Читать онлайн «Венец моды и традиции. Головные уборы народов мира», К. В. Бабаев – Литрес
© Бабаев К.В., 2020
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2020
Как это началось
Самый частый вопрос человека, заходящего в наш музей, – «Как это всё началось?» И вне зависимости от того, восхищение или сочувствие звучит в этом вопросе, пожалуй, пришло время на него ответить.
Это началось в январе 2002 г., душной тропической ночью в городе Чиангмай на севере Таиланда. Город уже начал просыпаться после знойного дня, и на ночном рынке разворачивали свой товар радужно одетые крестьянки с окрестных холмов.
Мы некоторое время бродили среди прилавков, трогая руками экзотические фрукты, плетёные сумочки и опиумные трубки из поддельной слоновой кости, пока у меня в руке не оказалась шапка цвета индиго с многочисленными металлическими заклёпками, подвесками и помпонами. Что-то в ней было такое манящее, неизведанное – настоящее, что ли. Женщины-продавщицы бессловесно улыбались мне, и зубы их от бесконечного жевания листьев бетеля были ослепительно чёрными. Экзотичность этой встречи и определила моё решение: мне захотелось изучить то, что не могли мне рассказать крестьянки. Женская шапка народности акха стала экземпляром номер один в моей коллекции и сегодня занимает почётное место в компании нескольких сотен экспонатов первого в мире музея этнических головных уборов «Мир Шляпы», открывшегося в Риге в июле 2014 г.
Как и другие аспекты традиционной культуры, искусство изготовления этнического костюма исчезает со скоростью, близкой к скорости звука. Современная, европейская по происхождению культура почти полностью завоевала мир, а джинсы, майка и кроссовки за последние два-три поколения не только вытеснили традиционную одежду и обувь из городов, но и забрались глубоко в джунгли и пустыни, где всё реже можно встретить человека в народном костюме. Благодаря фабричному производству современная одежда стала дешевле, проще, удобнее этнической, а телевидение ещё и сделало её эталоном сладкой западной жизни для населения всего мира. Все эти соображения сильно способствуют победному шествию западной моды по планете, загоняя древние платья по сундукам. Мода вытесняет традицию. В большинстве стран Европы народную одежду теперь можно увидеть разве что на праздничных шествиях и карнавалах, а в России, к сожалению, традиционный костюм большинством народов практически забыт и используется разве что участниками фольклорных коллективов, да и те редко могут членораздельно пояснить, как называется тот или иной предмет их танцевального наряда.
Благородную миссию сохранения древней культуры приняли на себя музеи и коллекционеры. В мире сегодня создано большое количество ценнейших собраний этнического костюма, в том числе и крупные коллекции головных уборов. Есть прекрасные собрания и в нашей стране – стоит отметить коллекцию Этнографического музея в Санкт-Петербурге, насчитывающую несколько сотен головных уборов народов, населявших Российскую империю и сопредельные государства[1]. Краеведческие музеи областных центров и частные коллекции энтузиастов тоже хранят немало сокровищ, хотя не всегда они доступны для широкой публики и получают заслуженную оценку со стороны исследователей. К сожалению, отечественная научная и научно-популярная литература пока уделяет недостаточно внимания головным уборам народов мира, и монографий на эту тему издано совсем мало, а обзорной нет вовсе ни одной. Тема фигурирует, как правило, лишь в контексте более широких исследований народного костюма в целом.
А ведь именно головной убор можно назвать ключевым элементом – и в буквальном, и в переносном смысле венцом – любого традиционного костюма. В нём сосредоточено всё, что может выразить человек своим внешним видом: этническая и религиозная принадлежность, статус в обществе и уровень достатка, семейное положение и возраст, а часто и профессия, даже целая биография. По одёжке встречают людей во всём мире, но головной убор всегда служил своего рода визитной карточкой этой одёжки, а чаще всего – ещё и самым ценным, колоритным, самым красноречивым из предметов одежды. В этом смысле вполне можно согласиться с философией африканского народа йоруба (Нигерия), считающего, что голова – бог тела, а головной убор – дом этого бога.
