Что такое кипа или зачем евреи носят ермолку?

Каждый праведный еврей знает: если голова покрыта, то над ним — великая сила. Несмотря на то, что в Торе о кипе не сказано ни слова, обычай носить этот традиционный головной убор настолько проник в повседневную жизнь евреев, что стал характерным религиозным признаком, наряду с цицит и мезузой.

Содержание

    1. Этимология слова «кипа»
    2. Почему евреи носят кипу?
    3. Вид кипы и религиозные группы
    4. Как держится кипа на голове?
    5. Как сделать кипу своими руками?
    6. Кипа из 6 клиньев
    7. Ермолка из 4 клиньев
    8. Вязаная кипа
    9. Другие национальные головные уборы в иудаизме
    10. Головные уборы иудейских женщин

Этимология слова «кипа»

Значение слова «кипа» в переводе с иврита — «купол». Другое название этой еврейской шапочки — ермолка. Споры о происхождении этого названия не утихают по сей день. Одни считают, что это слово пришло из идиш, смысл и значение его при этом утеряны. Другие полагают, что оно возникло из сочетания двух слов на иврите — «ярей мэелока», что означает «боящийся Б-га» или «трепещущий перед Всевышним».

Это интересно! Израильтяне произносят слово «кипа», с ударением на второй слог, тогда как русскоязычное произношение этого слова предполагает постановку ударения на первом слоге.

Почему евреи носят кипу?

Доподлинно неизвестно, почему и когда распространился обычай покрывать голову кипой. Ермолка на голове еврея — не просто добровольный акт благочестия, это знак трепета перед Творцом, постоянное ношение кипы является обязанностью. Согласно ряду законодателей периода ришоним кипа отличает сына Израилева от нееврея. Поэтому сегодня евреи носят кипу на протяжении всего дня, снимая ее только в случаях необходимости, например, на море, в бассейне, в парикмахерской, и т.д.

Как правило, приучать мальчика к ношению кипы начинают с самого раннего возраста, обычно после первой стрижки в возрасте трех лет. Несмотря на то, что возраст необходимости соблюдения законов Торы наступает только в 13 лет, все мальчики школьного возраста не появляются на людях с непокрытой головой.

Это интересно! В Израиле кипы продаются везде. Тем не менее, лучше покупать этот религиозный предмет в специальном магазине, где продается традиционная еврейская одежда. Самая простая ермолка стоит от 10 шекелей (3 у.е.).

Вид кипы и религиозные группы

Кипа многое может сказать о человеке, которому она принадлежит. Ультраортодоксальные евреи (харедим): сефарды, ашкеназы, литваки и хасиды, носят черную матерчатую или бархатную ермолку. Но тут тоже есть исключения, как, например, представители некоторых венгерских хасидских дворов, носят кипы белого цвета. Коренных жителей Меа Шеарим, которых еще называют «Ерушалми» или «Чалмеры», также отличает головной убор белого цвета.

Религиозные сионисты надевают вязаную разноцветную кипу, а представители хардаль-ортодоксов — черную вязаную.

Маленькие кожаные кипы характерны для представителей так называемой неоортодоксии из США и Европы. Безусловно, между всеми этими группами есть полутона, поэтому вид, цвет и форма кипы не может являться абсолютным признаком принадлежности еврея к той или иной группе.

Если на человеке белая одноразовая кипа из картона или синтетической ткани, можно не сомневаться — это турист, недавно посетивший Стену Плача.

Это интересно! Всем известная с детства Красная Шапочка звучит на иврите как «Кипа Адума», или Красная Кипа.

В истории ношения ермолки не обошлось без идеологии. Так, в середине 30-х годов прошлого столетия молодые люди из общественно-политического движения «Мизрахи», принадлежащих направлению сионистов, стали носить вязаную кипу бело-голубого цвета с орнаментом или звездой Давида. Так они хотели отличаться от ортодоксов-антисионистов. Со временем такая кипа вошла в моду, и ее можно увидеть на тех, кто не причисляет себя к какому-либо политическому движению.

Как держится кипа на голове?

