головные уборы 18-21 веков. Шляпки и сегодня один из главных трендов сезона.
Публикации раздела Музеи
На Руси ходить с непокрытой головой испокон веков было не принято. Кокошник, кика, повойник, наконец, платок — вот традиционные головные уборы русских красавиц.
Мода изменилась в XVIII веке, в эпоху правления Петра I, прорубившего окно в Европу, приказавшего брить бороды и высочайшим указом повелевшего на ассамблеях появляться в европейском платье. Дамы и кавалеры стали щеголять в заграничных нарядах и париках. Со временем парики сменили пышные и высокие прически с украшениями в виде вазонов с цветами, корзин с фруктами и даже морских фрегатов в волосах… После Французской революции 1789 года на смену «старорежимным вавилонам» на голове пришли более элегантные укладки в стиле а-ля грек.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Впрочем, всевозможные головные уборы и аксессуары для причесок, будь то цветы, ленты, муслин или диадемы, сохраняли свою актуальность в течение всей первой половины XIX столетия. Некоторые из этих украшений успешно перекочевали в век ХХ, а затем и в век XXI. Про шляпки и говорить не приходится: став как бы необязательным предметом женского гардероба, они были и остаются главной страстью настоящих модниц.
А современным модельерам, кажется, и не надо долго думать, чтобы вдохновиться, — достаточно заглянуть в бабушкин сундук или повнимательнее рассмотреть полотна известных живописцев.
Великая княжна Александра Павловна причесана по моде 80-х годов XVIII века — куафюра средней высоты и лента с цветами. Цветок или несколько и сегодня станут прекрасным украшением для женской головки.
В. Боровиковский. Портрет княжны Александры Павловны. 1796. Третьяковская галерея
Фотография: Денис Раев / фотобанк «Лори»
Начало XIX века — время моды на все античное. Дамы избавились от корсетов и громоздких причесок, обрядились в легкие платья-туники, а для тепла накинули кашемировые восточные шали. Другая дань Востоку — тюрбаны. Считается, что в России они стали популярны благодаря писательнице мадам де Сталь, которая явилась на бал в большом и красном экзотическом головном уборе. На портрете Владимира Боровиковского она тоже изображена в тюрбане, но небольшом, намотанном по типу чалмы и украшенном жемчужной фероньеркой (цепочка с кулоном, спускающаяся на лоб). Шляпка-чалма и сегодня один из главных трендов сезона.
В. Боровиковский. Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812. Третьяковская галерея
Шляпка-чалма
В эпоху ампир прическу любили украшать колосьями пшеницы, цветами, лентами, фероньерками и диадемами. Вечерний выход и в XXI веке не обходится без высокой прически с локонами и цветочной диадемы, как на портрете княгини Аделаиды Голицыной.
П. Соколов. Портрет княгини Аделаиды Голицыной. 1821
Фотография: Людмила Дутко / фотобанк «Лори»
Княгине Авроре Демидовой очень к лицу тюрбан с бахромой, который и в конце 1830-х еще оставался в моде. А современным барышням достаточно обмотать вокруг головы яркий шарф — и вот он, вожделенный тюрбан!
К. Брюллов. Портрет княгини Авроры Демидовой. 1837. Нижнетагильский музей
Фотография: Альбина Типляшина / фотобанк «Лори»
Со временем тюрбан трансформировался в пышный берет, который украшали перьями или бантами. В малиновом берете пришла на бал и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В аналогичном головном уборе изображена и графиня Анна Орлова-Чесменская. Сегодня дамы носят беретки всех цветов и самых разных фасонов — от пышных вязаных с помпоном до строгих и классических из фетра. Особо смелые по-прежнему предпочитают красный.