Для искусствоведа головной убор – настоящий неисчерпаемый источник материала для исследования. Я не знаю ни одного другого предмета, в котором соединялось бы столько видов декоративно-прикладного искусства, сколько их в традиционном головном уборе. Причём именно и декоративного, и прикладного – ведь головной убор функционален и символичен одновременно, он создаётся и для ношения, и для созерцания. И в отличие от других видов одежды, практически не ограничен ни формой, ни материалом.
Головной убор воина маасаи при инициации (Кения)
Благодаря обилию видов сырья, из которого человек создавал себе шапку (об этом подробнее в Главе 4), здесь находят себе применение совершенно различные искусства. В Индонезии для изготовления головных уборов используется батик, а в Западной Европе благодаря им на немыслимую высоту когда-то вознеслось кружевоплетение. Во всём мире, в т. ч. и в России, тканевые уборы украшали изящной вышивкой и бисероплетением. Шляпы из листьев в Юго-Восточной Азии раскрашивают, и иногда на них хранятся целые картины. Даже резьба и роспись по дереву находили себе применение – например, на известных конических шляпах алеутов Дальнего Востока. То же самое можно сказать о скульптуре: на головных уборах нередко имеются рельефные изображения, статуэтки божеств, животных и людей, и во многих случаях всё это ещё предстоит изучить.
Значение головного убора для ювелирного искусства известно значительно лучше – ведь короны украшают практически все исторические музеи мировых столиц. Но и здесь, разумеется, есть что изучать – ведь, в отличие от монарших венцов Европы и Ближнего Востока, головные уборы более отдалённых народов исследованы слабее, а они нередко являются уникальными образцами ювелирной техники. Использовать золото для венцов и диадем люди начали ещё в глубокой древности, и хранящиеся в Пушкинском музее в Москве золотые уборы из троянских сокровищ тому яркое подтверждение. Однако и по сей день серебряный головной убор с массой подвесок, рельефных изображений и фигурок-оберегов надевают на голову невесты в Южном Китае, а богатые женщины в индийских Гималаях хвалятся своими огромными вычурными шапками с нашитыми на них килограммами драгоценных минералов. Всё это сокровища мирового искусства – и пока, к сожалению или к счастью, многие из них остаются неузнанными или во всяком случае не исследованными искусствоведением.
Пусть эта книга сделает лишь небольшой шажок в этом направлении. Ведь она – не описание одной коллекции и не музейный каталог. Она – путешествие в иной мир, о котором широкий читатель практически ничего не знает. Мир костюма глубоко символичен, он является важной частью традиционной культуры, доверху наполненной сверхъестественным. В этом мире духи, божества живут бок о бок с людьми, животные умеют говорить и действуют как мы, и каждый знак, каждое украшение, каждая пуговица пропитаны сложнейшим символизмом. Нам, в нашем прагматичном современном мире, это трудно понять, мы живём практическими соображениями и конкретными понятиями. В традиционном обществе шапку на ребёнка надевают для защиты от злых духов, и каждый элемент в ней – цвет, материал, фасон, обереги – служит цели взаимодействия со сверхъестественным. Шапка охранит его от болезни, дурного глаза, насилия, колдовства и диких зверей. Наши же дети могут надеть шапку разве что для защиты от холода, да и то со скандалом, а «шапочка из фольги», якобы предохраняющая от вредной энергетики, остаётся не более чем издевательским мемом.
Экспонат
Женская шапка кабардинка русских духоборов, живущих сегодня в нескольких сёлах в южной Грузии, рассказывает об истории этой уникальной этнической группы: когда-то раскольников мучили на каторжных работах под землёй (чёрная нижняя полоса), затем просияла слава, и они расселились по свету (золотой позумент), расцвели селения (розовый цветок), поехали в Закавказье (ленты по бокам), а выше закона божьего ничего нет (верх шапки).
