-то вот здесь, сейчас, сразу и в полном объёме – значит, ты не можешь этого вообще. Если ты сглупил сейчас – ты дурак по определению. Если ты заплакала – ты слабовольная истеричка. Если что-то разбила – неуклюжая неряха. Если ты не понимаешь что-то сейчас – это не означает, что мать не в состоянии тебе этого объяснить, а просто значит, что понять тебе этого вообще не дано. Если боишься чего-то – позорный трус. Если ошибся – ты неисправим и вообще можешь только ошибаться.
Короче, список может быть очень длинным. Главное, всё преподносится как самое естественное и единственно возможное: «Ну это же правда!». Ведь ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО боишься/не понимаешь/не можешь/ошибаешься и etc. И нередко ребенок соглашается – какой еще у него выход? Он это запоминает, и действительно учится себя бесстрастно критиковать, негативно оценивать – здравствуй, Внутренний Критик и заниженная самооценка! Здравствуйте, сложности с началом нового дела и трудности с завершением начатого! Подобная критичность признается как своя внутренняя правда, и требуется большая работа над собой, очень часто с помощью специалиста, чтобы понять, что эта грубая генерализация – на самом деле огромная, гадкая ложь.
Каждый ребенок талантлив и потенциально успешен, если ему помочь, объяснить, если дать ему возможность проявить свое собственное упорство и позволить достичь цели с минимальной помощью родителей, зато при неизменном их благожелательном отношении, принимая его особенности и склонности, а не шпыняя его сравнениями с другими и вредными обобщениями.
Признаки вредной «правды»
❗ Эта “правда” часто подтасовывает факты, рассматривая и описывая плохое и недостатки с помощью увеличительной лупы, а хорошее и достоинства – через микроскоп (если вообще помня о них). Как известно, почти на всё на свете можно смотреть с очень разных точек зрения. Так вот, подобный борцун за правду всегда найдёт самое плохое, пошлое, грязное, опишет это самыми грубыми, жестокими и непривлекательными словами, при этом, как правило, преувеличив и напрочь забыв о достоинствах, светлых сторонах дела и “аргументах в пользу защиты».
❗ Эта «правда» не учитывает ситуации в целом, сравнивая ребенка по каждым отдельным качествам с самыми лучшими образцами. По математичке его сравнивают с лучшим учеником в классе, у которого возможно, двойка по физкультуре. Но по физкультуре его сравнивают с лучшим бегуном, у которого, возможно, двойка по математике! В любом сравнении, вместо того чтобы сравнивать ребенка с самим собой
(сегодня ты прочел стихотворение лучше, чем вчера) – его сравнивают с какими-то внешними объектами.
❗ Эта “правда”, преподносится в грубой, желчной, язвительной манере; без запроса на неё и во многих случаях в самый неподходящий для преподнесения момент – как правило, когда объект правдорубства находится в уязвимой позиции (часто публично, в присутствии значимых людей, в тот момент, когда сложнее всего оправдаться и т.д.).
❗ Эта “правда” всегда чем-то выгодна правдорубу и имеет своей целью “обслужить” либо его психологические защиты, либо садистические импульсы, либо чувство собственной важности. Например, если мать чувствует себя виноватой за то, что ребенок не начал читать к семи годам, она может вместо того чтобы принять происходящее – начать защищаться от него: это не я виновна! Это он виноват, этот малыш, который не читает, не старается, не приглашает достаточных усилий! В то время как у ребенка, возможно, дислексия и ему нужна в идеале помощь специалиста – а как минимум хотя бы спокойная обстановка, принятие его особенностей и сравнение его нынешних успехов с прошлыми – а не с чужими.
Что же делать?
Пересматривать свою жизнь, свои «впитанные с молоком матери» способы определять правду и относиться к себе. Воспитывать в себе поддерживающее отношение – вначале к себе, а затем и к собственным детям – иногда даже вопреки тому, чему нас учили в детстве. Потому что никак иначе не достичь ни счастья, ни даже свободной, успешной, продуктивной жизни. Именно этим занимаются консультанты по жизни – лайф коучи – и в случае необходимости имеет смысл обращаться за помощью к специалистам.
Что такое мотивация? Объяснения психолога
У мотивации столько лиц, сколько человеческих желаний.
Самое простое определение мотивации сводится к желанию (Baumeister, 2016). Мы хотим изменений в поведении, мыслях, чувствах, самооценке, окружающей среде и отношениях.
Люди часто говорят, что мотивация недолговечна. Что ж, купание тоже — вот почему мы рекомендуем его ежедневно.
Зиг Зиглар
В этой статье показано, что такое мотивация, как в реальной жизни, так и в том, как психология наблюдает и изучает мотивацию. Он включает объяснение процесса путем анализа реальных мотивационных проблем, таких как прокрастинация и избегание.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели. Эти подробные научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам поставить действенные цели и освоить методы, позволяющие добиться устойчивых изменений в поведении.
Эта статья содержит:
- Что такое мотивация?
