Почему арабы носят на голове особый платок. Раньше он был политическим символом и делался одним мастером в мире, а сейчас производит даже Китай

#мир #политика

Поделиться:

Дмитрий Проскурин

Образ шейха – это всегда белая туника и завязанный на голове платок. С туникой все просто: это тоба (в некоторых арабских странах ее называют кандурой и дишдашем), которая удобна из-за просторности. Белый цвет подходит в жару, но выполняет еще и символическую функцию: белый у арабов – цвет благородных людей.

Платок – это куфия. В разных арабских странах она отличается по расцветке и наличию ободка, но в поп-культуре куфия устоялась как красно-белый платок, который закреплен обручем.

Куфия – это путь в далекую историю и актуальную политику арабских стран. Из-за Палестины в России она также известна как арафатка

Куфия появилась в Месопотамии – в городе Эль-Куфа (сейчас это территория Ирака). Хлопковый платок подчеркивал статус знати, но быстро распространился в сухих и жарких странах. Ведь куфия защищает голову от песка и жары. И выполняет кучу других функций: используется как фильтр для воды, скатерть в походе, веревка для поднятия грузов.

Арабские народы через куфию подчеркивали свою идентичность или статус. Например, курды по-другому завязывают куфию, прикрывая лицо. А сеиды (потомки пророка Мухаммеда) носили темно-зеленую куфию.

Об этом традиционном платке мир заговорил в ХХ веке. В 30-х годах началось арабское восстание, и на тот момент куфия давно была общедоступной – в Палестине ее обычно носили сельские жители. Но именно в Палестине куфия стала главным символом сопротивления.

Радикальный лидер Палестины Ясир Арафат сделал куфию культовой в 60-х. Он придумал свою манеру ее носить: перекидывал платок через правое плечо, чтобы куфия напоминала треугольник и очертания территории Палестины, за независимость которой боролся Арафат. Дошло до того, что в русском языке вместо куфии чаще употреблялось слово «арафатка».

В Европе куфия стала символом протеста молодых студентов, которые поддерживали Палестину в конфликте с Израилем. Публицисты того времени даже писали, что европейцев с куфией на голове стало больше, чем палестинцев. А куфия – такой же символ юного бунтарства, как и плакат с Че Геварой.

В ХХ веке куфия закрепилась в европейской моде. И потеряла связь с политикой

В 2009 году немецкое издание Spiegel выпустило репортаж, как молодые арабы в Европе массово скупают куфии, которые стоят от 5 до 200 долларов. Старое поколение этим недовольно: в прошлом веке куфию носили боевики, а теперь ее возвели в культ молодые люди, которые даже не критикуют Израиль. В фейсбуке появлялись группы «Носите куфию осознанно, а не из-за моды».

Сейчас ношение куфии часто осуждается с этических позиций. Палестинский модельер Омар Насер-Кури говорит, что куфия символизирует «внесудебные казни, лишение собственности и угнетение», поэтому модельеры зря так легко используют этот платок – «без знания контекста это просто неуважительно и выглядит как эксплуатация».

И тут важно отметить, что куфия – не религиозный наряд. Один из частых запросов в гугле о куфие: «Можно ли ее носить и не оскорбить верующих?» Да, куфия разве что говорит о политических взглядах.

Но сейчас она теряет свой смысл из прошлого века – теперь ее ношение не про политическую борьбу, а просто модный аксессуар. В Европе ее массово продает магазин Cecilie Copenhagen: стоит от 90 до 240 евро. Самое любопытное, что куфию продает даже израильский бренд Dodo Bar Or, но иногда политические обострения из-за куфии случаются. Например, в 2007-м американский магазин снял ее с продажи после жалобы активиста из Израиля.

И куфия теперь производится в основном в Китае, хотя в начале 90-х был всего один палестинский производитель на весь мир: на 16 станках в день он делал 750 куфий в день.

 

Hirbawi

Сейчас осталось всего два станка, но его Ясир Хирбави говорит, что у него куфия на 100% из хлопка. Он считает важным сохранить единственную фабрику по производству куфий в Палестине.

Все фото: dpa, impact, Godong, imago stock&people, Keystone Press Agency / global look press

Дмитрий Проскурин

Дружит со Славоем Жижеком и Николой Влашичем.