Понять, как думает, как представляет мир человек традиционного уклада, – означает проникнуть на сотни и тысячи лет назад, в сознание наших собственных предков. И для такого увлекательного путешествия головной убор – самая лучшая машина времени, ведь в нём сосредоточен максимум различных символов, масса культурных кодов.
Его можно читать, как жизнеописание целого народа, как летопись его истории и культуры.
Цель этой книги – познакомиться с разнообразием мира, с ушедшими, уходящими и существующими по сей день традиционными культурами через головные уборы и украшения. Поведать о разнообразии материалов, из которых они делаются, и о сотнях удивительных способов, с помощью которых разные народы мира и в разное время покрывали ими голову. Рассказать об истории головных уборов, которые знает каждый из нас или от которых только название и осталось. Мы выясним, чем кокошник отличался от сороки и кички; откуда произошла и что олицетворяет Шапка Мономаха; где родились и как попали к нам берет, панама и кепка. Узнаем, почему фетровая шляпа некогда вызвала передел целого континента, и что могут означать узелки на платке девушки для её поклонников. И, конечно, попробуем понять людей, которые некогда создавали, а в разных уголках мира и сегодня создают столь диковинные и разнообразные сокровища мировой цивилизации.
Давайте посмотрим, о чём расскажет нам мир шляпы.
Глава 1
О чём
Велико число женщин, которые кажутся прекрасными в тени шатров и под покровом чадры. Но убери чадру, и ты увидишь мать своей матери.
Саади
В музее этнологии в Вене хранится уникальный головной убор. Он зовётся кетцалапанекайотль, но уникален не только своим непроизносимым именем. Неведомые нам мексиканские мастера создали его из золота, драгоценного камня и перьев священной птицы квезаль по приказанию своего властителя Монтесумы II, который, однако, надевать его не рискнул бы. Ведь этот головной убор предназначался для головы не человека, а бога. Верховного бога ацтеков Кетцалькоатля – Пернатого Змея, который вернулся, как и обещал, из-за восточного моря в год 1-Тростник по ацтекскому календарю. Спустя немного времени станет понятно, что на самом деле этого «бога» зовут Эрнан Кортес, и высадился он на побережье Мексиканского залива в 1519 г. по прихоти другого бога – христианского бога золота. А головной убор, захваченный Кортесом вместе с могущественной ацтекской державой, стал последним шедевром древней американской цивилизации и вечным символом её конца.
Корона Монтесумы из венского музея
Слово венец, название головного убора русских девушек, всегда было, как в известной пословице, символом совершенства, окончания чего-либо – но и начала тоже[2]. Венцом заканчивали наряжать девицу на праздник, им же венчали жениха и невесту на долгую и неизбежно счастливую семейную жизнь. Головной убор во всех мировых культурах – главный и определяющий элемент костюма, общественное лицо человека. Безжалостный принцип, выраженный русской пословицей «каков Пахом, такова и шапка на нём», веками служил простейшим способом идентификации положения человека в обществе. Несоответствие головного убора этому положению грозило серьёзными последствиями: уже в глубокой древности власть регулировала порядок ношения головных уборов, и его нарушение могло стоить человеку жизни. Сегодня мы вольны в выборе самых экзотичных головных уборов (что особенно заметно на молодёжных рок-фестивалях), но ещё пару столетий назад любая шапка должна была непременно быть «по Сеньке», то есть соответствовать статусу её носителя. Когда самозванный государь Лжедмитрий I в 1606 г. короновал польскую авантюристку Марину Мнишек царским венцом, это стало последней каплей терпения москвичей и одним из поводов к восстанию: императрицей Смуты Марина успела побыть всего девять дней.
Сегодня сложно представить, что ещё совсем недавно головной убор был обязательным аксессуаром каждого человека. Когда в фильме «Назад в будущее» жительница американского Запада конца XIX в. удивлённо восклицает: «Как можно потерять свою шляпу?», мы начинаем понимать, что шляпа по своей ценности была чуть ли не сродни нашему с вами паспорту или удостоверению личности. Это соответствовало действительности по всему миру, от Европы и до Австралии, и мрачноватая адыгская пословица «Живой человек без шапки не бывает» наиболее метко определяет суть головного убора: пока он на своём месте, жизнь продолжается.