- Определение мотивации в психологии
- Модель мотивации
- Процесс мотивации
- Цикл мотивации
- Рекомендуемые книги по мотивации
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое мотивация?
Мотивация — это внутренний процесс. Независимо от того, определяем ли мы это как побуждение или потребность, мотивация — это состояние внутри нас, которое желает изменений либо в себе, либо в окружающей среде. Когда мы подключаемся к этому источнику энергии, мотивация наделяет человека стремлением и направлением, необходимыми для взаимодействия с окружающей средой адаптивным, открытым и способным решать проблемы (Reeve, 2015).
Суть мотивации – энергичное и настойчивое целенаправленное поведение. Когда мы мотивированы, мы двигаемся и действуем.
На мотивацию влияет удовлетворение потребностей, которые необходимы либо для поддержания жизни, либо для благополучия и роста. Физиологические потребности в еде, воде и сексе (да, сексе) служат организму для поддержания жизни, а также приносят удовлетворение от этого.
Психологические потребности в автономии, мастерстве и принадлежности во многом определяют наше поведение. Как и потребности в достижениях, власти, завершенности, значимости и самоуважении. Некоторые из этих потребностей станут мотивами, как и вся внутренняя деятельность, в которую мы вовлечены.0003
Окружающая среда и социальный контекст будут играть важную роль с точки зрения внешней мотивации. Нас также будут мотивировать цели, ценности и желания испытывать определенные эмоции, связанные с определенными конечными состояниями (Reeve, 2015).
Лучший способ объяснить мотивацию — показать, как она выглядит в повседневной жизни. Вот пример возможных мотивационных причин, по которым человек может заниматься спортом.
Причины для упражнения | Тип мотивации | Примеры из жизни |
---|---|---|
Веселье, удовольствие | Внутренняя мотивация | Дети бегают, прыгают и гоняются просто ради удовольствия. |
Личный вызов | Поток | Исполнители попадают в «зону», когда их занятия оптимально бросают вызов их навыкам. |
Принудительно | Внешнее регулирование | Спортсмены тренируются, потому что их тренер говорит им делать это. |
Достичь цели | Цель | Бегуны стремятся пробежать милю за шесть минут или меньше. |
Медицинские льготы | Значение | Пациенты занимаются спортом, чтобы похудеть или укрепить сердце. |
Вдохновение | Возможная личность | Люди смотрят, как другие тренируются, и вдохновляются делать то же самое. |
Стремление к совершенству | Достижение стремления | Лыжники мчатся к подножию горы, пытаясь побить свой предыдущий лучший результат. |
Удовлетворение от хорошо выполненной работы | Компетентность | По мере прогресса спортсмены чувствуют себя более компетентными и эффективными. |
Эмоциональный удар | Противоположный процесс | Энергичный бег трусцой может вызвать у бегуна эйфорический отскок от боли. |
Хорошее настроение | Положительный эффект | Пребывание на природе может вызвать хорошее настроение, так что люди спонтанно тренируются, пропуская занятия, даже не зная почему. |
Смягчить вину | Интроекция | Люди занимаются спортом, потому что считают, что это то, что они должны или должны делать, чтобы доставить удовольствие другим или облегчить свое чувство вины. |
Снятие стресса и тревоги | Персональный контроль | После напряженного дня люди идут в спортзал, который они рассматривают как структурированную и контролируемую среду. |
Проведите время с друзьями | Родство | Упражнения часто являются общественным мероприятием, временем, когда можно весело провести время с друзьями. |
Для более подробного обсуждения многих механизмов мотивации см. нашу статью «Мотивация и что на самом деле движет человеческим поведением».
Определение мотивации в психологии
Изучение мотивации в психологии вращается вокруг поиска наилучших возможных ответов на два фундаментальных вопроса: что вызывает поведение и почему поведение различается по своей интенсивности?
Мотивационная наука — это наука о поведении, которая стремится построить теории о том, что составляет человеческую мотивацию и как работают мотивационные процессы.
Мотивация, наблюдаемая в реальном мире и измеряемая наукой, становится видимой и обнаруживаемой через поведение, уровень вовлеченности, нейронную активацию и психофизиологию. Некоторые также включают в этот список самоотчеты, но исследования показывают, что самоотчеты оказались крайне ненадежными источниками информации (Reeve, 2015).
Поведение
Так как же ведет себя мотивация? С присутствием, интенсивностью и качеством. Мотивация видна через жесты и мимику, интенсивные усилия, непосредственность (или, как любят называть это психологи, короткую латентность).
О наличии мотивации также можно судить по уровням настойчивости и решительности в выборе одной цели по сравнению с другой, которые в совокупности обеспечивают высокую вероятность достижения цели (Atkinson & Birch, 1970; 1978; Bolles, 1975; Ekman & Friesen). , 1975).
Вовлеченность
Мотивацию также можно определить по уровню вовлеченности.
