Кто такой денди лондонский | Дендизм

Утонченный, элегантный и сдержанный — именно так можно описать стиль денди. Это понятие ассоциируется с образом всегда опрятного и стильно одетого мужчины с безупречной речью и манерами. Денди нередко употребляют как синоним слов «франт» и «щеголь» в применении к представителям сильного пола, которые уделяют особое внимание внешнему виду.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Термин «денди»: история возникновения
  • Знаменитые денди и дендизм в литературе
  • Денди сегодня: базовый гардероб

Термин «денди»: история возникновения

Слово «денди» пришло к нам из Великобритании. В конце XVIII — начале XIX века британцы обозначали этим термином продвинутых представителей среднего класса, пробившихся в ряды аристократии. За ними не стояли поколения родовитых предков, не было у них и больших средств для приобретения роскошных костюмов и драгоценностей.

Денди не носили вычурных дорогих нарядов, а предпочитали сдержанные элегантные костюмы, сидящие точно по фигуре. Вместо роскошных камзолов они выбирали практичные шерстяные пальто. Кроме того, они носили короткие стрижки и гладко брились, что было по тем временам неслыханным вызовом обществу.

Первым денди считается «светский лев» Джордж Браммел. Несмотря на неаристократическое происхождение, он получил отличное образование, деньги его отца (простого секретаря) позволили юноше закончить Итон и завязать полезные связи. В результате высший свет принял Браммела в свои ряды.

Джордж Браммел одевался лаконично и утонченно просто. Это был первый лондонский модник, который был одет во фраки из сукна, бриджи, простые рубашки и яркие жилеты. В качестве главного украшения мужчина предпочитал шейные платки, он знал множество причудливых способов завязывания их узла. Наряд дополняли немногочисленные аксессуары: изящная табакерка, золотые карманные часы, кольцо.

Уже через непродолжительное время наряды Браммела стали копировать другие лондонские модники. Так зародился стиль денди, который стал воплощением истинно английского изящества, непринужденности и элегантности. Истинных денди также отличала безупречность манер и хладнокровие в любых ситуациях.

Знаменитые денди и дендизм в литературе

Наибольшую популярность стиль обрел в XIX столетии. Известными денди того времени были Оскар Уайльд, Сальвадор Дали, Джордж Байрон и многие другие.

В художественной литературе того времени можно найти множество последователей Джорджа Браммела. Яркий пример — Евгений Онегин, которого описал в одноименной поэме Александр Пушкин, лорд Генри из «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда.

Читайте также: Английский стиль в одежде мужчины

Денди сегодня: базовый гардероб

Конечно, мода со времен Джорджа Браммела сильно изменилась, однако основополагающие принципы стиля денди остались неизменными: это элегантность, естественность, простота и общая ухоженность. Одежда должна сидеть по фигуре, быть идеально чистой и опрятной.

В гардероб современных денди обязательно входят пальто из шерсти, тренч, классический шерстяной или твидовый костюм, качественная кожаная обувь классических моделей. Аксессуары должны быть немногочисленными и дорогими. Для кэжуал-образов допустимы джинсы с менее строгим пиджаком.

Очень важный элемент современного стиля денди — галстук и шарф. Эти аксессуары заменили шейные платки времен Джорджа Браммела.

Образ денди — это не только манера одеваться в соответствующем стиле. Главными чертами характера современных представителей являются непринужденность, уверенность в себе, невозмутимость и самодостаточность.


Рейтинг: 5/5 — 3
голосов

Кто такой денди?

Интересуясь историей одежды, я пришла к выводу, что среди всех когда-либо существовавших модников есть особенная категория — альфа-модники. К ним я отношу прежде всего денди.

Исследователь мужской культуры и моды Ольга Вайнштейн, которая о дендизме знает всё, даёт такое определение:

Денди (перевод англ. dandy — щеголь, франт) — это лидер моды, человек, который обладает своим видением элегантности, имеет свою эстетическую программу и может навязать эту программу толпе.

Личность денди

Имеет все признаки неуверенности в себе, характерной для эпохи романтизма.