Именно по этой причине наличие или отсутствие головного убора кардинально меняет социальный статус человека, мгновенно преобразует его. Что такое, к примеру, военный человек без фуражки? Вовсе никакой не военный, ведь он даже честь отдать не может: «к пустой голове руку не прикладывают», это давний закон российской армии. То же самое касается полицейских – во всех странах символом их функции является именно головной убор. Как заметил один британский политик, «снимите с полисмена его шлем, и вы подорвёте его авторитет», хотя, казалось бы, при оружии и удостоверении он продолжает оставаться полисменом. В России сотрудникам милиции запрещено находиться вне зданий без головного убора, и не забывайте, что гаишнику без фуражки вы ничего не должны.
Этой традиции много веков и даже тысячелетий – головной убор был инструментом преображения человека ещё в древнем каменном веке, когда и одежды-то ещё толком не было изобретено. Наскальная живопись в Европе, Африке, Австралии демонстрирует нам страшноватые фигуры с телом человека и головой быка, оленя или медведя. Но это никакие не инопланетяне и не оборотни, как считают некоторые экзальтированные любители древностей. Это наголовные маски, с помощью которых шаман приобретал связь с духами и тотемными животными, переставая при этом быть обычным человеком.
Такие шаманские головные уборы были обнаружены на мезолитической стоянке Стар-Карр на севере Англии: это части оленьих черепов с рогами и просверленными отверстиями для глаз, которые 11 тысяч лет назад безвестный служитель культа носил по профессиональной необходимости. Чуть ниже мы увидим, что надеть на себя рога – чрезвычайно распространённое в мире искушение, как бы странно это ни звучало при нашей несколько негативной символике понятия «рогоносца». Но там, где рогатые животные считаются символом плодородия (как корова), мощи (как бык), охотничьей удачи (как олень) или грациозной красоты (как газель) – именно рогатая маска помогала соединить человека с этим символом.
Маски – один из самых интересных и культурно значимых видов головного убора, и ниже мы ещё подробно обсудим, какими они бывают. Их использование в ритуальных церемониях засвидетельствовано на всех континентах. Ещё в XVIII вв. танцы в масках были в ходу в Центральной Европе и на Балканах, и нынешние европейские и латиноамериканские маскарады – всего лишь воспоминание о давних языческих обычаях. Да и в России танцы в масках когда-то были столь же популярны, как в Африке: маскарады скоморохов благополучно пережили принятие православия, гонения церкви, никонианскую реформу, многочисленные государственные запреты и были в ходу как в деревнях, так и в городах ещё пару сотен лет назад.
Доисторические изображения людей в рогатых шапках из Тассили (Алжир) и Труа-Фрер (Франция)
В сегодняшней Тропической Африке церемонии с использованием масок по-прежнему проводятся, но их цель – вовсе не развлечение. Скрывая лицо и покрывая голову, маска не только трансформирует статус человека, она превращает его в иное существо. Надевая маску на лицо или голову, участник церемонии перестаёт быть собой: он не может узнавать других людей, вести себя как обычно, по-человечески разговаривать. У народа догонов (Мали) существует специальный язык масок, доступный лишь узкому кругу избранных. Именно маска, вместилище духа, делает человека сверхъестественным существом, и сам он безоговорочно верит в это. Верят в это и зрители, даже если и видели, как их сосед или родственник две минуты назад надевал её на голову. Человек исчез, на его месте пляшет дух воды или священная антилопа. Так что сказка о шапке-невидимке – только для нас с вами сказка, для миллионов жителей сельской Африки это повседневная жизнь.
Экспонат
Маску дому в деревне догонов делает только один мастер, это искусство досталось ему по наследству и тщательно охраняется. Это ведь не только умение плести ткань, нашивать на неё гребень и раковины каури. Процесс изготовления сопровождается ритуалами, без которых маска не будет иметь магической силы. Волокна опускаются в отвар из трав, собранных в полнолуние на высоком холме, действо сопровождается заклинаниями и боем тамтамов. После десятков подобных манипуляций маска обретает силу, и её может надевать обученный танцор, изображающий красивую девушку (чего не скажешь по внешнему виду). Непосвящённый же, надев её, мгновенно лишится жизни, так что в музее «Мир Шляпы» мы содержим этот экспонат в наглухо закрытой витрине.