И. Баженов. Портрет графини Анны Орловой-Чесменской. 1838. Рыбинский художественный музей
Фотография: Phovoir Images / фотобанк «Лори»
Начало ХХ века — это начало «прекрасной эпохи». Дамы Belle Époque одевались строго: завышенная талия, тонкий рукав, длинные узкие юбки, чуть расходящиеся книзу… Избежать излишней чопорности помогали пышные шляпы. Правда, дочь живописца, Надежда Репина, изображена не в пышном головном уборе, а в элегантной летней шляпке. Такую и сегодня надеть не грех. Разве что сместить ее слегка с затылка на лоб.
И. Репин. На солнце (Портрет дочери художника). 1900. Третьяковская галерея
Фотография: Виноградов Сергей / ТАСС
Княгиня Ольга Орлова — пример модницы «прекрасной эпохи». Такие пышные широкополые шляпы украшали перьями или цветами, а зачастую и чучелами птиц (вспоминали, по-видимому, ушедшую эпоху рококо). Конечно, крепились такие объемные конструкции при помощи длинных шпилек и булавок, которые были небезопасны для окружающих. Именно поэтому в 1912 году городское управление в Санкт-Петербурге и Москве запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте — «во избежание травм населения». Пышные шляпы и сегодня очень актуальны, особенно на светских раутах вроде лошадиных скачек. И что хорошо, их не надо крепить опасными для жизни булавками.
В. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911. Русский музей
Фотография: Сергей Виноградов / ТАСС
1930-е годы — время, когда тон жизни задает джаз, кинематограф и спорт. В Голливуде блистают Грета Гарбо и Марлен Дитрих, у нас — Любовь Орлова. СССР еще не за железным занавесом, а потому художник Александр Дейнека путешествует в 1934–1935 годах по США, Франции и Италии. Его парижанка наверняка занимается спортом, а вечером надевает свободное платье, шляпку-таблетку и оправляется танцевать. Эти шляпки, один раз войдя в моду, остались в ней навсегда.
А. Дейнека. Парижанка. 1935. Русский музей
Фотография: Nick Dale / фотобанк «Лори»
Теги:
ПортретыЖивописьПубликации раздела Музеи
Из истории мужских головных уборов на Руси. Компания «Фрэдриксон»
Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в 14 веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валяные или плетёные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодёжь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи — овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.
В 14 веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.
В 15 веке стали носить круглые маленькие шапочки — тюфьи (скуфьи). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К 16 веку в Москве уже было несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было постричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.
Один из обычаев, занесённых на Русь татарами, — носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказвался снимать скуфью даже в церкви. Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шёлком и даже жемчугом (только у монахов они были чёрными).
Образцы мужских головных уборов
Однако самым распространённым головным убором оставался клобук, а попросту говоря — колпак. Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы — запоны (отсюда, вероятно, происходит слово запонка). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата — в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут «колпак саженой; на нём восемь запонов да на прорехах пять пуговиц».
В 17 веке появился науруз (разновидность колпака) — шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В этом же веке стали носить так назывемые мурмолки — шапки с плоской, расширенной книзу (как усечённый конус) тульей. На мурмолке были меховые отвороты, похожие на лопасти, которые пристёгивались к тулье двумя пуговицами. Шили мурмолки из шёлка, бархата, парчи.
Мы уже говорили, что наши предки надевали на себя как можно больше одежды, чтобы показать свою состоятельность, знатность, — по двое портов, зипун, кафтан и т.д. То же самое происходило и в отношении головных уборов. Надевали скуфью, на неё колпак, а поверх — горлатную шапку. Горлатной она называлась потому, что делалась из нежного меха, снятого с горлышка соболя.
Резкое видоизменение мужских головных уборов началось во время царствования Петра I. По его приказу всей городской знати предписывалось носить парики и шляпы, как это было модно в Европе. Простых людей эти новшества не коснулись. Позднее у простого люда появилась своя мода — на картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки исчезли из обихода.
Головной убор восемнадцатого века | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено
Прически и головные уборы женщин резко и довольно часто менялись в течение восемнадцатого века. С другой стороны, мужские стили с течением века постепенно становились проще. К концу восемнадцатого века переменчивая мода пустила глубокие корни в западной культуре, и мужчины, и женщины привыкли к ежегодным, если не сезонным, изменениям в моде, и эта тенденция сохраняется и по сей день.