Теперь про западную одежду

Особенности головного убора у арабов — РОО «Союз арабских студентов Республики Татарстан»

Каждый народ имеет свои головные уборы и самобытные костюмы. По ним можно определить и национальность, и религиозную принадлежность, и социальный статус.

Арабский головной убор всегда становился предметом споров в европейском обществе, особенно если это касалось женщин. Но и у мужчин с загадочного Востока, головной убор не менее привлекателен.

Описание мужского убора

Чаще всего мы видим, что мужчины-арабы носят на голове какую-то ткань. Так вот, мужские арабские головные уборы — это, в первую очередь, куфия, что означает платок или, как привыкли говорить в России, арафатка. Также ее называют шмаг, гутра или хатта.

Чаще всего куфию придерживает на голове икаль, игаль или эгалем. Это специальный обруч — жгут, который обматывают шерстью черного цвета, как правило, это либо козьей, либо овечьей.

Помимо гутры и игаля арабы носят тюбетейку. Эта маленькая шапочка надевается непосредственно на голову под саму куфию. Ее предназначение заключалось в предотвращении загрязнения платка. Также они нужны для совершения обязательной молитвы.

Фото: bmbfotos.com

Чаще всего арафатка изготавливается из чистого хлопка или шерсти. Это большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы. Он может быть белого цвета, в клеточку или полосатый.

Ранее арабский головной убор для мужчин был однотонным. Но после того как англичане добавили клетку, узор распространился почти на все арафатки.

Носится он по-разному. Кто-то повязывает его как тюрбан, а кто-то просто накидывает на голову, закрепляя обручем. Так же его носят на шее, повязывают на лицо, оставляя открытыми только глаза и т. д.

Свое название «арафатка» платок получил благодаря лидеру Палестины Ясиру Арафату. Именно на нем мировое общество постоянно наблюдало этот арабский головной убор. Примечательно, что носил он ее не с традиционной арабской одеждой, а с европейскими костюмами или военной формой.

Есть и еще один довольно известный, но не очень популярный арабский мужской головной убор — феска (тарбуш). Его носили в Марокко, Ливане и Сирии. Напоминает по форме перевернутый горшочек для посадки цветов. Изготавливается в красном цвете, с маленькой черной кисточкой.

Арафатка как мода

Актуальность ее в наши дни просто побивает все рекорды. В виде аксессуара она используется повсеместно во всем мире. Ее можно увидеть на шее как русского человека, так и любого европейца.

Это не только головной убор арабского шейха, но и шарф для девушек и мужчин других национальностей.

Его повязывают как обычный платок вокруг шеи. Или находят разнообразные способы, чтобы выделиться среди толпы. Арафатку носят и летом, и зимой. Только в летнее время это легкая, тонкая ткань, а в зимнее — более плотная, шерстяная.

Преимущественно основной цвет — белый, а клетка может быть красного, бордового, оливкового или черного цвета.

Религия или дань традиции

До сих пор много споров ведется по происхождению именно такого головного убора. Кто-то утверждает, что куфию должны носить все мусульмане, кто-то говорит, что данный убор просто отдает дань вековым традициям. На самом же деле, правда содержится в обоих предположениях.

По религии, мужская голова, как и женская, действительно должна быть покрыта. Особенно во время намаза. Но и традиции никто не отменял. С испокон веков арабы носили арафатку как защиту от солнца, песка и ветра.

Благодаря натуральным тканям, платок отлично защищает лицо и шею от высоких температур. Она очень быстро сохнет, если вдруг намокла.

Различие по социальному слою

По арабскому головному убору можно было легко определить, к какому социальному слою принадлежал человек. Богатый он или бедный и даже, из какого он района.

Описание женских головных уборов

 Но вот у женщин они куда разнообразней.

Хиджаб, что означает покрывало или занавес. По правилам, он должен покрывать волосы, лоб и шею. Сегодня хиджабы создают в огромном цветовом ассортименте. Украшают узорами, пайетками, камнями, бахромой.

Никаб. Дословно переводится, как маска. Закрывает полностью женское лицо. оставляя только глаза. Шьется в черном, коричневом или темно-синем цвете, без элементов декора.