Многие задаются вопросом: как кипа держится на голове? Израильтяне любят с улыбкой повторять: у настоящего еврея кипа с головы не падает. Если головной убор подобран по размеру, то он останется на своем месте. При необходимости ермолку можно прикрепить к волосам при помощи заколки или клипсы.

Это интересно! Ходят слухи, что если у еврейского мужчины отсутствуют волосы, то в ход идут самые разнообразные уловки — двухсторонний скотч, специальный клей, силиконовая полоска, нанесенная на изнанку. На самом деле ни одно из этих досужих домыслов не соответствует действительности.

Классическая ермолка имеет значительный вес, поэтому держится на голове сама. Считается, что нужно примерять различные варианты кипы перед зеркалом до тех пор, пока она прочно не сядет на макушке.

Как сделать кипу своими руками?

Самостоятельно изготовить иудейский головной убор кипа очень просто. Поскольку особых предписаний по поводу выбора материала для изготовления кипы не существует, подойдет любая ткань. Далее следует решить, из какого количества клиньев будет состоять головной убор. Ермолка может быть как четырех-, так и шестиклинная.

Кипа из 6 клиньев

Если выбрана кипа из 6 клиньев, то алгоритм действий такой:

  • начертить на бумаге равнобедренный треугольник с немного выпуклыми сторонами размером 10×8×10;
  • полученную бумажную схему перенести на ткань;
  • из ткани выкроить 6 одинаковых клиньев;
  • сначала сшить 2 половины кипы, соединив между собой 3 клина;
  • далее обе половины нужно сшить между собой;
  • завершающий этап — обработка края ермолки (можно использовать тесьму в цвет основной ткани).

Ермолка из 4 клиньев

Ермолка из четырех клиньев шьется по тому же принципу, что и шестиклинная. Но есть некоторые нюансы. Чтобы четырехклинная кипа не слетала, она должна очень точно соответствовать размеру. Для этого необходимо измерить объем головы с помощью портновской ленты.

Как только мерки будут сняты, нужно вычислить размеры выкройки по простой формуле: диаметр головы нужно разделить на 4, к полученному числу необходимо прибавить 2 см (припуск на швы). По полученным данным вырезаются клинья. Останется только сшить между собой все части и обработать край.

Вязаная кипа

Еще один способ  изготовить кипу своими руками — связать ее крючком. Как правило, выбирается шерстяная пряжа или нить из натурального хлопка. Не возбраняется вывязывать на кипе национальные орнаменты, звезду Давида или сделать ее разноцветной.

Другие национальные головные уборы в иудаизме

Кипа, или ермолка — это далеко не единственный головной убор, который носят религиозные евреи. Среди иудеев распространено ношение шляпы. Это связано с тем, что в некоторых странах, в том числе на территории Российской Империи, ношение кипы было запрещено, и наказывалось большим штрафом. На шляпы такой запрет не распространялся, поэтому этот головной убор прочно вошел в обиход евреев, соблюдающих требования религии, заменив ермолку. Шляпы могут различаться формой полей, наличием или отсутствием заломов, качеством фетра. Несмотря на различие деталей, их всех объединяет один признак — она всегда черная.

Штраймл — еще один вид традиционного головного убора, который носят хасиды. Он представляет собой меховую шапку внушительных размеров. Для изготовления штраймла используются хвосты пушных зверей — куницы, соболя или черно-бурой лисы. Чем выше статус еврея, тем богаче мех. В повседневной жизни этот головной убор, как правило, не используется. Его надевают в Шаббат, на праздники и по особым случаям.

Это интересно! Существует мнение, что ношение этого головного убора связано с изгнанием евреев из Испании в XVI веке. Чтобы пошатнуть незыблемость веры в Творца и унизить гордый народ, испанцы заставляли евреев носить на голове хвост грязного животного. Однако евреи сумели превратить этот знак позора в особый символ принадлежности к еврейской нации.

Головные уборы иудейских женщин

Еврейская религия содержит свод правил (цниют), определяющий повседневную жизнь женщин. Одно из них состоит в том, что замужние обязаны покрывать голову. Это связано с недопустимостью выставлять волосы на всеобщее обозрение. Если женщина, будучи замужем, позволяет смотреть на свои волосы посторонним мужчинам, тем самым она нарушает запрет Торы. Самый распространенный и древний вариант женского головного убора — платок. Обычно еврейки искусно завязывают его в виде красивого многослойного тюрбана. Некоторые искусницы используют два, а то и три платка разного цвета.