Изменение себя, обретение нового статуса при помощи головного убора – самый простой способ продемонстрировать этот статус окружающим. Все древние тропические цивилизации были согласны в том, что только правитель и ограниченное количество аристократов могут надевать головные уборы – хотя жарко и холодно может стать, казалось бы, всем. Элита отличалась от плебса наличием головного убора. Вероятно, поэтому в Древнем Египте головные уборы сперва считались исключительно атрибутом божеств: на древнейших изображениях люди не носят их. Надев корону, первые фараоны подчёркивали, что стали равны богам. Распространившийся по всему миру обряд коронации – возложение головного убора как символ обретения человеком божественной власти – начал свой путь именно из Древнего Египта, успешно достигнув наших дней.
В Древней Греции, где божественной царской власти не существовало, головных уборов не любили, надевая их разве что в путешествии или для работы в поле. Однако победители спортивных состязаний в награду получали именно головное украшение. Это был знак престижа, для многих в Греции сравнимый с монаршим. Для венков использовали определённые растения, каждое со своей символикой. Олимпийские призёры получали оливковый венок, в Дельфах предпочитали лавровые, в Аргосе их делали из сельдерея, а в Коринфе победители Истмийских игр вынуждены были ходить в венках из сосновых ветвей – эти ребята, полагаю, чувствовали себя самыми несчастными.
Как выглядят национальные головные уборы разных народов мира
Шляпным дизайнерам остаются лишь вариации на темы уже придуманного. Народная фантазия непобедима.
Тагельмуст. Мали
Тагельмуст, Мали
Хлопковое полотнище 10-метровой длины, крашенное всухую листьями индиго, обматывается вокруг головы и шеи в несколько слоев. «Синим людям пустыни», туарегам, этот головной убор служит не только для защиты лица от палящего солнца и песчаных бурь. Обороты и складки указывают на принадлежность к определенному клану, а глубина цвета говорит о достатке владельца. Тагельмуст начинают носить юноши с 18 лет. Считается позором открыть лицо перед незнакомцем.
Шляпа водаабе. Нигер
Шляпа водаабе, Нигер
Соломенная шляпа с цветными кожаными вставками — один из инструментов соблазнения, используемый мужчинами племени водаабе наряду с макияжем, яркой одеждой и умением танцевать. Когда «самые красивые мужчины мира» во время танца Yaake стреляют из-под шляп глазами и белозубыми улыбками, женщины выбирают, кому позволить себя украсть грядущей ночью.
Бигуден. Франция
Бигуден, Франция
Необычный женский головной убор дал название обширной территории в департаменте Финистер в Бретани — Земле Бигуден. Традиционный ажурный цилиндр-чепец может достигать 40 см в высоту. Состоит бигуден из маленькой черной бархатной шапочки, которая крепится на макушке, белого цилиндрического колпака и длинных кружевных лент, спускающихся порой до талии.
Шапка длиннорогих мяо. Китай, Гуйчжоу
Шапка длиннорогих мяо, Китай, Гуйчжоу
Длиннорогие мяо — одна из малочисленных ветвей народа мяо. Название племени красноречиво. По особым случаям женщины носят огромные «короны» из волос умерших предков. Волосы наматываются на специальные деревянные «рога», предварительно прикрепленные к голове, затем фиксируются белой перевязью.
Чульо. Перу
Чульо, Перу
Зимы в Андах суровы. Поэтому коренные народы, проживающие в горах, за тысячелетия научились беречь головы. Разноцветные индейские шапочки с ушками, связанные из шерсти альпака, викуньи, ламы или овцы, оснащены шнурками, которые можно завязать под подбородком — для защиты от холода. А для красоты головной убор богато декорирован бисером и помпонами. Похожие шапочки носят в Непале, объяснить такое сходство ученые не могут.
