О мужском головном уборе | Ислам в Дагестане

В книге «Фатава Ислам» говорится, что нет ни одного алима, который обязывал бы мужчин покрывать головы. Некоторые алимы считают это желательным. Также, по их мнению, не покрывание головы перед людьми лишает достоинства, особенно если мужчина — уважаемый в обществе человек (в преклонном возрасте, учёный-богослов и т.п.). Непокрывание головы в этих случаях считается наиболее мерзким. Подобный поступок порицается. Это решение меняется с изменением обычаев.

Имам Шатиби (да будет доволен им Аллах) разделил обычаи людей на две категории:

1) Обычаи, которые регламентированы законами Шариата. Здесь рассматривается шариатская точка зрения, но не обычай людей. К примеру, обнажение аврата с шариатской точки зрения считается греховным, несмотря на то, что многие люди это делают. Другой пример: очищение от нечистот. Это хорошее дело, которое повелевает Шариат, несмотря на то, что многие люди не придают ему значения и не защищают себя от этого.

2) Обычай людей, в отношении которого нет шариатского довода — опровергающего это или одобряемого. Подразделяется на два вида:

1) Привычки, которые не меняются (употребление пищи, питья и т.д.).

2) Манеры, меняющиеся с изменением манер в обществе. Как указал имам Шатиби, к этой категории относится и покрывание головы.

Решение о покрывании головы меняется в зависимости от обычаев людей в той местности, где они живут. Этот поступок считается мерзким на Востоке, но не на Западе. Шариатское решение относительно покрывания головы меняется вслед за обычаем. Для жителей Востока это будет порицаемым поступком в том, что определяет благочестие человека, а на Западе это не будет порицаемым. Рекомендуется мужчинам соответствовать обычаям (которые не противоречат Шариату) общества, в котором они живут. Не отличаться ни в одежде, ни в чём-либо другом.

Покрывание себя в намазе

В книге «Фатава ашабакатуль ислямия» говорится, что надевание чалмы (головного убора) в намазе и вне намаза — это сунна Пророка (мир ему и благословение), его действие. Передали Асхабу сунан от Мугиры, что Пророк (мир ему и благословение) «Протёр чуб, чалму и хуффайни (кожаные носки)». Покрывание головы в намазе для мужчин не является суннатом (намаза). Это желательное действие для людей того общества, где надевание чалмы для украшения является обычаем. Поскольку Всевышний говорит:

Смысл: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (в то, что укрывает аврат) при каждой мечети (при совершении намаза и обхождения Каабы)» (сура «аль-Араф», аят 31).

Ношение чалмы было обычаем у арабов до Посланника (мир ему и благословение). Есть слабое слово: «Чалма — это корона арабов». Что касается покрывания головы в период хаджа, то это запрещено.

Покрывание головы при справлении нужды

В книге «Мажму» Имама ан-Навави говорится, что Имам Аль-Джувайни, Аль-Газали, Аль-Багави (да будет доволен ими Аллах) и другие сказали: «Нежелательно справлять нужду с неприкрытой головой». Некоторые сподвижники сказали, если не найдёте ничего, чем можно прикрыть голову, то прикройте её рукавом.

Байхаки передал хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), «что Пророк (мир ему и благословение) прикрывал голову, когда ходил справлять нужду, и когда к нему приходили люди». Байхаки также передаёт хадис о прикрытии головы при справлении нужды от Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), который считается достоверным.

В сборнике ибн Шайба есть хадис, в котором повествуется, что Абу-Бакр (да будет доволен ими Аллах), читая проповедь, сказал: «О мусульмане, стыдитесь Аллаха! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, когда я иду справлять нужду, я покрываю голову, стыдясь Всевышнего».

Мудрость покрытия головы при справлении нужды

Имам Манави (да будет доволен им Аллах) в книге «Файзу кадир» о причине покрытия головы при справлении нужды сказал: «Голову при справлении нужды покрывают из стыда перед Аллахом, это сужает поры тела, способствует быстрому выведению отходов, и снижает вероятность пропитывания волосами запаха нечистот».

Ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что непокрывание головы при справлении нужды влечёт за собой болезнь, которая называется «Лявван» (колики, боль в животе, искривление позвоночника), а также препятствует справлению нужды. О желательности покрывания головы при справлении нужды достаточно слов Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), ибо рекомендуется возвеличивать слова сподвижников из-за их приближенности к Аллаху.

Из истории мусульманских головных уборов

Александр Степанченко

Традиция ношения головных уборов, которые предписывает верующим их религия, имеет тысячелетние корни. Еще недавно не только мусульмане, но также христиане и иудеи строго придерживались правил благочестия, ежедневно покрывая свои головы платками, тюрбанами, куфиями, тюбетейками и шляпами.