В этом столетии парики были незаменимым аксессуаром для волос мужчин. От длинных завитых париков, которые носили мужчины в прошлом столетии, отказались все, кроме пожилых мужчин или тех, кто работал в сфере права или политики. Без своих огромных париков мужчины экспериментировали с более простыми стилями. Профессиональные мужчины или мужчины среднего класса носили боб-парики до подбородка или плеч с завитыми или завитыми напудренными волосами. Особенно модными у военных были косички, перевязанные черными лентами. Мужчина может носить косичку, завязанную из его натуральных волос, или прикреплять косичкой парик. Парики предлагались мужчинам в большем количестве стилей, чем когда-либо прежде. Волосы можно было оставить однотонными, но для официальных мероприятий их часто сильно покрывали пудрой. В соответствии с более простыми прическами мужчины также носили менее формальные шляпы. Многие отказались от своих треугольных шляп прошлого века в пользу шляп с высокой тульей и широкими полями, которые когда-то носили только в деревне.
Прически превратились в самый важный модный аксессуар для женщин к середине века, но к концу века значение причесок уменьшилось по сравнению со шляпами. Прически изменились с массы завитых локонов на огромные, возвышающиеся прически, на очень короткие прически, а затем обратно на более длинные завитые пряди. В начале века женщины укладывали свои волосы в различные высокие стили с кучей напудренных локонов. В целом стили следовали примеру мадам де Помпадур (1721–1764), фаворитки французского короля Людовика XV (1710–1774), которая укладывала свои волосы во многие
различные завитые, завитые стили. В то время как серая или белая пудра по-прежнему использовалась в большинстве случаев, волосы, оставленные однотонными, часто окрашивали в модный черный оттенок. К середине 1700-х годов прически стали расти выше и шире. Парикмахеры создавали чудовищно большие прически с помощью накладных волос, поматума (липкого масла, используемого для удержания волос на месте) и подушечек или опор для волос. Эти большие стили были искусно украшены чучелами животных, моделями кораблей, драгоценностями, перьями, лентами, накладными завитками и другими украшениями. Поверх этих больших причесок были сделаны различные шляпы. Пуф, например, окутывал массивные овальные прически. Эти большие шляпы были заменены меньшими кепками и шляпами, поскольку в конце века стили уменьшились в размерах. Удивительно, но стрижки, которые следовали за огромными прическами середины и конца века, были очень короткими, включая стрижку Тита. Хотя короткие волосы пользовались лишь кратковременной популярностью, прежде чем в моду вернулись более длинные стили, резкий контраст между большими стилями середины века и более короткими стилями конца века положил начало тенденции к быстро меняющимся стилям, которая продолжается и сегодня.
Корсон, Ричард. Мода на волосы: первые пять тысяч лет. Лондон, Англия: Питер Оуэн, 2001.
Лейвер, Джеймс. Костюм и мода: краткая история. 4-е изд. Лондон, Англия: Thames and Hudson, 2002.
À la Belle Poule
Вши, голод и волосы
Шапки
Косички и рамили
Пуф
Титус Cut
Мода, костюм и культура: одежда, головные уборы, украшения для тела и Обувь сквозь века
Женские головные уборы 18 века
Женские головные уборы 18 века
ИНДЕКС | 1300-1599 | 1600с | 1700-е годы | 1800-е годы | 1900-е годы | КРОСС-ЭРА | ЭТНО | |
РАЗНОЕ | КОНТАКТЫ | ПОИСК |
18 ВЕК |
Важнейшим женским головным убором 18 века был чепец. Это
носили женщины всех сословий и сословий почти все время, кроме
официальные вечерние мероприятия, такие как опера или балы. К сожалению, исходники на шапках
относительно редки: сохранилось не так много экземпляров, и на фотографиях вы обычно
либо видеть человека спереди, либо слишком мал, чтобы разобрать детали. Одна вещь
точно: Недостаточно вырезать круг, собрать его вокруг и, может быть,
прикрепить рюшу. Такая кепка, известная реконструкторам как кепка страшной мафии,
скорее всего ошибается.