Компенсация этой неуверенности происходила путём пренебрежения к общепринятым нормам и социальным ожиданиям.

Крайний индивидуализм был средством возвыситься над обыденностью толпы. А холодное отстранение от окружающих возникало из-за боязни быть не понятыми ими.

Именно слабость и инфантильность романтика нуждались в наличии всяких «не»:

  • не быть смешным,
  • быть не таким, как все,
  • не удивляться, не восхищаться, и не выдавать своих чувств,
  • не терять равновесия и не спорить.

Р. Шатобриан отмечал, что денди явил миру лицо страдальца с налётом безразличия, со взглядом, полным фатальности и глубокомыслия, с губами, искривлёнными от пренебрежения к роду человеческому, с сердцем, изнывающим от скуки и тоски из-за непостижимости всего сущего.

Денди чувствовал внутреннюю потребность проходить незамеченным сквозь толпу.

Следовательно, его костюм должен был отвечать принципу, сформулированному Бальзаком: «Если ваша одежда привлекает внимание окружающих — вы одеты плохо».

Поэтому ни одной лишней детали, никакого «сюр», всё просто, незаметно, несколько небрежно, но всегда элегантно и дорого — вот что было принципиальным.

Он мог провести несколько часов перед зеркалом, добиваясь, чтобы одежда соответствовала месту и времени.

Как денди лондонский одет

Это писал Пушкин о своём герое Евгении Онегине.

Философия дендизма (конец XVIII — XIX вв.) стала символом высшей элегантности мужского костюма.

Дань этой философии отдали Байрон, Диккенс, Теккерей, Бальзак, Стендаль, Чаадаев и другие.  

Некоронованным королём дендизма признан Джордж Брайан Браммел, который благодаря усилиям своего неродовитого отца получил блестящее образование в одном из лучших колледжей Англии.

Во время осмотра своего полка он упал с лошади и травмировал нос. На этом его карьера военного закончилась, но он был принят в известном клубе Брукс, где он прославился как везучий картёжник.

Красавчик Браммел

Однако светское общество Браммел интересовал прежде всего как непревзойдённый законодатель моды, который популяризировал длинные панталоны, новые формы жилетов и галстуков.

Даже принц Уэльский заплатил ему 100 фунтов стерлингов, чтобы, как все «светские львы», иметь очередную новую выкройку утреннего халата, введённого Браммелом.

И хотя игра в карты в конце концов разорила его, именно Браммелу мы обязаны созданием идеального мужского силуэта эпохи романтизма — браммеловского торса.

Именно с его именем связан принцип минимализма в мужском костюме, эстетика «заметной незаметности».

Это то, что историки костюма называют «великий мужской отказ», то есть отказ от декоративности, избыточности, которые были в мужском костюме XVIII века.

Браммел пытался перевоспитывать принца Уэльского, который как раз отличался вульгарной привычкой носить брильянтовые пряжки, костюмы из роскошных материалов, пришивать блёстки на шляпы.

И это выглядело как настоящая революция в мужском костюме.

Главное открытие Браммела: вечерний костюм — это просто чёрный фрак, который пригнан точно по фигуре, и ничего больше.

Долго ли коротко, Браммел становится лидером моды, ему начинают подражать, его мнением начинают интересоваться, его вкус начинает распространяться дальше. Если в начале XIX века никто не одевался так, как Браммел, то уже в 1810-е годы у него появилось довольно много последователей, а в 1830-1840-е годы та модель костюма, которую предложил Браммел — чёрный фрак и узкие панталоны, — была уже в массовом производстве.

Похожи ли денди на нынешних метросексуалов*?

Ольга Вайнштейн утверждает, что нет.

Метросексуал — не лидер моды, а наоборот, её жертва.

Человек, который прислушивается к рекламе и умеет делать достаточно профессиональные потребительские выборы. 

Он — воплощение конформистского большинства.

Дендизм — это культура меньшинств, настоящие денди — маргиналы, одиночки.

Последователи у них появляются всегда потом, позже.