Например, в коучинговом сценарии или мотивационном интервью компетентный практик с энтузиазмом и щедро вносит свой вклад в ход разговора (агентная вовлеченность), выражает интерес и удовольствие (эмоциональная вовлеченность), глубоко обрабатывает и обращает внимание (когнитивная вовлеченность) , и упорствовать в этих усилиях, как будто времени и внешнего мира не существует (поведенческая вовлеченность). И да, для многих из нас такие разговоры случаются нечасто.
Психофизиология
Существует пять психофизиологических выражений мотивации:
Психофизиологические выражения | |
---|---|
Гормональная активность | Химические вещества в слюне или крови, такие как кортизол (стресс) или катехоламины (реакция борьбы или бегства). |
Сердечно-сосудистая деятельность | Сокращение и расслабление сердца и кровеносных сосудов (в ответ на привлекательный стимул или трудную/сложную задачу). |
Глазная активность | Поведение глаз — размер зрачков (степень умственной активности), моргание (изменение когнитивных состояний) и движения глаз (рефлексивное мышление). |
Электрокожная активность | Электрические изменения на поверхности кожи (как реакция на значительное или угрожающее событие). |
Скелетная деятельность | Активность мускулатуры, например, мимика (специфическая эмоция), телесные жесты или перемещение веса из стороны в сторону во время скучного разговора в коридоре (желание уйти). |
Активация мозга
Подобно изменениям в поведении, вовлеченности и психофизиологии, активация мозга отмечает подъем и спад и поддержание мотивационных состояний. Для каждой мотивации и эмоции присутствует свой паттерн нейронной активности. Например, гипоталамус активен, когда мы испытываем жажду, а когда мы чувствуем отвращение, активность островков повышается.
Исследователи используют сложное оборудование, такое как электроэнцефалография (ЭЭГ) и функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), для наблюдения, обнаружения, мониторинга и измерения нейронной активности мозга.
Дополнительную информацию о нейронауке мотивации см. в нашем блоге, посвященном науке о мотивации.
Собирая все это вместе, чтобы ответить на извечный вопрос о том, что такое мотивация, но, что наиболее важно, что она делает, мы определяем мотивацию как рост и снижение потребностей, познания и эмоций, выражаемых через паттерны поведения, уровни вовлеченности, нейронные и психофизиологические деятельность, направленная на достижение основных жизненных результатов.
Как мотивировать себя изменить свое поведение – Тали Шарот
Модель мотивации
В двух словах, мотивы — это внутренние переживания в форме потребностей, познаний и эмоций, которые являются прямыми и ближайшими причинами мотивированного действия. Социальные контексты и внешние события выступают в качестве предшественников мотивов, которые вызывают или запускают мотивационные состояния. Наши мотивы выражаются через поведение, вовлеченность, психофизиологию, активацию мозга и самоотчеты.
Приведенная ниже модель иллюстрирует структуру того, как мотивационные психологи изучают процесс мотивации и ее элементы и пытаются найти ответ на вопросы о том, что вызывает мотивацию. Это также показывает, почему изучение мотивации так важно для жизни людей и как мотивация положительно влияет на важные жизненные результаты, такие как достижения, производительность и благополучие, и это лишь некоторые из них (Reeve, 2015).
Процесс мотивации
Наша мотивация, когда она исходит из внутренних мотивов, разделенных на потребности, познания и эмоции, часто воспринимается как более непосредственная и мощная, чем внешняя мотивация.
Однако, поскольку мы существуем не в вакууме, эти внутренние переживания не могут происходить без некоторой степени внешнего влияния, будь то в форме последствий, стимулов или других форм давления, возникающих из социального контекста наше окружение.
Наши физиологические и психологические потребности направляют нас, наши познания направляют нас, а эмоции направляют силу и энергию в наши занятия. Когда комбинация предшествующих условий и внутренних мотивов согласуется, они создают благоприятную среду для вовлечения, которая стимулирует поведение действия.
Когда эти модели поведения, в свою очередь, создают более позитивные мотивационные и эмоциональные состояния, они усиливают поведение через петлю положительной обратной связи и увеличивают вероятность повторения (Reeve, 2015).
Величайший вор, которого когда-либо рождал этот мир, — прокрастинация, и он все еще на свободе.
Джош Биллингс
Самосогласованная модель постановки целей
Самосогласованная модель постановки целей различает четыре типа мотивации (Sheldon & Elliot, 1999).
- Внешняя мотивация
Цели сильно зависят от внешних обстоятельств и не могут быть достигнуты без какого-либо вознаграждения или предотвращения негативного результата. - Интроецированная мотивация
Цели характеризуются представлением о себе или мотивацией, основанной на эго, отражающей потребность поддерживать определенный образ о себе.
- Выявленная мотивация
Действия, необходимые для достижения цели, воспринимаются как личностно важные и значимые, а личные ценности являются основными движущими силами достижения цели. - Внутренняя мотивация
Когда поведение определяется внутренней мотивацией, человек стремится к этой цели из-за удовольствия или стимуляции, которую обеспечивает эта цель. Хотя может быть много веских причин для достижения цели, основной причиной является просто интерес к самому опыту достижения цели.