Цвет
и Материал
То и дело возникают дискуссии о том, могут ли кепки быть других цветов
чем белые и можно ли их вышивать. Мой ответ: да и нет. Белый
безопасно. Другие цвета и вышивка до сих пор появлялись только в контексте
сельских и горожанок из среднего класса в некоторых регионах Европы, напр. Южный
Германия (см. справа шитую золотом фуражку). В случае с шоколадом Лиотара
Девушка, у которой кепка кажется розовой, теории переходят от чехла к кепке.
эхо красочных региональных кепок.
Тогда давайте придерживаться неоспоримого белого. Самый лучший и распространенный материал
был хороший, отбеленный лен, но хлопок (то есть батист) также упоминается как ранний
как 1715 ( Frauenzimmer-Lexicon ). Оборки по краю сделаны
из дамской ткани в качестве шапки, из еще более тонкой ткани или из кружева. Иногда даже
вся кепка была бы из кружева, но это, конечно, не может быть продублировано
сегодня, если только вы не бобинный демон с доступом к тонким льняным ниткам.
Форма, узор и конструкция
Есть так много разновидностей, что когда-то можно было бы заполнить книгу, если бы только было больше
достоверная информация по каждому из них. К сожалению, вы часто видите каждый стиль
только на одну картину, только на одну фарфоровую статуэтку, и все. Однако,
можно выделить три основных стиля:
- Тип 1: состоящий из полукруглой основной части и полосы, т.е.
менее продолговатая часть от уха до уха, возможно, также рюша. Шапки Дормёз
к этой группе, кажется, относятся 1760-е/70-е годы, а также фонтаны (ок. 1685-1715)
и баварский Ригельхаубе.
- Тип 2: кепки без околыша, но с рюшами и обычно бородок
(продолжение оборки, которое либо свисает, либо закалывается). Популярный
со всеми слоями общества около 1730-70, особенно во Франции.
- Тип 3: Колпачки для булавок (боюсь, у меня есть только одна маленькая картинка). Они
прикреплены к прическе и настолько малы, что едва видны из
передний.
Типы 1, 2 и 3 относятся друг к другу так же, как пляжное платье к купальнику.
на бикини, и я не имею в виду расход ткани (хотя это
тоже есть) но к воспринимаемой приличности. Чем меньше кепка, тем игривее
или несерьезно это. Так как высший класс мог позволить себе быть легкомысленным, в то время как
нижние чины придавали большее значение приличию или хотя бы фасаду
из них нижние чины тяготели к более крупным шапкам типа 1 (например, рис.
3, продавец на рынке) или тип 2 (например, рис. 5, кухарка), как и женщины из
«определенный возраст».
Я не могу и не буду предлагать фактическую схему, а скорее объясню принцип.
Это довольно просто.
Колпачки, предназначенные для закрытия головы, почти обязательно должны быть типа
1. Тип 2 имеет тенденцию сидеть больше на макушке и затылке; тип 3 не
покрывают многое вообще.
Основная часть имеет форму полукруга или полуовала. Может стать уже
к низу, как овал, из которого не совсем половина была отрезана. Это
собран немного или мелко сложен вдоль изогнутой стороны. Лента обрезана дважды
нужной ширины, затем складывается пополам по длине, а края подворачиваются
друг друга. Присборенный край основной детали помещается между этими
края. Поэтому основная часть должна быть, по крайней мере, достаточно большой, чтобы ее можно было легко
покрывает затылок — повязка прикрывает все остальное. Я бы предложил ширину
25-30 см и высотой 20-25 см. Край достаточно длинный, чтобы идти от уха
до уха и шириной от 4 до 15 см (после складывания), в зависимости от того, насколько
головы он должен покрывать. Полоса может быть длиннее, чтобы она висела
вниз или может быть закреплен. Я видел примеры приколотых банд, достигших
почти до противоположного уха. В любом случае должна быть возможность
соберите основную часть так, чтобы присобранный край доходил от уха до уха,
то есть до тех пор, пока минимальная длина полосы. Вы можете прикрепить оборку к
передний край ленты. Если вы разрезаете ленту на две части, а не складываете
это, оборку можно собрать или сложить и поместить между двумя слоями
как и основная часть.