В Коране есть несколько сур, в которых говорится о том, что должны закрывать верующие женщины.

«Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала …» (Коран 24:30, 31).

Отсутствие четких указаний, что именно нужно носить женщине, породило многообразие женской одежды в Исламе. В настоящее время существует шесть основных типов головных уборов и разновидностей одежды у мусульманок. Это никаб, хиджаб, абая, паранджа, чадра и бурка.

Пожалуй, наиболее известным и популярным головным убором мусульманок является хиджаб. Родина современной версии хиджаба — Аравийский полуостров. Со временем хиджаб распространился по всему исламскому миру. Он стал своего рода защитой для тех женщин и девушек, которые в первую очередь ценят нравственность как один из основных фундаментов веры.

Дагестанские женщины в хиджабе

Своими корнями хиджаб уходит в глубокую древность. Известно, что его носили женщины еще в доисламский период в Индии. По словам профессора Мотахари,

«если аскетизм и отказ от мирских наслаждений был одной из причин появления хиджаба, то следует признать, что Индия с самых древних времен приняла хиджаб, поскольку Индия была одним из центров агитации аскетизма и отказа от материальных  наслаждений».

Мусульмане-мужчины со времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение) традиционно носили чалму (тюрбан), представляющую из себя кусок ткани, обернутый вокруг головы или тюбетейки. Согласно одному из хадисов, пророк читал проповеди в черной чалме, а ее конец опускался ему на плечи.

В средние века мусульмане носили чалму во всех странах исламского мира. Со временем она стала уступать место другим головным уборам. В тюркских государствах стала популярной тюбетейка.

Существует большое разнообразие тюбетеек. Квадратные, плоские, конусообразные, круглые, они получили такую популярность, что в раннем средневековье их носили даже в христианских странах.

В России тюбетейка, тафья, вплоть до конца XVII века была распространенным головным убором среди бояр и дворян. В быту ее одевали даже русские цари. Историк Иван Забелин писал:

«Наша тафья, по всему вероятию, зашла к нам от татар, хотя поселилась только в… знатном и богатом сословии, главное по тому обстоятельству, что это сословие у татар же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась тафья, по-татарски такия».

Тафья на голове царя Ивана Грозного

В XVI веке русские надевали тафью даже в церковь. На это нарушение христианских традиций обратил внимание состоявшийся в 1551 году Стоглавый собор. В одном из его постановлений говорится:

«Также, чтобы отныне и впредь все православные цари и князья и бояре и прочие вельможи и все православные христиане приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и шапок. И стояли бы на молитве со страхом и трепетом с непокрытой головою, согласно божественному апостолу. А тафьи бы отныне и впредь на всех православных христианах никогда не появлялись и попраны были».

В своем постановлении Стоглавый собор ссылался на текст Нового Завета, где апостол Павел говорит:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Коринф. 11:3-10).

Во второй половине XVIII века в Северной Африке и Османской империи широкое распространение получил мужской головной убор – феска. В 1826 году султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников. С тех пор она на протяжении ста лет была неотъемлемой частью образа мусульманина во многих странах Востока. После провозглашения Турецкой республики феска была запрещена президентом Кемалем Ататюрком.

Пожалуй, самым известным и популярным мусульманским головным убором является куфия. За пределами исламского мира, этот платок, который носят как мужчины, так и женщины, также известен как «арафатка». Такое название он получил в честь известного палестинского лидера Ясира Арафата.

В разных арабских странах и регионах куфия имеет различные цвета и расцветки. В странах Персидского залива мужчины носят куфию на голове, а поддерживает ее специальный обруч. Чаще всего куфию изготавливают из хлопковой ткани, но в последнее время появилось множество китайских подделок с применением синтетики.

До конца XIX столетия в Украине подавляющее большинство женщин носили головные уборы в соответствии с традициями своей религии, тем самым поддерживая достаточно высокий уровень нравственности в обществе. Согласно современным исследованиям медицинской науки, женщины, скрывающие свое тело, надолго сохраняют здоровье и красоту.

Почему мужчины Ближнего Востока носят клетчатый головной убор?

Обычный вопрос, который задают иностранцы, переезжающие или работающие на Ближнем Востоке, на курсах повышения культурной осведомленности: «Почему мужчины носят головной убор?»

Отличный вопрос!

Итак, давайте узнаем больше о причинах этого.

Традиционный арабский головной убор или головной убор, который носят мужчины всех возрастов на всех уровнях общества, наиболее распространен в регионе Персидского залива, т.е. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Кувейт, , хотя его также широко носят арабы в других частях Ближнего Востока.