Настоящий денди нутром чувствовал, когда требуются синий сюртук с медными пуговицами, брюки из оленьей кожи и жокейские сапоги. А когда — бархатный фрак гранатового цвета на подкладке из белого атласа, кашемировые панталоны и лакированные туфли.

Он мог мыть сапоги французским шампанским для достижения особенно эффектного блеска. Он предлагал своему лакею походить по дому в только что сшитом дорогом фраке, чтобы избавиться от неестественности новых форм, создать впечатление «поношенности».

Его перчатки были натянуты так, что сквозь кожу проступали кончики ногтей, однако заботу о платье денди считал уделом провинциалов.

Такой подход к костюму требовал немалого гардероба. Историки свидетельствуют, что для того, чтобы переодеваться по несколько раз на день, недельный запас нарядов составлял:

  • 20 рубашек,
  • 24 носовых платка,
  • 10 панталонов,
  • 30 шейных платков,
  • дюжину жилетов и носков.  

Всё — совершенного кроя, который обеспечивал безупречность одежды и возможность чувствовать себя в ней, как в своей второй коже.

В целом можно сказать, что денди точно отразил двойственность романтического миросозерцания того времени:

С одной стороны, слабость и уязвимость индивида, нуждавшиеся в опоре и компенсации извне.

С другой, — внутренняя сила и невозмутимость, залогом которых было искусство владеть собой.

Ваша Милена Апт, Libelle, Стрекоза

*Про метросексуальность

 

Что такое Денди? Краткая история и руководство 101 »Flâneur Life

Последнее изменение:

Декабрь 15, 2022

2 комментария

Денди — законодатель моды, который придает большое значение внешнему виду, всегда оставаясь модным, ухоженным и элегантно одетым. Почти до религиозности денди следует строгому набору эстетических принципов и живет в соответствии с ними.

Исторически сложилось так, что денди очень внимательно относились к тому, как их воспринимают другие, совершенствуя свои манеры, язык тела и голос, чтобы поддерживать небрежное поведение.

Они стремились стать более аристократичными в своем языке, увлечениях и ценностях и всегда были хорошо одеты.

Денди улыбались, даже когда пресыщались или страдали от боли. По словам писателя Шарля Бодлера, эти расчетливые манеры и стили в одежде использовались для демонстрации превосходства их ума. Это был бунт против обыденной посредственности.

Денди 18-го века

ДЕНДИ ЗНАЧЕНИЕ

Определение денди: «Человек, который придает особое значение внешнему виду, утонченному языку и неторопливым увлечениям, преследуемый с видимой беспечностью в культе себя». (Википедия)

Синонимы для денди включают:

  • Бо
  • Фоп
  • Машер
  • Бульвар
  • Комод Sharp
  • Дапперлинг
  • Человек о городе
  • Хорошо одетый мужчина

ИСТОРИЯ ДЕНДИ

Знаете песню Yankee Doodle Dandy? Текст этой песни относится к ранней моде денди, которая со временем распространилась по Европе.

Термин «денди» впервые был использован в Англии 18-го века для описания ярко одетых членов Макаронного клуба, команды аристократических молодых англичан, которые щеголяли последней модой из Франции и Италии в роскошных салонах. Они одевались сложными слоями и модной одеждой, состоящей из одежды с рюшами, роскошных жилетов, сшитых на заказ жилетов, пряжек на коленях, чулок, яркой обуви и огромных париков.

Аксессуары также были важной частью моды и регулярно состояли из цветов, карманных часов, украшенных драгоценными камнями коробок для жевательного табака, инкрустированных бриллиантами мечей и тростей, украшенных золотом.

Но к началу девятнадцатого века денди начал приобретать свое нынешнее значение как модный мужчина, который одевается с осторожностью.

Происхождение

Денди, возможно, сокращение от jack-a-dendy (или Jack Dandy), архаичный термин с аналогичным значением, происходящим от имени Jack плюс денди. Впервые он был использован в начале 17 века поэтом Джоном Тейлором.