В случае типа 2 оборка заменяет тесьму. Если основная часть остается
без изменений, это означает, что кепка меньше кепки типа 1 на ширину
группы. Если это не предусмотрено, основная часть должна быть увеличена.
основная часть собирается снова, а оборка либо собирается, либо плиссируется
намного больше, чем это. Оборку можно сложить пополам, чтобы основная часть
можно разместить между слоями, как и в случае с типом 1, но это сделало бы
сборка/плиссировка несколько затруднена. Оборка намного длиннее края
основной части, даже после плиссировки, чтобы она свисала с обеих сторон
как barbes (франц., от итальянского barba = борода), как можно увидеть на
фото 4 и 6 типа 2 выше. На фото 2 и 3 они приколоты. Рис 1 показывает
форма основной части и рябить довольно красиво. я бы посоветовала рюшечку
50-70 см в длину плюс 30-50 см на каждую бородку .
Поверочная линейка основной детали дважды поворачивается, образуя туннель. Стрелка
Лента прикреплена к каждому концу туннеля и продета через него. Итак
туннель должен быть достаточно широким для размещения двух лент. Когда колпак надет,
потяните за ленты так, чтобы прямой край был собран (таким образом
основная часть более округлая, прилегает к голове) и вокруг головы,
завязав их бантом на лбу. Есть кепки, где нет такой ленты.
видна, а скорее декоративная лента — может ленты выходят из туннеля
на полпути и связаны там, я не знаю.
Тип 3, наконец, очень трудно исследовать, так как он настолько мал, что вряд ли
видно на портретах. В немногочисленных картинах, изображающих его сбоку или сзади,
можно увидеть только кучку кружев. Лучший и единственный полезный источник
картина модистки в гостях у покупателя, приписываемая Буше и говорящая
быть в коллекции Уоллеса в Лондоне, хотя я не помню, чтобы видел
это там. Если вы когда-нибудь доберетесь туда и найдете картину, пожалуйста, сделайте снимок,
купите открытку и/или сделайте набросок, если сможете! Я был бы очень признателен, если бы вы
поделился со мной. В любом случае, маленькая картинка типа 3 выше — лучшая деталь.
той картины, которую я смог найти. То, что мы видим, представляет собой треугольник со скругленными углами,
немного округлый, чтобы повторять форму черепа. Так что, очевидно, это должно быть сделано
из чего-то жесткого, может быть, из картона или обшивки, и приданной ему формы. Он не был размещен
поверх шиньона, потому что иначе он должен был бы быть более округлым. Кружево
выглядывает с каждого края. Наверное, модистка просто кружево расставила, а может
ленты поверх фигурного куска картона или клеенки, вот и все, что
Тип 3 состоит из.
Прикрепление
Я не знаю современной цитаты на эту тему, поэтому могу только строить догадки. Большой
шапки, закрывающие голову, вероятно, не нуждаются в особом способе крепления, кроме
при сильном ветре. Тип 1 и некоторые разновидности типа 2 имеют вышеупомянутые
лента, чтобы дополнительно закрепить их. Если шапка относительно небольшая, как на рис 2 из
тип 2, этих лент будет недостаточно, чтобы удерживать колпачок на месте. Только булавки
помогу. Это может означать проделывание отверстий в ткани, которые будут или будут
не исчезнет при следующей стирке, в зависимости от размера отверстий. Избегать
это, вы можете подумать о том, чтобы прикрепить маленькие петли по краю, под оборкой,
продеть раздвоенные шпильки.