Цели, обусловленные выявленной или внутренней мотивацией, могут считаться самосогласованными. Самосогласованные цели связаны с более высоким уровнем благополучия, повышенным позитивным настроением и более высоким уровнем удовлетворенности жизнью, чем несогласованные с собой цели.
Рассмотрим мотивационную проблему, такую как прокрастинация или избегание.
Наши потребности, знания, эмоции, окружающая среда и отношения могут играть решающую роль в прокрастинации или избегании.
Все потребности рождаются либо из дефицита, либо из потребности роста. Физиологические потребности являются особенно сильной силой, определяющей поведение. Наше тело будет сигнализировать нашему мозгу, если нашему благополучию угрожает опасность, и это может привести к избеганию и прокрастинации, например, когда мы страдаем от голода, жажды или недостатка сна.
Психологические потребности также являются важными движущими силами мотивов, поскольку они представляют собой врожденные потребности в развитии чувства автономии, компетентности и связанности. Когда мы пытаемся заставить себя сделать что-то, что противоречит этим потребностям, эти врожденные силы трудно преодолеть.
Конфликт между выбранным поведением и потребностью в удовлетворении психологических потребностей, таких как автономия, может создать диссонанс, который может привести к избеганию или прокрастинации. В то время как удовлетворение физиологических потребностей связано с сохранением благополучия, удовлетворение психологических потребностей связано с процветанием и ростом личности (Reeve, 2015).
Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, мы должны изменить себя.
Виктор Э. Франкл
Существуют также неявные потребности, которые приобретаются из нашего окружения посредством социально-эмоционального развития. Они варьируются от человека к человеку, поскольку меняется и наш опыт, и, в отличие от врожденных психологических потребностей, неявные мотивы приобретаются.
Подразумеваемый здесь означает бессознательный. Эти потребности возникают без сознательного осознания, подобны чертам характера и устойчивы. Неявные потребности побуждают нас к поиску и достижению конкретных социальных стимулов (Schultheiss & Brunstein, 2010).
Неявный мотив — это психологическая потребность, возникающая из ситуационных сигналов, вызывающих эмоциональные реакции, которые затем предсказывают, направляют и объясняют поведение и образ жизни людей. О них можно судить по характерным мыслям, эмоциям и поведению человека. Что человеку «нужно» в рамках имплицитного мотива, так это испытать определенный паттерн аффекта или эмоции.
Например, если мы практически не нуждаемся в достижениях, мы можем испытывать негативные эмоции, такие как тревога, стыд и смущение, при выполнении этой сложной задачи и в результате избегаем или откладываем ее. Неявные мотивы гораздо точнее предсказывают наше поведение, чем явные мотивы, которые в основном представляют собой то, что мы рассказываем другим о том, что мотивирует нас (McClelland, Koestner, & Weinberger, 19).89).
Наши познания также могут влиять на нашу склонность избегать или откладывать дела на потом. Познания — это ментальные конструкции, такие как цели, мышление, ожидания, убеждения и самооценка, и это лишь некоторые из них, влияющие на нашу мотивацию. Например, если у нас есть противоречивые цели, мы с большей вероятностью избежим их или отложим.
Измените свой взгляд на вещи, и вещи, на которые вы смотрите, изменятся.
Wayne W. Dyer
Эмоции, хотя и тесно связаны с познанием и психологическими потребностями, сами по себе могут мотивировать или демотивировать. Они могут сигнализировать о важности определенного поведения. Мы можем испытывать радость или гордость за возможность достижения цели посредством участия в определенном поведении, или мы можем бояться неудачи и выбирать избегать или откладывать на потом.
Наше окружение также может быть идеальным и поддерживающим или препятствовать сохранению мотивации и достижению наших целей (Reeve, 2015). Он может быть полон отвлекающих факторов или в нем могут отсутствовать оптимальные условия, обеспечивающие устойчивую мотивацию.
Наконец, наши отношения могут поддерживать и придавать силы, когда дело доходит до перемен. Это можно объяснить с помощью концепции, подобной феномену Микеланджело, когда наши отношения поддерживают наш потенциал. Они также могут быть демотивирующими, как в феномене Blueberry, когда отношения выявляют в нас худшее и могут способствовать прокрастинации и избеганию.
Загрузить 3 бесплатных набора целей (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Цикл мотивации
Мотивация — это динамический процесс, и наши мотивы со временем меняются. Поднимаясь и опускаясь по мере изменения обстоятельств и с течением времени, мотивы вносят свой вклад в постоянный поток поведения. Еще больше усложняет ситуацию то, что нами движет множество различных мотивов в любой момент времени.
Один мотив, обычно наиболее соответствующий ситуации, будет самым сильным и будет доминировать в нашем внимании, в то время как другие мотивы будут второстепенными и будут относительно бездействующими. Хотя обычно самый сильный мотив оказывает самое значительное влияние на наше поведение, по мере изменения обстоятельств каждый второстепенный мотив может стать доминирующим.