ПРИМЕРЫ ДЕНДИ И ДЕНДИ МОДЫ

  • Юлий Цезарь
  • Джордж Брайан «Бо» Браммелл
  • Луций Сергий Катилина
  • Рассел Брэнд
  • Оскар Уайльд
  • Алкивиад
  • Энди Уорхол
  • Андре 3000
  • Лорд Брайон
  • Бо Браммель
  • Себастьян Хорсли
  • Фланёр
  • Фланери
  • Аристократ

ЦИТАТЫ О ДЕНДИЗМЕ

«Дендизм даже не есть, как кажется многим недумающим людям, неумеренный интерес к внешнему виду и материальному изяществу. Для настоящего денди эти вещи лишь символ аристократического превосходства его личности».

Шарль Бодлер

«Денди должен стремиться быть непрерывно возвышенным. Он должен жить и спать перед зеркалом».

Шарль Бодлер

«Все значение одежды зародилось в уме денди без труда, как инстинкт гения; он вдохновлен одеждой, поэт одежды».

Томас Карлайл

Нужно либо быть произведением искусства, либо носить произведение искусства. »

Оскар Уайльд

Это может быть старомодный термин, но если вы человек, который чрезмерно заботится о своей одежде и уделяет первостепенное внимание внешнему виду, вы можете быть просто современным денди.

Денди бунтовали против социальных, гендерных и модных норм на протяжении 200 лет. Некоторые говорят, что пришло время для возрождения

*Первоначально опубликовано 15 апреля 2021 г.

Когда я начал свой блог о мужской одежде около десяти лет назад, я хотел назвать его «Хогтаун Денди». В нем сочеталось одно из прозвищ Торонто, где я живу, и персонаж, который заботится о том, как он одевается. Но все мои друзья были против. «Я бы никогда не посетил такой сайт», — сказали они мне, даже если бы там были полезные советы по созданию лучшего гардероба. Когда я заменил слово «денди» на «грабли», они одобрили, хотя половина из них не совсем понимала, что это значит. «Но звучит круто», — сказали некоторые из них.

Я бы не назвал никого из этих друзей гомофобом или женоненавистником, но трудно отделить слово «денди» от уничижительной ассоциации с ним в нашей культуре, основанной на идее, что если мужчина слишком озабочен своей внешностью ( что часто может означать вообще какое-либо беспокойство), что-то с ним не так, что-то не по-мужски.

За последние 200 лет денди бросили вызов господствующим представлениям о мужественности и восстали против культурных, гендерных, социальных и расовых норм.

«Это фигура напряжения», — сказала Моника Миллер, профессор африканистики и английского языка в Барнард-колледже в Нью-Йорке и автор книги «Рабы моды: черный дендизм и стиль идентичности черной диаспоры » .

«Это противоречие между Черным и Белым в моей работе, противоречие между натуралом/геем, женственным/мужским, притворщиком из высшего/низшего класса.»

Оригинальный британский денди

Слово «денди» вошло в обиход в конце 18 века и обозначало человека, который уделял много внимания своей внешности и социальному положению. Образцовым британским денди, которого часто считают пионером движения, был Джордж Брайан Браммелл, известный как Бо Браммелл.

Браммелл был светским человеком, известным отчасти благодаря своей дружбе с Джорджем, принцем Уэльским (который был регентом с 1811 года, а позже стал королем Георгом IV).

Джордж Брайан Браммелл, известный как Бо Браммелл, считается настоящим денди. Он порвал с представлениями 18-го века о мужском платье и сменил кружево, парики и каблуки на более сдержанные предметы одежды приглушенных цветов, заложив основу мужской одежды на следующие 100 лет. (Hulton Archive/Getty Images))

Он также был символом новой мужественности, появившейся в начале 19 века.Англия го века. Несмотря на то, как мы используем этот термин сегодня, одежда Браммеля на самом деле была заниженной и сдержанной: темные, приглушенные цвета и строгий крой его одежды, которая в конечном итоге стала современным костюмом. Он олицетворял разрыв с мужественностью 18-го века и ее кружевами, париками и каблуками. В его дни они стали рассматриваться как легкомысленные и поверхностные и отнесены к женской сфере, тем самым посеяв негативную связь между украшением и женственностью.