Парик — сравнительно молодая традиция. Парики могут быть изготовлены как из искусственных, так и натуральных волос. В некоторых хасидских дворах женщины поверх парика надевают маленькую шапочку или шляпку.

Вязаная шапочка, полностью скрывающая волосы, — довольно распространенный головной убор израильтянок. Обычно она вяжется крючком из хлопковой или тонкой шерстяной нити. В такой симпатичной шапочке можно выглядеть элегантно, и не нарушать цниют.

Любой религиозный еврей, стремящийся соблюдать мицвот, всегда трепетно относится к своему внешнему виду. Владелец кипы может выбрать головной убор себе по вкусу, а Творцу совершенно неважно, какая ермолка надета на его олове — богато расшитая, обычная черная или вязаная. Прежде всего этот традиционный еврейский головной убор будет значить то, что тот, кто его носит, скромен, смирен и почитает Всевышнего.

Жвачка с изолентой, или На чем держится кипа Беннета?


Новый премьер-министр Израиля — вероятно, первый, кто приклеил к голове комок жевательной резинки прямо перед публичным мероприятием.


Нафтали Беннет, вступивший в должность на этой неделе, стал первым премьер-министром в истории страны, который регулярно носит кипу, еврейский ритуальный головной убор (иногда называемый ермолкой). В отличие от своих светских предшественников, он идентифицирует себя как религиозный сионист, что требует от мужчины покрывать голову.


А еще он лысый. Это затрудняет удержание маленького вязаного кружка на макушке его головы. Традиционные методы закрепления кипы — заколки для волос — Беннету не подходят. И все же кипа на его макушке как-то держится. Она всегда там, на его голове, а иногда и на тонком слое волос, которые окружают его лысину.


Выступая в 2013 году, когда он только избрался в кнессет, в юмористическом ток-шоу, Беннет сказал, что кипа держится на его голове благодаря закону гравитации, но иногда на помощь приходит скотч. Но однажды, вспомнил он, ему пришлось произносить речь на открытом ветру, и он обнаружил, что у него закончился скотч. Тогда он взял кусок жевательной резинки и приклеил им кипу к голове.



Беннет с Ширли Пинто, первым глухим депутатом, во время приведения кнессета к присяге. 16 июня 2021 г.



Беннет не пользуется обычным скотчем. Он выбирает продукт, изобретенный в 2013 году Хаимом Левиным, 65-летним водителем автобуса из Тель-Авива. Изделие под названием Kipa Keeper, изготавливается из многоразовой гипоаллергенной двусторонней медицинской ленты, которая позволяет кипе прилипать даже к безволосой голове. Оно продается в упаковках по 40 штук и стоит 40 шекелей, около 12,50 долл., включая доставку. Левин отказался сказать, сколько своей ленты он продает ежегодно.



С изобретателем Хаимом Левиным



«Был Йом Кипур, когда все в синагоге кланялись до земли и падали ниц, и я заметил, что у 20-30% прихожан кипы упали на пол, — рассказал Левин, сам лысый, JTA. — Я понял, что мне нужно придумать идею, чтобы кипа оставалась на голове».


Левин не помнит точно, когда Беннет начал использовать его изобретение (источник, близкий к премьер-министру подтвердил, что тот покупает его), но говорит, что он связался с будущим израильским лидером в надежде увеличить продажи. Они сфотографировались вместе в кабинете Беннета в 2015 году, когда тот был министром экономики. Левин сказал, что в последний раз Беннетт заказывал его изобретение полторы недели назад. «Многие даже называют мою ленту “стикерами Беннета”», — признается Левин.