В приведенном ниже примере показано, как мотивация учащегося к чтению со временем меняется по силе: вначале она становится относительно сильной, а затем ослабевает по сравнению с потребностью пообщаться с друзьями или перекусить (Reeve, 2015).
Понимание того, как мотивация меняется со временем, особенно важно, когда речь идет о постановке целей.
Когда мы дифференцируем мотивационные преимущества и преимущества, основанные на результатах, и недостатки для тех, кто ставит перед собой краткосрочную цель, например, при потреблении менее 2000 калорий сегодня, по сравнению с теми, кто ставит перед собой долгосрочную цель, например, сброс на 20 фунтов, это год, мы должны учитывать тип деятельности, которой они занимаются, прежде чем давать рекомендации.
Краткосрочные цели лучше работают для неинтересной деятельности, поскольку они повышают приверженность делу, чаще предоставляя обратную связь о прогрессе, что еще больше подкрепляет стремление к настойчивости (Reeve, 2015).
Мотивация к выполнению рутинной или скучной деятельности может быть улучшена; тем не менее, обеспечивая ясность целей и выбор способа выполнения задачи. Ясность и выбор могут подпитывать чувство мастерства и автономии, а в сочетании они могут повысить общую мотивацию, поскольку они удовлетворяют основные психологические потребности.
Когда дело доходит до интересных задач, или, как Михай Чиксентмихайи (1990) называет их аутотелическими действиями, долгосрочные цели работают лучше, поскольку они часто обеспечивают большую гибкость и большую самостоятельность в том, как их выполнять. Краткосрочные вехи могут показаться навязчивыми для интересных занятий. Аутотелическая деятельность уже привлекательна, и мы часто внутренне мотивированы на ее выполнение, потому что она доставляет удовольствие. Но самое главное, мы мотивированы преследовать их в отсутствие внешних вознаграждений или стимулов.
Слово «аутотелик» состоит из двух греческих корней: auto (я) и telos (цель). Аутотелическая деятельность — это деятельность, которую мы совершаем ради нее самой, потому что ее главная цель — испытать ее.
Mihaly Csíkszentmihályi
Мы также должны иметь в виду, что мотивация действовать в соответствии с целями часто выше, когда цель основана на ближайшем будущем, в то время как далекие цели не создают напряжения непосредственности, которое побуждало бы нас к действию. действовать немедленно (Рив, 2015).
Чтобы узнать больше о существующих типах мотивации, ознакомьтесь с нашей статьей «Мотивация и что на самом деле движет человеческим поведением».
Вы также можете найти множество различных подходов к повышению мотивации в приведенном ниже списке книг по самопомощи, опубликованных на эту тему. Некоторые из них более философские, другие биографические, а некоторые представляют недавние исследования в области психологии мотивации.
Рекомендуемые книги по мотивации
Существует множество книг по мотивации, охватывающих различные аспекты и жанры. Сделать выбор в десятку лучших было просто невозможно, поэтому вот список из 16 отличных книг по мотивации.
1. Конечные и бесконечные игры
Джеймс П. Карс
Цель состоит в том, чтобы продолжать играть с ограничениями.
Доступно на Amazon.
2. Талант переоценивают: что действительно отличает исполнителей мирового уровня от всех остальных
Джефф Колвин
Мастера практикуются, практикуются и еще раз практикуются. Чтобы стать экспертом, нужно сознательно заниматься умственной и повторяющейся деятельностью.
Доступно на Amazon.
3. Поток: психология оптимального опыта
Михай Чиксентмихайи
Поток как мотивация.
Доступно на Amazon.
4. Почему мы делаем то, что делаем: понимание самомотивации
Эдвард Л. Деси
Мотивация — это то, что люди делают, а не то, что с ними делают.
Доступно на Amazon.
5. Образ мышления: новая психология успеха
Кэрол Двек
Продолжайте находить возможности для совершенствования.
Доступно на Amazon.
6. Затем мы подошли к концу
Джошуа Феррис
Джошуа Феррис делится юмористическими, но эмоционально правдивыми размышлениями о выживании в самой странной среде жизни — в офисе.
Доступно на Amazon.
7. Хорошая работа
Говард Э. Гарднер, Михали Чиксентмихайи, Уильям Деймон
Эта долгожданная книга, посвященная генетике и журналистике, исследует проявление гуманного творчества, где производительность сочетается с социальной ответственностью.
Доступно на Amazon.
8. Выбросы: история успеха
Малкольм Гладуэлл
Творческая работа приносит больше удовлетворения, но на успех влияет множество факторов.
Доступно на Amazon.
9. Команда соперников: политический гений Авраама Линкольна.
Спилберга, сценарий написал Тони Кушнер. Нужно ли говорить больше?
Доступно на Amazon.
10. Любители
Дэвид Хальберстам
Писательские навыки, отмеченные Пулитцеровской премией, в сочетании со спортивной журналистикой привели к созданию этой книги, получившей широкое признание.
Доступно на Amazon.