Паранджа. Похожа на никаб в области лица, но длинная и с рукавами. Считается полноценной одеждой. Прорезь глаз также может закрываться тоненькой сеткой.

Химар. Своеобразная накидка на голову, которая покрывает и плечи, и руки, доходя до талии или ниже.

Аль-амира. Двойное изделие, которое очень удобно надевать, если сделать это нужно быстро. Сначала на волосы надевается маленькая шапочка, а сверху — готовый платок, выполненный из стрейчевой ткани, который легко растягивается. Расцветка может абсолютно любой.

Чалма или тюрбан. Ранее для создания чалмы или тюрбана требовалось более 5 метров ткани. Сейчас же продают готовые изделия, выполненные из любой материи и даже вязанные для зимнего периода.

Шейла. Обычный палантин любого качества и цвета. Обматывается вокруг головы, спускаясь на шею и плечи. Его так же повязывают поверх плотной шапочки, чтобы волосы не торчали из-под шали.

FB/RU

Кафия | Encyclopedia.com

Kaffiyeh используется для обозначения большой квадратной головной повязки, длинной прямоугольной головной повязки или шейного платка, который носят мужчины в арабском мире. Тот же термин используется для обозначения клетчатых красно-белых или черно-белых головных уборов и простых белых головных уборов. В арабских обществах используются все три цвета: простой белый, клетчатый красный и клетчатый черный. Поверх куфии мужчины кладут ленту или обруч из скрученного черного шнура из шелковой или хлопчатобумажной нити, известной как агал (по-арабски «укал»).

Головные уборы мужчин на арабском и исламском Востоке различаются по форме, использованию и терминологии. Арабские мужчины всех убеждений и вероисповеданий характерно покрывали голову задолго до ислама. Можно с уверенностью выделить три основных типа головных уборов для мужчин: традиционные светские, религиозные (исламские или христианские) и революционные или сопротивления. Эти виды относятся не только к различиям в форме и внешнем виде, но также в функции и значении.

Исторически сложилось так, что в этом регионе в отношении мужчин было столько же политики, что и в отношении женщин. Турция после падения османского режима и создания республиканского правительства ввела пошивочные меры, запрещающие традиционные мужские головные уборы и поощряющие западные головные уборы. После различных революций в арабском мире в 19 в.50-х и 1960-х годов, особенно египетской революции 1952 года под предводительством Гамеля Абдель-Насера, фески ( tarboush ), которые носили мужчины из городского среднего и высшего классов, которые вошли в портновские традиции с правлением османов и остались, выпали из услуга. Феска стала символом классовых, колониальных интервенционистских посланий, которые стремились устранить антикоролевские перевороты и революции. Многие мужчины, снявшие феску, после этого навсегда остались с непокрытой головой.

В 1970-х годах, когда началось исламское движение, городские мужчины из среднего класса и студенты колледжей, которые до этого носили джинсы и брюки в колледже и на работе, начали носить галлабийю ( jellabib ) и белая куфия (произносится как kufiyyah на египетском арабском языке). Этот новый внешний вид ознаменовал возрождение исламской идентичности и желаемое возвращение к формам внешности, которые были новаторски задуманы, особенно студенческой молодежью мужского и женского пола в городском Египте, как воспроизводящие исторически исламскую одежду. Движение продолжается по сей день и распространилось по всему арабскому миру.

Клетчатая куфия стала известна во всем мире после 1970-е как символ Палестины. Многие люди, особенно студенты, во всем мире, в том числе в Европе и Соединенных Штатах, продемонстрировали свою поддержку делу палестинцев, надев клетчатые куфии вместо шейных платков, которые вызывают образы палестинской молодежи. Президент Палестинской администрации, Организации освобождения Палестины (ООП), Ясир Арафат всегда носит военную форму с клетчатой ​​куфией в качестве головного убора, с треугольной складкой по центру над серединой лба. Эта складка характерна для палестинского стиля ношения куфии и встречается также в Сирии, Аравии и Персидском заливе.