В Израиле, где тот или иной фасон кипы часто означает религиозную и политическую принадлежность, личный стиль Беннетта — маленькая вязаная кипа — демонстрирует, что он религиозный сионист. Напротив, черная бархатная кипа идентифицировала бы его как хареди, в то время как более крупная вязаная или плетеная кипа, которая могла бы с большей устойчивостью держаться на лысой голове, пользуется популярностью у поселенцев, которые, как правило, более религиозны и националистичны. Маленькая же кипа Беннета, сдвинутая на затылок, говорит о том, что он принадлежит к более либерально-модернистскому крылу современной ортодоксии.


Независимо от того, как Беннет ее носит, кипа является важным индикатором его мировоззрения, а также символическим сдвигом в израильской политике и общественной жизни.


В первые десятилетия существования еврейского государства правящая элита состояла из светских социалистов из партии Давида Бен-Гуриона «Мапай», предшественницы сегодняшней «Аводы». Религиозные евреи — наряду с репатриантами из стран Востока и израильскими арабами — как правило, к власти не допускались. Ситуация начала меняться в 1977 году, когда правая партия «Ликуд» во главе с Менахемом Бегином мобилизовала коалицию консерваторов и религиозных и ближневосточных евреев, чтобы завоевать власть.



Премьер-министр Беннет выступает перед кнессетом. 13 июня 2021 г.



С тех пор религиозные сионисты (которые, как правило, являются современными ортодоксами) в значительной степени отождествляют себя с политическими правыми, которые чаще всего находились у власти в Израиле в последние 45 лет. Израильские харедим исторически не идентифицировали себя как сионисты, но в последние годы также тяготеют к правым. Нетаньяху, как и его предшественники, надевает кипу на некоторых церемониях и в религиозных местах, но не носит ее постоянно.


Когда Беннетт пришел в политику в 2012 году, он встал у руля религиозной сионистской партии «Еврейский дом» и стремился расширить ее программу чтобы привлечь внимание не только ортодоксальных израильтян.


С тех пор он пытался позиционировать себя как выразителя интересов евреев всех типов религиозности, несмотря на то, что он преследовал правые цели как внутри страны, так и с точки зрения поселенческой политики. В своем посте в Facebook в 2019 году Беннетт определил свою личную религиозную практику как «израильско-еврейскую».


«Израильско-еврейское может означать религиозное, традиционное, светское, харедимно-националистическое или просто харедимное, — писал он. — Израильтяне не судят друг друга по тому, насколько строго они соблюдают заповеди. Израильтяне любят и принимают каждого еврея».


Свой личный уровень религиозности Беннет охарактеризовал в том же духе. Он родился в неортодоксальной семье и стал соблюдающим по собственной воле. Его жена Гилат была светской, когда они встретились, и он сказал, что ее тянуло к религиозному иудаизму в те годы, когда они жили в Нью-Йорке.



Нафтали и Гилат Беннеты в кнессете



Сегодня он постоянно носит кипу и соблюдает заповеди. Тем не менее он написал, что его семья идет на те же небольшие компромиссы, что и многие религиозные и светские пары в Израиле.


В то время как они соблюдают кашрут и шаббат дома, родители его жены приезжают к ним в субботу, что запрещено еврейским законом. И когда они едят в доме его родственников, они заранее не проверяют, насколько строго кошерна кухня.


Политики-харедим часто обвиняют Беннета в том, что он якобы публично выдает себя за религиозного еврея, не являясь таковым в действительности. Но источник, близкий к Беннетту, сказал, что премьер-министр видит в своем личном примере мост к преодолению культурного и религиозного раскола в Израиле.


Беннетт считает, что «по крайней мере теоретически, вязаная кипа является и должна быть серединой, — сказал источник. — У него была очень твердая вера в то, что значит быть религиозным, и поэтому его не пугало, когда люди пытались обойти его с фланга как нерелигиозного».


Хаим Левин гордится тем, что Беннетт является его клиентом. И хотя он сказал, что не может поделиться копией самой последней квитанции премьер-министра об оплате, он заверил, что тот заплатил полную цену.

Как кипа Нафтали Беннета держится на лысине и почему это важно

(JTA) — Новый премьер-министр Израиля, вероятно, первый, кто приклеил к голове комок жевательной резинки прямо перед публичным мероприятием.