Браммелл также был частью волны политических изменений, в частности, подъема демократии и меритократии. Он не родился с титулом, но добился социальной мобильности самостоятельно — по общему признанию, этому способствовали его остроумие и диковинное поведение на вечеринках. Однако его подход к одежде заложил основу для следующих 100 лет мужской одежды.

Лондонские денди на Флит-стрит в октябре 1919 года. (Агентство Topical Press/Getty Images)

«Если бы история закончилась тем, что он был революционером моды и шафером на королевской свадьбе, это было бы очаровательно», — сказал актер. драматург и биограф Браммелла Ян Келли. «Но помимо этого, на самом деле, все пошло ужасно неправильно».

Сексуальные подвиги Браммелла и сифилитическая кончина были демонизированы викторианцами, что укрепило современную идею о том, что мужчина, заботящийся о своей внешности, также должен быть каким-то образом сексуально извращенным.

Черный дендизм как социальная критика

Однако в то время, когда одежда использовалась для оспаривания определений мужественности в Европе, афроамериканцы в Соединенных Штатах использовали одежду как символ сопротивления и свободы. Такие люди, как социальный реформатор и аболиционист Фредерик Дуглас. В своих мемуарах 1845 года «Рассказ о жизни Фредерика Дугласа » он написал, что первое, что он сделает, как только выйдет из рабства, — купит синий костюм из саржи.

«Когда люди говорят о черном дендизме как о своего рода практике, на самом деле речь идет о приближении к некоему стандарту респектабельности белых или об ассимиляции. Это никогда не касалось только этого, — сказал Миллер.

«Это всегда была критика, всегда инструмент, всегда стратегия. В размышлениях о формировании вашей идентичности, самосоздании. И размышлениях об отношениях между собой и группой. И всегда, в конечном счете, своего рода оружие. » 90 003 Американский социолог и активист за гражданские права У. Э. Б. Дюбуа принял дендизм как способ бросить вызов политическим нормам расы и класса. (CM Battey/Getty Images)

В начале своей карьеры американский социолог и правозащитник У.Э.Б. Дюбуа принял образ денди как часть более масштабного стремления бросить вызов политическим нормам расы и класса. Но он также делал это для чистого удовольствия, говорит Миллер.

«Для людей, которые так долго были материально лишены, можно представить добротный шерстяной костюм с белой отутюженной хлопчатобумажной или льняной рубашкой, и где все в порядке — удовольствие иметь возможность сделать это для себя», — сказала она.

Это сочетание политики респектабельности и политики удовольствия, сказала она.

Современный денди

Но где сегодня денди? Где этот бунтарь, который использует одежду, чтобы бросить вызов культурным нормам сексуальности и мужественности?

Роуз Каллахан — фотограф из Нью-Йорка, которая составила каталог современных денди в двух книгах вместе с писателем и изготовителем костюмов Нэтти Адамс из Нового Орлеана: I Am Dandy и We Are Dandy . В ее книгах полно фотографий мужчин в ярких костюмах и фетровых шляпах, время от времени держащих в руках трость.

Андре Л. Черчвелл — один из денди, который позировал нью-йоркскому фотографу Роуз Каллахан в рамках ее проекта по фотографированию денди со всего мира. Он кардиолог и главный специалист по разнообразию в Университете Вандербильта в Нэшвилле (Барри А. Нолан)

Андре Л. Черчвелл — один из них. Кардиолог и главный специалист по разнообразию в Университете Вандербильта в Нэшвилле Черчвелл описывает денди как самостоятельно придуманную фигуру, которая просто благодаря своему творчеству, любопытству и гениальности концепции мужского платья позволяет себе быть холстом, придумывать чем-то уникальным и необычным».

В книгах Каллахана есть и скромные модники, мужчины, которые просто любят классический стиль, но большинство денди ярки. Но является ли яркость революционной в наше время?

