Кавказский Узел | Брить иль не брить?

16:07, 18 июня 2012

 Отношение к бороде на Северном Кавказе меняется уже к началу ХХ в. – на фотографиях 1920-х гг., сделанных на Западном Кавказе, мы видим стариков, которым явно за 70 и все они чисто выбриты. Вообще небритость начала ассоциироваться с неухоженностью и заброшенностью, более того – с физической немощью, поэтому больные и немощные старики регулярно заставляли своих внуков и сыновей брить себя.

 

Адыгея. 1927 год. Фото из коллекции Тимура Дзуганова.

В 1960-е годы в СССР в моде Хемингуэей, Эйнштейн и Че Гевара – их фотографии вывешивает на стены продвинутая молодежь. Еще и Фидель Кастро объявляет на весь мир, что не сбреет свою бороду, пока не победит мировая революция.

Кавказцы, получающие образование в столице, особенно в период моды на «физиков и лириков», отращивают бородки «для понта», но спешат сбрить их в преддверии студенческих каникул и поездок домой. Небритость осуждается старшими – борода, несоответствующая возрасту, считается не признаком мудрости и знаком социального статуса, а претензией на статус, которого юноша еще не достиг.

Журналист из Адыгеи Аслан Шаззо вспоминает: «Мой дед (Шаззо), а это примерно 1880 год рождения, к 60 годам уже не носил бороды. Сохранилась фотография примерно 40-го года 20-века, когда он вернулся из ссылки (в 41-ом он умер). Думаю, он брил ее и раньше, потому что бабушка, которую я хорошо помню, говорившая о деде с неизменной иронией, никогда не упоминала о бороде. Хотя усы у него были, и она не обходила их стороной в своих рассказах. Дед по матери брил и усы. При этом брился не очень регулярно, то есть, наверное, регулярно — раз в неделю. Его я помню, но смутно.

Он делал намаз, и поговаривал, смотря на своих детей и внуков: вот уйдут мои сыновья, а внуки увидят, что религия вернулась. Отец всю жизнь брился каждый день начисто. И делал мне замечание — почему сегодня не брит. А его друг — тоже адыг, когда я пришел из армии с усами, сделал мне замечание: что, мол, теперь я должен тебя считать старшим в вашем роду?»

Известный черкесский блогер Зора Кабард сказал, что «в 1960-80-е гг, когда наши мужчины обычно были гладко выбриты (что для большинства из нас абсолютная норма и сегодня) борода была чем-то указывающим на спортивность и приобщенность к туризму конкретного мужа.   Тур Хейердал был бородат, Сенкевич пока с ним плавал — тоже (потом сбрил), Высоцкий в роли альпиниста из «Вертикали» — тоже (потом сбрил), наши инструкторы в горах обычно тоже (потом сбривали) и пр. Т.е. аккуратная борода ассоциировалась с «физиками-лириками», гитарой у костра, альпинизмом, байдарками».

После фильма «Схватка» на Кавказе становятся модными бородки а ля Де Ниро, а сама борода – атрибутом актеров, режиссеров и людей творческих профессий.

Бородка Нейла Маккоули, героя Де Ниро из фильма «Схватка», была популярна в 1990-е гг.

Но только в конце 1990-х и по сей день тема ношения бороды стала почти что политической. В этот период на всем Северном Кавказе происходит реисламизация – за границу уезжают учиться сотни молодых людей, впервые с советских времен в огромных количествах печатается исламская литература, более того – она становится доступной широкой аудитории. В мечетях активизируется обучение исламу, которое, например, в Дагестане не прекращалось даже в СССР.

Ислам, как известно, предписывает мужчинам отпускать бороду, поскольку борода – есть признак, отличающий мужчину от женщины. “Подстригайте усы и отпускайте бороды, отличайтесь от огнепоклонников». (хадис от Муслима). «…Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». (хадис Ибн Джарира).  

Сегодня  борода на Кавказе, в том числе, знак принадлежности к религии.

Ислам предписывает мужчине ношение бороды. Азамат Минцаев, зампред Союза студенческих землячеств Москвы

Пару лет назад я записала в Майкопе интервью с одним молодым мусульманином, кандидатом философских наук, доцентом университета. Он сказал, что стал мусульманином летом и специально пришел на первое занятие в университет с бородой, чтобы люди обратили внимание и задумались, что значит эта борода.