Нафтали Беннетт, вступивший в должность на этой неделе, стал первым премьер-министром в истории страны, который регулярно носит кипу или еврейский ритуальный головной убор. В отличие от своих светских предшественников, он идентифицирует себя как религиозный сионист и исповедует современный ортодоксальный иудаизм, который требует, чтобы мужчины покрывали голову.

Он тоже лысый. Из-за этого сложно держать маленький связанный крючком диск на затылке, где его традиционно носят. Традиционные методы крепления кипы — заколки-невидимки и металлические заколки для волос — Беннету бесполезны.

Тем не менее, он остается включенным. Где бы ни был Беннет — в парламенте, в предвыборной кампании, в новостном интервью — кипа всегда рядом, надетая на его голову, а иногда и на тонкий слой взлохмаченных волос, окружающих его лысину.

Появившись в комедийном ток-шоу в 2013 году, когда он был депутатом-первокурсником, Беннетт сказал, что он использует смесь ленты и гравитации, чтобы удерживать кипу на голове.

Но однажды, как он вспомнил, ему пришлось произносить речь на открытом воздухе на ветру, и он обнаружил, что у него кончилась лента. Поэтому он взял кусок жевательной резинки (предположительно, ABC) и использовал его, чтобы приклеить кипу к своей голове.

«Мне пришлось импровизировать, — сказал он. — Итак, мы сделали это по МакГайверу.

Беннет не использует обычный скотч. Его любимый клей — это продукт, изобретенный и продаваемый с 2013 года Хаимом Левиным, 65-летним водителем автобуса, живущим в преимущественно современном православном пригороде Тель-Авива.

Изделие, называемое Kipa Keeper, изготовлено из многоразовой гипоаллергенной двусторонней медицинской ленты, которая позволяет приклеивать кипу к голове практически без волос. Он продается упаковками по 40 штук и стоит 40 шекелей, около 12,50 долларов США, включая доставку. Левин отказался сообщить, сколько он продает каждый год.

«Это был Йом-Кипур, когда все в синагоге кланяются [до земли] и падают ниц, и я видел, что у 20–30% прихожан кипа упала на пол», — Левин, сам лысый кипа- владелец, сообщил Еврейскому телеграфному агентству. «Я понял, что мне нужно придумать идею, чтобы кипа оставалась на голове».

Левин не помнит точно, когда Беннетт начал использовать свой продукт — источник, близкий к Беннету, подтвердил JTA, что премьер-министр использует его, — но говорит, что связался с будущим израильским лидером в надежде увеличить продажи. Они сфотографировались вместе в 2015 году в офисе Беннета, когда он был министром экономики. Левин сообщил корреспонденту JTA, что последний раз Беннетт заказывал этот продукт полторы недели назад.

«Это действительно помогло», — сказал Левин корреспонденту JTA о своей работе с Беннеттом. «До сих пор есть люди, которые называют их «наклейками Беннета»».

В Израиле, где выбор кипы часто означает религиозную и политическую принадлежность, личный стиль Беннета — маленькая кипа, связанная крючком, — сигнализирует о том, что он религиозный сионист. Напротив, черная бархатная кипа идентифицировала бы его как харедим или ультраортодокса, в то время как кипа большего размера, связанная крючком или спицами, которая могла бы лучше держаться на лысине, предпочитает подгруппа поселенцев, которые склонны быть более религиозными, открытыми. духовный и националистический. Тот факт, что кипа Беннета маленькая и носится ближе к затылку, говорит о том, что он принадлежит к более «современному» концу современного православного сообщества.

Беннет выступает в Кнессете с партнером по коалиции Мансуром Аббасом в день, когда Беннет стал премьер-министром Израиля, 13 июня 2021 года. (Эммануэль Дюнан/AFP через Getty Images)

Независимо от того, как Беннет носит ее, кипа важная часть его идентичности, а также символический сдвиг для Израиля. В первые десятилетия существования государства правящая элита состояла из светских социалистов из партии Давида Бен-Гуриона Мапай, предшественницы сегодняшних лейбористов. Религиозные евреи, наряду с евреями ближневосточного происхождения и израильскими арабами, как правило, исключались из руководящих должностей в правительстве и культуре Израиля.