Нон-ла. Вьетнам
Нон-ла, Вьетнам
Традиционная коническая шляпа используется не только как защита от солнца, но и как зонт, и как веер, и как ширма (можно спрятаться от людских взглядов), и даже как корзина и ведро — в шляпе носят разные продукты и воду. Нон-ла плетется на бамбуковом каркасе из соломы, листьев пальмы и бамбука. Завязывается на ленту или шнурок под подбородком.
Тэм-о-шентер. Великобритания
Тэм-о-шентер, Великобритания
В произведении Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер» клетчатый берет не упоминается, тем не менее традиционный шотландский шерстяной головной убор с помпоном назван в честь героя этой повести в стихах, выпивохи Тэма. Тартановый узор соответствует клану — у каждого свои отличительные цвета — и, разумеется, совпадает с узором килта.
Перак. Индия
Перак, Индия
Головной убор женщин из гималайских районов Ладакх и Занскар представляет собой полосу из овечьей кожи и меха или фетра, украшенную бирюзой или лазуритом. Над головой эта конструкция расширяется подобно капюшону кобры, что символизирует защиту. Перак часто передается по наследству от матери к дочери.
Тирольская шляпа. Австрия
Тирольская шляпа, Австрия
Когда-то по залому полей и оттенку зеленого можно было определить, в какой долине Альп проживает владелец шляпы. Сейчас в Австрии и Баварии их носят все кому не лень. Говорят, что настоящая тирольская шляпа должна быть изготовлена с добавлением пучка шерсти из бороды горного козла.
Ти-и-лангга. Индонезия, остров Роти
Ти-и-лангга, Индонезия, остров Роти
Изощренный дизайн этой шляпы, казалось бы, трудно объясним. Но только на первый взгляд. Широкополая, с вычурно изогнутыми полями, она отсылает к головным уборам португальских колонизаторов. Вместо пера — полуметровый рог, торчащий спереди.
Исичоло. ЮАР
Исичоло, ЮАР
Когда-то зулусские женщины, выходя замуж, создавали такие трапециевидные шляпы из собственных отрезанных волос: мазали их охрой и жиром, смешивали с нитями и травами. Позднее волосы были полностью заменены пряжей. Сейчас убор плетется из соломы или ткани на плотной основе, украшается бисером, причем каждая бусина имеет особое значение. В последнее время исичоло надевают преимущественно в дни важных церемоний и празднеств.
Самодельный головной убор от Bright Young Things
(через Ecouterre)
Я прочитал немало модных блогов, но только недавно наткнулся на невероятную историю и фотографии в The Uniform Project. Дизайнером ныне известного маленького черного платья, представленного на сайте, является Элиза Старбак, которая, по-видимому, запускает новую линию под названием «Яркие молодые вещи».
В ознаменование запуска она предложила этот проект в блоге Ecouterre, «гарантированно привлекающий внимание». Да, друзья, теперь вы можете сделать свой собственный хипстерский головной убор.
В посте представлены пошаговые инструкции, и мне показалось смешной иронией то, что Starbuck или Ecoterre напоминают вам «просто обязательно выбирайте перья без жестокости (искусственные, винтажные или найденные), а не выщипывайте оперение». какой-то несчастной птицы». Определенно, беспокойтесь о птицах, но не о людях, которых вы можете обидеть (однако, это устойчивый сайт о моде, поэтому я не совсем удивлен напоминанием о птицах).
Это одна странная тенденция, которую я заметил у некоторых носителей хипстерских головных уборов — многие из них быстро перекидываются на другие причины, экологическую устойчивость, помощь Африке и т. д., намекая на своего рода солидарность с теми, кто борется за что правильно… а головной убор зажимают и стойко отстаивают свое «право» его носить. Если кто-то из маргинализованной группы скажет вам в лицо, что то, что вы делаете, вредно и оскорбительно, как вы, как «активист», все еще можете это носить? Я не понимаю. Но это всего лишь одна из моих личных мозолей во всем этом.