Мусульмане Дагестана. Второй справа — мусульманский алим Алихаджи Дагестани. Махачкала. 

Наконец, 1990-е и начало 2000-х – это время формирования радикального подполья и попытки ему законодательно противостоять. В Дагестане и позже – в КБР, КЧР, Ингушетии, Чечне принимаются законы о запрете ваххабизма. Однако ни в одном из принятых законодательных актов не дается определения ваххабизма, зато они развязывают руки тем, кто в любом бородатом мусульманине готов видеть радикала и экстремиста.

В последние два-три года сколько угодно случаев, когда человека ставили на учет или вносили в т.н. ваххабитские списки только потому, что он носит бороду.  Зураб из Нальчика сказал мне, что всегда хотел отпустить бороду, но опасается попасть в зону внимания силовиков: «Для меня борода была мечтой с самого детства. Сам не знаю, почему, но мечтал отпустить ее, «когда вырасту». Вот я вырос, а бороду отпустить не могу из соображений безопасности своей шкуры».  

Ахмеднаби Ахмеднабиев, заместитель главреда газеты «Новое дело» (Махачкала), в своей статье приводит такие факты: «2 мая 2010 года на отдых в горы Казбековского района вместе с друзьями отправились бородатые жители Хасавюртовского района Даниял Хаписов, Мурад Чураев и Марат Сатыбалов. По пути у кого-то разболелся зуб, решили за лекарством заехать в аптеку селения Дылым.

Аптекарю не понравились бороды посетителей, он позвонил в полицию, чтобы сообщить, что населенный пункт заехали «ваххабиты». «Смотрим, к нам подъезжает автомобиль с местными полицейскими, – вспоминает Чураев. – Вели они себя агрессивно и грубо. Полицейские вначале обыскали наш автомобиль, затем стали беспричинно нас избивать. К месту драки сразу прибежали жители Дылыма, судя по зеленым тюбетейкам, мюриды Саида Чиркеевского, которые также подключились к драке. Били долго, с ожесточением, Хаписову сломали нос, моим друзьям – ребра, почти все получили травмы головы. Избиение прекратилось лишь тогда, когда поняли, что нас всех могут забить до смерти».

Инцидент завершился тем, что от полученных побоев Сатыбалов скончался. Он был единственным сыном у матери, у него на иждивении находились мать, жена, двое несовершеннолетних детей. В последующем было заведено уголовное дело, которое, в конце концов, прикрыли, хотя пострадавшие распознали всех участников драки. У полицейских оказались слишком высокие покровители.

В столице Дагестана в апреле 2009 года за ношение бороды неоднократно задерживали жителей Махачкалы, водителей маршрутного такси Абдурахмана Абакарова и Исхака Рамаева. Летом нынешнего года в ОВД Магарамкентского района забрали всех прихожан мечети селения Советское, которых насильно побрили. Мусульмане с бородой страдают не только от произвола людей в погонах. «Положения Конституции России на нас, носящих бороду последователей ислама, никак не распространяются, – возмущается житель селения Карата Ахвахского района Магомедрасул Курамагомедов. – Каждый полицейский считает долгом остановить нас, проверить документы, а то и привести в полицию, где обязательно сфотографируют и возьмут отпечатки пальцев. Невозможно трудоустроиться на государственных должностях, не говоря о подъеме по служебной лестнице».

Осенью 2011 года в КЧР произошли массовые задержания мусульман Малокарачаевского и Хабезского районов – велись следственные действия после нападения на экипаж ДПС в п. Мирный Ставропольского края, в результате которого был убит полицейский. В течение нескольких дней было задержано более сотни мусульман по единственному признаку – наличие бороды. Более того, задержанных засталяли сбривать свои бороды. Тогда благодаря вмешательству общественников маховик репрессий удалось остановить, однако острота темы от этого не снижается.

Не превратится ли борода из мужского атрибута, свойственного не только мусульманам, но и представителям других религий, в символ протеста и личной манифестации религиозной принадлежности? Учитывая, что сотрудники правоохранительных структур используют бороду как повод для задержаний и провокаций, исключить появление «новых смыслов» в этой старой теме  невозможно.

 

Безбородые, но белокожие

По мере того, как экстремистская организация «Исламское государство» теряет территории в противостоянии с войсками Ирака, международной коалиции, курдскими ополченцами и др., учащаются разговоры о судьбе бойцов радикальной группировки. И если игиловцам иракского или сирийского происхождения достаточно сбрить бороду, чтобы слиться с мирным населением, то экстремистское прошлое зарубежных «гостей» легче распознать из-за непохожего на местных цвета кожи, волос или разреза глаз.