Ситуация начала меняться в 1977 году, когда правая партия «Ликуд» во главе с Менахемом Бегиным мобилизовала коалицию консерваторов, религиозных и ближневосточных евреев для завоевания власти. И в поселении, которое началось после Шестидневной войны 1967 года, у религиозных евреев-сионистов была причина для объединения.

С тех пор религиозные сионисты (которые обычно исповедуют современное православие) в значительной степени отождествляют себя с политическими правыми, которые возглавляли правительства Израиля на протяжении большей части последних 45 лет. Израильтяне-харедим исторически не считались сионистами, но в последние годы они также тяготели к израильским правым при бывшем премьер-министре Биньямине Нетаньяху. Нетаньяху, как и его предшественники, в основном мужчины, надевал кипу на некоторых церемониях и в религиозных местах, но не носил ее на регулярной основе.

Когда Беннетт пришел в политику в 2012 году, он возглавил израильскую религиозную сионистскую партию «Еврейский дом» и стремился распространить ее убежденное правое послание так, чтобы оно обращалось не только к ортодоксальным израильтянам.

С тех пор он пытался представить слияние евреев всех типов религиозности, даже несмотря на то, что он преследовал правую повестку дня как внутри страны, так и с точки зрения израильской политики поселений. В сообщении на Facebook в 2019 году Беннетт назвал свою личную религиозную практику «израильско-еврейской».

«Израильско-еврейский может означать религиозный, традиционный, светский, харедим-националист или харедим», — написал он. «Израильские евреи не судят друг друга по тому, насколько строго они соблюдают мицвот. Израильские евреи любят и принимают каждого еврея».

Беннет описал свои личные религиозные обряды в том же духе. Он родился в неправославной семье и по собственной воле стал более наблюдательным. Его жена Гилат была светской, когда они встретились, и он сказал, что она увлеклась религиозным иудаизмом в те годы, когда они жили в Нью-Йорке.

В какой-то момент он носил кипу по политическим соображениям. В прошлом году Беннет писал, что к моменту убийства премьер-министра Ицхака Рабина в 1995 году он уже несколько лет не носил кипу. Но он чувствовал, что, поскольку убийцей Рабина был ортодоксальный еврей, в убийстве массово обвиняли религиозную общину. Итак, чтобы заявить о себе, Беннетт написал: «Я снова надел кипу на голову».

Сегодня он постоянно носит кипу и ведет религиозную жизнь. Тем не менее, он написал, что его семья идет на те же небольшие компромиссы, что и многие религиозно-светские пары в Израиле.

Пока они соблюдают кошерность и Шаббат дома, родители его жены ездят к ним домой в Шаббат, что запрещено еврейским законом. А когда едят в доме его свекрови, то заранее не проверяют, насколько строго кошерна кухня.

Политики-харедим пристыдили Беннета за то, что он публично выдавал себя за религиозного еврея, компрометируя его частную религиозную практику. Но источник, близкий к Беннету, сказал, что премьер-министр рассматривает свой личный пример как мост через культурный и религиозный раскол в Израиле.

Беннетт считает, что «по крайней мере теоретически вязаная кипа является и должна быть золотой серединой», — сказал источник. «У него была очень твердая вера в то, что значит быть религиозным, и поэтому его не пугало, когда люди пытались обойти его как нерелигиозного».

Левин сказал, что это «хорошо», что Беннет использует его продукт, хотя добавил, что для него не имеет значения, носит ли премьер-министр кипу. И он сказал, что ему еще предстоит решить, является ли Беннет, который пошел на политические уступки, чтобы возглавить узкую, раздробленную и противоречивую коалицию, подходящим человеком для этой работы.

Но Левин гордится тем, что Беннет является его клиентом. И хотя он сказал, что не может поделиться копией самой последней квитанции премьер-министра, он пообещал, что Беннетт заплатит полную цену.

Кипа: благословение на твою голову

Возможно, это самый узнаваемый знак еврея.

В западном мире принято снимать головной убор при встрече с важным человеком. В иудаизме надевание головного убора является знаком уважения.

На принадлежность еврейского головного убора намекает благословение, которое мы произносим каждое утро, благодаря Бога за то, что он «увенчал Израиль великолепием» (Талмуд – Брахот 60б) уважение к Богу.

