что это простыми словами, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Вы готовы узнать, что такое катарсис, откуда взялся этот странный термин, и по какой причине у людей возникает это чувство? Не будем тратить время, начнем.
Что такое катарсис?
Катарсис — это кратковременное состояние облегчения и радости, наступающее после того, как проходит сильное негативное переживание или отступает тяжелая болезнь. С древнегреческого языка слово κάθαρσις переводится как «очищение» или «исцеление». Иными словам, это точка, в которой сильное неприятное чувство или переживание сменяется приятным. Аристотель называл это состояние «душевной разрядкой».
Ударение в слове «катарсис» может ставиться как на первый, так и на второй слог. Эта норма закреплена в современных словарях русского языка. А вот в советском «Словаре иностранных слов» 1988 года указывался единственный вариант ударения – на первый слог. Это соответствует изначальному греческому произношению.
Катарсис – это чувство невероятной внутренней свободы, возникающее за счет сильного негативного переживания, резко перешедшего в позитивное. Это эмоциональное потрясение, заставляющее человека полностью переосмыслить жизнь и переоценить приоритеты. В подобном состоянии он испытывает прилив сил и уверенности в себе, его переполняет желание самосовершенствоваться в личном и профессиональном плане.
Психотерапевты рассматривают катарсис как снятие внутреннего напряжения через высвобождение эмоций. В процессе терапии они стремятся «освободить» пациента от накопленных негативных эмоций, побуждая его «выговориться». В результате он вспоминает и проговаривает угнетающие его мысли, после чего испытывает чувство облегчения и мощный эмоциональный подъём.
Примеры катарсиса
Эмоции каждого человека индивидуальны, и у разных людей вызывать катарсис могут разные события. У искренне верующих людей это состояние наступает во время посещения святыни или проведения церковной службы. Поклонники театра испытывают катарсис, увидев долгожданную премьеру или легендарное представление, на которое давно мечтали попасть. Аналогичное состояние может возникнуть и при просмотре кинопремьеры. По сути, цель любого режиссера заключается именно в том, чтобы спровоцировать у зрителя катарсис.
Представьте себе, что вы целый год ждёте продолжения понравившегося фильма. Вдруг выясняется, что в день премьеры у вас важные дела, поэтому вы не бронируете билет. Потом ваш день освобождается, но есть риск, что купить билет уже не получится. К счастью, всё получается. И вот вы сидите в кинотеатре, удовлетворенно понимая, что справились с трудностями, а на экране появляются первые кадры долгожданного фильма. Ощущение внутренней свободы и восторга вместе с пониманием того, что всё получилось, когда надежды практически не было – это и есть катарсис.
В более широком смысле катарсис может рассматриваться, как избавление от неосознанных негативных переживаний. К примеру, в психологии существует теория, что фильмы ужасов и триллеры с большим количеством кровавых сцен нравятся людям, склонным к агрессии, но подавляющим в себе эту склонность. Созерцание жестокости на экране (и сопереживание злодею, а не жертве) помогает им мысленно реализовать внутреннюю агрессию, испытав очищение и облегчение.
Аналогично просмотр хорошей комедии способен вызывать «душевную разрядку» у людей, болезненно воспринимающих проявления абсурда и несправедливости в окружающей действительности, но подавляющих эти переживания.
Чтобы лучше понять, что такое катарсис, вы можете рассмотреть пример из собственной жизни. Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы сумели сделать нечто очень важное, хотя перед этим уже фактически не верили в успех. Отчаяние и сомнения вдруг развеиваются, и на смену им приходит осознание, что всё получилось. Именно это эмоциональное состояние, когда тяжесть на душе сменяется невероятной легкостью, и называется катарсисом.
Как появился термин?
Первым автором, описавшим данное явление, был Аристотель. Он называл это «очищением через сострадание». В его понимании, человек при просмотре трагического спектакля сопереживал главным героям, за счет чего высвобождал внутреннюю боль, которую раньше подавлял и держал внутри. При этом мыслитель подчеркивал, что речь идёт об инстинктах и бессознательных переживаниях, а не об осмысленных размышлениях.