Йошио Суяма (слева) и Олдос Чой (крайний справа) в магазине мужской одежды Loding в Торонто на презентации книги Роуз Каллахан «Я денди» в октябре 2015 года. Суяма украсил обложку второй книги Каллахан «Мы денди». (Фарханг Гаджар)

«Да, я думаю, что это так, — сказал Каллахан. «Посмотрите, где мы находимся с тем, как люди одеваются… то, что люди носят, в целом не является выражением их самих, и это не то, во что люди вкладывают много нашего мастерства».

«Итак, когда я вижу, как кто-то действительно наряжается и действительно полностью выражает себя и использует весь этот творческий потенциал, я думаю, что это по-прежнему действительно революционно, потому что сейчас мы живем не так.»

  • См. больше портретов денди Роуз Каллахан

Одной из групп современных денди, которая в последнее время привлекла к себе всеобщее внимание, являются конголезские Sapeurs. Это движение, в которое входят мужчины и женщины и которому уже несколько десятков лет, перенимает колониальные традиции пошива одежды на Сэвил-Роу и смешивает их. Результатом является взрыв самовыражения, который прославляет цвет, яркость и оригинальность.

Пейшенс Мутала, член Societe des Ambianceurs et des Personnes Elegantes, или Sape (Общество развития элегантных людей), позирует в Браззавиле, Конго, март 2014 года. Sape зародился в 1960-х годах в Конго как своего рода современный -дневная версия денди. (Джуниор Д. Канна/AFP/Getty Images)

Время вернуться?

Крис Брюард, директор Национального музея Шотландии и автор книги Костюм: форма, функции и стиль , также написал ряд книг по истории моды, мужественности и дендизму. Он чувствует, что общество созрело для возвращения денди в этот кризисный период.

«Денди может снова найти себя в роли революционной фигуры, которая переворачивает наши предубеждения о том, что значит быть модным, элегантным, стильным, мужчиной, женщиной или бинарным», – сказал он.

«Когда мы выйдем из кризиса, вызванного пандемией, возможно, настало время взглянуть на денди в более прогрессивном свете. Это может бросить вызов ненужному потреблению, может бросить вызов представлениям о власти и иерархии в моде, что правила моды в некотором роде».

Выставка в ателье Cad & The Dandy, работающем на заказ, на Сэвилл-Роу в Лондоне. Мода денди эпохи пандемии включает изготовленные на заказ маски. (Джастин Сеттерфилд/Getty Images)

Но, несмотря на то, что денди бросают вызов предубеждениям о гендере, сексуальности и мужественности, существует риск слишком увязнуть в политике и забыть о чистом удовольствии и радости, которые приносит ношение красивых вещей.

«Я думаю, что это должно быть весело», — сказал биограф Браммелла Келли. «Требуется забота и внимание, чтобы делать что-то с любовью для других или для себя. И все это не смешно и не смешно. На самом деле это чистая цель человеческого достижения».


Об авторе

Педро Мендес, ведущий блог о мужской одежде The Hogtown Rake (Marijke Friesen)

Педро Мендес — писатель из Торонто, публикующийся в различных журналах и газетах, включая Toronto Life, Zoomer и Globe. и Почта. Он является автором 10 предметов одежды, которыми должен владеть каждый мужчина . Его блог The Hogtown Rake охватывает стиль и портняжное мастерство в Канаде и во всем мире. Он также подготовил и вел ряд подкастов о мужском стиле и истории моды, в том числе Расстегнутый с Г. Брюсом Бойером.


Гости эпизода The Dandy Rebel:

Роуз Каллахан — фотограф и режиссер из Нью-Йорка. Ее работы включают журнальный столик «Я Денди: Возвращение элегантного джентльмена ».

Андре Черчвелл  является вице-канцлером по вопросам справедливости, многообразия и инклюзивности и главным директором по вопросам разнообразия Университета Вандербильта.

Крис Брюард — директор Национального музея Шотландии и автор книги «Костюм: форма, функция и стиль» .

Ян Келли — писатель, актер и исторический биограф.