11. Наказание наградами
Альфи Кон
Награды мотивируют нас только на то, чтобы получить больше наград.
Доступно на Amazon.
12. Однажды бегун
Джон Л. Паркер-младший
Всегда лучше, чем он сам.
Доступно на Amazon.
13. Война искусства: прорвитесь сквозь блоки и выиграйте свои внутренние творческие битвы
Стивен Прессфилд
Мы не готовы к свободе. Парадокс в том, что мы свободны только в той мере, в какой мы владеем собой.
Доступно на Amazon.
14. Maverick: история успеха самого необычного рабочего места в мире
Рикардо Семлер
Как быть самодостаточным.
Доступно на Amazon.
15. Пятая дисциплина: искусство и практика обучающихся организаций
Питер Сенге
В обучающихся организациях жизнь — это произведение искусства.
Доступно на Amazon.
16. От хорошего к великому: почему одни компании совершают прорыв, а другие нет
Джеймс К. Коллинз
Исследование, проведенное Джимом Коллинзом и его исследовательской группой в течение пяти лет, выявило столь необходимое понимание стратегий управления и более.
Доступно на Amazon.
Сообщение на память
Кажется, не так просто найти мотивацию для дела, столь важного для нас. Мы должны рассмотреть, не конкурирует ли это с другими мотивами, и, возможно, проанализировать наши ценности, чтобы убедиться, что это не так. Часто нам приходится вмешиваться в то, как на нашу мотивацию влияют внешние стимулы, присутствующие в нашем окружении или социальном контексте, чтобы убедиться, что мы сопоставляем их с высокими внутренними мотивами.
Наука о мотивации говорит нам, что если мы хотим добиться успеха в мотивации собственного поведения или поведения других людей, высокие внутренние мотивы должны сочетаться с высокими внешними мотивами. Наконец, нам часто нужно поддерживать мотивацию в течение некоторого времени, и, возможно, нам придется создать полк напоминаний, повторений и ритуалов — подробнее об этом в нашей статье об инструментах мотивации.
Как взломать мотивацию? Что помогает вам оставаться целеустремленным?
Поделитесь своим опытом в разделе комментариев.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения целей.
- Аткинсон, Дж. В., и Берч, Д. (1970). О динамике действия. Nederlands Tijdschrift voor de Psychologie en haar Grensgebieden, 25 (2), 83–94.
- Аткинсон, Дж. В., и Берч, Д. (1978). Введение в мотивацию (2-е изд.). Ван Ностранд.
- Баумайстер, РФ (2016). К общей теории мотивации: проблемы, вызовы, возможности и общая картина. Мотивация и эмоции, 40 (1), 1-10.
- Боллес, RC (1975). Теория обучения . Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Чиксентмихайи, М. (1990). Поток: психология оптимального опыта. ХаперКоллинз.
- Экман П. и Фризен В. В. (1975). Разоблачение лица: руководство по распознаванию эмоций
по мимике. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. - Макклелланд, округ Колумбия, Кестнер, Р., и Вайнбергер, Дж. (1989). Чем отличаются самоприписываемые и имплицитные мотивы? Психологический обзор, 96 (4), 690-702.
- Рив, Дж. (2015). Понимание мотивации и эмоций (6-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
- Шультейс, О., Брунштейн, Дж., и Брунштейн, Дж. К. (2010). Неявные мотивы . Издательство Оксфордского университета.
- Шелдон, К.М., и Эллиот, А.Дж. (1999). Стремление к цели, удовлетворение потребностей и долгосрочное благополучие: модель самосогласования. Журнал личности и социальной психологии, 76(3) , 482.
Как типы мотивации помогают достигать целей
Перейти к разделу
Что такое мотивация?
Различные виды мотивации
Как использовать виды мотивации в своих интересах
Лучшие виды мотивации для разных сценариев
Может ли мотивация быть отрицательной?
С нетерпением жду
Вы должны это читать? Или вы должны работать прямо сейчас?
Раз уж вы здесь, значит, вам нужна мотивация. Это случается с лучшими из нас. Независимо от того, должны ли вы работать над большой презентацией для работы или писать статью, мы здесь, чтобы помочь.
Дело в том, что независимо от того, чем вы занимаетесь, нам всем иногда трудно сохранять мотивацию. Но, к счастью, мы не бессильны в этой ситуации. Понимание различных типов мотивации может помочь вам избежать прокрастинации и оставаться сосредоточенным.
Когда вы знаете, что вас мотивирует, вы можете использовать это, чтобы вернуться на правильный путь, когда вы сбились с пути. Иногда это так же просто, как напомнить себе, почему вы любите свою работу. Или, если вы лидер, вам может понадобиться система вознаграждения, чтобы ваша команда оставалась на высоте.
Давайте разберем типы мотивации и то, как они могут помочь вам сделать больше.
Что такое мотивация?
По своей сути мотивация — это сила, которая побуждает вас выполнять задачу или действовать. Вот почему вы встаете утром, чистите зубы и идете на работу.