(через Ecouterre)
Комментатор по имени Марго опубликовала первый комментарий на сайте (спасибо!), ссылаясь на мой манифест о хипстерских головных уборах и на то, что моя культура не является тенденцией, на что Starbuck ответил:
E. Starbuck: @Марго, спасибо за напоминание. Я думаю, ВСЕ знают о стереотипах и о том, что такое «ПК», а что нет на данный момент. Головной убор ручной работы (а не пластиковая версия «ковбоев и индейцев» из дешевого магазина) является священным для любого, кто его носит, и, конечно же, для любого, кто его делает.
, а затем E.J. Starbuck прокомментировал мой пост о хипстерском головном уборе:
Я думаю, что эта точка зрения болезненно старомодна. Интернет создал плавильный котел древних, настоящих, прошлых и будущих культур со всего мира. И на данный момент все полностью осознают, что такое стереотипы и что такое «ПК», и разговоры о них только увековечивают их. Практикуйте священную культуру, а не проповедуйте ее. Усилия по разделению священных культур во имя уважения и сохранения культуры, может быть, и почетны, но совершенно невозможны и непрактичны. Если бы это было так, то дух культуры коренных американцев был бы давно мертв, и мы знаем, что это неправда, он просто эволюционировал. Все связаны и все смешаны, это новое племя людей. Головной убор ручной работы (а не пластиковая версия «ковбоев и индейцев» из дешевого магазина) является священным для любого, кто его носит, и, конечно же, для любого, кто его делает. Ограничивать этот священный опыт коренными американцами, когда люди со всех уголков планеты использовали перья в качестве украшений на головах на протяжении всей истории, просто неправильно.
Итак, для меня это новый аргумент — создание головного убора делает его «священным»?
Я передам это вам, читатели, так как мне нужно больше голосов, чем только мое собственное по этому вопросу. Мысли?
Ecoouterre: «Сделай головной убор с перьями своими руками» от Элизы Старбак из Bright Young Things
Раньше: Но почему я не могу носить хипстерский головной убор? (для полной разбивки)
(Спасибо, Эми и Марго!)
Открытое письмо некоренным жителям в головных уборах – âpihtawikosisân
Таниси!
Я вижу, вы не понимаете, что представляет собой культурное присвоение. Я хотел бы предоставить вам ресурсы и информацию по этому вопросу, чтобы вы могли лучше понять, что нас беспокоит. Я также хотел бы предоставить вам это звездное руководство от Университета Саймона Фрейзера под названием «Подумай, прежде чем принять».
Тем не менее, я также хочу, чтобы у вас был краткий обзор некоторых наиболее важных моментов, чтобы вы не подумали, что вас просто называют расистом, и чтобы я не расстроился из-за вашего оборонительного отказа обсуждать эту тему. на тех основаниях.
Если возможно, я бы хотел, чтобы вы прочитали утверждения на этой карточке БИНГО. Если какие-либо из них начали крутиться в вашей голове, пожалуйста, закройте их в коробку, пока вы читаете эту статью. Они, как правило, мешают вести уважительную беседу.
СИМВОЛЫ ОГРАНИЧЕНИЙ
- Некоторые предметы запрещены в определенных культурах. Примерами из Канады и Соединенных Штатов могут быть: военные медали, степени бакалавра (фактически пергамент) и некоторые награды, представляющие достижения в литературной, музыкальной или других областях.
- Эти предметы не могут законно принадлежать кому-либо или имитироваться ими, поскольку они представляют собой достижения, полученные в соответствии с определенными критериями.
- Да, некоторые люди будут смеяться над этими символами. Однако для того, чтобы сделать это, они должны понять, что символизируют символы, а затем намеренно осквернить или изменить их, чтобы сделать заявление. Тогда они не могут утверждать, что чтят символ.
- Некоторые люди будут притворяться, что заслужили эти символы, но за это могут быть серьезные санкции внутри культуры. Например, кто-то, утверждающий, что получил медицинскую степень (используя поддельный пергамент), может быть привлечен к уголовной ответственности, потому что этот «символ» дает ему доступ к специализированной и ограниченной профессии.