Между тем в рядах ИГИЛ еще в прошлом году насчитывались десятки тысяч иностранцев, из них около 6 тысяч – из стран постсоветского пространства, 2,5 тысяч – граждане РФ.

«Где все эти люди?» — задаются вопросом аналитики в арабской прессе, указывая, что еще в конце 2016 года их было слишком много, а площадь подконтрольных ИГИЛу территорий с тех пор заметно сократилась.

«Погибли ли они под знаменем ‘халифата’ или попали в плен? Тогда почему официальные источники в Сирии и Ираке не заявляли о числе убитых, раненых и плененных /иностранцах ИГИЛ/?» — пишет директор иорданского центра политических исследований «Аль-Кудс» Ариб ар-Рантави, отмечая, что страны, из которых прибывали новые бойцы, наверняка хотели бы получить сведения о судьбе своих сограждан.

При этом цифры в данных о количестве иностранцев не могли быть изначально завышены, полагает ар-Рантави, потому что каждое государство-источник в свое время приводило списки своих граждан, уехавших в беспокойный регион.

«Мы понимаем, что сирийские и иракские игиловцы присоединяются к толпам беженцев, ведь они такие же – все, что им требуется – так это пойти к первому попавшемуся цирюльнику. Но как быть с чеченцами, кавказцами, европейцами, у которых светлая или красная кожа? Как быть с африканцами и арабами из Туниса, Марокко, Алжира и Ливии? Как быть с азиатами, китайцами, турками? Ведь всех их легко распознать и выделить из толпы местных», — добавляет директор «Аль-Кудс».

Среди иракских военных и чиновников усатых полно, а вот бородатых найти трудно. Беспокоятся, чтобы их не спутали с ИГИЛовцами

«Перед тобой открыты все дороги, в начале новой жизни ты стоишь», — гласит строчка в одном из тех стихотворений, которые звучат на «последних звонках» для выпускников в российских школах. Примерно так же – и у бойцов ИГИЛ в кризисный период их организации. За исключением одной «дороги» у иностранцев: побриться, одеться по-местному и слиться с толпой у них не выйдет.

Подорвать себя в толпе врагов, уехать в пустынные районы Сирии и Ирака, образуя «спящие ячейки», отправиться на запад и совершать там одиночные атаки, продолжая дело «халифата» или просто вернуться к мирной жизни, завести семью… Выбор у игиловца велик.

Чеченец, назвавшийся Абу Абдулазизом аш-Шишани, выбрал первое. Находясь в иракском Мосуле с кучкой игиловцев, окруженных правительственными войсками в маленьком районе города, он выступил с видеообращением, где сообщил, что «записался на операцию смертника», и призвал остальных последовать его примеру. В конце видео, которое появилось в интернете 6 июля, показана эта «операция»: автомобиль Абдулазиза взрывается на одной из улиц Мосула. Десятки игиловцев Мосула, обреченных на поражение, ежедневно взрывали себя таким же образом вблизи скоплений военных.

Второй выбор – находиться на территориях, подконтрольных ИГИЛ. Это пребывание временное, так как владения экстремистов уменьшаются, и рано или поздно «бойцам» придется искать новое пристанище. Соответственно, конфликт «переползет» вместе с ними из Сирии и Ирака в те государства, которые игиловцы выберут как мишень.

Чеченец, назвавшийся Абу Абдулазизом аш-Шишани, подорвался в Мосуле

«С наибольшей долей вероятности бойцы ИГИЛ, бегущие из Ирака и Сирии, направятся в огромные пустынные области тех стран, которые переживают внутренние конфликты, чтобы продолжать там свои операции. Среди таких стран Афганистан и Ливия», — считает автор статьи в BBC Arabic.

Если не Афганистан, Ливия и им подобные, тогда — возвращение на родину. В таком случае Европу, Россию, США и др. ждут атаки «одиноких волков», приобретших боевой опыт в Сирии и Ираке.

Сейчас ИГИЛ, окончательно потерявший Мосул, крупнейший город, захваченный радикалами, действует в Ираке лишь в разрозненных пустынных районах страны. А в Сирии игиловцы, хоть и удерживают ряд территорий с крупными городами, все же по большей части окружены и заняты обороной. В настоящее время растет число их сторонников в других районах – например, на Синайском полуострове в Египте, а также на египетско-ливийской границе.