Вероятно, вы не замечаете своей мотивации, пока не почувствуете, что ее больше нет. Но на самом деле каждый день вами движет множество вещей, даже если вы об этом не подозреваете.
На самом деле, самое большое влияние могут оказать мотивы, о которых мы не знаем. Вынося их на свет, исследуя их и учась работать с нашими различными типами мотивации, мы помогаем нам управлять нашей лодкой, а не дрейфовать по ветру и течению. Это мощная практика.
Так что даже если вы чувствуете апатию прямо сейчас, подумайте об этом: что-то побудило вас прочитать эту статью. Вы явно хотите вернуться в колею. Это что-то значит.
Различные типы мотивации
Мы можем свести все к двум типам мотивации: внутренней и внешней. Оба также имеют сопутствующие подтипы.
Внутренняя мотивация (или внутренняя мотивация) исходит изнутри. Это относится к тому, когда вы делаете что-то само по себе, потому что это соответствует вашим интересам, увлечениям или личным ценностям.
Эти мотиваторы сопровождаются внутренним вознаграждением, например, ощущением осознания того, что вы следуете своей жизненной цели. Это означает, что они имеют более глубокое значение, чем другие мотиваторы, которые обычно могут удерживать вас в фокусе на цели в течение длительного времени.
Внешняя мотивация (или внешняя мотивация) относится к внешним факторам, побуждающим вас что-то делать. Например, вас могут мотивировать внешние награды или негативные последствия.
То, что вы получите, зависит от выполнения (или невыполнения) задачи.
Внешние мотиваторы носят временный характер, поэтому их лучше всего использовать для краткосрочных и среднесрочных проектов. Фактически, исследования показали, что у людей повышается мотивация, когда им обещают немедленное вознаграждение.
Внешняя мотивация может выглядеть так, будто учащиеся стремятся добиться успеха в школе, потому что их оценки отражают их успеваемость. С другой стороны, учащиеся, которые пытаются преуспеть в школе, потому что они искренне заинтересованы в содержании, мотивированы внутренне.
5 видов внутренней мотивации
Многие вещи могут мотивировать человека изнутри. Ниже приведены некоторые из распространенных примеров. Попробуйте посмотреть, к каким из них вы относитесь. Это может быть хорошим напоминанием о том, почему вы делаете то, что делаете.
1. Мотивация к обучению (или мотивация компетентности)
В этом типе мотивации вы руководствуетесь процессом обучения. То, чего вы пытаетесь достичь, захватывающе, потому что вы никогда не делали этого раньше. Вам нравится изучать новый навык или улучшать уже существующий. В этом случае награда за выполнение задания менее важна, чем само задание.
Пример: Университетским профессором движет стремление к знаниям. Для них постоянная учеба и обучение мотивируют работать каждый день.
2. Мотивация отношения
Если у вас есть мотивация отношения, вам нравится быть позитивным и распространять позитив. Речь идет о том, чтобы заставить людей чувствовать себя хорошо, поэтому вы ищете действия, которые позволяют вам это делать.
Пример: Тренер по тренажерному залу помогает людям получать удовольствие от тренировок с отличным отношением. Это мотивирует их приходить на работу каждый день.
3. Мотивация достижения
Для этого типа мотивации вы не обязательно думаете о награде в конце — вы просто заботитесь о том, чтобы пересечь финишную черту. Нет большего удовлетворения, чем чувство выполненного долга.
Пример: Профессиональный спортсмен хочет победить, независимо от приза или титула. Это конечная цель, которая оправдывает трудности сезона.
4. Творческая мотивация
Вас может мотивировать творчество. Если этот тип мотивации кажется вам знакомым, вы цените свободу самовыражения и больше всего счастливы, когда люди позволяют вам расправить крылья.
Пример: Графический дизайнер чувствует себя задохнувшимся, когда им управляют на микроуровне.
Как творческий человек, они счастливы, когда у них есть свобода завершить проект по своему выбору.
5. Физиологическая мотивация
Здесь вас мотивируют биологические потребности, такие как пища и вода. Эти мотивы существуют, потому что годы эволюции сделали нас такими.
Пример: Рассмотрим иерархию потребностей доктора Абрахама Маслоу. Он классифицировал основные мотиваторы человека в порядке важности, начиная с физических потребностей. По мере удовлетворения этих потребностей вы постепенно продвигаетесь к самореализации.
Итак, каковы ваши внутренние мотиваторы? В BetterUp мы можем помочь вам узнать себя и оставаться продуктивными, даже когда вы находитесь в кризисе.
Какие существуют 4 типа внешней мотивации?
На ваше поведение, вероятно, влияют и некоторые внешние факторы. Эти формы мотивации так же важны, как и внутренние, если вы можете их использовать.
1. Поощрительная мотивация
Поощрительная мотивация связана с внешним вознаграждением. Точно так же, как мышь, мотивированная сыром, вас мотивирует результат задачи, а не сама задача.
Пример: После тренировки вы позволяете себе свой любимый перекус. Перекус важнее для вас, чем упражнение, и мотивирует вас на выполнение тренировки.