Сплошная длинная прямоугольная белая куфия, которую носят плоско на голове и свисают с обеих сторон головы, как правило, носят набожные мусульмане или лица, занимающие религиозные руководящие должности. Этот стиль ношения куфии, распространенный во всем арабском мире, воспринимается как символ приверженности религиозным ценностям. Король Иордании и его хашимитские королевские люди обычно носят куфию и агал . Это свидетельствует о том, что король принадлежит к длинной линии хашимитских бедуинов, коренных жителей этого региона.

Подобно «вуали» или женскому головному убору, куфия не является фиксированным или статичным предметом одежды. Им можно манипулировать, чтобы покрыть голову или лицо. Таким образом, религиозный человек может использовать белую куфию, которую носят на голове, чтобы прикрыть часть своего лица, включая рот и нос, в определенных ситуациях, требующих символического разделения в пространстве, таких как разделение полов. Точно так же женщины-мусульманки в Индии, например, манипулируют своими головными уборами, чтобы частично прикрыть лицо в ситуациях, когда мужчины, являющиеся их родственниками, находятся поблизости. В случае с индийскими женщинами-мусульманками, манипулирование головным убором, чтобы частично скрыть лицо, сообщает об аффинальной дистанции родства, тогда как мужчина-мусульманин, манипулирующий головным убором, чтобы частично скрыть лицо, сообщает о гендерном разделении в публичном пространстве.

Внешне напоминающий куфию, ‘имама (тюрбан) представляет собой еще один вид мужского головного убора, который носят по-другому и делают из гораздо более длинного куска ткани (118 дюймов, или 3 метра, или длиннее), обернутого поверх головы. головой несколько раз. Сегодня он преимущественно белый, но черный ‘imama носили мужчины-члены недавно сформированной исламской общины в седьмом веке в Аравии. Этот маркер мужской арабской идентичности, восходящий еще до ислама, сохраняется и в начале 2000-х годов.

[Изображение недоступно по причинам авторского права]

В начале истории исламского сообщества форма головного убора отличала мусульман от немусульман. Хотя головной убор ‘imama был преимущественно мужским головным убором, его носили некоторые женщины в Египте, к ужасу религиозных авторитетов в тринадцатом веке. В то время как консервативные религиозные авторитеты не одобряют скрещивание полов в одежде, этнографические данные показывают, что граница между полами в арабских стилях одежды была подвижной, и, что более важно, разделение значения и функции головных уборов обоих полов часто концептуально укоренялось в культуре.

Точное происхождение куфии неизвестно. Ясно то, что набожные мусульмане носят его как светский головной убор для обозначения арабской идентичности, как символ националистической или революционной борьбы и как религиозный головной убор.

См. также Джеллаба; хиджаб; Джилбаб; тюрбан; Вуали .

Эль-Гинди, Фадва. Вуаль: скромность, конфиденциальность и сопротивление . Оксфорд: Берг, 1999.

Янг, Уильям С. Бедуины Рашаайда: арабские скотоводы Восточного Судана . Тематические исследования в культурной антропологии. Форт-Уэрт, Техас: Harcourt Brace College Publishers, 1996.

Fadwa El Guindi

Не просто клетчатый шарф

  • Модель Имаан Хаммам в новой рекламной кампании H&M и Mugler 
  • Модель Имаан Хаммам в новой рекламной кампании H&M и Mugler 
  • Король Саудовской Аравии и наследный принц пожертвовали 40 млн долларов на новую благотворительную жилищную кампанию
  • KSrelief раздает более 44 тонн продовольственной помощи по всему миру на Рамадан
  • Слова похвалы Роналду осыпают звездной пылью «конкурентную» Саудовскую профессиональную лигу
  • Катар продвигает туризм и культуру после чемпионата мира
  • Катар продвигает туризм и культуру после чемпионата мира Коллекция, вдохновленная столовыми приборами
  • РАЗБОР: ливанско-бразильский дизайнер Надин Гон обсуждает причудливую коллекцию, вдохновленную столовыми приборами0062