Что касается лидера ИГИЛ Абу-Бакра аль-Багдади, то 11 июля в очередной раз появились сообщения о его гибели. Однако есть основания считать это информационным вбросом, который может быть выгоден иракскому правительству, так как добавляет сахара в победу над ИГИЛ в Мосуле: премьер-министр Ирака Хайдар аль-Абади заявил об окончательном изгнании экстремистов из города 10 июля, как раз за день до появления новости об аль-Багдади в местной прессе. Хотя о смерти самопровозглашенного халифа позже объявил и другой источник — Сирийская обсерватория по правам человека, — но до сих пор ни одно правительство не подтвердило эту информацию, и никто не предоставил доказательств. И американский Пентагон, и иракские власти восприняли эту новость скептически.

Бородатый белый мужчина с веснушками, касающимися его усов, стоковое фото

Бородатый кавказец с веснушками, касающимися его усов, стоковое фото — OFFSET

Бородатый кавказец с веснушками, касающимися усов

[ + ]
[ — ]

  • ID: 1039258

  • Каван Изображения

  • Релиз модели в файле
  • Условия лицензирования

  • Лицензия
  • Выкуп

$349

6000 х 4004 пикселей,
300 точек на дюйм

249 долларов

1200 х 801 пикселей,
72 dpi

Это изображение может быть доступно по лицензии для исключительного использования. Пожалуйста, свяжитесь с нами для уточнения цен.

Сохранить

Поделиться

закрыть

Исключительно запросить лицензию.

Это изображение может быть лицензировано для исключительного использования. Предоставьте краткое
описание вашего проекта, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

ID: 1039258

Чат в прямом эфире с торговым представителем

Спасибо.

Мы получили ваш запрос на исключительную лицензию на это изображение.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время, чтобы обсудить детали.

мужчина,

усы,

кавказская национальность,

парикмахерская,

Бородач,

борода,

элегантный,

прическа,

взрослый,

парикмахер,

парикмахерская,

бородатый,

брутальный,

крупным планом,

уверенный,

лицо,

французский,

волосы,

стрижка волос,

парикмахер,

красивый,

мужской,

зрелый,

миллениал,

современный,

человек,

портрет,

красный,

красные волосы,

улыбка,

стиль,

модный,

35-40 лет,

коминс-уорнетон,

валлония,

Бельгия,

тридцать,

поколение х,

белый,

волосы на лице,

волосы,

борода,

лицо,

усы,

подбородок,

голова,

кожа,

нос,

лоб,

20-30

Посмотреть все

закрыть

Поделись этим

Извините,

Вы не можете добавить товар в корзину
во время оформления заказа.

Если вам нужна помощь, свяжитесь с [email protected]

Извините,

Вы не можете добавить товар в корзину
во время оформления заказа.

Если вам нужна помощь, свяжитесь с [email protected]

закрыть

  • Электронная почта
  • Фейсбук
  • Ссылка

Спасибо, что поделились.

* Действителен, когда ваш друг совершит первую покупку.
Положения и условия

Белый с бородой и темными волосами за работой Векторное изображение

Белый с бородой и темными волосами за работой Векторное изображение

  1. лицензионные векторы

  2. org/ListItem»>

    человек векторов

ЛицензияПодробнее

Стандарт
Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях.

Расширенный
Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный / редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменять
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение
Узнать больше

Эксклюзивный
Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить

Плата за изображение
$ 14,99

Кредиты
$ 1,00

Подписка
$ 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ долларов США.

Оплата с помощью Цена изображения

Плата за изображение

$ 14,99

Одноразовый платеж

Предоплаченные кредиты

$ 1

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.

План подписки

От 69 центов

Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.

Способы покупкиСравнить

Плата за изображение
$ 39,99

Кредиты
$ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют долларов США долларов США.

Оплата с помощью Стоимость изображения

Плата за изображение

$ 39,99

Оплата разовая, регистрация не требуется.

Предоплаченные кредиты

$ 30

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).

Оплата

Плата за изображение
$ 499

Дополнительные услугиПодробнее

Настроить изображение
Доступно только с оплатой за изображение
$ 85,00

Нравится изображение, но нужны лишь некоторые изменения? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте свою компанию или название компании
Включенные файлы

Подробности загрузки.