НЕОГРАНИЧЕННЫЕ СИМВОЛЫ/ЭЛЕМЕНТЫ
- Другие предметы не ограничены. Флаги, большая часть одежды, еды и т. д. Доступ к этим вещам не означает, что вы достигли каких-то особых достижений, и, как правило, вы можете их использовать.
- Если вы не используете эти предметы, чтобы высмеивать, очернять или закреплять стереотипы о других людях, вы можете законно заявить, что уважаете эти предметы.
ГОЛОВНЫЕ УБОРКИ В КУЛЬТУРАХ ИСЦЕЛЕЙ
По большей части головные уборы запрещены к провозу. В частности, головные уборы, которые носят большинство неместных жителей, имитируют головные уборы различных народов Равнин. Эти головные уборы также ограничены в культурах мужчинами , которые сделали определенные вещи, чтобы заработать их. Женщины в культурах Равнин очень редко носят такие головные уборы, и их возможность делать это опять-таки весьма ограничена.
Так что, если вы не коренной мужчина из страны Равнин, заслуживший головной убор, или если вам не дали разрешение носить его (что-то вроде почетной степени), вам будет очень трудно сделать головной убор. Дело в том, что ношение одного из них является чем-то иным, кроме как неуважением, теперь, когда вы знаете эти вещи. Если вы решите проявить неуважение, пожалуйста, не удивляйтесь, когда люди обижаются… независимо от того, почему вы так думаете вы имеете на это право.
Даже если у вас есть «коренные друзья» или вы сами являетесь частичным коренным жителем, индивидуальный выбор «не обижаться» не отменяет наших коллективных прав как народов определять наши символы.
ПОПРОБУЙТЕ НАСТОЯЩИЙ ПРАЗДНИК ВМЕСТО ПРИОБРЕТЕНИЯ
Это нормально, что наши вещи красивы, потому что они есть. Можно восхищаться нашей культурой. Однако я думаю, что разумно спросить, что если вы восхищаетесь культурой, вы узнаете о ней больше. Особенно когда детали гораздо интереснее, чем, скажем, устаревшие стереотипы паниндийской культуры.
Вам не нужно быть экспертом в наших культурах, чтобы получить доступ к их аспектам. Если вы не уверены в том, что что-то ограничено или нет, спросите кого-нибудь из этой культуры. Если люди из этой культуры говорят вам, что то, что вы делаете, неуважительно, игнорирование их опасений только потому, что вы не согласны, не свидетельствует о восхищении.
Если вы очень-очень хотите носить расшитые бисером мокасины или муклуки или купить красивое местное искусство, , пожалуйста! Есть законные и неограниченные предметы, созданные и проданные аборигенами, и мы были бы более чем рады видеть вас с ними. Тогда можно будет избежать всех неприятных неуважительных стереотипов и клеветы на ограниченные символы, но при этом вы сможете быть украшены красивым, созданным местными жителями образом.
Если вы художник, который просто любит работать с изображениями аборигенов, постарайтесь, чтобы ваша работа была подлинной и не содержала запрещенных символов (или увековечивала стереотипы). Например, изображать некоренную женщину в военной шляпе культуры Равнин так же неуважительно, как носить один из этих головных уборов в реальной жизни. Нарисовать картину с архивного или современного фото реального туземца в армейском чепце, или в регалиях, или в «уличной» одежде — вполне нормально. Признание того, из какой именно страны происходят изображения, которые вы используете, еще лучше. «Коренной американец» или «индеец» — такой расплывчатый ярлык.
МИЙО-ВИКХТОВИН, ЖИТЬ ВМЕСТЕ В ГАРМОНИИ
Ошибки — это нормально. Возможно, вы ничего не знали об этих вещах. Самое классное, что вы можете сделать, это признать, что вы не знали, и, возможно, даже извиниться, если обнаружите, что сделали что-то неуважительное. Простое признание ситуации — чистое золото, на мой взгляд.