НЕ ПРОПУСТИТЕ ОБРАЗЕЦ НАШЕГО
ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В КОНЦЕ!


Как называется головной убор?

Прямоугольная ткань , изготовленная из хлопка, обычно упоминается как гутра или куфия.

Шнур , удерживающий его на месте , чтобы он не развевался на ветру и не падал, известен как i qal .


Почему они носят головной убор?

Светлый цвет головного убора помогает отражать солнечное тепло и охлаждать тело, а покрытие шеи и лица предотвращает солнечные ожоги.

При более низких температурах более тяжелые головные уборы могут выполнять обратную функцию и согревать тело. Таким образом, в преобладающем пустынном климате Ближнего Востока этот предмет одежды необходим для защиты людей от солнца, песчаных бурь и резких перепадов температуры в ночное время.


Что может быть лучше, чем гутра, для защиты головы и лица при встрече с песчаной бурей? Как и во всех культурах, наша одежда во многом зависит от окружающей среды, в которой мы живем. ?

Однако головной убор служит не только практическим целям.

Это также важная часть Ближневосточная  культура, которая помогает связать мужчин с традициями и обычаями их родной страны.

Например, в Саудовской Аравии и ОАЭ головной убор обычно носят с длинной белой рубашкой до щиколотки, известной как тобе, или дишдаша/кандура.

Вместе тобе, гутра и икал составляют национальную одежду.

Большинство жителей Саудовской Аравии и Эмиратов с гордостью носят свою национальную одежду. Тобе, как правило, хорошо выглажен и чист, когда надевается. Поскольку концепция «чести» играет ключевую роль в ближневосточной культуре, ношение тобе даже с малейшим пятном может повлиять на репутацию владельца.


В Саудовской Аравии носить гутру обязательно! Его носят почти все мужчины, каждый со своими небольшими изменениями.

Фото ITU Pictures на Flickr (CC BY 2.0)


Есть ли влияние ислама?

гутра и тобе также являются важной частью исламской культуры, поскольку они позволяют владельцу одеваться скромно.

В исламе не только женщины обязаны одеваться скромно, мужчины также обязаны придерживаться дресс-кода и прикрывать всю часть тела от талии до колен.

Свободный халат гарантирует, что мужчина будет хорошо прикрыт и скромен в своей одежде. Это также гарантирует, что они одеты надлежащим образом для исламской молитвы, которая читается пять раз в день.


Даже в высоко модернизированных странах, таких как Дубай в ОАЭ, головной убор по-прежнему носит подавляющее большинство местных жителей.

Photo by Mostafa Meraji on Unsplash


Почему он клетчатый и к тому же белый?

Считается, что гхутра традиционно всегда был просто белым, поскольку нет никаких учетных записей, фотографий или картинок, указывающих на обратное. Головной убор в красно-белую клетку кажется недавним культурным нововведением, хотя некоторые это оспаривают.

Из-за разнообразия стран Ближнего Востока и различий в культурах и национальностях людей, проживающих в регионе, вы увидите огромное разнообразие головных уборов и одежды.

Однако, несмотря на эти различия, все предметы одежды служат практическим целям, связанным с окружающей средой, а также соответствуют исламским религиозным требованиям

Если вы эмигрант, переезжающий на Ближний Восток (в частности, в Саудовскую Аравию или ОАЭ), то имейте в виду, что местные жители очень гордятся своей национальной одеждой.

Если вы наденете его в шутку или будете смеяться над ним, это будет воспринято очень негативно и нанесет ущерб вашей репутации.

Точно так же ношение пятнистых или мятых тобов или гутр также будет воспринято негативно, поскольку это будет считаться неуважением. Если вы решите надеть какую-либо часть национальной одежды, сделайте это с уважением и убедитесь, что вы носите ее правильно.


Вас интересует Ближний Восток?

Если вы интересуетесь регионом и его культурой, вам понравится наш курс культурного просвещения!

Посмотрите образец видеокурса ниже или перейдите на страницу курса, где вы также можете перейти на полный доступ. .

 


Основное изображение Всемирного экономического форума на Flickr (CC BY-NC-SA 2.0) Copyright World Economic Forum (www.weforum.org) swiss-image.ch/Photo by Remy Steinegger


Мужской головной убор

Хотя ислам предписывает и мужчинам, и женщинам покрывать волосы, люди всех религий делают это во всем регионе. Стиль головного убора дает много информации о местонахождении владельца во времени и пространстве, его статусе,
и их религия (например, головные уборы мусульманских мужчин должны позволять их лбу касаться земли во время намаза (молитвы)).