2. Мотивация страха
Здесь вас мотивирует страх перед нежелательным исходом. Вы не хотите выполнять задачу, но вы должны это сделать, если хотите избежать плохого.
Пример: Вы откладываете часть своей зарплаты, опасаясь непредвиденных обстоятельств, когда предпочитаете купить телевизор. Мотивация страха не обязательно плоха, потому что она может помочь вам достичь финансового благополучия, как в этом примере.
3. Мотивация власти
Желание контролировать свою жизнь — это нормально. Но некоторые люди делают еще один шаг вперед: они хотят контролировать других людей. Есть много видов власти, и их можно использовать в гнусных или альтруистических целях.
Пример: Политик баллотируется в президенты, потому что считает, что его идеи полезны для мира — им просто нужна сила, чтобы их реализовать.
4. Социальная мотивация
Социальная мотивация описывает желание быть принятым в вашей социальной группе. Здесь вас мотивирует то, что другие думают о вас.
Пример: Вы тратите время на изучение социальных навыков, таких как активное слушание, чтобы построить крепкие дружеские отношения. Вы хотите понравиться новым друзьям.
Как использовать типы мотивации в своих интересах
Мотивация ничего не значит, если вы не можете превратить это стремление в действие. Вот несколько примеров того, как вы можете внедрить эти типы мотивации в свою повседневную жизнь.
- Целеполагание. Сосредоточение на конкретных целях — отличный метод для людей, мотивированных достижениями.
- Расскажите людям о своих целях. Социально мотивированные из вас: рассказывая людям о своих целях, вы будете нести ответственность.
- Создайте систему вознаграждений. Идеальный прием, если вам нужен внешний стимул. На самом деле, вы всегда должны вознаграждать себя за свои победы.
- Напишите о том, кому вы помогли. Если вы мотивированы отношением, найдите время, чтобы подумать о том, кого вы заставили улыбнуться в конце дня. Ведите дневник, чтобы записывать счастливые моменты.
- Отслеживайте свой прогресс в выполнении задачи. Это напомнит вам, насколько хорошо вы справляетесь.
- Будьте активны. Упражнения и забота о своем физическом благополучии необходимы для удовлетворения ваших физиологических потребностей. Достижение этой цели поможет вам оставаться на вершине других.
- Ешьте здоровую пищу. Как и в случае с физическими упражнениями, ваше тело нуждается в хорошем топливе, чтобы функционировать наилучшим образом. Удовлетворите эту потребность, и вы улучшите свою производительность.
- Используйте приложение для отслеживания. Многие приложения «геймифицируют» задачи и цели. Они предоставят виртуальную награду, чтобы внешне мотивировать вас.
Лучшие типы мотивации для различных сценариев
Типы мотивации проявляют себя наилучшим образом, когда вы используете их в правильном контексте. Вы должны адаптировать, смешивать и сочетать, а также корректировать в соответствии с вашими потребностями. Вот несколько примеров:
- Если вы учитель, вы можете использовать мотиваторы в качестве типов мотивации к обучению. Например, если учащемуся не нравится учиться ради этого, используйте внешний метод, чтобы поощрять учебу. Кроме того, помните, что некоторые студенты будут внутренне мотивированы и будут усердно работать без подсказок. Это могло бы социально мотивировать других студентов.
- Вы также можете использовать каждый вид мотивации на работе. Если вы руководитель группы или менеджер, поставьте перед собой четкие цели и отслеживайте их так, чтобы каждый мог видеть свой прогресс. Это может пробудить в команде чувство достижения и поднять моральный дух. Ваша команда, скорее всего, усвоит свое желание добиться успеха и достичь этих целей.
- Если сотрудник работает неэффективно, узнайте, каковы его внутренние мотивы. Вы можете попробовать поручить им проекты в зависимости от того, что их движет.
Может ли мотивация быть отрицательной?
Создавая стратегию мотивации для себя или других, помните, что стимулы могут быть как положительными, так и отрицательными.
Отрицательные стимулы в долгосрочной перспективе только навредят мотивации. Использование страха работника перед неудачей является негативным, поскольку оно связано со стрессовой эмоцией (страхом) и избеганием негативного результата (неудачи). В долгосрочной перспективе вы возлагаете бремя на их плечи и вредите их навыкам решения проблем. Кроме того, вы рискуете сжечь их.
Вместо этого прислушайтесь к внутренним мотиваторам вашей команды. Если участник любит учиться, склонность к этому желанию является положительным стимулом . Вы побуждаете их выполнять работу, которая им нравится, что поддерживает их интерес и мотивацию. Поощрения и похвалы также являются прекрасными примерами положительных мотивирующих факторов.
С нетерпением жду
Разные мотиваторы работают для разных людей. Знание того, что вами движет, поможет вам «обмануть» свой мозг, заставив его работать продуктивнее. Вы можете настроить систему поощрений, чтобы выработать новые привычки, повысить мотивацию сотрудников или найти более значимую для вас работу.