Талмуд говорит, что целью ношения кипы является напоминание нам о Боге, который является Высшей Властью «над нами» (Киддушин 31а). Внешние действия создают внутреннее осознание; ношение символического, осязаемого «чего-то над нами» подтверждает идею о том, что Бог всегда наблюдает. Кипа — это средство, позволяющее проявить внутреннее чувство уважения к Богу.

Легко вспоминать о Боге, находясь в синагоге или за субботним столом. Но еврейское сознание должно пронизывать все аспекты нашей жизни — то, как мы относимся к другим, как мы ведем бизнес и как мы смотрим на мир.

Соответственно, идишское слово, обозначающее головной убор, «ермолка», происходит от арамейского yira malka , что означает «благоговение перед царем».

На иврите головной убор называется «кипа» – буквально «купол».

Заявление

Носить кипу означает заявить: «Я гордый еврей». Существует увлекательное явление, когда несоблюдающие евреи, посещающие Израиль, носят кипу на время своего пребывания. Возможно, это связано с тем, что вся Земля Израиля свята, как синагога. Или это может быть устранение любого самосознания, которое часто может сопровождать публичное выражение еврейства в диаспоре.

Кипа — это знак посланника Торы, который отражается на всех евреях.

Действительно, ношение кипы — это громкое заявление, обязывающее владельца соответствовать определенным стандартам поведения. Человек должен дважды подумать, прежде чем врезаться в очередь в банке или ругать некомпетентного официанта. Ношение кипы делает человека послом Торы и размышляет обо всех евреях. Действия человека, носящего кипу, могут создать Кидуш Ашем (освящение имени Бога) или, наоборот, Чиллул Ашем (осквернение Его имени).

Конечно, надевание кипы не дает автоматически статус «образца для подражания». Иногда мы, к сожалению, слышим о религиозном человеке, уличенном в какой-то неосмотрительности. Помню, как-то в Лос-Анджелесе заметил, что по улице идет пьяный взлохмаченный мужчина – в кипе! Он не был евреем, но нашел старую кипу и думал, что это поможет ему вписаться в атмосферу района. Для меня это убедило меня в том, что несправедливо «судить об иудаизме» на основании того, что кто-то демонстрирует внешние атрибуты соблюдения.

Когда носить кипу?

С библейской точки зрения, только коэны, служившие в Храме, должны были покрывать голову (см. Исход 28:4). Тем не менее, на протяжении многих веков обязательным обычаем для еврейских мужчин было постоянное ношение кипы, как сказано в Своде еврейских законов: «Запрещено ходить четыре локтя без головного убора».

Нужно ли носить кипу во время занятий спортом? Эта проблема недавно вышла на передний план, когда вокруг Тамира Гудмана, баскетбольной сенсации, соблюдающей еврейскую веру, разгорелась огласка.

Ответ: желательно носить даже маленькую кипу, приколотую к волосам. (липучка отлично работает!) Если это невозможно из-за условий или правил игры, можно играть без кипы.

Во время купания или плавания кипу не надевают.

Безусловно, головной убор обязателен во время молитвы и изучения Торы.

Какой головной убор подходит? Практически все, включая бейсболку или шарф, повязанный вокруг головы. Конечно, в синагоге более уважительно пользоваться обычной кипой.

Кипа должна быть достаточно большой, чтобы ее было видно со всех сторон.

Насколько большой должна быть кипа? Раввин Моше Файнштейн заявляет, что минимальной мерой является то, «что можно было бы назвать головным убором». Раввин Овадия Йосеф говорит, что кипа должна быть достаточно большой, чтобы ее было видно со всех сторон.

Стиль ношения кипы может отражать интересный социологический феномен, часто обозначающий групповую принадлежность человека. Например, евреи в стиле ешивы носят черную бархатную кипу. Современные ортодоксальные евреи часто носят вязаные цветные кипы. Многие евреи-хасиды носят меховые шапки (штреймель) в Шаббат и праздники.

Кроме того, многие также носят головной убор, когда молятся, чтобы повысить осведомленность о Всемогущем, когда они стоят перед Ним.