Не просто клетчатый шарф
/мода/новости/769871

1/4

2/4

3/4

4/4

Updated 04 July 2015

Ghazanfar Ali Khan

Follow @arabnews

Not just a checkered scarf

Updated 04 July 2015

Ghazanfar Ali Khan

Follow @arabnews

Страны Ближнего Востока могут меняться с точки зрения технологий и развития. Однако когда дело доходит до модных заявлений, эти страны, включая Саудовскую Аравию, ссылаются на традиционные и культурные тенденции, которые сегодня становятся все более популярными. Саудовцы и арабы — гордые и гостеприимные люди, и они должным образом гордятся соблюдением своего исторического дресс-кода.
Традиционный саудовский головной убор широко известен как гутра. Западные и азиатские посетители Королевства могут увидеть полчища саудовских мужчин и детей, одетых в гутру и игал. Многие считают, что его носят, чтобы уберечь от палящего солнца пустыни, а другие утверждают, что это вековая традиция, очень популярная среди саудовцев и арабов.
Одним из важных элементов ношения гутры является закрепление ее на голове. Часто можно увидеть, что даже когда саудовец идет быстро, его гутра никогда не спадает. Это игал, черный шнур, похожий на веревку, который удерживает гутру на месте.
Эти и многие другие вопросы, возникающие в связи с гхутрой, требуют некоторого пояснения. Мало кто знает, что нынешний фаворит королевства — красно-бело-клетчатая гутра — уходит своими корнями в далекую Европу. Некоторые могут не согласиться с этим. Считается, что он был завезен в древнюю Аравию, в то время как другие говорят, что он прибыл в Саудовскую Аравию всего несколько десятилетий назад.
Многие саудовские мужчины, даже дети, носят белую гутру с «Такейя» (также называемую «Куфья»), которую носят на голове под гутрой, и черный игал. Гутра представляет собой ткань квадратной формы, обычно сложенную треугольником. В давние времена, еще до появления ислама, покрытие головы в старой Аравии было частью мужского распорядка.
На первых известных изображениях Аравии были изображены люди, одетые в кусок цветной ткани с повязкой на макушке. Тогда еще не было стильных белых или красных головных уборов. «Сейчас это своего рода дань моде», — сказал Карим Аль-Отайби, местный торговец тканями.
На некоторых фотографиях, сделанных около 50 лет назад, изображены мужчины в белых гутрах. «Я никогда не видел своего отца или кого-либо из его поколения в клетчатой ​​красно-белой гутре», — сказал Салех Аль-Отайби, пожилой мужчина из Саудовской Аравии. Другими словами, красно-белая гутра была введена только около 50 лет назад. Он добавил, что новые цвета и дизайны гутр появились на рынке всего несколько лет назад.
Здесь следует отметить, что у арабов и саудовцев разные головные уборы для мужчин и женщин. У арабских мужчин большой выбор головных уборов. Их традиционные варианты головных уборов включают «калансува», «тюрбаны», «имама» и «куфия». Они варьируются от одной арабской страны к другой в регионе.
Сегодня большинство арабских мужчин носят куфию, также называемую шемаг. По сути, это традиционный квадратный хлопковый платок, который надевают на голову и закрепляют игалом. У разных племен, стран и даже районов есть свои традиционные цвета куфии.
В ОАЭ наиболее распространенным цветом куфии является белый, который носят с черным игалом. Простота куфии сделала ее международной тенденцией даже в таких городах, как Токио и Париж. Он стал популярным головным убором во всем мире.
Мужчины, приезжающие в арабские страны из-за рубежа, покупают эти головные уборы в качестве сувениров, чтобы увезти с собой на родину.
Головной убор саудовского мужчины состоит из маленькой белой шапочки, которая плотно удерживает гутру.
В Саудовской Аравии гутра доступна во всех формах и размерах. Если вы ищете гутру для повседневного использования, вам следует выбрать ее из хлопка. Однако мягкие и гибкие головные уборы в основном изготавливаются из шерсти. Другие используемые материалы — акрил и нейлон.
Цены на гутру в Королевстве варьируются от 10 до 100 саудовских риалов, в зависимости от их качества. Самые популярные бренды включают Nike, Mitchell & Ness, New Era, Starter и Jack & Jones.

Электронная почта: [email protected]

Follow @arabnews

Форма поиска

Поиск

Печатная версия

Читать pdf версию
Подпишитесь сейчас

© 2023 SAUDI RESEARCH & Publishing COMPANY, Все права защищены и подчиняются условиям Соглашения об использовании.