Результаты изыскания Аристотеля находят применение и в современной психотерапии. Специалисты используют моделирование ситуаций в игровой форме, чтобы помочь пациентам избавиться от накопленного недовольства, агрессии, обид и прочих переживаний.
В Древней Греции театральные представления использовались не только в качестве развлечения, но и в воспитательных целях. Популярным жанром была трагедия, в которой путь главного героя практически всегда заканчивался искуплением и смертью. Такая кульминация должна была создавать ощущение логической завершенности, вызывающее у сопереживающих персонажу зрителей чувство очищения и облегчения, то есть катарсис.
На рубеже XIX и XX веков Зигмунд Фрейд и его наставник Йозеф Брейер начали использовать катарсис в психотерапевтических целях. Они вводили пациентов в состояние транса и находили травмирующие воспоминания. Дальнейшая работа с этими воспоминаниями позволяла пациентам освободиться от переживаний.
Катарсис в психологии
В современной психологии катарсис используется в качестве способа для эффективной эмоциональной разрядки, позволяющей снизить или даже полностью снять тревожность. При правильном использовании данный подход позволяет избавить клиента от негативных состояний, вызванных сильными отрицательными эмоциями в прошлом. Применение метода позволяет добиться таких результатов как:
- снижение тревожности и полное избавление от неё;
- ослабление негативной реакции на неприятные события;
- улучшение понимания собственного внутреннего мира;
- общее улучшение эмоционального фона;
- понимание собственных желаний, повышение качества жизни.
Часто прямо во время сеанса состояние катарсиса сопровождается мощными негативными эмоциями, криками, слезами и прочими естественными механизмами выплёскивания негатива. В случае успеха негативное состояние в наивысшей точке превращается в позитивное. Многие люди отмечают, что испытывали подобный эффект в обычной жизни, когда после плача или нервного срыва наступало успокоение, и настроение резко улучшалось.
Заключение
Катарсис – это сложный психологический феномен, на протяжении многих веков изучавшийся философами, а в XIX веке ставший важнейшим инструментом для психологов. Это мощный механизм исцеления психики через очищение, заложенный в нас природой. В простейшем случае он проявляется в виде облегчения после сильного переживания. А при наличии серьезных расстройств, вызванных психотравмами, достичь состояния катарсиса можно, заручившись поддержкой психотерапевта.
Катарсис — Психологос
Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — процесс острого или длящегося негативного переживания, в своей верхней точке превращающийся в позитивное переживание. Кипение переживаний, превращающее темные, трудные и больные переживания в переживания чистые, светлые и благородные.
Традиционное понятие «катарсис» разработано в древнегреческой философии искусства. В древнегреческом языке слово katharsis чаще всего означало «очищение», в особенности от чувства вины. Однако наиболее известное его употребление в период античности встречается в загадочном определении Аристотелем трагедии как действия (drama), «совершающего путем сострадания и страха очищение (катарсис) подобных чувств». В дальнейшем катарсис получил распространение в психологической науке (Фрейд З., Выготский Л.С. и др.). Термин «Катарсис» употребляется в эстетике и в психологии искусства применительно к реакции зрителя, а в психотерапии — в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психической энергии.
Различают катарсис высокий и бытовой. Высокий катарсис может произойти, например, через восприятие произведений искусства, например под впечатлениием трагедии и сопереживанию их высокой и трагической жизни. Бытовой катарсис — проще: человек пострадал, проплакался, и если после этого злость ушла и возникло желание простить, также говорят о бытовом катарсисе.
В психоаналитической литературе термин «катарсис» впервые появляется в «Исследованиях истерии» (Studien uber Hysterie, 1895) Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, хотя и использование термина, и сам метод были предложены Брейером. Он добивался устранения симптомов истерии, побуждая пациентов в состоянии гипноза оживлять или вспомнить забытые события детства — часто, но не всегда травматические, — и связанные с ними чувства.
Фрейд предположил, что в таких случаях психическая или нервная энергия, которая привела бы к первичному аффекту, была отвлечена на формирование истерических симптомов и что воспоминания об этих событиях были вытеснены в бессознательное. Когда в гипнотическом состоянии в сознание вводится ранее вытесненное воспоминание и связанный с ним аффект, последний тем самым разряжается и симптом исчезает. Этот процесс аффективной разрядки получил еще одно название — «отреагирование». Фрейд считал катартический метод предшественником и сохраняющимся ядром психоанализа.
В современной психотерапии вне психоаналитической традиции словом катарсис в общем смысле обозначают терапевтическое высвобождение эмоций или снятие напряжения, включая и то, что могло сознаваться или быть связано с осознаваемыми переживаниями. В имплозивной терапии целенаправленно пытаются вызвать сильные эмоции, чтобы добиться катартического снятия напряжения. Катарсис — центральное понятие психодрамы и важный аспект большинства моделей сокращенной психотерапии и кризисного вмешательства. Иногда то же самое называется «выговариванием», «отыгрыванием» или «вентилированием». Важно помнить, что выбрасывание агрессии, пропагандируемое многими специалистами, является неэффективным методом и скорее вредной рекомендацией.
Что такое катарсис — определение и примеры для рассказчиков
Что такое катарсис?
Катарсис литературное определение
Катарсис — это термин, широко используемый в искусстве, и его происхождение восходит к самому искусству. В чем смысл катарсиса? Давайте дадим определение катарсису и проанализируем, как его происхождение привело к тому определению катарсиса, которое мы имеем сегодня.
КАТАРСИС ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Что такое катарсис?
Катарсис — освобождение от сильных или подавленных эмоций. Термин «катарсис» происходит от греческого слова 9.0015 катарсис означает «очищение» или «очищение». В области психологии Американская психологическая ассоциация определяет катарсис как «разрядку эффектов, связанных с травмирующими событиями, которые ранее подавлялись, путем возвращения этих событий в сознание и их повторного переживания».
Применительно к кино и искусству эмоциональный катарсис может быть результатом эмоционального воздействия трагической драмы. Герои катарсических фильмов часто переживают катарсическое освобождение, которое приводит к восстановлению.
Из чего состоит катарсис в повествовании?
- Эмоциональное нарастание
- Переживания
- Связь с персонажами
- Подвижные представления
Что означает катарсис?
История эмоционального катарсиса
Что означает катарсис? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны оглянуться назад. Термин катарсис так же стар, как древние греки. Древнегреческий философ Аристотель описывал катарсис как эмоциональное очищение от страха и жалости, вызванное трагедией.
Термин был затем принят психоаналитиками Зигмундом Фрейдом и Йозефом Бруером. Для них катарсис был терапевтической техникой, используемой для уменьшения психологических комплексов, возвращая их в сознание и позволяя им выразиться.
Однако сегодня этот термин стал больше синонимом искусства. Люди часто описывают искусство, вызывающее эмоции, как катарсис. Музыка, пьесы, романы и фильмы могут иметь катарсические компоненты, связанные с психологией аудитории. Искусство может вызвать у аудитории эмоциональный катарсис, связываясь с их личным опытом.
Что такое катарсис? • Важность искусства катарсиса
Искусство катарсиса часто отражает наш собственный опыт. Это позволяет нам более глубоко соединиться с искусством и художником. Одним из лучших средств для создания катарсического искусства является кино.
Эмоциональный катарсис в кино
Что такое катарсис в кино?
Различные формы искусства могут вызвать катарсис. Музыка, романы и пьесы могут быть невероятно эмоциональными. Но у кино есть определенные качества, которые позволяют ему эффективно вызывать эмоциональный отклик у аудитории.
Первое качество — это способность пленки сгущать время. Благодаря монтажу фильм может позволить неделям, месяцам и даже годам разворачиваться перед нами за считанные секунды. При эффективном использовании фильмы могут связать зрителей с персонажами за короткий промежуток времени.
Когда зрители подключаются к персонажу, все, что переживает персонаж, становится намного более эмоциональным. Лучшей техникой для этого является монтаж. Монтаж сгущает время и события, чтобы создать повествовательную последовательность. Этот монтаж из Pixar’s Up связывает нас с этими персонажами только для того, чтобы с ними произошла трагедия.
Up • Катарсис Пример
Что невероятного в этом монтаже, так это то, как он вызывает столько эмоций в первые десять минут фильма. Причина в том, что эмоции любви и горя являются частью человеческого опыта. У людей есть врожденная связь с обеими этими эмоциями. Создатели фильма используют и то, и другое, чтобы нагнетать наши эмоции и высвобождать их в невероятно катарсический момент.
Фильм также является невероятно визуальным средством. Это позволяет нам увидеть, как персонажи испытывают эмоции. Конечно, пьесы также визуальны, но в фильме используется крупный план. Это позволяет нам видеть детали эмоций персонажа, вызывая у нас эмоциональную реакцию.
В Good Will Hunting У Уилла наступает момент катарсиса, когда он высвобождает свои подавленные эмоции своему другу и психологу. Он создает эмоции, рассказывая о жестоком детстве Уилла и его влиянии на его жизнь. Взгляните на этот пример катарсиса, а также на блестящее исполнение и исполнение.
Умница Уилл Хантинг • Эмоциональный катарсис Пример
Способность зрителей визуально наблюдать его катарсический момент во время съемок фильма создает катарсический момент как для Уилла, так и для зрителей. Мы импортировали сценарий Good Will Hunting в программное обеспечение StudioBinder для написания сценариев, чтобы увидеть, как эта сцена воспроизводится в сценарии.
Умница Уилл Хантинг «Сцена не по твоей вине» • Прочитать всю сцену
Естественно, чтобы эта сцена достигла эмоционального пика, нам нужно распознать все, что ведет к этому моменту. Помните, чем сильнее накопление и подавление, тем сильнее освобождение.
Для чего используется катарсис
Значение катарсиса
Отвечая на вопрос о фильмах Marvel, режиссер Мартин Скорсезе сравнил их с тематическими парками, заявив: «Это не кино, в котором люди пытаются передать эмоциональные, психологические переживания другое человеческое существо». Согласны ли вы со Скорсезе или нет, есть что сказать о различных впечатлениях, которые может создать фильм.
Некоторые фильмы полностью эскапистские, позволяя зрителям уйти от реальности хотя бы на час. И в таких фильмах есть огромная ценность. Тем не менее, есть четкое различие.
Мартин Скорсезе о фильмах Marvel
Другие фильмы, однако, являются более внутренним опытом. Как говорит Скорсезе, фильм может передавать эмоциональные и психологические переживания. Это отличительная черта режиссерского стиля Скорсезе. В чем смысл катарсиса? Почему это так важно в кинематографе? Через катарсис фильмы могут установить связь с аудиторией на интимном уровне.
Катарсические фильмы часто затягиваются. Они влияют не только на то, как мы видим мир, но, вполне возможно, и на то, как мы видим себя. Ценность катарсиса в фильме связана не с размером аудитории, а с тем, как фильм остается с аудиторией после этого.
ВВЕРХ СЛЕДУЮЩИЙ
Цель конфликта в истории
Катарсис может сделать фильм невероятно запоминающимся и трогательным. Однако некоторые фильмы могут работать и без него. Одним из приемов, который должен быть в каждой истории, является конфликт. Что такое конфликт и какова его цель? В следующей статье мы рассмотрим определение конфликта и то, как его используют в историях.
Up Next: Конфликт в истории →
Катарсис — определение и примеры
Определение катарсиса
Что такое катарсис? Вот краткое и простое определение:
Катарсис — это процесс высвобождения сильных или сдерживаемых эмоций посредством искусства. Аристотель ввел термин катарсис, который происходит от греческого kathairein , означающего «очищать или очищать», для описания снятия эмоционального напряжения, которое, по его мнению, испытывали зрители во время просмотра драматической трагедии. Сегодня слово «катарсис» можно использовать в отношении любого переживания эмоционального освобождения или очищения, вызванного произведением искусства.
Некоторые дополнительные ключевые сведения о катарсисе:
- Аристотель (древнегреческий ученый и философ) считал, что способность зрителей испытывать те же эмоции, что и актеры на сцене, является неотъемлемой частью опыта просмотра театра, и что благодаря этому опыту зрители могут научиться лучше регулировать свои эмоции в реальной жизни.
- У зрителей гораздо больше шансов испытать катарсис, если они формируют сильную привязанность или отождествление с персонажами, будь то в пьесе или книге.
- Возможно, вы слышали слово «катарсис», используемое для описания эмоционального освобождения за пределами сферы искусства. Например, люди часто говорят о психологическом или социальном катарсисе. Хотя эти дополнительные значения действительно существуют, это руководство будет посвящено катарсису в литературе.
Как произносится катарсис
Вот как произносится катарсис: kuh- th ar -sis
Объяснение катарсиса
Ощущение катарсиса, которое читатель получает в театре или в литературе. испытывает те же эмоции, что и персонажи на сцене или на странице. Отсюда следует, что катарсис произведение — это любое литературное произведение, дающее читателям этот опыт. Представьте себе, например, книгу о маленьком мальчике, который потерял мать из-за рака. Такая книга не может быть катарсисом для всех, но для того, кто потерял друга или члена семьи из-за рака, чтение такой книги может быть чрезвычайно эмоциональным опытом в том смысле, что такой читатель может почувствовать горе персонажа или гнев , как если бы это был их собственный . Этот пример служит для того, чтобы подчеркнуть важную часть того, что делает литературное произведение катарсическим: читатель должен развить в себе сильная идентификация с символами. Другими словами, если читатели не могут «увидеть себя» в персонажах — если они чувствуют, что у них нет общих качеств или опыта, — тогда они, вероятно, не достигнут уровня эмоционального вклада, необходимого для того, чтобы катарсический опыт в ответ на работу. Из-за этого от автора обычно требуется много навыков и опыта, чтобы создать действительно катарсическое литературное произведение.
Определение катарсиса, данное Аристотелем, было характерно для переживаний, которые зрители испытывают при просмотре театра или при чтении литературы. Согласно этому определению, только зрители и читатели могут испытать катарсис, а не сами актеры или персонажи. Однако иногда бывает так, что литературные персонажи до испытывают катарсис. Например, в романе Вирджинии Вульф « На маяк, » мистер Рамзи читает трагическую книгу сэра Вальтера Скотта, и эмоциональное воздействие, которое она оказывает на него, заставляет его почувствовать большую ясность в отношении своей собственной жизни и своих отношений. с другими персонажами книги.
Катарсис вне литературы
Сегодня слово «катарсис» часто используется для обозначения практически любого опыта, который дает кому-то чувство эмоционального освобождения, даже несмотря на то, что этот термин также сохраняет первоначальный оттенок опыта в искусстве. . Хотя в этой статье речь идет именно о катарсисе в литературе, некоторые из тех же принципов могут быть применимы и к другим формам катарсиса. Например, кто-то, кто отдает коробку с вещами, которые когда-то принадлежали бывшему парню, может описать этот опыт как катарсический, потому что он дает ему чувство освобождения от эмоций боли или обиды, но это будет зависеть от того, сформировался ли у него сильный эмоциональный настрой. связь привязанности к предметам в коробке, точно так же, как читатели должны сформировать связь привязанности к персонажам в катарсическом литературном произведении.
Примеры катарсиса
Примеры катарсиса в литературе
Трагедии Шекспира — одни из самых известных примеров искусства, вызывающего катарсис у зрителей. Некоторые авторы, такие как Чинуа Ачебе, написавшая « вещей разваливаются », смоделировали свои произведения по образцу классической греческой или шекспировской трагедии, стремясь создать современные произведения, которые вызывают у читателей катарсический опыт.
Произведения, вызывающие катарсис, часто связаны со смертью или падением главного героя, хотя это и не обязательно. Говоря в более общем плане, в большинстве сюжетов, вызывающих чувство катарсиса, персонаж обычно теряет что-то очень дорогое для него, поскольку это может сыграть важную роль в процессе вызывания эмоционального отклика у читателей.
Катарсис у Шекспира
Отелло
В Отелло, честолюбивый, обиженный и просто злобный солдат по имени Яго приводит к падению своего капитана Отелло, создавая впечатление, будто жена Отелло ему изменяет. Отелло сходит с ума от ревности и в конце концов убивает собственную жену. Узнав, что его жена на самом деле была ему верна, Отелло затем произносит этот монолог в акте 5, сцена 2, узнав правду, незадолго до того, как покончить с собой:
Я прошу вас, в ваших письмах,
Когда вы расскажете об этих несчастных делах,
Говорите обо мне, как я есть. Ничто не смягчает,
И не записывает ничего в злом умысле. Тогда ты должен говорить
О той, что любила не разумно, но слишком хорошо.
О том, кого нелегко ревновать, но быть воспитанным,
Сбитым с толку до крайности. О том, чья рука,
Подобно подлому индейцу, бросила жемчужину
Богаче, чем все его племя.
…
Я взял за горло обрезанного пса,
И ударил его так.
Самоубийство Отелло является катарсисом для читателей по ряду причин. Прежде всего, это то, что Отелло — главный герой пьесы, добродушный и честный человек, поэтому читатели естественным образом отождествляют себя с ним и хотят для него самого лучшего. Это сильное чувство отождествления, которое испытывают читатели, делает их еще более болезненными, когда Отелло лишает себя жизни, но они могут пережить его смерть со странным чувством эмоционального освобождения, потому что они также понимают невыносимую боль, которую причиняет любой человек. хороший человек расстроился бы из-за того, что убил собственную жену. Так Отелло является катарсическим произведением не только потому, что читатели чувствуют боль Отелло, но и , особенно , потому что читатели опосредованно переживают ощущение Отелло того, что он освободился от этой боли через его самоубийство.
Катарсис в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
Акт 5, сцена 3 « Ромео и Джульетта», Ромео обнаруживает спящее тело Джульетты в гробнице Капулетти. Джульетта приняла снотворное, чтобы заставить родителей думать, что она мертва, чтобы она могла избежать брака со своим поклонником Парисом и остаться с Ромео, за которого она вышла замуж на тайной церемонии без ведома родителей. Ромео не понимает, что Джульетта на самом деле еще жива, — и от горя отравляет себя:
Из этой утомленной миром плоти. Глаза, посмотри в последний раз!
Оружие, примите свои последние объятия! и, уста, о ты
Двери дыхания, запечатай праведным поцелуем
Вечную сделку к всепоглощающей смерти!
Приди, ожесточенное поведение, приди, сомнительный проводник!
Ты, отчаянный лоцман, сейчас же беги на
Лихие скалы, твой измученный морской болезнью баркас!За любовь мою!
[Напитки]
О истинный аптекарь!
Твои лекарства действуют быстро. Так с поцелуем я умираю.
Наблюдение за тем, как Ромео встречает свою настоящую любовь, которую он считает мертвой, может вызвать у зрителей подобные переживания потери. Согласно классической идее катарсиса, изложенной Аристотелем, переживание или повторное переживание эмоционального испытания смерти любимого человека через Ромео дало бы аудитории некоторое освобождение, позволив им проработать любые затянувшиеся чувства горя в их собственной жизни.
Катарсис в фильме Вирджинии Вулф «
На маяк 9»0016 На маяк — это портрет семьи Рамзи и их друзей, сделанный Вульф, в котором она пишет отчет о летних каникулах семьи в их доме на острове Скай, недалеко от побережья Шотландии. Г-н Рамзи — ученый, который считает, что счастье и комфорт, обеспечиваемые его семьей, помешали ему полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал. После обеда, за которым он чувствует интеллектуальное пренебрежение со стороны гостей, мистер Рамзи испытывает катарсис во время чтения книги сэра Вальтера Скотта Антиквар: И он продолжал читать. Его губы дернулись. Это наполняло его. Это укрепило его. Он начисто забыл все мелкие хлопоты вечера и то, как невыразимо скучно ему было сидеть неподвижно, когда люди бесконечно ели и пили, и как он был так раздражителен с женой и так обидчив и заботлив, когда они передавали его книги, как будто их вообще не было. Но теперь, как он чувствовал, не имеет никакого значения, кто достиг Z (если мысль идет как алфавит от А до Я). Кто-нибудь до него доберется — если не он, то другой. Сила и здравомыслие этого человека, его чувство прямолинейных простых вещей, эти рыбаки, бедное старое сумасшедшее существо в коттедже Маклбакита заставили его почувствовать себя таким бодрым, таким облегченным, что он ощутил возбуждение и торжество и не мог сдержать слез. Немного приподняв книгу, чтобы скрыть лицо, он позволил им упасть, покачал головой из стороны в сторону и забылся… полностью забыл о своих проблемах и неудачах, когда бедняга Стини тонул, а Маклбэкит страдал (это был Скотт в лучшем виде). и удивительное наслаждение и чувство бодрости, которое оно ему дало. В этом отрывке мистер Рэмзи переживает классическую модель катарсиса Аристотеля: опосредованно переживая трагедию в жизни литературных персонажей Стини и Маклбакита, он лучше справляется со своими эмоциями. Он выходит из чтения с чувством «облегчения… возбуждения и триумфа». вещах» Чинуа Ачебе разваливается Книга Чинуа Ачебе « вещей рушится» рассказывает историю Оконкво, лидера общины игбо в Умуофии в Нигерии. Оконкво, воплощающий ценности традиционного воина игбо, приходит в ярость, когда британские колонисты и христианские миссионеры начинают вмешиваться в образ жизни его общины. Поэтому, когда британский посыльный говорит Оконкво, что он и его люди должны распустить собрание, он в гневе убивает посланника. Увидев, что никто из других членов клана не поддержит его действия, Оконкво вешается. В следующем отрывке группа членов клана (включая хорошего друга Оконкво Обиерику) просит британского окружного комиссара помочь им перенести тело Оконкво для захоронения: «Почему вы сами не можете его снять?» он спросил. «Это против наших обычаев,» сказал один из мужчин. «Мерзость для человека лишить себя жизни. Это преступление против Земли, и человек, совершивший это, не будет похоронен соплеменниками. Его тело зло, и только чужие могут прикасаться к нему. почему мы просим ваших людей привести его, потому что вы чужие». «Вы его похороните, как любого другого мужчину?» — спросил комиссар. «Мы не можем его похоронить. Только незнакомцы могут. Мы заплатим вашим людям за это. Когда он будет похоронен, мы выполним свой долг перед ним. Мы принесем жертвы, чтобы очистить оскверненную землю.» Обиерика, который неотрывно смотрел на свисающее тело своего друга, вдруг повернулся к окружному комиссару и свирепо сказал: «Этот человек был одним из величайших людей в Умуофии. Вы довели его до самоубийства, и теперь он будет похоронен, как собака…» Больше он ничего не мог сказать. Его голос дрожал и заглушал его слова. Ачебе использовал форму классической греческой трагедии, чтобы рассказать историю падения Оконкво. После целой жизни почитания традиций своего сообщества Оконкво вынужден покончить с собой, что его сообщество считает серьезным преступлением. Однако смерть Оконкво также представляет собой своего рода триумф: хотя он не может спасти свою общину от посягательств британских колонистов, его самоубийство заставляет британцев соблюсти обычаи игбо, чтобы похоронить его, создавая момент справедливости и драматический катарсис в рассказ об утрате. Катарсис в литературе работает так же, как терапия в реальной жизни: давая читателям возможность испытать сильные эмоции на расстоянии, он позволяет им «выпустить все наружу». Катарсические произведения особенно хороши в том, что касается подавленных эмоций, то есть эмоций, которые читатель или зритель обычно не позволяет себе испытывать. Например, человек может быть не склонен плакать из-за собственного чувства горя, потому что игнорирование своей боли делает ее более управляемой, но если этот человек наблюдает, как персонаж фильма плачет на похоронах, он может неожиданно почувствовать себя тронутым. слезы. В этом смысле иногда чувствовать чужие чувства оказывается намного проще, чем чувствовать свои собственные, и катарсис может использовать этот факт, чтобы помочь людям испытать эмоциональное освобождение. Истинные сторонники драматического катарсиса (как его определил Аристотель) сказали бы, что переживание таких эмоций, как жалость или страх, в ответ на произведение искусства может даже помочь людям лучше справляться с этими эмоциями в реальной жизни. Некоторые писатели, такие как немецкий драматург Бертольт Брехт, менее оптимистично относятся к преимуществам катарсиса. Брехт был писателем двадцатого века и марксистом, который считал, что высшей целью театра является служить форумом для политических идей и вдохновлять зрителей на политические действия. Он считал, что произведения, призванные вызвать катарсис, были не чем иным, как дешевым, нетребовательным развлечением для масс, и что зрители теряют способность думать и судить самостоятельно, когда слишком эмоционально вовлекаются в пьесу. Катарсис в «
Какова функция катарсиса в литературе?