Общие основные строительные блоки для мужского головного убора:

  • тюбетейка (такия или аракия)
  • феска (тарбуш)
  • тюрбан (ткань шааль, результат имма или ихрам)
  • драпированный головной платок и повязка (куфия или кефидже — или строго гутра — и икал)

В некоторых случаях у владельца будет тюбетейка, затем феска, а затем либо тюрбан, либо драпированный платок. Иногда у владельца будет только один или два, хотя феска как отдельный головной убор является только исторической.
куфия — как гутра и икал — ассоциируется с арабами и бедуинами. Тюрбаны распространены в Северной Африке — Магрибе и Египте, среди лидеров в Иране, и в странах восточнее.

Тюбетейки

Фес,
, Турция, 1938 г.

Египетский сельский тюрбан
Египет 1967

Бедуины в куфии —
гутра и икал. 1923 г.

Такия (Тюбетейка)

Тюбетейки

Тюбетейка (taqiyah или araqiyeh) иногда носят взрослые мужчины отдельно, как показано на прилагаемых фотографиях из Египта и Сирии.
В некоторых обществах это также головной убор по умолчанию для мальчиков (например, в Палестине).

Его также носили под тюрбаном многих стилей и традиционно носили под тарбушем или феской.

Женщины иногда также носят тюбетейку под головным убором, и она также является частью афганской паранджи.

Анавальт, Вейр

Фес или Тарбуш

Феска — это фетровая шляпа без полей, известная по названию города Фес в Марокко, которую часто надевают поверх тюбетейки. Также известен как «тарбуш» (также пишется «тарбуш» или «тарбуш»), чечея и фейси. Первоначальная версия Магриба имеет тенденцию быть мягкой и округлой. Турецкая версия более твердая, с более прямыми сторонами, часто красного цвета и с кисточкой. В Палестине эти две версии были известны как «тарбуш магриби» и «тарбуш стамбули». Первые исторически связаны с сельскими жителями, а вторые — с влиятельными городскими людьми.

В Турции с начала 1800-х годов это была часть официальной одежды всех мужчин, независимо от их религии. Но он был запрещен в 1926 году Ататюрком в рамках вестернизации после создания Турецкой Республики.

Египет принял тарбуш в 1820-х годах, сделав его частью военной формы и став крупным производителем. Он был запрещен в 1952 году после египетской революции как символ независимости от османского влияния.

Плотина, Раафат

Мальчик в феске
Алжир, 1928 год.

Тарбушмейкер
Египет 1926

Тарбуши и кальяны
Египет 1926

Тюрбан, намотанный на тарбуш
Египет

Тюрбан (дулбанд, имма, лаффе, масар или сарик)

Тюрбаны представляют собой намотанные отрезки ткани (шааль). Это может быть что угодно от 2м-16м! Тюрбаны можно наматывать поверх такии или поверх такии и тарбуша. В последнем случае тарбуш часто виден, а кисточка свободно свисает. В Йемене кепка под тюрбаном известна как «калансува».

Тюрбаны распространены в Северной Африке — Магрибе и Египте, Омане, среди лидеров в Иране и в странах дальше на восток. Тюрбаны обычно носили в Леванте, но в Палестине от них отказались и заменили их куфией как символом национализма в 1930-х годах.

Курдский тюрбан иногда называют «тюрбаном-венчиком» из-за кисточек.

Кеннет, Кеохейн, Вейр, Сандерс, Анавальт

Турция
18 век

Горец
Йемен 1964

Высший класс
Йемен 1964

Венчик для мух
Иран 1960 г.

Туарег
Магриб 1958

Каир, Египет

Палестина
1926

Куфия

Стиль головного убора, состоящего из квадрата ткани, сложенного треугольником, который носят по одной точке на каждом плече и по одной на спине. Он удерживается на месте с помощью обруча, изначально сделанного из верблюжьей шерсти — икал. Квадрат ткани известен как гутра. Такию часто носят под гутрой.

Куфия ассоциируется с арабами и бедуинами. Его не носят египтяне или оманцы, которые предпочитают разные головные уборы в виде тюрбанов. Палестинцы приняли куфию в 1930-х годах. В 1967 году он был еще более сужен до черно-белой клетчатой ​​куфии, которую носил Арафат.
Традиционно в Иордании куфия имеет красно-белую клетку, в Ираке — плотная черная ткань, а в Саудовской Аравии и Кувейте предпочтение отдается белому цвету.

Анавальт, Кеннет, Кеохане, Вейр

араб
1938

Палестина
1938

Джордан

Арафат

Другое

Есть ряд других стилей головных уборов, которые менее распространены. В Магрибе берберы часто используют капюшон своей джеллабии или бурнуса.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *